Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

АКТУАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА МЕДИАИНДУСТРИИ

Алексеева Т.В. 1 Зиненко Е.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения»
Для успешной работы любого средства массовой информации требуется подготовка квалифицированных профессиональных специалистов, и медиаиндустрия не является исключением. Подтверждением этому является то, что в течение ряда десятилетий успешно развиваются электронные и мультимедийные средства массовой информации, использующие в своей работе достаточно дорогостоящую нового поколения технику, оборудование, материалы, компьютерный и информационный инструментарий, применяя передовые технологии. Бесспорно, что подготовку будущих специалистов необходимо осуществлять на базе современного актуального содержательного компонента, который должен постоянно пополняться и обновляться. В статье затрагивается проблема подбора актуального материала для освоения будущими специалистами медиаиндустрии. Автор обращает внимание на важность обновления и приращения понятийно-категориального аппарата, поскольку именно детальное знание современных понятий и явлений позволит осознать настоящее положение дел медиаиндустрии и поможет сформировать профессиональную компетенцию будущего специалиста данной сферы деятельности. Исследованы и проанализированы мнения теоретиков и практиков о значении понятий и явлений профессиональной сферы деятельности, в том числе о необходимости обновления имеющейся научно-теоретической базы медиапространства. При этом совершенно очевидно, что качество подготовки профессионального специалиста медиаиндустрии находится в зависимости от многих скоординированных факторов, в том числе от актуализации содержательного компонента обучения.
подготовка специалистов
медиаиндустрия
содержательный компонент
педагогический подход
тезаурус
1. Брындин Е.Г. О тенденциях формирования высокотехнологического образования // RELGA: электронный научно-культурологический журнал. 2015. № 10 (298) [Электронный ресурс]. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=4344&level1=main&level2=articles (дата обращения: 06.09.2018).
2. Алексеева Т.В. Методика обучения ресурсному проектированию на основе аудио и видео технологий будущих учителей иностранных языков: дис. ... канд. пед, наук. Санкт-Петербург, 2009. 211 с.
3. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: учебное пособие. 10-е изд., испр. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К?°», 2012. 592 с.
4. Никитина А.А. Неспециальное физкультурное образование. Факторы, влияющие на формирование физкультурного тезауруса у студентов // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. № 5. С. 17–21.
5. Змеёв С.И. Применение андрагогических принципов обучения в подготовке и повышении квалификации специалистов // Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО «Человек и образование». 2014. № 1 (38). С. 10–14.
6. Кларин М.В. Дидактика XXI века и вызовы современного образования: обращаясь к наследию общедидактической теории содержания общего среднего образования и процесса обучения // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 5. С. 97–108.
7. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. Т. 2 М-Я / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Россий­ская энциклопедия, 1999. 672 с.
8. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. М.: Изд-во УРАО, 2002. 592 с.
9. Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8-ми томах. Т 1. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
10. Смирнов В.И. Дидактика. Часть II. Технологии процесса обучения: учебное пособие. Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2012. 544 с.
11. Осмоловская И.М. И.Я. Лернер о процессе обучения: современное прочтение // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1. № 3 (39). С. 31–41.
12. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.
13. Лаптев В.В., Писарева С.А. Современное диссертационное исследование в сфере образования: гуманитарные основания оценки качества: научно-методические материалы. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. 224 с.

В современном обществе человек постоянно находится под влиянием информационного пространства. Вот уже ряд десятилетий в России успешно развиваются как традиционные печатные, так и электронные и мультимедийные средства массовой информации. При этом некоторые СМИ являются достаточно дорогостоящими, используя новое поколение техники, оборудования, материалов, компьютерного и информационного инструментария, применяя самые передовые технологии, требующие больших затрат на производство и выпуск медиапродукции.

В эпоху стремительно развивающегося технического прогресса, непрерывно совершенствующего возможности виртуального пространства, четко прослеживается потребность в специфических знаниях технико-технологической стороны медиаиндустрии. В связи с этим современная медиаиндустрия нуждается в компетентных профессиональных кадрах, обладающих как фундаментальными знаниями в своей области деятельности, так и инновационными. Сложившиеся условия объективно создают предпосылки для обеспечения нового уровня качества развития выпускника высшей школы, в частности специалистов медиаиндустрии. Важной функцией обучения конкурентоспособных и востребованных специалистов медиаиндустрии является постоянный мониторинг со стороны образовательных учреждений состояния рынка труда и высокотехнологичных производств и внесение инноваций и корректировок в образовательный процесс [1].

Материалы и методы исследования

Сегодня от решения вопросов интеграции различных инноваций в сферу образования зависит не только первоочередное звено – структура и содержание образовательных программ, но и вся последовательность процессуальной цепочки образовательной деятельности, что, несомненно, заботит современное образовательное научное сообщество. Анаболизм образовательной концепции, основанный на нововведениях или на обогащении, модификации образовательных систем на базе инновационного развития, усовершенствование образовательных практик, связанное с частичной инверсией традиционных целей, содержания и средств образования, все это характеризует инновационность развития педагогической деятельности. Такое понимание задачи исполнения инновационной деятельности подразумевает, прежде всего, присутствие принципиально иных концептуальных обстоятельств, выходящих за рамки текущей будничной работы. В целях построения целостной инновационной структуры педагогической системы потребуется планомерное и динамичное внедрение инновационных технологий на всех ступенях организации и осуществления образовательного процесса [2, с. 22–31]. Внедрение новшеств в первую очередь связано с управленческой функцией регулирования искусственными и естественными процессами изменений. Для введения новаторских педагогических моделей, методик, инструментария, технологий необходимо осмысление процессов введения, освоения и сопровождения этих новшеств в действительности. В общем, инновация – это итоговый продукт новаторской, прогрессивной активности, представленный в виде усовершенствованного или новейшего творения; модернизированного или нового технологического процесса; нового подхода к социальным или образовательным услугам.

К новаторским направлениям педагогического образования для решения вопроса модернизации системы обучения и увеличения результативности образовательного процесса принадлежит и проектирование образовательных программ, направленных на осуществление запланированных видов деятельности субъектов по формированию соответствующих компетенций. В качестве доминирующих характеристик инновационной образовательной программы целесообразно выделить следующие: прогностический характер целей; инновационность содержания; инновационность технологий; инновационность организации обучения; инновационность управления образовательной программы. Важнейшим компонентом (составляющей) образовательной программы являются информационные ресурсы, так как в них сосредоточена содержательная часть. В связи с этим при проектировании учебного контента и, в частности, для обучения специалистов медиаиндустрии необходимо учитывать современные тенденции и явления, происходящие в медиаиндустрии. Исследование проблемы содержательного наполнения учебных дисциплин, удовлетворяющего критериям инновационного характера – это первостепенный вопрос методической целесообразности, который постоянно будет оставаться исключительно актуальным.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ современных процессов, происходящих в области подготовки специалистов для медиаиндустрии в российских вузах, показал, что обучение ведется в широком спектре профессий для различных организаций и предприятий, обеспечивающих производство и выпуск СМИ. В течение всего периода обучения у студентов формируются различные компетенции, умения и навыки мастерства медиакоммуникации. Для развития профессиональной компетенции специалиста медиаиндустрии требуется обновление содержательного компонента, связанное с непрерывной актуализацией тематики преподаваемых дисциплин, с целью трактовки настоящего состояния дел в медиаиндустрии.

На современном этапе становления отраслей науки и жизнедеятельности общества характерна высокая динамика развития. Многие исследователи считают, что средством индикации меняющейся действительности, отражающей динамику развития науки и ее продвижения вперед, является понятийно-категориальный аппарат мышления и деятельности, адекватность которого напрямую зависит от его постоянных перемен и внутреннего совершенствования. Процесс расширения, приращения понятийно-категориального аппарата связан, прежде всего, с пониманием объектов и предметов, представленных новыми направлениями научного знания. В этой связи процесс формирования профессиональной компетенции специалиста медиаиндустрии будет успешнее, если актуализация содержательного компонента обучения такого специалиста будет опираться на обновление и приращение тезауруса конкретной предметной области и явлений, связанных с ними.

По мнению П.Д. Павленока [3, с. 94], овладение и использование понятийно-категориального аппарата свидетельствует о профессионализме в различных областях знания. Тезаурус является сложным субъективным формированием – активно прогрессирующей открытой системой накопления, расширения, отображения информации, знаний, человеческого опыта, выступающей в качестве информационно-знаниевого базиса образования, профессиональной деятельности; отличается содержанием комплексной системы знаний, уровни и компоненты которой могут актуализироваться под влиянием внешних стимулов и внутренних побуждений, представлений, отношения к профессиональной деятельности; определяет осуществление и реализацию индивидуальных возможностей в профессиональном самосовершенствовании; проявляется в различных видах профессиональной деятельности, а также выполняет организующую, управляющую и стимулирующую роль, способствует приобщению будущего специалиста медиаиндустрии к профессиональной деятельности [4, с. 17].

В связи с этим внимание концентрируется вокруг ведущих понятий конкретной предметной области. Понимание ключевых определений имеет существенное значение, поскольку именно в них сосредоточена теоретическая составляющая учебной дисциплины как науки. А.С. Роботова считает, что отказ от унифицированных, стереотипных определений приводит к разрушению языкового и впоследствии научного фундамента науки. Особенно следует повышать значимость понятий и терминов, сформировавшихся на протяжении своей длительной истории существования, поскольку их «языковая закрепленность» является критерием всеобщего толкования их значений. Усвоение специалистами медиаиндустрии, овладевающими или овладевшими прогрессивными знаниями, разноречивым тезаурусом, возможно, приведет к тому, что обучение будет строиться в систему на различных по значению понятиях и категориях, смысл которых отличается часто не тонкостями семантических оттенков, а сущностно. Учитывая вышесказанное, а также для активизации познавательного, научно-теоретического отношения будущих педагогов к ресурсному проектированию и с целью овладения его научной идеей, нами разработана система базовых знаний данной научной области, обязательных для усвоения будущими педагогами.

Создание теоретического обоснования, каким должен быть в свете затронутых задач процесс обучения (методы, средства и способы организации, инструментарий и т.п.), обязательно, поскольку такое понимание является важным признаком, свидетельствующим о качестве обучения [5, с. 10]. В соответствии с научными основами, методика обучения конкретизирует обучение применительно к тому или иному приложению и представляет собой совокупность пяти компонентов: целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения [6, 7].

Для достижения поставленной цели, заключающейся в актуализации содержательного компонента для формирования профессиональной компетенции специалиста медиаиндустрии, следует определить промежуточные (частные) цели, детализирующие очередность этапов достижения общей цели, к достижению которой ведут полученные промежуточные результаты. В случае формирования профессиональной компетенции специалиста медиаиндустрии деятельность по достижению промежуточных целей предлагается выстроить как следующую последовательность частных задач:

– освоение понятийно-категориального аппарата;

– овладение стратегией поиска, обновления и приращения тезауруса;

– освоение современных подходов употребления понятий и явлений предметной области медиаиндустрии;

– формирование умений применения и использования понятий и явлений предметной области медиаиндустрии на практике.

Учебный материал распределяется по темам, в которых освещены важнейшие аспекты, связанные с теорией и практикой предметной области медиаиндустрии. Подбор содержательного компонента для изучения следует вести в соответствии с поставленными промежуточными задачами с учетом педагогического подхода, доминирующей парадигмой которого является положение о единстве содержательной и процессуальной сторон обучения, значащее в первую очередь что содержание образования усваивается лишь в процессе обучения. Еще К.Д. Ушинский утверждал, «что рассудок развивается только в действительных реальных знаниях» [8]. Вследствие этого особый интерес вызывают способы освоения содержания образования, т.е. методы обучения.

Методы обучения по типу познавательной деятельности обучаемых

п/п

Тип метода обучения

Методы и приемы обучения

Этапы учебного процесса

1

Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод

Педагог сообщает информацию, обучающиеся воспринимают ее, получают знания, слушая рассказ, лекцию (возможно использование учебной и методической литературы, электронных образовательных ресурсов). Воспринимая и осмысливая факты, подходы, оценки, выводы, обучающиеся остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Данный метод широко применяется для обеспечения большого массива информации

– формирование системы знаний понятийно-категориального аппарата;

– постановка целей и задач на каждом этапе обучения;

– мотивирование различных видов деятельности обучаемых;

– устранение возникших трудностей в практической деятельности студентов

2

Репродуктивный метод

К данному методу относится применение изученного на основе образца или правила, т.е. обучаемый выполняет действия по образцу педагога. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях

– овладение стратегией поиска тезауруса;

– освоение современными подходами употребления понятий и явлений предметной области медиаиндустрии

3

Метод проблемного изложения

Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит перед обучаемым проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Обучаемые следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания, становясь как бы свидетелями и соучастниками научного поиска

– осознание значимости освоения понятийно-категориальным аппаратом в своей профессиональной деятельности;

– ознакомление с возможностями поиска в сети Интернет;

– формирование умений использования понятий и явлений предметной области медиаиндустрии на практике;

– выполнение итоговой творческой практической работы

4

Частично-поисковый (эвристический) метод

Педагог расчленяет проблему на части, обучаемые осуществляют отдельные шаги по решению подпроблем. Метод заключается в организации активного поиска решения выдвинутых познавательных задач под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний, изучающих творческую деятельность, методы, используемые при открытии новых концептов, идей и взаимосвязей между объектами и совокупностями объектов. Эвристические методы позволяют ускорить процесс решения задачи, активизировать мышление, пробудить интерес к познанию. Процесс мышления приобретает продуктивный характер

– овладение стратегией обновления и приращения тезауруса;

– освоение навыками применения понятий и явлений предметной области медиаиндустрии на практике;

– формирование умений интеграции явлений предметной области медиаиндустрии на практике, в том числе взаимодействия со смежными понятиями

Окончание таблицы

п/п

Тип метода обучения

Методы и приемы обучения

Этапы учебного процесса

5

Исследовательский метод

Поисковая творческая деятельность обучающихся по решению новых для них проблем. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы, имитирующие, а иногда и реализующие научный поиск

– исследование возможностей, предоставляемых владением тезауруса;

– анализ и изучение взаимосвязей понятий и явлений в медиаиндустрии, поиск обоснований;

– проектирование и моделирование условий функционирования понятий и явлений в медиаиндустрии близких к реальным

В связи с тем, что между используемыми методами обучения и успехом всего образовательного процесса существует прямая зависимость [9], то с определенной мерой условности для повышения результативности обучения целесообразно воспользоваться классификацией, предложенной И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным, базирующейся на повышении степени самостоятельности обучающихся. По мнению авторов, поскольку успешность обучения в значительной степени обуславливается внутренней активностью обучаемого, характером его деятельности, то собственно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и обязаны выступать главными критериями выбора метода. В связи с этим И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным предложено выделить пять методов обучения (таблица), причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает [10, с. 112].

По мнению И.Я. Лернера, обучение составляет деятельность, являющуюся одним из главных элементов, вместе с содержанием образования [11, с. 33]. А.В. Хуторской также утверждает, что построение или перестройка предметного обучения и, может быть, даже замена его целостной структурой/комплексом/комплексной программой, возможны с учетом истинной формы наличия содержания образования и трансформациями, которым оно подвергается в процессе педагогической деятельности [12]. Именно деятельностный подход предоставляет возможность избежать абстрактности процедуры и «пропустить» содержательный компонент через процесс обучения, позволяя таким способом апробировать содержание на всех уровнях освоения. Фактически это испытание проходит на эмпирическом уровне, где выясняется, воспринимается ли данное содержание в запланированной последовательности, достигаются ли цели учебного процесса благодаря принятому содержанию и выбранной методике [13]. В ходе такой проверки возможны коррекция, дополнение, сокращение или замена предложенного обучения.

Кроме того, при обновлении и приращении тезауруса профессиональной предметной области специалиста медиаиндустрии достаточно значимым этапом процесса обучения является этап оценивания, по результатам которого возможно диагностировать фактический уровень усвоения учебного материала обучающимся, установить эффективность процесса обучения, стимулировать образовательные потребности обучающегося. При диагностике могут использоваться различные формы контроля, которые предполагают выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков обучающихся. И хотя возможности тестовой оценки не являются абсолютными, одним из наиболее технологичных методов проведения автоматизированного контроля с заложенными в него параметрами качества, без сомнения, является тест. Кроме того, при проверке усвоения понятийно-категориального аппарата использование тестового контроля является целесообразным и эффективным методом.

Выводы

Таким образом, учитывая вышесказанное, можно утверждать, что актуализация содержательного компонента обучения специалиста медиаиндустрии, базирующаяся на обновлении и приращении тезауруса профессиональной предметной области, является методологической основой актуальных задач, способствующих формированию профессиональной компетенции такого специалиста.


Библиографическая ссылка

Алексеева Т.В., Зиненко Е.В. АКТУАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА МЕДИАИНДУСТРИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 11-1. – С. 95-100;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37244 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674