Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,916

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ И СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ

Хамадеева Р.Х. 1 Большакова Н.Л. 1 Испулова С.Н. 2
1 ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»
2 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Статья посвящена особенностям процесса обучения и воспитания слабовидящих детей в условиях школы-интерната. Рассмотрена специфика работы школ для слепых и слабовидящих детей. Определены основные направления социально-педагогической работы с учащимися школы-интерната: обучение, воспитание, адаптация, реабилитация, социализация, коррекция, профориентация, организация и проведение культурно-массовых мероприятий, занятий по формированию средовых навыков и др. Составлена обобщенная характеристика работы социального педагога в условиях школы-интерната (основные функции, ведение специальной документации). В статье представлены данные проведенного авторами эмпирического исследования на базе Уфимской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 28 III–IV видов, определяющие важность усвоения учебного материала детьми с нарушениями зрения. Исследованием было охвачено 100 учащихся (проведен опрос) и 30 педагогов (проведено анкетирование). Основные результаты свидетельствуют о том, что основной сложностью вхождения учащихся в коллектив является проблема в установлении контакта, согласно ответам педагогов, на первом месте стоят сложности в усвоении учебного материала. Авторы пришли к выводу, что помимо психофизических данных ребенка, огромное значение имеет повышение качества работы специалистов данного типа учреждений, проведение индивидуальной социально-педагогической работы с учащимися и их родителями.
дети с нарушениями зрения
школа-интернат
обучение и воспитание
1. Большакова Н.Л. Воспитательная работа в детских домах и интернатах в Башкирии в годы Великой Отечественной войны / Н.Л. Большакова, Р.Х. Хамадеева // Технологии социальной работы с молодежью: сборник материалов IV межрегиональной научно-практической интернет-конференции с международным участием, посвященной 25-летию основания социальной работы в России. – Кострома, 2016. – С. 361–364.
2. Письмо Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I–VIII видов (с изменениями 26 декабря 2000 г.) [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/901793889 (дата обращения: 14.05.2018).
3. Испулова С.Н. Инклюзивное образование как механизм реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья / С.Н. Испулова, З.Я. Байкина // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: сборник материалов V международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию социальной работы в России. – Улан-Удэ, 2016. – С. 43–44.
4. Хомуха К.А. Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения / К.А. Хомуха, Н.В. Черепкова // VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». – Ставрополь, 2014. – С. 5.
5. Ращикулина Е.Н. Понятийно-синергетический подход в развитии познавательных способностей детей / Е.Н. Ращикулина // Высшее образование сегодня. – 2013. – №7. – С. 72–77.
6. Андреева Л.В. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: опыт России: Аналитический обзор / Л.В. Андреева, Д.И. Бойков, В.З. Кантор. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – 78 с.
7. Маметьева О.С. Технология социального сопровождения семьи с ребенком-инвалидом в системе образования / О.С. Маметьева // Инклюзивное образование: теория и практика: сборник материалов международной научно-практической конференции. – Орехово-Зуево, 2016. – С. 221–227.

Количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. Это связано как с пороками, поломками генетического, внутриутробного развития, так и с различного рода травмирующими ситуациями, катастрофами, неблагополучными условиями проживания, включая небрежное или жестокое обращение с детьми. Вместе с тем в России в системе общего и профессионального образования идет процесс перехода от специализированных учреждений к инклюзивным. Однако этот переход требует значительных затрат: временных, людских ресурсов, материальных вложений и др. Поэтому наблюдается незначительное количество инклюзивных образовательных учреждений наряду со специальными и обычными общеобразовательными. В данной статье рассмотрим проблемы образования и воспитания детей слабовидящих и слепых в условиях специализированной школы-интерната.

Дети с серьезными нарушениями зрения испытывают ряд сложностей: их восприятие мира ограничено, круг общения невелик, самооценка понижена и др. Все это способствует возникновению сложностей в плане общения, как со сверстниками, так и с педагогами, что отражается на процессе овладения знаниями, формирования личностных качеств. Как правило, такие дети не испытывают удовольствия от процесса обучения, что еще в большей степени осложняет их процесс обучения. В силу эмоциональной незрелости они не готовы к проявлению и дальнейшему формированию партнерских отношений как в микросоциуме, который в данном случае представлен коллективом учащихся и педагогов специализированного образовательного учреждения, так и в дальнейшем с социумом в широком понимании этого понятия.

Все обозначенное выше актуализирует проблему реабилитации и адаптации детей, лишенных зрения. В этой связи деятельность специализированной школы-интерната рассматривается не только с точки зрения формирования у учащихся суммы определенных знаний, сколько с позиции научения максимально самостоятельной и полноценной жизни в обществе. Безусловно, для реализации эффективного процесса обучения и воспитания в условиях школы-интерната для слабовидящих и слепых детей необходимо создание особых условий: материально-технического обеспечения, кадрового состава, имеющего специальную подготовку и понимающего свою особую миссию, связанную в том числе с подготовкой выпускников к посллдующему самоопределению.

Для более детального анализа изучения и определения проблемы организации обучения и воспитании слабовидящих и слепых детей нами была выбрана Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 28 III–IV видов. Данное учреждение образования для детей с нарушениями зрения имеет достаточно длительную историю. Школа была открыта в конце 1920-х гг. в соответствиии с приказом Народного Комиссариата просвещения как областная школа для слепых и слабовидящих детей имени 10-летия БАССР. С целью расширения базы в 1932 г. школа перехала г. Бирск [1, с. 362]. С 1964 г. школа находится и работает в г. Уфе.

Основной целью деятельности педагогического состава школы-интерната является социальная адаптация учащихся. Для реализации поставленной цели разработаны адаптированные учебные программы, учитывающие сохраненные анализаторы учащихся, с одной стороны, а с другой, направленные на формирование коррекционно-компенсаторных навыков [2, с. 3].

Все учащиеся являются инвалидами с детства по зрению и в школу-интернат принимаются по направлению Министерства образования Республики Башкортостан. На данный момент в школе обучается 179 учащихся из всех городов и районов республики.

Все учащиеся распределены согласно степени потери зрения в классы трех видов. Для слабовидящих детей, способных к обучению по системе с укрупненным шрифтом – класс Б. Для незрячих и имеющих остаточное зрение, в обучении которых применяется рельефно-точечный шрифт, сформированы классы А. Слепые и слабовидящие дети с глубоким нарушением интеллекта организованы в классы В.

Наполняемость классов осуществляется в соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12.03.97 № 228). Так, в классах типа А классов предусмотрено обучение до 6 человек, в классах типа Б (для слабовидящих) разрешается обучение до 12 человек и для класса В (для слепых и слабовидящих детей с глубоким нарушением интеллекта) до 5 человек. Сейчас в школе 25 классов.

В процессе обучения слабовидящих детей применяются дозированные зрительная и физическая нагрузки [3, с. 43], чередование различного рода упражнений, заданий с двигательными физкультминутками.

Специфика работы школ для слепых и слабовидящих детей проявляется в следующем [4, с. 5]: в учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, в опоре на здоровые силы и сохранные возможности; в модификации учебных планов и программ, увеличении сроков обучения, перераспределении учебного материала и изменении темпа его прохождения; в дифференцированном подходе к детям, уменьшении наполняемости классов и воспитательных групп, применении специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники; в специальном оформлении учебных классов и кабинетов, создании санитарно-гигиенических условий, организации лечебно-восстановительной работы; в усилении работы по социально-трудовой адаптации и самореализации выпускников.

Коррекционно-воспитательная работа, проводимая воспитателями, направлена на сохранение и дальнейшее развитие у детей общеобразовательных навыков. Проводимые воспитателями беседы формируют у детей положительное отношение к школе-интернату, способствуют их участию в различных спортивных и культурных мероприятиях, лечебно-трудовой деятельности. Занятия позволяют тренировать память, внимание, воображение и мышление, сохранять имеющийся уровень интеллекта, воспитывать чувство ответственности у детей за их поведение [5, с. 72].

С каждым ребенком проводится индивидуальная работа, направленная на выявление факторов, препятствующих развитию личности. На основе сделанного психолого-педагогического заключения определяются показания для проведения различных видов психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной, консультативной). С учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности планируются и разрабатываются развивающие и коррекционные программы, способствующие развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях и формированию психологической культуры.

На основании этих программ проводят коррекционные занятия для расслабления, концентрации воспитанников (применяются психологические игры, брайлевские выпуклые картинки, релаксация в сухом бассейне, на подушках под музыку), беседы по профориентации, со старшими классами беседы на тему «Взаимоотношения мужчины и женщины», «Я и мои комплексы» и т.д.

У большинства детей с проблемами зрения имеются нарушения речи. У них часто не сформирована речевая функциональная система, ограничен словарный запас, искажено понимание смысловой стороны речи. Нечеткость, узость восприятия затрудняет узнавание предметов, их форм, характерных внешних признаков. Дети не видят строки, путают сходные по начертанию буквы, теряют и повторяют строчки при чтении, не замечают знаков препинания, неправильно произносят слова. У слабовидящих детей отмечаются трудности фонетико-фонематического и артикуляционного свойства. При зрительной работе у слабовидящих детей быстро наступает утомление, снижается работоспособность [6, с. 19].

Важную роль в социальной реабилитации играет социальный педагог, который участвует в преодолении и профилактике нарушений психических и физических функций детей в процессе социальной адаптации и интеграции в обществе, оказании помощи в индивидуальной педагогической коррекции [7, с. 221].

Социальный педагог ведет следующую документацию [2]:

– личную карту учащегося, в которой указывает сведения о ребенке (Ф.И.О., дата рождения, домашний адрес), данные о семье и основные психолого-педагогические характеристики (жилищные условия, материальное положение, состав семьи, перенесенные ребенком заболевания, поведенческие характеристики, отношение ребенка к школе, учебе, его интересы, успеваемость и т.д.;

– социальную карту класса, в которой указывается класс, классный руководитель, воспитатель, сведения о детях из неполных, малообеспеченных, многодетных, неблагополучных семей, сведения о родителях, находящихся на инвалидности (причины и группа), об учащихся, находящихся на внутришкольном учете, под опекой, состоящих в «группе риска» и т.д.;

– социальный паспорт класса, в котором указывается класс, воспитатель, количество учащихся, дети-инвалиды, учащиеся с отклонениями в поведении, пропускающие занятия, неуспевающие, употребляющие алкоголь и наркотики, сведения о семьях, находящихся в социально опасном положении (малообеспеченные, многодетные, неблагополучные), сведения о детях, живущих в особых условиях (живущие с бабушкой и дедушкой, опекаемые и приемные, живущие с одним родителем);

– карту социального обследования, в которой указываются сведения о учащемся (Ф.И.О., дата рождения, адрес, инвалидность, диагноз, сведения о родителях, какие виды социальной помощи получают, условия проживания, поведение ребенка, его интересы, проблемы и т.д.);

– социальный паспорт школы-интерната (адрес школы-интерната, количество классов, учащихся, возрастная и социальная характеристика учащихся, количество многодетных, неблагополучных, неполных семей, количество детей, находящихся под опекой, детей-инвалидов, состоящих на внутришкольном учете и в ОППН, обучающихся на дому и т.д.);

– перспективный план работы на год, месяц;

– журнал учета работы [2].

Для ребенка с нарушением зрения в любом возрасте ситуация перехода в новые социальные условия является стрессовой, в это время ребенок очень раним. А это создает дополнительные сложности, в данном случае проблему адаптации к условиям самого образовательного учреждения. Обобщая оыт персонала школы-интерната по адаптации учащихся к условиям школы-интерната, следует отметить их высокий уровень профессионализма и степени ответственности за будущее учащихся, энтузиазм и увлеченность в изучении и применении не только традиционных, но и инновационных форм социальной адаптации школьников. В соответствиии с тяжестью нарушения зрения и развития интеллекта, способностью или неспособностью учащегося к осовоению обычного уровня образования, ребенку с особыми образовательными потребностями планируют индивидуально посильный уровень образования. Таким образом, для учащихся производится разработка учебной программы, обеспечивающей их успешную адаптацию и дальнейшую социализацию.

На базе Уфимской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 28 III–IV видов было проведено эмпирическое исследование, целью которого было выявление социально-педагогического микроклимата в учреждении посредствам проведения опроса, а именно узнать, с какими сложностями сталкиваются учащиеся в процессе обучения. Кроме того, мы провели анонимное анкетирование педагогов школы с целью выявления сложностей их работы с данным контингентом учащихся.

Особенности адаптации к жизни в новом коллективе мы представили на рис. 1.

ham1.wmf

Рис. 1. Адаптация к жизни в новом коллективе

В результате исследования было выявлено, что 70 % легко влились в коллектив класса, 17 % – не совсем, 13 % – трудно. Из числа тех, кому было «трудно» и «не совсем легко», основной причиной была проблема в установлении контакта – 62 %, боязнь нового коллектива – 38 %. Кроме того, трудности с вливанием в коллектив чаще присутствовали у учащихся 18–19 лет, что объясняется несоответствием возраста поступающего с возрастной категорией основного состава.

На вопрос «Насколько комфортно ты чувствуешь себя в своей группе?» учащиеся ответили: комфортно – 72 %, не совсем комфортно – 24 %, некомфортно – 4 %. Из числа чувствующих себя «не совсем» и «некомфортно» большинство ответило – еще не привык к новому коллективу (57 %), остальные (43 %) – безразличное отношение одноклассников. Анализ показывает, что в основном дети чувствуют себя комфортно и адаптировались к новым условиям.

Дети с нарушением зрения из-за имеющихся комплексов стараются не привлекать внимания к своим проблемам и стесняются попросить помощи у взрослого или у одноклассников, предпочитая в одиночку переживать свои трудности. На вопрос «Обращаешься ли ты за помощью в учебе к одноклассникам?» 21 % ответили – «часто», 46 % – «иногда» и 33 % – «никогда».

Кроме того, в ходе исследования было выяснены трудности, испытываемые учащимися в процессе обучения с точки зрения педагогов и самих учащихся.

Исследование показало, что на первом месте, по мнению педагогов учащихся, стоят трудности в усвоении учебного материала – 52 % и вхождения в коллектив – 39 % соответственно. На последнем месте трудности, которые испытывают учащиеся в процессе обучения, среди учащихся всего 5 % считают – в проведении досуга, среди учителей же – общение со сверстниками, на этот вариант обратили внимание всего 4 %.

Таким образом, данные исследования показывают, что со стороны учителей нужно больше обращать внимание на учебный процесс, а именно на усвоение учебного материала детьми с нарушениями зрения. Основные направления повышения качества в этом направлении были указаны самими педагогами: осуществление индивидуального и дифференцированного подходов, повышение профессиональной компетентности педагогов через обучение на курсах повышения квалификации, участие в работе специальных методических семинаров по обучению слабовидящих и слепых детей и др.

Как показали данные нашего опроса, эффективной работе педагогов и воспитателей в области социальной реабилитации слабовидящих детей во многом препятствуют следующие факторы: недостаточное обеспечение учебно-методической литературой и индивидуальными тифлоприборами – 43 %, низкий уровень материально-технического обеспечения – 31 %, недостаточный уровень совместной деятельности с другими образовательными учреждениями – 26 %. Наглядно полученные результаты мы представляем на рис. 2.

Поскольку одной из основных проблем адаптации и социализации слабовидящих и слепых детей является их большая или меньшая изолированность от социума и связанные с этим негативные изменения личности, следует уделять внимание внешкольным возможностям прямого и косвенного общения таких детей и социума. Это может быть достигнуто путем проведения совместных трудовых мероприятий, экскурсий, прогулок, социально-культурных и спортивных мероприятий.

ham2.wmf

Рис. 2. Проблемы повышения эффективности социальной реабилитации

Участие слабовидящих и слепых детей в кружках и секциях доолнительного образования, клубах и т.д. может увеличить их круг общения, расширить горизонты познания. Больше внимания следует уделять внешкольным занятиям детей, выявлять их увлечения и помогать найти способ реализовать себя в них, что, безусловно, скажется и на качестве обучения.

Можно рекомендовать детям с низким уровнем адаптации создать ситуацию успеха, даже незначительные успехи отмечать похвалой, вызывая стремление к положительной активности.

В коллективе проводить больше физкультминуток с гимнастикой для пальчиков, шеи, глаз, что не только позволит снять напряжение мозговой деятельности, но и активизирует ее процессы.

Рекомендуются индивидуальные занятия с детьми с низким уровнем адаптации и школьной мотивации.

Полезна коллективная творческая деятельность, участие в самоуправлении. Нужно использовать приближение детей к педагогу, воспитателю, социальному педагогу, психологу, медику с целью создания обстановки проникновения, доверия, комфорта.

Дети – всего лишь дети, но уже в стенах школы-интерната закладывается высокий уровень самосознания, который непременно будет развиваться дальше, в зависимости от стартовых психофизических способностей и от уровня и качества работы школы-интерната.


Библиографическая ссылка

Хамадеева Р.Х., Большакова Н.Л., Испулова С.Н. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ И СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 7. – С. 214-218;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=37107 (дата обращения: 30.05.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074