Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ В СЕЛЬСКОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

Харьковская Е.В. 1 Штанько Е.С. 1 Ефремова П.И. 1
1 ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры»
В статье идет речь о проблеме удовлетворенности сельской молодежи своим досугом. Авторы статьи акцентируют внимание на том, что проблема модернизации досуга молодежи на селе выступает в настоящее время как стратегическая задача общества. Подчеркивается, что одной из первостепенных задач современного сельского учреждения культуры является предоставление возможности творческого переосмысления и систематизации знаний и навыков современной молодежи. С целью выявления социокультурных потребностей молодых людей в сельской местности авторами статьи проведено анкетирование на базе Черноолешенского сельского клуба в селе Черный Олех и с. Осипова Лука, в ходе которого выяснилось, что молодежь чаще всего в свое свободное время занимается просмотром телевидения и использует сеть Интернет. Благодаря всемирной сети, на данный момент сельская молодежь практически ничем не отличается от молодежи города, которой, однако, доступно большее количество форм досуга. Таким образом, для того чтобы избежать оттока молодежи из села, Черноолешенский СК создает все условия для удовлетворения досуговых потребностей современной молодежи. Перспективная цель сельского учреждения культуры – предоставить возможность молодежи села пользоваться инновационными и передовыми формами досуга. В ходе исследования авторами разработан проект квест-комнаты «В мире книги» для активизации досуга молодежи. Реализация данного проекта обеспечила молодежь сельской социокультурной среды такой инновационной формой досуга, как квест-комната. Таким образом, применение квестов как инновационной формы организации досуга молодежи в социально-культурной деятельности учреждений культуры в настоящее время является актуальным. Квесты решают ряд социальных и психологических проблем и являются прекрасной интеллектуальной и развивающей игрой.
социально-культурная деятельность
квест-технология
молодежь
село
свободное время
культура
учреждения культуры
дома культуры
квест-комната
досуг
социокультурная среда
инновационные формы
1. Азарова Р.Н. Досуг современной молодежи // Внешкольник. 2015. № 10. С. 19–21.
2. Farreny J.A. Webquests and Blogs: Web-based Tool for EFL Teaching. [Electronic resource]. URL: http://www.apac.es/publications/documents / Webquest_weblog_paper.pdf (date of access: 27.08.2019).
3. Kaivola T., Salomaki T., Taina J. In quest for better understanding of student learning experiences. Procedia – Social and Behavioral Sciences 2016. № 46. Р. 8–12. DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.05.057.
4. Азарова Р.Н. Педагогическая модель организации досуга обучающейся молодежи // Педагогика. 2015. № 1. С. 27–32.
5. Колядина Ю.М. Сельская среда как фактор формирования нравственно-эстетической культуры подростков в современных условиях // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. Вып. 25. С. 70–73.
6. Чистякова К.В. Причины популярности квестов как формы досуга современных россиян // Человек в мире культуры. 2016. № 2. С. 148–150.
7. Лимощенко Л.С. Роль сельских учреждений культуры в патриотическом воспитании молодежи // Научные исследования и разработки студентов: материалы IX международной студенческой научно-практической конференции. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс, 2019. С. 45–47.
8. Харьковская Е.В., Посохова Н.В., Калашникова Н.Н. Актуализация духовно-нравственных ценностей молодежи в социально-культурной среде малых городов // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 2. С. 435–440.
9. Алексеева Н.Д. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности // Вектор науки ТГУ. 2015. № 1 (20). С. 14–17.
10. Безродных Т.В. Интерактивные технологии в вузе – технологии формирования социально-педагогической компетентности студента // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52–5. С. 58–65.
11. Каравка А.А. Урок-квест как педагогическая информационная технология и дидактическая игра, направленная на овладение определёнными компетенциями // Мир науки. 2015. № 3. С. 20–22.
12. Жаркова Л.С. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований. М.: МГУК, 2017. 110 с.
13. Niculescu R.M., Norel M. Religious education an important dimension of human’s education. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2013. № 93. P. 338–342.

В настоящее время проблема организации культурного досуга молодежи особенно остро стоит перед обществом, о ней много говорят взрослые и молодые. Если посмотреть, как большинство молодежи проводит свой досуг, то становится горько и грустно на душе. Досуг молодежи в современной жизни очень важен, в век нанотехнологий сложно привлечь внимание молодежи к чему-либо интересному.

Особенно остро стоит вопрос об организации досуга сельской молодежи. В сельской местности для молодежи досуг организуют в основном только сельские Дома культуры в рамках различных любительских объединений и кружков. Сельские Дома культуры в жизни сельской молодежи заменяют отсутствие театров, картинных галерей, кинотеатров, филармоний, концертных залов и других городских типов учреждений. Можно с уверенностью сказать, что сельские Дома культуры являются в настоящее время центрами досуга для молодежи в сельской культурной среде [1, c. 20].

Для того чтобы заинтересовать современную молодежь, необходимо включать в деятельность сельских учреждений культуры инновационные формы работы с данной категорией населения. Одной из инновационных форм организации досуга молодежи на селе может стать квест-технология, так как квесты способствуют воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества [2].

В настоящее время методика квест-игры все шире используется в сфере организации досуга, но чаще квесты используются в образовательной и туристической сфере. Поэтому применение квестов в социально-культурной сфере на данный момент времени является актуальной. Квесты решают ряд социальных и психологических проблем и являются прекрасной интеллектуальной и развивающей игрой [3].

Цель исследования: изучение квест-технологии как способа активизации досуга молодежи в сельской социокультурной среде и разработка квест-проекта «В мире книги».

Материалы и методы исследования

Методы исследования: теоретические – анализ научной, социологической, культурологической, педагогической и психологической литературы; эмпирические – наблюдение, сравнение, контент-анализ, анкетирование.

Во все времена предпочтительной формой досуга молодых людей является отдых и развлечения, изменения в образе жизни юношей и девушек проявляются и прослеживаются ярче всего в сфере отдыха и развлечений [4, c. 29].

Совершенно особая ситуация складывается в наше время в сельской местности. Сейчас особенно ярко стала проявляться тенденция оттока молодежи в город, что в недалеком будущем может повлиять на вымирание традиционной сельской жизни. Одной из первостепенных задач современного сельского учреждения культуры является предоставление возможности творческого переосмысления и систематизации знаний и навыков современной молодежи.

В этой связи работники культурно-досуговых учреждений в сельской местности должны учитывать специфику и особенности территории при организации мероприятий для молодежной аудитории.

Юноши и девушки сегодня сами избирают стиль жизни, поэтому инновационные формы работы в современном культурно-досуговом учреждении на селе должны удовлетворять потребности сельской молодежи в разнообразном досуге.

Структура досуга молодежной аудитории постоянно меняется и растет, и учреждения культурно-досугового типа должны подстраиваться под меняющиеся вкусы и досуговые предпочтения молодых людей. Основой такой работы должен стать дифференцированный подход к досугу молодежи, Учреждение культуры в сельской социокультурной среде является не только местом отдыха, но и центром просветительской и воспитательной деятельности. В арсенале менеджера социально-культурной деятельности существует множество технологий, помогающих в реализации этих задач [5, c. 73].

Одной из них является квест-технология. У молодежной аудитории в настоящее время, подростков среднего и старшего школьного возраста, появляется множество новых хобби и увлечений: компьютерные игры, приключенческие боевики, экшн-адвенчуры и другие жанровые спецификации. Поэтому использование таких жанров, пользующихся популярностью среди молодежи в современном культурно-досуговом учреждении, может позволить молодым людям не только приобретать положительные эмоции в процессе квест-игры, но и развивать их интеллектуальные способности. Кроме того, такие игры помогают сформировать культуру командного взаимодействия, развить навыки коммуникации и общения с другими игроками. Молодежь в процессе квест-игр самореализуется, раскрывает свой потенциал и профессиональное самоопределение [6, c. 151].

Таким образом, квест-технология может стать одним из основных способов активизации досуга молодежи в сельской социокультурной среде, так как на данном этапе пользуется популярностью у молодежи.

К сожалению, в настоящее время в большинстве сел и деревень нашей страны недостаточно внимания уделяется досугу молодежи. Особенно данная тенденция ярко проявляется в малонаселенных деревнях, где отсутствует обширная социокультурная работа. Для анализа социокультурной ситуации в селе в рамках исследования мы рассмотрели с. Черный Олех Курской области Суджанского района.

В с. Черный Олех численность населения составляет 285 человек, из них 30 % составляет молодежь в возрасте от 15 до 24 лет. Единственным центром культуры и досуга в данном населенном пункте является Черноолешенский сельский клуб, филиал МКУК «Воробжанский ЦСДК».

Черноолешенскиий сельский клуб осуществляет следующие основные виды деятельности:

1) организация и проведение культурно-массовых (культурно-досуговых и информационно-просветительских) и развлекательных мероприятий;

2) создание и организация работы творческих объединений и клубных формирований;

3) патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьников и молодежи.

Но, к сожалению, в данном учреждении культуры мало уделяется внимания инновационным формам работы с молодежью, поэтому организация квест-комнаты на литературную тематику будет являться одним из актуальных решений проблемы незаинтересованности молодежи в жизни сельского клуба.

В ходе исследования нами был проведён опрос среди населения с. Черный Олех, с целью выявления социокультурных потребностей молодых людей в сельской местности. В опросе приняло участие 100 человек. Анкетный опрос проводился на основе предварительно разработанной анкеты на тему «Выявление социокультурных потребностей молодежи в сельской местности».

Цель анкетного опроса: выявить социокультурные потребности молодежи в сельской социокультурной среде.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате анкетирования были получены следующие данные:

В с. Черный Олех проживает 285 человек. В том числе дети – 47 человек, молодежь – 73, взрослые – 94, пожилые – 71 (рис. 1).

Таким образом, из диаграммы видно, что доля молодежного населения с. Черный Олех составляет 26 % от общей доли населения. Это вторая по численности категория населения в с. Черный Олех, поэтому целесообразно уделять ей пристальное внимание со стороны работников учреждения культуры.

Согласно проведенному опросу среди молодежи, наиболее популярным способом свободного времяпровождения среди молодежи с. Черный Олех являются встречи с друзьями (30 %). От молодежи исходит желание общаться, проводить свое свободное время в кругу сверстников. Довольно большую долю свободного времени у молодежи занимает просмотр телепередач, видеофильмов и интернета (36 %). Одна из предпочтительных форм проведения досуга молодежи – отдых на природе, хобби (20 %). Отметили, что посещают театр и кино, только 10 % молодежи. Отдыхать, ничего не делая, предпочитает 4 % молодежи.

На вопрос «Откуда вы получаете необходимую вам информацию» были получены следующие ответы: основным информационным источником для большинства молодых людей с. Черный Олех является интернет (52 %). Это связано, прежде всего, с тем, что молодежь вне зависимости от места проживания, является активным пользователем сети Интернет.

Именно поэтому сельская молодежь, используя интернет, имеет такое же интеллектуальное и культурное развитие, как и городская молодежь. Из этого следует, что молодые люди сельской социокультурной среды также нуждаются в новых инновационных формах досуга, которые, к сожалению, редко используются в сельских культурно-досуговых учреждениях.

Второй по популярности источник получения информации в молодежной среде – телевидение (28 %). Получает информацию по радио, из газет, от друзей и знакомых 20 % всей молодежи. К сожалению, никто из респондентов не назвал в числе своего досуга чтение.

В настоящее время чтение постепенно перестает быть одним из самых главных средств усвоения духовных ценностей и знаний. Особенно эта ситуация проявляется среди молодежи, которые заменяют книги на социальные сети или телевидение [7, c. 47] (рис. 2).

В результате проведения данного опроса оказалось, что молодежь чаще всего в свое свободное время занимается просмотром телевидения и использует сеть Интернет. Благодаря всемирной сети, на данный момент сельская молодежь практически ничем не отличается от молодежи города, которой, однако, доступно большее количество форм досуга.

hark1.tif

Рис. 1. Демографическая ситуация в с. Черный Олех

hark2.wmf

Рис. 2. Результаты ответа на вопрос «Откуда вы получаете информацию?»

Таким образом, для того чтобы избежать оттока молодежи из села, Черноолешенский СК создает все условия для удовлетворения досуговых потребностей современной молодежи. Перспективная цель сельского учреждения культуры – предоставить возможность молодежи села пользоваться инновационными и передовыми формами досуга.

Одной из таких форм, популярных у молодежи в настоящее время, является квест-игра. При использовании данной технологии молодежь, несомненно, будет проявлять больший интерес к деятельности сельского клуба и посещать его с большей частотой.

Проблема активизации молодежи в сельской социокультурной среде имеет очень большое значение в наше время, так как все чаще наблюдается отток молодежи из села. Это происходит во многом потому, что в сельской местности молодым людям сложно себя реализовать, в деревнях и селах отсутствуют интересные и инновационные виды досуга, которыми так интересуется современная молодежь [8, c. 437].

К сожалению, в большинстве сел Суджанского района Курской области до сих пор ничего не делается, чтобы решить проблему незаинтересованности молодежи в социокультурной жизни своих населенных пунктов.

Исходя из этого, первоочередной задачей сельского учреждения культуры будет являться предоставление сельской молодежи возможности потреблять те же культурные продукты, что и молодым людям городской среды. Одной из таких инновационных форм досуга, которая пользуется большой популярностью среди молодежи, является квест [9, c. 16].

С целью повышения интереса молодежи к чтению нами был разработан проект квест-комнаты «В мире книги» по активизации досуга молодежи в сельской социокультурной среде.

В квест-комнате будут проводиться квесты на литературную тематику. Литературная тематика квестов будет способствовать интеллектуальному развитию сельской молодежи, которая, по результатам проведенного нами исследования, практически не читает книги, предпочитая получать информацию иными путями (интернет, телевидение).

Цель проекта: создание квест-комнаты.

Задачи проекта:

- обеспечить молодежь с. Черный Олех инновационной формой досуга;

- сделать квест-комнату доступной для жителей села;

- увеличить посещаемость сельского клуба молодежью;

- увеличить заинтересованность молодежи в литературе.

Квест-комната «В мире книги» будет являться филиалом МКУК «Воробжанский ЦСДК», что дает возможность использования помещения Черноолешенского сельского клуба.

Работа квест-комнаты «В мире книги» будет ориентирована на молодежь с. Черный Олех и близлежащие населенные пункты: д. Будище, д. Саморядово, с. Воробжа, с. Нижнемахово, а также с. Уланок, д. Белица и с. Щеголек. Квест-комната сможет стабилизировать ситуацию на досуговом рынке двух районов – Суджанского и Большесолдатского. Репертуарная политика квест-комнаты каждый месяц будет меняться, представляя различных русских писателей.

Основные виды деятельности, осуществляемые квест-комнатой «В мире книги»:

- организация и обеспечение квестов для молодежи с. Черный Олех и близлежащих сел;

- организация квестов для МКОУ «Воробжанская средняя общеобразовательная школа» по школьной программе;

- совместная работа с Черноолешенской библиотекой для увеличения популярности книг среди молодежи.

Следующий шаг в разработке проекта – это составление репертуарной политики. Каждая квест-комната будет оформлена загадками и головоломками о жизни писателя и его биографии, участникам необходимо догадаться, кто из русских писателей находился в этой комнате и чем занимался.

В ходе реализации проекта планируются встречи с деятелями культуры и искусств, небольшие лекционные материалы по тематике показа, мастер-классы, встречи с известными людьми Курской и белгородской областей и т.д.

Конкуренция в двух районах (Большесолдатском и Суджанском) отсутствует. Отсюда можно сделать вывод, что услуги квест-комнаты «В мире книги» будут востребованы на рынке культурно-досуговых услуг. Одними из главных преимуществ являются: место расположения квест-комнаты, а именно нахождение села на границе двух густонаселенных районов, конкретная направленность на определенного участника, а именно молодежь данных населенных пунктов:

- село Черный Олех;

- деревня Будище;

- деревня Саморядово;

- село Воробжа;

- село Нижнемахово;

- село Уланок;

- деревня Белица;

- село Щеголек.

Методы и формы работы, применяемые в проекте:

- имитационные и ролевые игры;

- элементы групповой дискуссии;

- беседа и объяснение;

- решения проблемных ситуаций;

- метод творческих преобразований;

- дизайн-мышление;

- латеральное мышление.

Данный проект поможет удовлетворить потребность в организации квестов и свободного времени молодежи, предоставляя им инновационные и востребованные формы досуга, привлечь большее число желающих участвовать в социокультурной жизни села.

Все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о том, что молодежь гораздо эффективнее развивает свои личные и лидерские качества в процессе прохождения квестов. Квест-игры вызывают у молодых людей неподдельный интерес, и знания, добытые в процессе практики, лучше усваиваются юношами и девушками [10, c. 60]. Именно поэтому такие инновационные технологии работы с молодежью, как квесты, оказывают положительное влияние на работу сельских учреждений культуры и население и являются эффективным методом работы в сельской социокультурной среде [11, c. 20].

Заключение

В современном мире одной из первостепенных задач сельского учреждения культуры является предоставление возможности творческого переосмысления и систематизации знаний и навыков современной молодежи. Учреждение культуры в сельской социокультурной среде является не только местом отдыха, но и центром просветительской и воспитательной деятельности [12]. В арсенале менеджера социально-культурной деятельности существует множество технологий, помогающих в реализации этих задач. Одной из них является квест-технология.

Таким образом, применение квестов как инновационной формы организации досуга молодежи в социально-культурной деятельности учреждений культуры в настоящее время является актуальной. Квесты решают ряд социальных и психологических проблем и являются прекрасной интеллектуальной и развивающей игрой [13]. Они помогают тренировать такие важные личностные качества, как активность, инициативность, силу воли, решительность и спокойствие в форс-мажорных обстоятельствах, стремление к успеху.


Библиографическая ссылка

Харьковская Е.В., Штанько Е.С., Ефремова П.И. КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ В СЕЛЬСКОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 10-1. – С. 197-202;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37723 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674