Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,916

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ» КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ К НАУКЕ

Николаева Л.В. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Одним из важных показателей качества вузовского образования является уровень организации научно-исследовательской работы и публикационная активность студентов и преподавателей. В статье раскрывается опыт организации студенческого научного кружка на кафедре дошкольного образования Педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. в рамках сотрудничества с Российской Академией естествознания. Цель статьи – раскрыть педагогические условия организации студенческого научного кружка в условиях кафедры дошкольного образования педагогического института СВФУ. Раскрывается роль Международной студенческой конференции «Международный студенческий научный форум», проводимой ежегодно Российской Академией естествознания. По результатам успешного участия в данном форуме зародилась идея организации студенческого научного кружка «Студенческий научный форум» для целенаправленной подготовки к участию в Международном студенческом форуме в Москве. В процессе занятий студенты учились писать статьи: введение, актуальность, основную часть статьи, заключение, оформлять библиографию и ссылки. Проводились встречи со студентами, принимавшими участие в очной заключительной конференции форума в Министерстве образования науки в Москве. Студенты принимали активное участие в Ярмарке кружков и факультативов СВФУ, Фестивале науки СВФУ, конференциях различного уровня, проводимых в СВФУ.
профессиональная подготовка
научно-исследовательская деятельность
научный кружок
профессиональные компетенции
саморазвитие
студенческий форум
1. Крутий Е.Л. Научно-исследовательская деятельность в профессиональном становлении студента // Университет в регионе: наука, образование, культура: материалы НПК (Магадан, 5–6 декабря 2006 г.). Магадан: Изд. СМУ, 2006. С. 212.
2. Петренко М.А., Абракова И.Ю. Сравнительный анализ значимости исследовательской компетенции у студентов вузов России и Германии // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6–1. С. 153–157.
3. Алексеева А.В., Пестина И.В. Формирование компетенций студентов вузв средствами научно-исслед. Деят. – Известия МГТУ «МАМИ» 2014. № 3 (21). С. 139–144 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-kompetentsiy-studentov-vuza-sredstvami-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 17.10.2018).
4. Калиновская Т.Г., Косолапова С.А., Прошкин А.В. НИРС как фактор развития творческой активности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. № 1. С. 75–78.
5. Калинина Н.М. Научно-исследовательская работа студентов: компетентностный подход // Сибирский торгово-экономический журнал. 2012. № 16 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov-kompetentnostnyy-podhod (дата обращения: 17.10.2018).
6. X Международная студенческая научная конференция «Студенческий научный форум – 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/ (дата обращения: 17.10.2018).

Обновление системы вузовского образования, стремление к качеству профессиональной подготовки будущих специалистов предполагает, кроме профессиональных компетенций, развитие у студентов умений и навыков исследовательской деятельности, мотивации к участию в различных научных конференциях и форумах.

Организация научно-исследовательской работы студентов играет большую роль в профессиональной подготовке студентов, способствует развитию творческой активности, исследовательских умений и навыков будущих педагогов, мотивации к научному поиску и реализации инновационных идей и проектов. Участие в научных конференциях расширяет возможности и кругозор студентов, формирует умения выступать перед аудиторией, формулировать суть научной работы, защищать свой проект или работу.

Цель статьи: раскрыть педагогические условия организации студенческого научного кружка в условиях кафедры дошкольного образования педагогического института СВФУ.

Материалы и методы исследования

Проблемам научно-исследовательской работы студентов посвящены работы В.И. Дударевой, А.В. Панюкова, Т.Г. Калиновской, В.И. Блинова, О.С. Сергеева, А.К. Евдокимова, Е.Л. Крутий, Е.А. Барахсановой и др. «Исследовательская деятельность одновременно служит ориентиром в жизненном самоопределении будущего специалиста, открытии собственных способностей, таланта, исследовании самого себя, развитии сил и возможностей. Именно эта направленность на исследовательский компонент профессиональной деятельности всей системы вузовского образования отражает задачи современного этапа его реформирования» [1, c. 212]).

Цель научно-исследовательской работы студентов – формирование саморазвития и самосовершенствования студентов, развития профессиональной компетентности и профессионально значимых качеств личности. Исследовательская деятельность играет важную роль в процессе становления будущего педагога, способствует формированию творческих личностей, способных эффективно решать как теоретические, так и практические проблемы. Реализация данной цели подразумевает организацию единой системы обучения в комплексе с учебной и производственной практикой и организации научно-исследовательской деятельности.

«Исследовательская компетенция – это совокупность знаний в определенной области, наличие исследовательских умений (видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования), наличие способностей применять эти знания и умения в конкретной деятельности» [2].

В ОПОП направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование» Педагогического института СВФУ помимо специальных профессиональных компетенций выделяются компетенции, направленные на развитие научно-исследовательской деятельности: ПК–10 способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития; ПК-11 готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования; ПК-12 – способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся.

В учебный план прикладного бакалавриата по данному направлению включены дисциплины, в содержание которых входит деятельность для формирования научно-исследовательской деятельности, работают научно-исследовательские кружки, факультативы. Дисциплины «Основы учебной, научно-исследовательской деятельности», «Психолого-педагогический практикум», «Формирование исследовательской и проектной деятельности детей в дошкольном возрасте» направлены на формирование и развитие научно-исследовательских знаний, умений, навыков и компетенций студентов в научно-исследовательской деятельности.

«Научно-исследовательскую работу студентов следует рассматривать как основу самоорганизации, саморазвития и самообразования студента» [3].

Формы и виды участия студентов в научной деятельности могут быть различными, основные из которых курсовые и дипломные работы по учебному плану, студенческие научные кружки, факультативы, творческие группы, индивидуальная работа, научно-практические конференции, олимпиады, конкурсы, семинары, проблемные группы и др.

Самой распространенной и востребованной формой организации научно-исследовательской деятельности студентов является научный кружок. Цель создания студенческого научного кружка – развитие навыков научной работы, повышение мотивации студентов к проведению научных исследований [4]. Научные кружки имеются в каждом вузе. И проблема организации научно-исследовательской деятельности студентов не раз поднималась и рассматривалась специалистами в научной литературе. Однако есть необходимость переосмыслить имеющийся опыт по данной проблеме и привнести новые видения и новые перспективы развития студенческой науки [5].

С этой точки зрения стоит остановиться на работе студенческого научного кружка на кафедре дошкольного образования Педагогического института СВФУ «Студенческий научный форум». Идея организации кружка возникла на основе сотрудничества с Российской Академией Естествознания.

Российская Академия Естествознания ежегодно проводит Международную конференцию «Международный студенческий научный форум» для студентов.

Студенческий форум начал работу с 2009 г. Актуальность его деятельности возрастает с каждым годом. В таблице представлены данные по численности секций и опубликованных статей по годам [6].

Данные о работе Международного студенческого научного форума [6]

Год

Количество секций

Опубликованные статьи

2009

10

408

2010

24

989

2011

114

2322

2012

124

3341

2013

263

5883

2014

430

7020

2015

559

9231

2016

505

8743

2017

545

9598

2018

485

8440

Как видно из таблицы, интерес к участию в Международном студенческом научном форуме растет с каждым годом. Мы впервые приняли участие в «Международном научном студенческом форуме – 2015». Что интересно, названия и работу секций предлагают сами преподаватели из различных вузов страны, ближнего и дальнего зарубежья. Получив письмо с приглашением об участии, мы решили попробовать и написали заявку на открытие нашей секции «Актуальные проблемы дошкольного образования: проблемы, поиски, перспективы». Наша секция была зарегистрирована на сайте Российской Академии Естествознания.

Студенческий научный форум работает ежегодно с ноября по март. Статьи студентов публикуются вначале на сайте форума и открыты для обсуждения. Тут же на сайте студенты могут скачать сертификат.

Итоги форума подводятся в мае с приглашением победителей для участия в очном итоговом заседании международного форума в Москве.

По числу участников наша секция была официально признана РАЕ самостоятельной конференцией. Результаты были хорошие. 5 студентов стали лауреатами конференции и получили приглашение оргкомитета РАЕ на очное участие в юбилейной конференции «Актуальные вопросы науки и образования», в секции «Международный студенческий научный форум – 2015» в Российской Академии наук в Москве. Смогли выехать и принять очное участие три студента.

По результатам поездки в Москву пришла идея организации научного кружка «Студенческий научный форум» для целенаправленной подготовки студентов к участию в данном ежегодном форуме.

Целью организации кружка «Студенческий научный форум» является активизация научно-исследовательской деятельности студентов, повышение профессиональной компетентности, подготовка к участию в научных конференциях Международного студенческого научного форума в Москве на основе сотрудничества с Российской Академией Естествознания. Студенты с увлечением занимались в кружка.

В процессе занятий студенты учились писать введение, актуальность, основную часть статьи, заключение, оформлять библиографию и ссылки, познакомились с положением ежегодной Международной студенческой научной конференции «Международный студенческий форум». Проводились встречи со студентами, принимавшими участие в очной заключительной конференции форума в Министерстве образования и науки в Москве. Занятия проводились в компьютерном классе, каждый студент имел возможность ознакомиться со статьями за прошлые годы из архивов конференций. Статьи на Международный форум принимаются в системе «Личный портфель». Занятия были посвящены ознакомлению с инструкцией системы «Личный портфель» научного форума, каждый студент научился регистрироваться в системе и создавать себе «Личный портфель», отправлять статью через систему «Личный портфель» и лично следить за поступлением работ в редакцию. По итогам работы студенческого форума подводились итоги по следующим номинациям: «За лучшую студенческую научную работу», «За лучшую студенческую научную работу, вызвавшую наибольший (по числу просмотров) интерес участников», «За активное участие в работе форума». Победители данных номинаций по положению форума приглашаются в Москву для участия в итоговом заседании [6].

Таким образом, студенты не только отправляли статьи, но и просматривали и обсуждали другие статьи, писали отзывы и комментарии.

В 2016 г. мы зарегистрировали на Международном студенческом форуме секцию «Современная система дошкольного образования: проблемы, поиски, перспективы». По численности участников наша секция была признана самостоятельной студенчесой конференцией. С этого времени мы начали проводить ежегодную очную научную студенческую конференцию «Современная система дошкольного образования: проблемы, поиски, перспективы» на базе нашей кафедры во время Недели студенческой науки в СВФУ. По численности участников были приглашены для очного участия в Москву пять студентов, два магистранта и одна аспирантка, из них на Международную конференцию «Актуальные вопросы науки и образования» поехали в Москву пять студентов.

В 2017 г. приняли участие в очной конференции Международного форума в Москве семь студентов 3 курса. В 2018 г. на итоговом заседании Международного форума в Москве приняли участие три магистранта.

Необходимо также отметить, что Российская Академия Естествознания работает не только со студентами, но и со школьниками. В 2016 г. начали издаваться научные журналы для школьников и учителей «Международный школьный научный вестник» и «Старт в науке». Основная цель журнала «Международный школьный научный вестник» – способствовать развитию творческих и исследовательских способностей школьников и студентов, обмен педагогами опытом в этом направлении. Журнал «Старт в науке» выпускается для учащихся начальной школы. Целью журнала «Старт в науке» является содействие развитию творческих и исследовательских способностей школьников. Для лауреатов конференций и конкурсов также проводится итоговое очное заседание. Например, 11 октября 2018 г. в Сочи состоялось итоговое очное заседание II этапа конкурса «Старт в науке», в котором прияли участие около 300 школьников со всех уголков России и ближнего зарубежья. Впервые приняли участие школьники из Якутска.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты деятельности студенческого научного кружка ежегодно обсуждаются на заседании кафедры, на заседании студенческого научного общества кафедры и института, утверждаются на годовом отчете на Ученом совете института. Итоги поездки на итоговое заседание в Москве помещаются на новостной ленте сайта педагогического института. После итогового заседания в Москве статьи студентов публикуются в журнале «Международный студенческий научный вестник».

С итогами работы кружка и поездки на конференцию в Москве студенты выступают на Фестивале науки в СВФУ, на ежегодной ярмарке кружков и факультативов СВФУ, Неделе науки, выставках публикаций студентов и др. мероприятиях, что подтверждено дипломами и сертификатами.

В процессе работы научного кружка в течение года студенты готовились не только к Международному студенческому форуму, но и участвовали в других конференциях. Например, Международной научно-практической конференции «Наука, образование и инновации»» с публикацией в сборнике конференции, общеуниверситетской научной конференции студентов «Аммосов – 2017», Всероссийской конференции «Ломоносов – 2018», Всероссийской НПК «Развитие личности в онтогенезе», «Афанасьевские чтения» с публикацией в сборниках материалов конференции и др.

Заключение

Таким образом, в статье представлен опыт организации студенческого научного кружка на принципиально новом уровне – уровне сотрудничества с Российской Академией Естествознания по проведению студенческих конференций. Международный студенческий научный форум РАЕ, открытие секции «Современная система дошкольного образования: проблемы, поиски, перспективы» являются новой инновационной формой приобщения студентов к науке. Новизной и практической значимостью исследования является описание новой формы организации студенческого научного кружка и создание педагогических условий его реализации.

Участие студентов в научно-исследовательской деятельности положительно сказывается на учебном процессе студентов, делает их более организованными, расширяет кругозор, совершенствует профессиональные навыки и компетенции. В своих статьях студенты освещали результаты работ по дипломным и курсовым проектам. Студенты, прошедшие за годы студенчества от школьных, студенческих конференций до защиты диплома, эффективно работают по избранной специальности. Они продолжают темы исследовательской деятельности, участвуют в конференциях, конкурсах, педагогических чтениях. Из 12 членов кружка 2016 г. пять выпускников поступили и учатся в магистратуре, двое выпускниц работают заведующей дошкольной образовательной организации и старшим воспитателем. Из 13 членов кружка 2017 г. пять выпускников поступили и учатся в магистратуре, выпускница кафедры Заболоцкая В.П. стала победителем республиканского конкурса «Воспитатель года 2018» и принимала участие во Всероссийском конкурсе «Воспитатель года России».

Хотелось бы отметить эффективность работы Российской Академии образования по организации студенческой конференции «Международный студенческий научный форум». Сотрудничество с Российской Академией Естествознания обогащает работу нашего научного кружка, дает возможность выезжать за пределы республики, выступать перед большой аудиторией, публиковать статьи, что мы относим к педагогическим условиям организации научного кружка.


Библиографическая ссылка

Николаева Л.В. «МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ» КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ К НАУКЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 11-2. – С. 312-315;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=37324 (дата обращения: 03.06.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074