Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОГРАММА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Кочура А.С. 1 Матушанский Г.У. 1
1 ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет» Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
В статье представлен ретроспективный анализ возникновения и становления программы «Готов к труду и обороне» (ГТО) в Советском Союзе, а также процесс её возрождения в современной России. Анализируется динамика изменения структуры и содержания указанной программы в зависимости от социально-политической ситуации в стране и стратегических задач государства. Проводится сравнительный анализ аналогичных программ в ряде зарубежных стран: США, Германии, Австрии, Израиле. В большинстве зарубежных программ (например, «Cornell-University» в США, «Цофим» в Израиле) особое внимание уделяется формированию и развитию компетенций динамической активности, отвечающих за достижения качественного уровня жизни. Проведенный анализ показал, что развитие рассмотренных программ ГТО в Российской Федерации содействует эффективному применению физкультуры и спорта, укреплению здоровья, развитию личности, воспитанию молодежи. В выводах статьи отмечается, что физическая подготовка в целом оказывает содействие повышению эффективности высшего образования и обеспечению высокой трудоспособности будущего специалиста. Молодые люди, которые систематически занимаются физическими упражнениями, меньше болеют, быстрее адаптируются к обучению и производственным условиям, более целенаправленные и настойчивые в достижении поставленной цели.
программа «Готов к труду и обороне»
общая физическая подготовка
ретроспективный и сравнительный анализ
1. Королинская С.В., Измайлова Н.И., Аркуша А.А., Павленко Е.Е., Зелененко Н.А., Шушпанова Ю.В. Физическая культура и спорт в адаптации иностранных студентов к украинской системе образования: учеб. пособие Харьков: НФаУ, 2013. 109 с.
2. Шурыгина В.В., Гильманшина А.И., Чистякова Д.Г. Физкультурно-оздоровительный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) с позиций формирования и укрепления здоровья школьников // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19499 (дата обращения: 29.06.2019).
3. Володько Е.Г. Программа ГТО и её необходимость введения в высших учебных заведениях // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5 (44). [Электронный ресурс]. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(44).pdf (дата обращения: 29.06.2019).
4. История ГТО // Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». [Электронный ресурс]. URL: https://gto.ru/history (дата обращения: 29.06.2019).
5. Положение о всероссийском физкультурно-спортивном комплексе ГТО Распоряжение Правительства от 15 декабря 2014 года №2538-р [Электронный ресурс]. URL: http://www.gto-normy.ru/polozhenie-o-vserossijskom-fizkulturno-sportivnom-kompleks-gto (дата обращения: 29.06.2019).
6. Кочеткова Т.Н., Лукин Ю.Л., Семенов В.И., Казанцев Е.М., Колланг Е.Р., Новиков В.А., Кутугина В.И., Мурадян Н.Г. Физическая подготовка студенческой молодежи в контексте новых требований комплекса «Готов к труду и обороне»: учеб. пособие. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2016. 124 с.
7. Дугнист П.Я., Колпакова Е.М., Романова Е.В., Назаров О.О. Роль и значение ГТО в современном обществе // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2015. № 1. С. 11–24.
8. Адамский Н.В. Ориентиры развития физкультурного образования в США // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2006. № 22. С. 5–8.
9. Данилов А.В., Новикова В.Н. История возникновения и развития комплекса ГТО // Физическая культура и спорт Верхневолжья. 2016. № 9. С. 6–21.
10. Шумилин И.В. От норм ГТО к Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2014. № 3. С. 54–60.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современном мире человеку предъявляются большие требования, которые он должен реализовать. Это связано утверждением, что для успешности человека в профессиональной, социальной или личной жизни главным фактором является его физическое и психическое здоровье, в значительной мере формируемое посредством физической культуры и спорта [1].

Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс формирования и улучшения двигательных физических качеств, направленный на полное физическое развитие человека, которое способствует лучшей адаптации организма к изменяющимся условиям окружающей среды.

Профессионально-прикладной физической подготовкой (ППФП) – называют специальную физическую подготовку и психофизическую подготовку к профессиональной деятельности. Занятия по ППФП студентов вузов проводятся в разных формах: обязательные в соответствии с учебным расписанием – теоретические и практические; в свободное внеучебное время – в форме самостоятельных занятий физическими упражнениями, тренировок в разных спортивных секциях, участия в спортивных соревнованиях, в оздоровительных или спортивно-массовых мероприятиях. Учебной программой по физическому воспитанию для каждого курса предусматривается проведение теоретических занятий по обязательным темам [2].

ОФП и ППФП крепко связаны с программой физкультурной подготовки «Готов к труду и обороне» (ГТО), которая изначально была направлена по поддержание патриотического воспитания молодого поколения [3]. Следовательно, реализация программы ГТО способствует развитию общей и профессионально прикладной физической подготовки студентов высших учебных заведений.

Цель исследования: проведение анализа динамики изменения структуры и содержания программы ГТО в зависимости от социально-политической ситуации в стране и стратегических задач государства, а также проведение сравнительного анализа аналогичных программ в ряде зарубежных стран.

Материалы и методы исследования

В статье используются методы ретроспективного анализа для оценки становления и развития программы ГТО в советский и постсоветский периоды. Метод сравнительного анализа используется для сравнения структуры и содержания отечественной программы ГТО с аналогичными ряда зарубежных стран.

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящей статье мы приведем некий ретроспективный анализ становления и развития программы ГТО в нашей стране в советский, и постсоветский периоды, представленный в таблице.

Ретроспективный анализ становления и развития программы ГТО в советский и постсоветский периоды

п/п

Год

Документ

Изменение в ГТО

1

1930

Статья в газете «Комсомольская правда», где предлагалось организовать всесоюзные испытания с целью получения значка «Готов к труду и обороне» (ГТО) [4]

 

2

1931

По поручению Всесоюзного совета физической культуры при ЦИК СССР разработан и утвержден проект программы ГТО

Программа состояла из первой части: 1) «Будь готов к труду и обороне СССР». (БГТО), содержащей четыре ступени для учащихся 1–8 классов, и второй части ГТО, содержащей возрастные ступени для более старшей группы населения.

Программа содержала двадцать одно испытание, шесть из которых носили теоретический и пятнадцать практический характер. Теоретические испытания содержали значения, посвященные военной тематике, первой медицинской помощи, физкультурным достижениям и физкультурному самоконтролю. Практические испытания содержали: езду на тракторе или мотоцикле, велосипеде или лошади; беге спортивном, в противогазе или на лыжах; плавание, гребля и прыжки в длину; подтягивание, поднимание патронного ящика и метание гранаты [4]

3

1959

Изменения в комплекс ГТО по органичному сочетанию программы в школах и средних специальных и высших учебных заведений

Программа БГТО (для школьников 14–15 лет); ГТО первой ступени (для юношей и девушек 16–18 лет); ГТО второй степени (для молодежи 19 лет и старше) [4]

4

2014

Возрождение системы ГТО в Указе Президента РФ № 172 от 24.03.2014, Постановление Правительства РФ № 540 от 11.06.2014 и Распоряжение Правительства РФ № 1165-р от 30.06.2014

Комплекс ГТО в настоящее время состоит из 11-ти ступеней: 6–8 лет (1 ступень); 9–10 лет (2 ступень); 11–12 лет (3 ступень); 13–15 лет (4 ступень); 16–17 лет (5 ступень); 18–29 лет (6 ступень); 30–39 лет (7 ступень); 40–49 лет (8 ступень); 50–59 лет (9 ступень); 60–69 лет (10 ступень); 70 лет и старше (11 ступень) [5]

В последней редакции для всех ступеней определены виды испытания и нормативы при получении в первых семи из них золотого, серебряного или бронзового знака и без вручения знака в оставшихся четырех ступенях. Люди со спортивными знаниями и спортивными разрядами не ниже второго юношеского и выполнившие нормативы Комплекса в соответствии с серебряным знаком, награждаются золотым знаком отличия [5].

В настоящее время требования по оценке уровня знаний и умений в рассматриваемой сфере включают контроль знаний и умений по разделам:

– влияние физкультурных занятий на улучшение здоровья, физической и умственной работоспособности;

– основной инструментарий оценки физического состояния вследствие занятий физической культурой и спортом и физкультурно-оздоровительным системам;

– гигиена занятий на спортивных и физкультурных мероприятиях;

– ретроспективный анализ формирования и развития физической культуры и спорта;

– основы теории и методики самостоятельных занятий;

– овладение навыками и практическими умениями, овладение практическими навыками и умениями в различных видах спортивной и физкультурной деятельности [6].

При сравнении современного комплекса ГТО и советского четко видны отличия. К примеру, из новой версии исключили: метание учебной гранаты, толкание ядра и, бег на коньках, велосипедный кросс, лазание по канату. Из остальных видов следует выделить подтягивание, отжимание, туристический поход 5–15 км, преодоление препятствий, прыжки с места и в длину с разбега. В программе сохранилась стрельба, вместо малокалиберной из пневматической винтовки. Метание мячом для большого тенниса теперь производится на точность. Результат оценивается исходя из возраста участника. Среди норм ГТО появились и новые, которых не было в традиционной версии СССР. Это: наклоны вперед, рывок гири массой 16 кг, челночный бег. В общем, можно отметить, что современная программа ГТО стала более насыщенной теоретически, содержит меньше военизированных и больше общефизических видов подготовки [7].

Для сравнения рассмотрим краткие характеристики некоторых программ общей и специальной физической подготовки в ряде зарубежных стран. В частности, североамериканская система образования несмотря на значительные отличия от российской системы может стать важным источником информации при модернизации отечественного физкультурного образования. Национальная ассоциация спорта и физического образования США для обеспечения эффективного физкультурного образования разработала стандарты, исходя из требований который учащийся должен:

1. Для достижения высокого качества жизни проявлять компетентность в динамической активности.

2. Принимать постоянное участие в физкультурных и спортивных мероприятиях.

3. Во время учебно-тренировочных и спортивных мероприятий вести себя организованно, уважая себя и других.

4. Понимать ценности физической культуры и спорта для поддержки здоровья, реализации социального взаимодействия [8].

В США наиболее близким к ГТО является «спортивное самосовершенствование» скаутов, достижения в котором присваиваются по самым разным дисциплинам: от лёгкой атлетики до спортивного туризма. При этом, в зависимости от принадлежности к тому или иному скаутскому течению, нормативы, а также отражение их успешного выполнения (узлы, нашивки и т.д.) могут разниться [8].

В высших государственных университетах, таких как «Cornell-University», студентам преподают и теоретические занятия, и практические дисциплины по физической культуре. На теоретических занятиях ученики узнают о правильном питании, о правильном занятии спортом самостоятельно и на тренажерах. Очень популярны среди студентов в США бег трусцой, американский футбол и аэробика. В большинстве университетов образованы кафедры физического воспитания, проводящие занятия по теоретическим практическим дисциплинам, и отделы массового спорта и рекреации, осуществляющие подготовку сборных команд и участия в межвузовских соревнованиях [8].

Нормативы, аналогичные ГТО, действуют в рамках Скаутского движения в ряде стран. Например, в Германии действует спортивный значок sportabzeichen, который появился 100 лет назад. В Австрии функционирует значок ÖSTA – das Abzeichen2, созданный в 1920 г. В настоящие время существуют девять его разновидностей для базового и повышенного уровня и по каждому из них – бронзовые, серебряные и золотые значки.

Австрийские нормативы значительно проще, чем российские и германские. В Израиле общественное движение «Цофим», занимается пропагандой занятий спортом и поддержкой здорового образа жизни. Оно организует специальные проекты, охватывающие почти все области деятельности молодежи, причем участники проектов проходят системную организационную подготовку. Оно охватывает почти все сферы деятельности молодёжи и подразделяется на специальные проекты. Единственным существенным различием является то, что в Израиле те, кто их хочет выполнить, проходят организационную и системную подготовку [8].

Комплекс ГТО в настоящие время постоянно развивается и реализует нижеперечисленные цели и задачи:

– повышение эффективности физкультуры и спорта при улучшении здоровья, гармоничного развития, патриотического воспитания личности;

– увеличение доли населения, постоянного занимающихся физкультурой и спортом;

– повышение продолжительности жизни населения и ее качества;

– повышение уровня знаний населения о формах, методах и средствах воспитания самостоятельных теоретических и практических занятий в области общей и специальной физической подготовки [9].

Комплекс ГТО должен стать важной составляющей физической подготовки населения. Для каждой социальной группы разрабатываются разные системы мотивации:

– поощрение и награждение активных организаторов и участников Комплекса;

– проведение конкурсов среди регионов страны, муниципалитетов, ведомств и учреждений на лучшее внедрение Комплекса;

– создание бренда с атрибутикой ГТО: браслеты, сувениры, электронные карты, отличительные знаки, технические средства, экипировку, полиграфическую продукцию и др.;

– материальное и моральное стимулирование граждан при успешном выполнении норм ГТО, а также предоставление льгот при посещении спортивных залов, бассейнов, фитнес-клубов и других подобных спортивных объектов;

– использование спортивных объектов при проведении соревнований комплекса ГТО по льготным ценам;

– повышение стипендии студентам, отличившимся в организации мероприятий и выполнении норм ГТО;

– учет сведений о личных достижениях граждан и результатах выполнения норм ГТО при поступлении на обучение в учреждения среднего профессионального и высшего образования;

– различные мастер-классы и тренировки, выполнение норм Комплекса ГТО с привлечением звезд спорта [10].

Заключение

Таким образом, проведенный анализ показал, что физическая подготовка оказывает содействие повышению эффективности высшего образования и обеспечению высокой трудоспособности будущего специалиста. Молодые люди, которые систематически занимаются физическими упражнениями, меньше болеют, быстрее адаптируются к обучению и производственным условиям, более целенаправленные и настойчивые в достижении поставленной цели.


Библиографическая ссылка

Кочура А.С., Матушанский Г.У. ПРОГРАММА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 8. – С. 128-131;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37643 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674