Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РАЗВИТИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ

Пермяков М.Б. 1 Краснова Т.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Статья посвящена 85-летию Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. В статье осуществлена попытка рассмотрения через призму ретроспективы пути развития строительного образования на Южном Урале в контексте общероссийских тенденций. В качестве примера выбран город Магнитогорск – один из крупнейших городов Южного Урала. Авторами определены основные вехи становления строительного образования в г. Магнитогорске, собран материал по истории, рассмотрены основные проблемы и пути решения, принимаемые руководством города и страны в целом, повлиявшие на ход развития строительного образования. Систематизирован материал, раскрывающий специфику временных этапов развития строительной образовательной сферы Южного Урала. Осуществлен контрольный срез результатов сегодняшнего дня. В основу исследования лег период начала ХХ в. до наших дней. В статье представлены персоналии и управленческие структуры, проявившие себя в контексте истории развития строительного образования. Сделанные авторами выводы показывают глобальные процессы, видоизменившие и обогатившие понимание профессиональной сферы технического образования, сделавшие его более многогранным, включившим в себя яркие гуманитарные вкрапления. Развитие технической эстетики и эргономики в сфере строительного образования – наглядное тому подтверждение.
строительное образование
техническое образование
Южный Урал
Магнитогорск
история
строительная отрасль
1. Пантелеева Т.Л. История строительного образования: первые выпускники московских строительных училищ // Строительство: наука и образование. 2015. № 3. Ст. 5. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nso-journal.ru/index.php/sno/pages/view/03-2015 (дата обращения: 20.03.2019).
2. Филатов В.В. История Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова: 1930-е годы: монография. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2015. 261 с.
3. Уральский индустриальный институт производит приём заявлений // Газета «Магнитогорский рабочий». 1934. 4 августа. № 177 (1377). С. 4.
4. Пермяков М.Б., Чернышева Э.П. Архитектурно-строительному факультету Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова – 70 лет // Жилищное строительство. 2012. № 5. С. 2–3.
5. Пермяков М.Б., Чернышова Э.П., Чикота С.И., Гаркави М.С., Шенцова О.М., Кришан А.Л., Голяк С.А., Кобельков Г.В., Ульчицкий О.А.. Архитектурно-строительный факультет: 1942–2012 гг.: монография. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. ун-та им. Г.И. Носова, 2012. 102 с.
6. Воронин К.М., Гаркави М.С., Пермяков М.Б., Кришан А.Л., Матвеев В.Г., Федосихин В.С., Чикота С.И., Голяк С.А. Научные исследования, инновации в строительстве и инженерных коммуникациях в третьем тысячелетии // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2009. № 2. С. 49–50.
7. Чукин М.В., Колокольцев В.М., Гун Г.С., Салганик  В.М., Платов С.И. Научная деятельность ГОУ ВПО «МГТУ» в условиях развития нанотехнологий // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2009. № 2. С. 55–59.
8. Замошникова Н.Н. Реформирование образования в РФ 1991–2015 годы: от структурно-функционального диссонанса социальной системы к поиску баланса интересов её субъектов // Гуманитарный вектор. Сер. Фило­софия. Культурология. 2016. Т. 11. № 2. С. 49–60. DOI: 10.21209/2307-1826-2016-11-2-49-60.
9. Строительный факультет благополучно дожил до 65 лет // Магнитогорский металл. 2012. 3 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://magmetall.ru/contribution/13192.htm (дата обращения: 01.04.2019).
10. Меркулова Н.В., Михин А.Н., Мишина Л.Н., Осипова А.А., Шулежкова С.Г. Люди, дела, традиции: энциклопедия МАГУ (1932–2012). Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. ун-та, 2012. 546 с.
11. Магнитогорский государственный университет [Электронный ресурс]. URL: https://chelindustry.ru/view2.php?idd=163&rr=13 (дата обращения: 02.04.2019).
12. Гагарин Б.Г., Краснова Т.В. Развитие художественного образования на Южном Урале // Формирование предметно-пространственной среды современного города: сб., матер. ежегодной Всерос. науч.-практ. конф. (г. Магнитогорск, 27–28 октября 2016 г.) / Под общ. ред. А.Д. Григорьева, Э.П. Чернышовой. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2016. С. 8–12.

Начало ХХ в. было временем становления истории строительного образования, возникновением специализированных учебных заведений, формированием опыта педагогических коллективов и зарождения научных школ в данной области. В связи со стремительным развитием строительной отрасли существенно возросла потребность в квалифицированных кадрах, что привело к увеличению количества учебных заведений, ведущих подготовку специалистов инженерно-строительного профиля [1]. Перед страной стояла проблема восстановления народного хозяйства, наряду с поднятием грамотности населения и подготовки собственных специалистов с высшим и средним специальным образованием. Консолидация сил и ресурсов на становление ведущих промышленных отраслей стала первостепенной задачей. В то время типичный, быстроразвивающийся город Магнитогорск не стал исключением.

Цель исследования: рассмотреть ретроспективу строительного образования на Южном Урале в контексте общероссийских тенденций (на примере г. Магнитогорска).

Материалы и методы исследования: описательный метод (наблюдение, интерпретация, сопоставление и обобщение). Анализ научной и публицистической литературы.

Результаты исследования и их обсуждение

В середине 1920-х гг. в СССР на ХIV партийной конференции была поставлена задача строительства металлургического завода у горы Магнитной, а в 1929 г. началось его строительство. В начале 1930-х гг. возникла острая проблема в наличии высококвалифицированных инженерных кадров и руководство «Магнитостроя» (специально созданного в 1929 г.) пыталось оперативно её решать. Приказом по управлению «Магнитостроя» от 31 декабря 1930 г., с 1 января 1931 г. официально открылся первый втуз – инженерно-строительный институт, филиал Уральского строительного института (г. Свердловск), в составе которого были представлены три факультета: промышленно-строительный, механизации строительного производства и экономический. В этом же году открывался вечерний рабочий факультет (рабфак) на 300 человек для подготовки к поступлению во втуз. Осенью 1931 г. в Магнитогорске уже полноценно работали филиалы свердловских вузов: в филиале металлургического института на тот момент училось 226 человек, горного института – 107 человек, строительного института – 215 человек [2, с. 10–17]. Городская партийная организация и «Магнитострой» принимали меры к открытию непосредственно в городе Магнитогорске «собственного» высшего технического заведения. В 1932 г. в городе функционировало несколько филиалов институтов и техникумы:

– Металлургический институт и техникум по специальностям: домна, прокат, мартен, холодная и горячая обработка металла, энергетика, шамотно-динасовое производство;

– Строительный институт и техникум по специальностям промышленного строительства;

– Горно-рудный институт и техникум по специальностям эксплуатации рудных месторождений и обогащения [2, с. 21].

Именно эти направления дали фундамент для дальнейшего развития технического образования в г. Магнитогорске. 1934 год является официально утвержденным позднее Министерством образования, годом основания МГМИ (Магнитогорский горно-металлургический институт). Новый втуз создавался при Наркомтяжмпроме, соответственно, интересы строительной отрасли не учитывались при создании нового учебного заведения (у строителей был свой наркомат). Это стало существенным изъяном. Прорабы жаловались в вышестоящие организации, обозначая проблему подготовки столь необходимых высококвалифицированных кадров в области строительного производства, ведь краткосрочные курсы проблему не решали, а сложившаяся ситуация спровоцировала отток желающих получить высшее образование в другие города, имеющие строительные факультеты и вузы [2, с. 54–55]. В ноябре 1934 г. был открыт учебно-консультационный пункт Уральского заочного института технического образования (в соответствии с приказом начальника строительства и эксплуатации Магнитогорского металлургического комбината (далее ММК)). Был организован набор на строительный, энергетический, химико-технологический и геологоразведочный факультеты этого института (на все курсы) [3]. В 1937 г. в Магнитогорске действовал учебный консультационный пункт заочного сектора Уральского индустриального института (г. Свердловск), где студенты обучались и на строительном факультете [2, с. 61–62].

Новым мощным импульсом развития строительной отрасли стали годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). Проблемы ввода в эксплуатацию эвакуированных заводов, наращивание мощностей действующих предприятий стало одной из основных причин инициатив в подготовке инженеров-строителей в Магнитогорске. Только ММК разместил на своей территории 34 эвакуированных завода, соответственно, возникла необходимость в строительстве производственных корпусов, дорог, жилья [4]. В 1942 г. было подписано распоряжение Главного управления учебных заведений Народного Комиссариата черной металлургии СССР об открытии строительного факультета в Магнитогорском горно-металлургическом институте (распоряжение Главного управления учебных заведений Народного Комиссариата черной металлургии СССР от 21.12.1942 г.). В годы войны на строительство стратегически важных объектов в город Магнитогорск прибыло много строителей. В их числе были студенты из временно оккупированных районов страны, которым война помешала завершить образование в вузах. Первым деканом строительного факультета был назначен член-корреспондент Академии архитектуры СССР, профессор Александр Иннокентьевич Нировецкий. Здание для размещения факультета выделил «Магнитострой». В год образования на факультете работало всего девять преподавателей и четыре сотрудника. Профессор, кандидат технических наук Б.Г. Шварцбург назначен заведующим кафедрой «Строительные конструкции», а профессор, доктор технических наук Ю.М. Лейбфрейд – кафедрой «Строительное производство». Основу преподавательских кадров составляли ученые, эвакуированные из Харьковского инженерно-строительного института. Отличительной чертой этого времени было то, что к преподаванию специальных дисциплин привлекались в основном видные производственники, ученые и конструкторы В.Э. Дымшиц, Н.П. Зимневич, Ф.И. Ялов, Г.В. Герарди, С.А. Килимник, Я.А. Гохман и другие. Они совмещали производственную работу с преподавательской деятельностью в институте. В 1948 г. состоялся выпуск инженеров, ставших студентами в первый набор на дневное отделение первого курса в 1943 г. Среди них были: Б.Я. Рискинд, ставший в 1961 г. лауреатом престижной в то время Ленинской премии, Я.И. Канаев, работавший заместителем управляющего трестом «Гремячинскуголь» и ставший затем кандидатом технических наук, профессором кафедры архитектуры архитектурно-строительного факультета МГТУ. Но в июле 1951 г., в результате непродуманного решения строительный факультет был расформирован. Была уничтожена созданная за десять лет материальная база подготовки инженеров-строителей. Распался педагогический коллектив специальных кафедр, нарушились связи с производством. Студенты, не успевшие окончить полный курс обучения, были переведены для завершения учебы на строительный факультет Уральского политехнического института в г. Свердловск [5]. Очевидность абсурда происходящего пришлась на то время, когда с послевоенным размахом в Магнитогорске развернулось строительство жилого района на правом берегу реки Урал, и профессия строителя вновь стала одной из главных. Лишь спустя три года, в 1954 г. факультет вновь возродился, и в трудный период воссоздания и становления строительный факультет вступил под руководством кандидата технических наук Г.Н. Устинова. «В 1963 г. стройфак отметил свой 20-летний юбилей. В это время факультет был одним из крупнейших периферийных факультетов страны. Он объединял восемь кафедр, среди которых четыре кафедры были выпускающими. На факультете работало 92 преподавателя. Кафедры архитектуры и строительных материалов имели аспирантуру. Факультет осуществлял подготовку инженеров по двум специальностям. Ежегодно на первый курс принималось 150 студентов и осуществлялся выпуск около 100 инженеров» [5; 6]. В течение 1960–1970-х гг. получило развитие стройотрядовское движение. Каждое лето большое число студенческих строительных отрядов проводило третий трудовой семестр, работая на стройках от Сахалина до Москвы. Студентам строительного факультета работа в стройотрядах шла в зачет как производственная практика. При институте были созданы студенческие строительные курсы, на которых бойцы стройотрядов обучались во внеучебное время рабочим профессиям каменщика, штукатура-маляра, машиниста бетономешалки. После окончания курсов и успешной сдачи экзамена студентам выдавалось удостоверение, подтверждающее рабочую квалификацию [5].

На строительном факультете была широко развита художественная самодеятельность: капустники, вечера встреч. В этот период в институте проводились ежегодные смотры художественной самодеятельности факультетов. Это были красочные праздники, собиравшие полные залы зрителей, на них студенты стройфака постоянно представляли творческие номера и нередко были среди победителей. На стройфаке существовало несколько своих вокально-инструментальных ансамблей, спортивное первенство стройфаковцы тоже никогда не уступали. Развитие факультета шло параллельно с развитием студенческого самоуправления.

В 1980–1990 гг. активно развивается научное направление. Основной базой для подготовки научных кадров, как и в прошлые годы, стал головной строительный вуз страны – Московский инженерно-строительный институт им. В.В. Куйбышева. На эти годы приходится внушительное количество защит преподавателями кандидатских диссертаций в области технических наук. В 1986 г. В.С. Федосихин (на то время действующий декан стройфака) становится первым представителем стройфака, защитившим диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук. К началу 1990-х гг. стройфак имел добротный подбор научно-педагогических кадров. В 1992 г. строительному факультету исполнилось 50 лет со дня основания. Учитывая потребности города и региона в конкретных специалистах, на факультете началась работа по открытию новых специальностей: на кафедре «Теплогазоснабжение и вентиляция» была открыта новая специальность «Городское строительство и хозяйство». В 1995 г. на кафедре «Архитектура» открыта специальность «Архитектура» и начата подготовка профессиональных архитекторов. Именно в это время строительный факультет был переименован в архитектурно-строительный факультет [6]. К началу нового тысячелетия работа по подготовке аспирантов велась на четырех кафедрах факультета по четырем научным специальностям: 05.23.01, 05.23.05, 05.23.03, 05.23.08. Под руководством К.И. Еремина (действующего на то время декана) штат преподавателей факультета систематически пополнялся новыми кадрами. Ежегодно издавались сборники научных трудов: «Предотвращение аварий зданий и сооружений», «Строительные материалы и изделия», «Современные строительные технологии, материалы и методы обследования». На факультете была аттестована лаборатория «Надежности и долговечности зданий и сооружений», ведущая лицензируемую деятельность по обследованию конструкций зданий, инженерных систем. Продолжала формироваться научная школа [6]. Развивались традиции и преемственность поколений, на высоком уровне находилась система воспитательной работы.

В 1994г. МГМИ стал Горно-металлургической академией, а в 1998 г. приказом Министерства образования РФ МГМА удостоился статуса технического университета («МГТУ»). Начало нового тысячелетия ознаменовано «высокими результатами научной деятельности вуза, победами в конкурсах различного уровня, докладами на крупных международных форумах и конгрессах, формированием научных направлений и баз реализации проектов, вовлечением молодых научных кадров в работу творческих коллективов, созданием инфраструктуры, обеспечивающей эффективную деятельность научных коллективов» [7].

Первое десятилетие ХХI в. заканчивается стабильными результатами развития архитектурно-строительного факультета (далее АСФ). На факультете несколько кафедр, в том числе:

– кафедра «Строительное производство и автомобильные дороги» осуществляла подготовку инженеров-строителей и открыта аспирантура по специальности 05.23.08 «Технология и организация строительства», произведен первый набор в магистратуру по направлению 270100.68 – «Строительство»;

– кафедра «Строительные конструкции» отвечала за направление 2903 «Промышленное и гражданское строительство»;

– кафедра «Строительные материалы и изделия» готовила специалистов – инженеров по производству строительных материалов, изделий и конструкций, на кафедре функционировала аспирантура по научной специальности 05.23.05 «Строительные материалы и изделия»;

– кафедра «Теплогазоснабжение и вентиляция» отвечала за подготовку инженеров в соответствующих областях;

– кафедра «Архитектура» курировала специальности: 2901 «Архитектура», 2902 «Дизайн архитектурной среды»;

– кафедра «Архитектурно-строительное проектирование» обеспечивала инженерными кадрами городское строительство и хозяйство а также готовила инженеров-архитекторов в области проектирования зданий;

– кафедра «Экспертиза и управление недвижимостью» проводила подготовку инженеров по специальности 2915 «Экспертиза и управление недвижимостью».

За несколько десятилетий истории факультета у руля стояли деканы, на плечи которых ложился груз ответственности и задачи укрепления позиций строительного образования на Южном Урале: А.И. Нировецкий, Б.Г. Шварцбург, Н.П. Зимневич, М.Н. Трейвус, В.Д. Слепцов, А.М. Исаченко, Я.И. Канаев, В.С. Баталов, В.С. Федосихин, К.И. Еремин, Е.М. Завьялов, К.М. Воронин, М.Б. Пермяков

В 2010 г. модернизация образования Российской Федерации вошла в новую фазу. «Глобальная конкурентоспособность российского образования стала главной целью образовательной системы» [8]. В этот период формируется механизм устранения социальной дифференциации, разработки профессиональных стандартов, устранения ведомственной разрозненности и инвестиционной непривлекательности системы образования. Все эти процессы не принесли существенных результатов [8]. Тем не менее сопровождались болезненными изменениями. Так строительный техникум, открытый в городе ещё в 1947 г. (в 1992 г. ему был присвоен статус строительного колледжа), в результате реорганизации в 2009 г. на основании распоряжения Правительства от 22.12.2009 г. № 2039 был включен в состав «Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова» [9]. Основанный в 1932 г. Индустриально-педагогический институт (в дальнейшем Магнитогорский педагогический институт (с 1938 г.), в 1982 г. университет был награжден орденом «Знак Почета», а в 1999 г. приобрел статус государственного университета – МаГУ) [10]. В 2013 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 197 МаГУ реорганизован путём присоединения в качестве структурного подразделения ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова». 14 февраля 2014 г. реорганизация была завершена [11]. В результате преобразований структуры вуза архитектурно-строительный факультет был объединён с технологическим факультетом бывшего МаГУ (организованного в 1994 на базе индустриально-педагогического факультета (созданного в 1979 г.), в состав которого уже на то время вошел факультет изобразительного искусства и дизайна МаГУ (бывший художественно-графический факультет, организованный в 1966 г.). Новый институт в структуре «МГТУ им. Г.И. Носова» был назван Институтом строительства, архитектуры и искусства (далее ИСАиИ). Первым директором института стал действующий на то время декан АСФ М.Б. Пермяков.

На сегодняшний день в институте функционируют два направления: «архитектурно-строительное» и «дизайн и изобразительные искусства». Архитектурно-строительное направление представлено кафедрами: «Строительное производство», «Управление недвижимостью и инженерными системами», «Проектирования зданий и строительных конструкций», «Архитектуры». Направление «Дизайн и изобразительные искусства» представлено кафедрами: «Технологии художественной обработки материалов», «Академический рисунок и живопись», «Дизайна». Такая компиляция направлений и отраслей дает новый толчок трансформации и взаимообогащения профессиональных сообществ, формируется новая профессиональная среда. В 2016 г. институтом широко праздновался 50-летний юбилей художественного образования на Южном Урале. Ряд мероприятий, в рамках юбилея проявил новые тенденции развития технологического направления в рамках института [12]. Проекты студентов и работы преподавателей ярко выявили эстетическую и эргономическую сторону технической сферы.

Выводы

За время развития строительного образования в г. Магнитогорске студентами и выпускниками вуза было осуществлено огромное количество проектов как в сфере жилищного, промышленного строительства, так и в сфере благоустройства города. Выпускники вуза работают в строительной сфере по всей стране. В 2018 г. ИСАиИ исполнилось пять лет. Такой незначительный срок в истории становления и развития строительного образования на Южном Урале конечно не может представить ощутимые и весомые результаты, но уже сейчас можно говорить о гармоничном симбиозе технического и гуманитарного направления. Частный пример одного факультета является во многом показательным примером развития образовательных процессов в России. Значительным событием 2019 г. является 85-я годовщина МГТУ им. Г.И. Носова, вуза, чья судьба неразрывно связана с историей Магнитогорска. На сегодняшний день можно говорить о том, что ведущий вуз города дает возможность изначально прикладной характер микросоциума, подчиненного целям градообразующего предприятия, выводить в плоскость решения задач полноценного развития территорий.


Библиографическая ссылка

Пермяков М.Б., Краснова Т.В. РАЗВИТИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 6. – С. 175-179;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37571 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674