Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,916

ПАРНАЯ РАБОТА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Минаева Е.В. 1 Булдыгерова Т.И. 1 Фомичева И.В. 2
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет)
2 МАОУ школа № 70 с углубленным изучением отдельных предметов
Статья раскрывает особенности организации и проведения парной групповой работы в начальной школе. Выделены смежные по содержанию темы: общение детей со сверстником и взрослым, учебное сотрудничество, групповая работа, коммуникативные универсальные учебные действия. Описаны основные цели и задачи парной работы на уроке в начальной школе. Раскрыт алгоритм парной работы в процессе учебной деятельности. Выделены коммуникативные умения, являющиеся базовыми для парной работы. Определено значение данного вида работы для интеллектуального, личностного и социального развития детей младшего школьного возраста. Определены принципы организации парной работы. Описана последовательность обучения младших школьников парной работе. Представлены формы организации: вспомогательная и основная. Описаны виды заданий для парной работы. Рассмотрены особенности активности детей, функции педагога, реализуемые в процессе организации и проведения парной работы. Выделены ограничения и сложности проведения парной работы. Описаны некоторые частные случаи использования парной работы на уроке: при взаимных диктантах, методика Ривина – Баженова, методика взаимотренажа. Определены вопросы, требующие дальнейшего рассмотрения в контексте использования групповой формы работы в учебной деятельности младших школьников.
парная работа
младший школьный возраст
учебное сотрудничество
общение
коммуникативные универсальные учебные действия
1. Слиткова Т.В. Работа в парах как одна из форм группового метода обучения в процессе формирования коммуникативных учебных действий // Современные инновации. 2016. № 7. С. 67–71.
2. Канунникова О.Г. Технология сотрудничества как системообразующий компонент коллективного способа взаимодействия // Модернизация образования. Материалы XXIII Рязанских педагогических чтений 24 марта 2016 года. Рязань, 2016. С. 139–141.
3. Булыга Л.А. Возможность повышения мотивации младших школьников посредством парной работы // Научный альманах ассоциации. 2016. № 2. С. 31–38.
4. Минаева Е.В. Формирование внутреннего плана действий у детей младшего школьного возраста: автореф.
дис. ... канд. псих. наук. Нижний Новгород, 2000. 22 с.
5. Цукерман Г.В., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. М., 2010. 133 с.
6. Жадейко Г.В. Организация коллективного способа обучения на уроках в начальных классах // Дятлово. 2009. 47 с.
7. Моисеенко Н.В. Мониторинг сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2015. № 9. С. 178–182.
8. Разуваева В.Ю. Умение слушать собеседника – коммуникативное универсальное учебное действие // Начальная школа. 2012. № 9. С. 22–24.
9. Рунова Т.А. Технология организации учебного сотрудничества как средство повышения эффективности образовательного процесса. // Школьные технологии. 2014. № 5. С. 42–48.
10. Шкуричева Н.А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности // Начальная школа. 2011. № 11. С. 4–10.
11. Колесова О.В, Ганина Е.В., Косых М.Ю. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Нижегородское образование. 2013. № 3. С. 133–138.
12. Иванова Н.В. Личностно-развивающий потенциал проектной деятельности для младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/113-11029 (дата обращения: 06.11.2018).

Проблема сотрудничества, общения детей со сверстником и взрослым получила достаточно широкое освещение в научной психолого-педагогической и методической литературе. В работах А.К. Потаповой, И.Н. Агафоновой, Е.Ю. Никитиной, Н.А. Шкуричевой, И.М. Михайловой, Н.В. Аникиной, Г.М. Батуевой, Л.В. Епишиной рассматриваются вопросы коммуникативной компетентности, ее структуры. В.Ю. Разуваева, Э.Г. Нургалиева, О.М. Арефьева, Н.Ф. Виноградова, Т.А. Дергунова, Л.В. Косикова, С.А. Тюрикова раскрывают понятие коммуникативных универсальных учебных действий, особенности их диагностики и формирования в начальной школе, влияние на мотивацию, личность школьника. Вопросы организации и проведения групповой работы получили освещение в научных исследованиях Г.И. Доскалиевой, М.А. Мкртчян, Е.Ю. Рыжкиной, Г.В. Жадейко, О.Г. Канунниковой. Однако ряд частных вопросов не получил должного рассмотрения. К ним относятся вопросы специфики, особенностей организации и проведения парной групповой работы на уроке в начальной общеобразовательной школе.

Пара, или диада, – это «элементарная и одновременно универсальная форма развития человека как существа социального» [1, c. 417]. Работа в парах является одной из форм коллективной деятельности учащихся на уроке. Основная ее идея – создание условий для совместной учебной деятельности, взаимоконтроля, самооценки и взаимооценки обучающихся.

Целью нашего исследования стала попытка выделить специфические характеристики парной работы, особенности ее организации и проведения с детьми младшего школьного возраста. Выделить актуальные и перспективные направления дальнейшего изучения возможностей парной работы в процессе учебной деятельности в начальной школе.

Материалы и методы исследования

В статье проанализированы монографические, учебно-методические и диссертационные психолого-педагогические труды отечественных авторов, публикации в периодической печати. Методом исследования являлся теоретический анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ теоретических источников позволил выделить ряд специфических характеристик парной работы.

Целесообразность парной работы и ее эффективность связана с возможностью решать целый ряд разнообразных задач.

– Возможность более качественно осуществлять индивидуальный подход в условиях массового обучения.

– Возможность быть активными участниками образовательного процесса одновременно всем ученикам класса, О.Г. Канунникова считает, что это возможность мыслить, говорить и действовать каждому ученику [2].

– Повышение познавательного интереса, учебной мотивации [3].

– Совершенствование навыков самоконтроля и контроля [4], активное включение в процесс познания нового.

– Развитие коммуникативной компетентности Совершенствование навыков общения. В процессе групповой работы возможны споры, обсуждение различных вариантов решения, учебный диалог. Все это приучает детей внимательно слушать ответ товарища, быть готовым к ответу.

– Развиваются черты характера. Стеснительные начинают говорить, раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах. Совершенствование универсальных учебных действий.

– Развивитие рефлексии.

– Возможность эффективного решения дидактических задач.

Посадка на уроке детей в группы еще не обеспечивает эффективной групповой работы учеников. Младших школьников необходимо учить взаимодействию, умению работать в группе, учебному сотрудничеству.

Вопрос целенаправленного развития учебного сотрудничества младших школьников подробно рассматривался Г.В. Цукерман и Н.К. Поливановой. Авторами разработан курс «Введение в школьную жизнь», в процессе которого дети учатся взаимодействовать в группе [5]. Рекомендации авторов могут быть применены при групповой работе в парах. Перечислим основные умения, необходимые ученикам для эффективного взаимодействия. Организовывать личное пространство; при взаимодействии ориентироваться на партнера, а не учителя; правильно расположить на парте школьные принадлежности; умение обмениваться мнениями; умение обратиться к партнеру, высказать свое согласие и несогласие; умение выслушивать партнера и оппонента; аргументировать свою точку зрения.

В ходе работы важно не только озвучить правила сотрудничества, необходимо несколько раз проиграть правильные формы взаимодействия, обсудить ошибочные действия (принципиально важно ошибки разбирать не на конкретной паре учеников, а использовать для этого вымышленных героев, сказочных персонажей).

Ряд авторов рекомендуют следующую последовательность обучения работы в парах.

Начинать работу предлагается с организации взаимопроверок.

Далее необходимо в парах проводить тренировочные задания (таблица сложения, умножения, устный счёт, взаимодиктанты, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).

На следующем этапе важно научить детей задавать вопросы по теме, раскрывать их, давать обратную связь товарищу в группе (что было понятно, что непонятно, аргументация своей точки зрения).

В начале необходимо возникающие при работе в группе вопросы обсуждать со всем классом.

Определены ряд принципов, на которые необходимо опираться при организации парной работы на уроке: непрерывная и немедленная передача знаний, информации; дифференциация; сотрудничество и взаимопомощь; оптимальный отбор содержания материала; принцип «педагогизации» [6, с. 7], т.е. формирование способности и интереса обучать других людей; взаимная ответственность.

Парная работа может быть использована как дополнительная форма организации учебного процесса на уроке. В этом случае она является вспомогательной, а её возможности очень ограниченными.

При первичности целей обучения как формирование новообразований возраста, групповая форма работы выступает закономерной эффективной формой реализации поставленных целей. В данном случае групповая работа является ведущей формой организации учебного процесса.

В полном объеме данный подход реализован в развивающей системе обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. Данная форма может использоваться на разных этапах урока (этап актуализации знаний; этап закрепления и повторения материала; этап открытия нового (постановка проблемных ситуаций); подведение итога урока (выполнение обобщений и формулировка выводов).

Работа в парах может быть реализована в 3 вариантах.

1. Статическая пара (в качестве партнера выступает сосед по парте). Может происходить смена ролей «учитель» – «ученик» [7].

2. Динамическая пара: когда осуществляется выбор четверых учащихся и дается одно задание, состоящее из четырех частей. После выполнения своей части задания учащийся обсуждает задание с другими тремя по очереди, находя индивидуальный подход к каждому однокласснику [8].

3. Вариационная пара: каждый учащийся получает индивидуальное задание, выполнив которое анализирует его с педагогом, проводит взаимообучение с тремя учениками.

Деятельность партнеров может быть организована следующим образом:

1. Работа хором: учащиеся вместе называют, выполняют требуемые операции.

2. По операциям. При выполнении задания вся последовательность действий разбивается на операции и поочередно реализуется учениками.

3. Деление элементов материала. В данном случае работа строится аналогичным образом как в предыдущем варианте, однако материал является большим по объему и может быть разделен не только на операции, но и части.

4. 1-й ученик берет на себя всю работу, а 2-й ученик проводит только контроль.

Существует ряд ограничений при организации работы в парах.

1. Нецелесообразно объединять в пару двух «слабых» учеников.

2. Если ребенок отказывается работать в группе, не стоит его принуждать к этому, стоит разрешить индивидуальную работу.

3. Групповая работа предполагает диалоговое взаимодействие, в связи с этим допускается «рабочий» шум. Не стоит допускать выкрики, разговоры в полный голос.

4. Длительность работы в паре варьируется от 15–20 минут в первом-втором классах, до 20–30 минут – в третьем-четвертом.

Групповая работа сопряжена для учителя с рядом сложностей: дополнительная нагрузка, так как необходимо подготовить дополнительный раздаточный материал, продумать распределение детей на пары, организовать работу детей, решать на уроке конфликтные ситуации.

В процессе групповой работы педагог выполняет ряд функций:

– объяснение последовательности работы;

– контроль за ходом и эффективностью работы;

– ответы на вопросы;

– помощь отдельным учащимся (в случае необходимости) [2, 9].

Рассмотрим некоторые частные случаи использования групповой формы работы на уроках в начальной школе

При взаимных диктантах (по А.Г. Ривину) один ученик диктует содержание второму. Потом – наоборот, второй учащийся диктует свой «текст», а первый – делает запись. Затем оба ученика выполняют проверку, подчеркивая (не исправляя) допущенные ошибки. После чего проводится работа над ошибками, проговариваются соответствующие правила. Далее возможен обмен материалами, партнерами, и продолжение цикла.

В карточки могут быть включены случаи, в которых ученики чаще всего допускают ошибки. Если дети читающие, можно добавить вопросы теории. Карточки выглядят следующим образом: на одной стороне написано содержание диктанта, а на обратной – правильный ответ.

Методика Ривина – Баженова, или методика взаимопроверки индивидуальных заданий предназначена для закрепления пройденного материала и отработки навыков. Педагог разрабатывает практические задания различной сложности и разных типов по одной или нескольким пройденным темам. После чего задания группируются на карточки и раздаются учащимся. Напарники делают вместе устный разбор первых заданий. Затем самостоятельно выполняют их в тетради. Далее – совместная проверка. Учащиеся поочередно устно восстанавливают процесс решения задачи, при этом не заглядывая в свои записи. В случае ошибки предлагается ее исправить [10].

Методика взаимотренажа предназначена для повторения, закрепления уже изученного материала. Характерной ее особенностью является отсутствие необходимости в постоянном присутствии педагога. Обычно на специальных карточках оформляются 5 упражнений (с ответами). Таких карточек по каждому разделу составляется 6 штук.

Происходит последовательная проработка всех заданий. В случае неудачи разрешается однократное исправление ошибки. В случае повторной неудачи верный ответ говорит ученик, исполняющий функцию учителя. Когда первый ученик продиктует все задания из своей карточки, ученики меняются ролями. Когда все номера выполнены, ученики заканчивают работу. Далее они могут искать новых партнеров и работать по тому же принципу. Стоит подчеркнуть, что ученик не меняет свою карточку. Работа занимает 5–10 минут.

Методика взаимообмена заданиями чаще используется при обучении решению стандартных, типовых задач. Методика взаимотренажа и взаимопроверки индивидуальных заданий больше предназначена для закрепления материала.

Другие виды работы в паре.

1. Обсуждение.

2. Взаимоконтроль, взаимопроверка.

3. Взаимоопрос (варианты: возможна работа пары за партой, где в ходе работы учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга, работа может проходить у доски).

4. Взаимопомощь.

5. Дидактические игры.

6. Словарный диктант для соседа. В качестве домашнего задания ученики на карточке подготавливают слова или словосочетание на определенное орфографическое правило, с пропуском «трудных» букв. На уроке происходит обмен карточками и дальнейшая работа. На карточке подписывается составитель и исполнитель задания.

7. После изучения большой темы или раздела, каждый ученик составляет карточку-зачет для соседа: в нее включается один теоретический вопрос и два практических. Сосед по парте выслушивает ответ по теории, ставит оценку. Остальные задания выполняются письменно.

8. Грамматическое задание для соседа (творческого характера: написать сочинение, лингвистическую сказку).

9. Парное консультирование: предполагается работа учащихся с разной успеваемостью («сильный» и «слабый»). Ученики совместно прорабатывают теоретический материал.

При однородной работе пары учащихся выполняют одинаковые для всех задания. Но возможна и дифференциация по уровню трудности. Таким образом, виды работы в паре различаются позициями (ролями) обучающихся, целями, содержанием, техниками взаимодействия, результатами.

В методической литературе представлены виды заданий для формирования коммуникативных УУД в паре.

1. Составь задание партнеру.

2. Раскрасить предметы так, чтобы они были одинаковые.

3. Заштриховать предметы (должны совпадать цвет, направление штриховки).

4. Устный счет (учитель сам предоставляет карточки с примерами и ответами, или детям заранее предлагается дома самим подготовить необходимое).

5. Диктант со взаимопроверкой тетрадей.

6. Лист с заданиями (ученики договариваются, что и как будут делать).

7. Ребята составляют и решают задачи по картинкам, договариваются, кто будет отвечать).

8. Карточки «Исправь ошибку» [11].

Заключение

Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выделить ряд специфических характеристик парной групповой работы на уроке. Определены цели и задачи, реализуемые в парной работе. Основные умения, необходимые для групповой работы. Последовательность организации, принципы, ее формы, виды. Выделены сложности организации, ограничения в использовании. Функции педагога.

Работу в парах можно вводить уже с первого класса. Данная форма позволяет более эффективно решать задачи формирования у детей навыков общения.

Не получили должного рассмотрения возможности включения парной работы в проектную деятельность младших школьников [12].

В имеющейся литературе встречаются варианты описания работы в парах, однако для массового внедрения парной работы в педагогическую практику необходимы методические разработки, отражающие требования к отбору содержания и специфике организации парной работы на уроке.


Библиографическая ссылка

Минаева Е.В., Булдыгерова Т.И., Фомичева И.В. ПАРНАЯ РАБОТА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 12-2. – С. 455-459;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=37366 (дата обращения: 31.05.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074