Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ ГРАЖДАНИНА-ПАТРИОТА СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ

Савченко Е.А. 1 Илюшина О.В. 1
1 Московский государственный областной университет
В статье раскрывается содержание понятий: «технологии», «педагогические технологии», «проектная деятельность». Обоснованы принципы педагогических технологий, функции, структурные компоненты. Авторы акцентируют внимание на технологии проектного обучения, предложен опыт работы по реализации данной технологии в современном вузе. Указаны основные признаки педагогических технологий. Приведены конкретные методы, принципы, формы работы со студентами – будущими дизайнерами по формированию качеств личности гражданина-патриота. Авторы в качестве примера приводят проект «Россия – родина моя», направленный на воспитание гражданина-патриота и субъекта культуры в целом. Предложены цели, задачи, этапы работы, ожидаемые результаты по данному проекту. В статье авторы предлагают программу по сохранению культурно-исторического наследия, активизирующую формирование качеств гражданина-патриота студентов – будущих дизайнеров. Программа включает такие основные мероприятия, как конкурсы творческих работ в области графики, рисунка, живописи, композиции; конференции, круглые столы, экскурсии, кураторские часы, лекторий, праздники, встречи с интересными людьми и др. Раскрыты особенности межсубъектных отношений, определены и охарактеризованы позиции субъекта-педагога и субьекта-студента. Охарактеризованы взаимоотношения в ходе проектной деятельности, основывающиеся на соборности, со-трудничестве, со-творчестве, со-бытии.
технология
педагогические технологии
технология проектной деятельности
гражданин-патриот
личность студента
принципы педагогических технологий
функции технологий
проектное обучение
признаки педагогических технологий
межсубъектные отношения
1. Дроздов К.В., Зобков А.В., Маслова Е.Н., Плаксина И.В. Воспитательное пространство вуза как условие формирования социально-личностных компетенций студентов гуманитарных факультетов: монография. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2012. 264 с.
2. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М.: Просвещение, 2010. 107 с.
3. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2005. 368 с.
4. Компанейцева Г.А. Проектный подход: понятие, принципы, факторы эффективности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 17. С. 363–368.
5. Савченко Е.А., Илюшина О.В. Духовно-нравственное воспитание, образование и культура: научно-методические и практические материалы (из опыта воспитательной работы и образовательной деятельности СПФ МГГУ им. М.А. Шолохова). Ярославль: Изд-во «Канцлер», 2015. 294 с.

В современной социокультурной ситуации особое значение приобретает технологический подход к образовательному процессу в вузе. Данный подход направлен на построение учебного процесса с учетом современных информационных технологий. В настоящее время актуальность приобретают компьютерные технологии в сфере воспитания. Термин «технология» – (греч. techne- «умения», «мастерство», «искусство» и logos – «учение», «наука») обозначает науку о мастерстве. Сам термин заимствован из производственной сферы, базируется на социальной психологии, кибернетике и управлении. Технология определяется как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве и искусстве.

Цель исследования: обоснование технологии проектного обучения, способствующей формированию качеств гражданина-патриота студентов – будущих дизайнеров. В ходе достижения цели нами решалась исследовательская задача: активизация формирования качеств гражданина-патриота у студентов – будущих дизайнеров средствами проектной деятельности в современном вузе.

Материалы и методы исследования

В ходе исследовательской работы нами были реализованы следующие методы: эмпирического познания (наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности); методы теоретического исследования и др. Анализ педагогических исследований показал, что массовое внедрение педагогических технологий приходится на середину 1950-х гг. К наиболее известным зарубежным авторам современных педагогических технологий можно отнести Дж. Кэролла, Б. Блума, Д. Брунера, Д. Хамблина, Г. Гейса, В. Коскарелли и др.; в отечественной теории и практике большой вклад внесли Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, П.Я. Гальперин, М.В. Кларин, А.А. Матюшкин, М.И. Махмутов, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина и др.

Научная новизна. На технологическом, нормативном, процедурном уровнях решена задача формирования качеств гражданина-патриота студентов – будущих дизайнеров в образовательном процессе вуза. Обоснована одна из педагогических технологий – технология проектного обучения, способствующая формированию качеств гражданина-патриота студентов – будущих дизайнеров.

Термин «педагогическая технология» в первоначальном смысле был связан с использованием в педагогических целях технических достижений в сфере коммуникаций. В современном понимании педагогическая технология рассматривается как систематический метод планирования с целью управления образовательным процессом в целом и воспитания в частности. Данный метод связан с применением, оцениванием и проверкой эффективности форм, методов, средств, оценки текущих результатов, коррекционных мероприятий [1].

В современной педагогической практике педагогические технологии могут рассматриваться как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. Е.О. Иванова указывает, что к характерным особенностям педагогических технологий относятся:

– основная идея, то есть определенная методологическая, философская позиция;

– четкая последовательность педагогических действий, операций, коммуникаций в соответствии с целевыми установками, конкретным ожидаемым результатом;

– педагогическое взаимодействие преподавателя со студентами;

– воспроизводство педагогом элементов педагогической технологии, направлено на достижение планируемых результатов (государственного стандарта);

– диагностический инструментарий, содержащий критерии, показатели измерения исследуемого объекта [2].

Важнейшей особенностью педагогических технологий выступает целеполагание, которое позволяет педагогу диагностировать свою деятельность и деятельность студентов, вносить коррективы в образовательный процесс. Основными функциями педагогических технологий являются следующие:

– гуманистическая, развивающая функция (реализация целей, создание условий и др.);

– методологическая функция (общая стратегическая направленность);

– функция проектирования и конструирования (планирование образовательных ситуаций, деятельности и др.).

К принципам реализации педагогических технологий относят:

– принцип целостности технологии (закономерности развития, инновационность, структура, взаимодействие);

– принцип вариативно-личностной организации обучения (адаптивность, влияние на учебную деятельность);

– принцип фундаментализации и профессиональной направленности технологии (формирование и развитие профессиональных качеств личности студента);

– принцип информационной поддержки технологичности обучения и воспитания (применение информационной компьютерной техники) и др.

Структурными компонентами педагогических технологий являются: цели; содержание; средства педагогического взаимодействия; субъекты; результат деятельности [3].

В современной педагогической практике реализуются различные педагогические технологии. Обратимся к одной из них – технологии проектного обучения. Проект – прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния; самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее полного воплощения. Под проектированием понимается процесс разработки реальных или условных проектов преобразований в образовательном процессе.

Обратимся к проектной деятельности, как интегративному творческому виду деятельности по созданию товаров и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной и имеющих личную или общественную значимость. Данная технология рассматривается как гибкая модель организации образовательной деятельности. Она ориентирована на творческую самореализацию личности студентов, активизацию интеллектуальных и физических способностей, волевых качеств и творческого подхода к делу. К основным этапам работы над проектом можно отнести следующие:

– исследовательский этап, который включает в себя поиск проблем, выбор и обоснование, анализ, разработку проекта;

– технологический этап, подразумевающий выполнение технологических операций, сборку изделий и др.;

– заключительный этап, на котором осуществляется контроль и испытания изделий, маркетинговое исследование, подведение итогов, защита проекта.

Технологию проектного обучения мы реализуем в образовательном процессе вуза как совокупность наиболее оптимального содержания, форм, методов, средств в образовательной деятельности по решению конкретных задач: формированию качеств личности гражданина-патриота студента – будущего дизайнера. Ключевые составляющие технологий: методы, приемы, средства, формы [4].

В реализации технологии проектного обучения в современном вузе можно выделить следующие методы и приемы: убеждение, отождествление, пример, сопоставление, сравнение, анализ, оценка и самооценка, рефлексия, создание воспитывающих ситуаций и др. Средствами данной технологии являются деятельность, общение, отношения, искусство, литература, философия, наука, культура, религия, традиции, СМИ и др.

По мнению авторов статьи, наиболее эффективными формами работы со студентами – будущими дизайнерами являются: беседы («Жизнь великих людей», «Учитесь властвовать собой», «Человек и феномены его бытия» и др.), эссе («Шаг в профессию», «Я – дизайнер XXI века», «Мой идеал специалиста – дизайнера» и др.), открытый микрофон («Мой идеал», «У каждого свой смысл жизни»), диалоги-размышления («Счастье и смысл жизни», «Цена и ценность», «Лик – лицо – личина», «Свобода и долг», «Отечество любимое мое», «Общечеловеческие ценности и мир моих ценностей»), лекторий («Человек», «Что есть духовная жизнь?» и др.), экскурсии (архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник и др.), паломничества (по монастырям, основанным св. преп. Сергием Радонежским и его учениками и др.), поисковые краеведческие мероприятия («Тропой преподобного Сергия», «Святые источники Сергиево-Посадского района» и др.); круглые столы («Образование – Культура – Духовность», «Образ преподобного Сергия Радонежского в искусстве»; конференции («Духовно-нравственное воспитание в семье», «Образовательное пространство – пространство культуры» и др.).

Обратимся к опыту проектной деятельности студентов в современном вузе. Так, студентам Московского государственного гуманитарного университета (МГГУ) им. М.А. Шолохова и Московского государственного областного университета (МГОУ) предлагалась тематика проектов, которые они разрабатывали в течение учебного года. Наиболее содержательные проекты были рекомендованы на ежегодный конкурс премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье».

Так, проект «Россия – Родина моя» по сохранению культурно-исторического наследия не только обогатил и расширил знания студентов, но и содействовал формированию качеств гражданина-патриота. Проект выполнялся на материале культурно-исторического наследия г. Сергиев Посад Московской области.

Сохранение культурного и исторического наследия Московской области является актуальной задачей. Культурно-историческое наследие – эта та почва, на которой произрастает Человек, в которой черпает корни духовности, нравственности, патриотизма, гражданственности.

Задачи проекта:

– вовлечение студентов – будущих дизайнеров в исследовательскую краеведческую деятельность;

– стимулирование самопознания, самоопределения, формирования качеств личности студента – будущего дизайнера;

– формирование гражданской, нравственной, эстетической культуры студентов;

– развитие творчества студентов в проектной деятельности и др.

Проекты разрабатывались по следующим этапам:

1. Организационный (выбор темы проекта, постановка цели и задач, поиск путей решения проблемы, организация работы Совета дела (из числа студентов).

2. Деятельностный (деятельность Совета дела по реализации проекта, размещение информации на сайте университета, внедрение программы).

3. Итоговый (разработка рекомендаций, защита проекта, подведение итогов, награждение).

Ожидаемые результаты от разработки проектов по сохранению культурно-исторического наследия г. Сергиев Посад Московской области:

– обогащение системы гражданско-патриотического, духовно-нравственного, профессионального, эстетического воспитания студентов – будущих дизайнеров;

– рост ценностного сознания молодого поколения, формирование гражданской активности, долга, чувства патриотизма, ответственности студентов – будущих дизайнеров;

– развитие мотивации к изучению, сохранению, популяризации и развитию культурно-исторического наследия и др.

Программа по сохранению культурно-исторического наследия г. Сергиев Посад, Московской области включает следующие мероприятия:

– ежегодный конкурс творческих работ в области графики, рисунка, живописи «Образ преподобного Сергия Радонежского»;

– традиционный круглый стол «Образ преподобного Сергия Радонежского в искусстве»;

– цикл экскурсий в музей-заповедник Троице Сергиевой Лавры;

– кураторские часы «Святые вожди земли Русской»;

– традиционные встречи со студентами и преподавателями Московской Духовной семинарии и академии;

– защита тем выпускных квалификационных работ по проблеме сохранения, изучения и популяризации культурно-исторического наследия Московской области и др. [5, с. 145–156].

В ходе разработки проектов важную роль играют межсубъектные отношения, позиции субъекта-педагога и субъекта-студента. Позиция субъекта-педагога:

- гражданская ответственность и социальная активность;

- любовь к окружающим людям, потребность и способность дарить им внимание, заботу, любовь;

- интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

- профессионализм, творческий подход к научно-педагогической деятельности, готовность к созданию новых ценностей и принятию педагогических решений;

- стремление к постоянному самообразованию и готовность к нему.

Позиция субьекта-студента:

- обеспечение свободы выбора источников гражданско-патриотического воспитания;

- самостоятельность в определении и углубленном изучении литературы по проблеме сохранения культурно-исторического наследия;

- интеллектуальная независимость, самовыражение личности;

- формирование гражданско-патриотических качеств личности студента в процессе самовоспитания;

- воспитание активной гражданской позиции;

- самоорганизация в познавательной деятельности.

Взаимоотношения в ходе проектной деятельности основываются на соборности, со-трудничестве, со-творчестве, со-бытии [5, с. 39–40].

Соборность – это взаимное духовное, душевное обогащение, происходящее в разнообразных формах общения, взаимодействия, самоуправления субъектов. Со-трудничество – это совместное напряжение, совместный труд участников проектной деятельности, в которой со-трудничество (совместный труд) восходит к со-творчеству (совместному творчеству) в создании духовных, гражданских, патриотических, эстетических и других ценностей. Со-бытие – совместное бытие педагогов и студентов, содействующее профессиональному и личностному обогащению педагогов и студентов.

Результаты исследования и их обсуждение

Проекты студентов были рекомендованы на конкурсы различного уровня (внутривузовского, регионального и федерального значения). Результаты исследования опубликованы в книге авторов [5].

Технология проектного обучения выступает эффективным средством формирования качеств гражданина-патриота у студентов – будущих дизайнеров, о чем свидетельствует позитивная динамика сформированности уровней качеств гражданина-патриота у студентов.

Заключение

Таким образом, разработка студентами – будущими дизайнерами проектов содействует не только формированию гражданско-патриотических качеств личности студента, но и воспитанию субъекта культуры в целом. Технология проектного обучения, а также другие педагогические технологии выступают важнейшим средством формирования будущего специалиста. При этом культурно-историческое наследие является содержательной основой, способствующей интеллектуальному развитию, обогащению духовно-нравственного мира, формированию качеств Человека – Гражданина – Патриота.


Библиографическая ссылка

Савченко Е.А., Илюшина О.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ ГРАЖДАНИНА-ПАТРИОТА СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 7. – С. 215-218;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37616 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674