Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

НАЗНАЧЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Крайнова Е.А. 1 Садова К.В. 2 Тараканов А.В. 2
1 Филиал ФГКВОУ ВО «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации
2 Филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет»
В статье рассмотрены направления информатизации учебного процесса и роль единой информационно-образовательной среды в системе современной профессиональной подготовки. Актуальность исследования заключается в необходимости разработки и развития средств интенсификации процесса обучения, стимулирования самообразования обучающихся. Целью статьи является раскрытие понятия единой информационно-образовательной среды и выявление возможностей её применения в образовательном процессе высшей школы. Определены задачи и направления, решаемые при создании и использовании единой информационно-образовательной среды. Выделены виды моделей информационно-образовательной среды. Рассмотрены требования к единой информационно-образовательной среде. Предложен вариант структуры единой информационно-образовательной среды. Определен состав программного обеспечения единой информационно-образовательной среды. Выделены аспекты использования единой информационно-образовательной среды в учебном заведении. Определена последовательность этапов разработки единой информационно-образовательной среды. Выделенная последовательность этапов разработки единой информационно-образовательной среды позволит осуществить её разработку и внедрение с максимальной эффективностью. Именно начальные этапы анализа, сбора требований и построения структуры современных информационных систем являются наиболее трудоёмкими и, как показала практика, наиболее ответственными. Решения, принятые на начальных этапах проектирования и реализации информационных систем, будут определять эффективность системы и её соответствие заданным требованиям. Материалы статьи могут быть использованы при проектировании и построении единой информационно-образовательной среды высшего учебного заведения и в исследованиях, посвященных информатизации образования.
единая информационно-образовательная среда
вуз
электронные образовательные ресурсы
учебный процесс
информационные технологии
электронное обучение
1. Ермаков Д.С. Информационная компетентность в информационном обществе // Педагогика. – 2013. – № 2. – С. 26–30.
2. Шанин С.В., Гриднев А.А. Роль информационного пространства в трансформации отношения к знаниям // Научный потенциал. – 2014. – № 3–4. – С. 33–35.
3. Снадченко С.В. Роль мультимедиа в повышении эффективности профессионального обучения // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2016. – Т. 10s-3. – С. 188–190.
4. Аллен Майкл. E-learning: как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступным / Майкл Аллен.– М.: Альпина Паблишер, 2017. – 200 c.
5. Панцева Е.Ю., Тойшева О.А., Жарова Т.А. Необходимость использования системного подхода при организации образовательного процесса в военном вузе // Мир науки. – 2017. – Т. 5, № 2. – С. 36.
6. Дорожкин Е.М., Щербин М.Д. Психолого-педагогические проблемы использования электронного обучения // Научный диалог. – 2016. – № 5 (53). – С. 199–213.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.05.2018).
8. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.
9. Технологии электронного обучения: учебное пособие / А.В. Гураков. – Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2016. – 68 c.
10. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. – Введ. 2011-01-01 [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/1200082196 (дата обращения: 15.05.2018).
11. Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе (на примере подготовки специалистов с высшим образованием): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. – Москва, 2002 – 193 с.
12. Зайцева Ж.Н. Генезис виртуальной образовательной среды на основе интенсификации информационных процессов современного общества / Ж.Н. Зайцева, В.И. Солдаткин // Информационные технологии. – 2000. – № 3. – С. 44–48.

В настоящее время существует множество целевых федеральных программ, направленных на развитие информатизации образования. В образовательных учреждениях активно используются информационно-коммуникационные технологии, информационные фонды пополняются цифровыми образовательными ресурсами, стали широко поддерживаться инициативы преподавателей, связанные с применением современных информационных технологий. Конец XX – начало XXI в. характеризуются обширным развитием технологий в информационной среде, а также большими темпами преобразования информационного пространства [1].

Известный факт, что информационные процессы влияют на образовательные системы: содержание воспитания и образования, действия педагогического и вспомогательного персонала, решение финансовых проблем, и определение системы опорных точек и точек роста системы образования в целом. Это связано, прежде всего, с тем, что образовательный процесс можно рассматривать как информационный процесс, включающий воспроизводство, обмен и хранение различной информации [2]. В результате чего появляется необходимость в формировании единой информационно-образовательной среды (ЕИОС) учебного заведения.

Создание ЕИОС в высших образовательных учреждениях позволит обеспечить более благоприятные условия сотрудничества педагогов и привлечь к творческой деятельности обучающихся, улучшить качество образования, повысить уровень профессионализма педагогов, создать условия для обмена программно-методическими материалами.

Целью статьи является раскрытие понятия информационно-образовательной среды, и выявление возможностей её применения в образовательном процессе высшей школы.

Задачи, стоящие перед авторами:

– дать определение информационно-образовательной среды;

– описать ее структуру и назначение;

– определить последовательность этапов ее разработки.

Изучению вопросов создания единой информационно-образовательной среды посвящены исследования различных авторов, таких как Я.А. Ваграменко, И.В. Роберт, В.А. Красильникова, М.А. Петренко и др.

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса, определимся с терминологией. Понятие информационно-образовательной среды дано в ГОСТ Р 53620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения». Информационно-образовательная среда (ИОС) – система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий [3].

Под информационно-образовательной средой ряд авторов понимает следующее:

- системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса [4];

- антропософический релевантный информационный антураж, предназначенный для раскрытия творческого потенциала и талантов обучающего и обучающегося [5];

- единое информационно-образовательное пространство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактики [6].

Единая информационно-образовательная среда определяется единством педагогических целей и задач и взаимодействием участников образовательного процесса.

Выделяют два вида моделей информационно-образовательной среды.

У «закрытой модели» нет способности или потребности в обширной связи с другими учебными заведениями, такая среда разрабатывает и потребляет программно-методические разработки внутри своей структуры. Этот вид среды жизнеспособен в обычных условиях развития системы образования и общества.

У «открытой модели» идет развитие на основе активного использования современных информационных и сетевых технологий. Такая образовательная среда открыта, наполняема, динамична и интегрирована с образовательными средами других учебных заведений.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [7] поднимает вопрос о важных изменениях в предоставлении доступа к открытой информации любого пользователя через компьютерные сети разных уровней. Поддержка принципа бесплатного доступа к информации, где бы она ни была, по запросам учащегося, педагога и других специалистов требует организации единой информационно-образовательной среды любого учебного заведения по второму типу.

Согласно открытой модели выделим направления информатизации учебного процесса:

– создание и развитие на основе локальных вычислительных сетей внутренних региональных информационных систем, связанных с отечественными и зарубежными информационными системами;

– создание и продвижение баз данных и знаний, которые обеспечивают реализацию образовательного процесса;

– применение современных методик и средств обучения на основе информационно-коммуникационных технологий [8].

Приоритетным вопросом при внедрении ЕИОС является централизованное создание административно-управляющего ядра порталов квалифицированной командой. В эту структуру должны быть включены все субъекты единой информационно-образовательной среды, основная цель которых заключается в разработке информационно-методических материалов и их публикации на минипорталах учебного заведения с разрешением на свободный доступ к информационным ресурсам для любого пользователя.

Задачи и направления, решаемые при создании и использовании ЕИОС.

1. Использование образовательных сетевых технологий в качестве базы для модели образования и ее ориентация на практическую, педагогическую и научную деятельность.

2. Создание условий индивидуализации обучения и развития личности, увеличения демократического характера в образовании различного уровня на основе современных технологий [9].

3. Активизация коллективной совместной работы педагогических работников учебных заведений различного уровня для построения современных компьютерных средств обучения в виде:

– электронных пособий и учебников;

– мультимедийных демонстрационных и моделирующих материалов;

– диалоговых компьютерных средств обучения для различных направлений подготовки и т.д.;

– учебно-методических ресурсов и цифровых обучающих материалов [10].

4. Повышение эффективности системы переподготовки и повышения квалификации преподавателей в сфере информационно-коммуникационных технологий.

5. Формирование креативного мышления всех участников учебного процесса, проведение научно-практических конференций учащихся и преподавателей.

6. Техническую организацию семинаров, мастер-классов и встреч в режиме интернет-трансляций и видеоконференций.

7. Организацию проведения анкетирования и опросов по разным направлениям образовательной деятельности.

При создании ЕИОС образовательного учреждения можно использовать различные методы. Чаще всего рассматриваются подходы по следующим основаниям [11]:

– направление подготовки (общеобразовательный, профессиональный);

– уровень образования (общее, среднее профессиональное, высшее и др.);

– профиль подготовки (гуманитарный, технический, художественный);

– тип регулирования (распределенный, централизованный).

Единая информационно-образовательная среда учебного заведения характеризуется рядом особенностей и свойств. Развитие данной среды связано с постоянным увеличением уровня ее организации и технического оснащения. Структура ЕИОС в основном определяется необходимостью решения педагогических проблем, их взаимодействием и взаимосвязью участников процесса обучения.

Данная ЕИОС должна обеспечивать:

– наличие общей базы данных;

– хранение данных с возможностью редактирования;

– иметь многопользовательский режим;

– разграничение прав доступа к хранимым данным;

– использование данных в разных приложениях;

– возможность обмена данными с базой данных.

ЕИОС учебного заведения помогает определить и решить задачу объединения информационных потоков, характерных для основных видов деятельности образовательного заведения. Она представляет собой организованную сферу информационного взаимодействия участников образовательного процесса.

ЕИОС – это собрание локальных информационных сред, изолированных и не пересекающихся. Ее следует рассматривать как с точки зрения организационного, так и программного обеспечения. ЕИОС основана на глобальных и локальных компьютерных сетях образовательного учреждения. Без них невозможно осуществлять информационное взаимодействие.

Типичная организационная структура сети ЕИОС содержит:

– центральный сервер, выделенный для хранения единой базы учреждения и других материалов;

– компьютерные классы, оснащенные современными информационными средствами;

– совокупность библиотек программных модулей (библиотека);

– информационно-методический центр (ИМЦ);

– демонстрационные комплексы [12].

Специализированные компьютерные классы разработаны для решения конкретных дидактических проблем, например таких, как организация изучения языков программирования. Небольшие информационные комплексы обеспечивают использование информационных технологий и индивидуальную работу с одним или несколькими обучающимися.

Информационно-методический центр может обеспечить повышение квалификации преподавателей, создание электронных обучающих ресурсов и их хранение в базе данных. Автоматизированные рабочие места (APM) работников образовательного учреждения предназначены для максимальной автоматизации функций этих сотрудников с целью повышения эффективности их работы.

Программное обеспечение ЕИОС включает в себя:

– программное обеспечение общего назначения (операционные системы, антивирусы, офисные приложения и т.п.);

– программно-методическое обеспечение образовательного процесса (электронные образовательные ресурсы);

– специализированное программное обеспечение (автоматизация деятельности различных подразделений).

Организационная поддержка ЕИОС состоит:

– из программы образовательного учреждения, в которой описываются основные цели и задачи информатизации, плана действий и развития инфраструктуры для текущего учебного года;

– распределения функций между сотрудниками учреждения, включая управление процессом, обучение и внедрение информационных технологий;

– нормативных документов, включая права и обязанности пользователей ЕИОС.

Можно выделить следующие аспекты использования единой информационно-образовательной среды в учебном заведении:

1. Организационный аспект. Глава учреждения должен понимать цели и задачи внедрения и функционирования ЕИОС. Сотрудники организации должны быть заинтересованы в работе с ЕИОС.

2. Программное обеспечение или технический аспект. Учреждение должно быть оборудовано соответствующими информационно-коммуникационными средствами для реализации функций ЕИОС.

3. Кадровый аспект. Преподаватели и другие сотрудники должны быть обучены работе с ЕИОС.

С точки зрения функционирования образовательной организации структуру ЕИОС можно представить следующим образом (рис. 1).

krajn1.tif

Рис. 1. Структура ЕИОС

1. Учебная работа: электронные образовательные ресурсы; тестовые системы; тренажёры; электронные библиотеки; интернет-ресурсы и др.

2. Воспитательная работа: средства информирования о планируемых мероприятиях во внеучебное время; средства информационной поддержки деятельности кураторов; средства внеучебного информационного взаимодействия; средства развития личности и др.

3. Научно-исследовательская работа: средства информирования о работе научных коллективов и планируемых научных мероприятиях; организация доступа к программному обеспечению, необходимому для проведения научных исследований и виртуальных экспериментов, и др.

4. Управление образовательным процессом: система учета достижений обучающихся (учебных, научных, спортивных, общественных); средства формирования учебной нагрузки; планировщики составления расписания и др.

5. Управление кадрами: средства управления контингентом студентов; средства управления кадровым составом учебного заведения.

6. Управление ресурсами: средства управления материальными ресурсами организации, специализированным оборудованием и техническими средствами; средства управления информационным и программным обеспечением образовательного процесса и др.

Структура используемого программного обеспечения может быть представлена следующим образом (рис. 2).

krajn2.tif

Рис. 2. Структура программного обеспечения

Таким образом, одним из основных факторов, обеспечивающих успех использования ЕИОС, является интеграция программно-технологических ресурсов в едином комплексе, для решения различных задач и на основе единой технологии решения. Поэтому проектирование единой информационно-образовательной среды образовательного учреждения целесообразно проводить в следующей последовательности:

1. Определить основные задачи, которые необходимо будет решить во время использования ЕИОС.

2. Определить целевую аудиторию, которая будет участвовать в использовании ЕИОС.

3. Осуществить выбор программного обеспечения, используемого в условиях формирующейся ЕИОС.

4. Осуществить выбор наиболее подходящих технических решений для создания инфраструктуры ЕИОС, учитывая необходимость её обслуживании.

5. Определить форму обучения и переподготовки специалистов для работы в ЕИОС.

Так как создание ЕИОС – огромная работа, и ее реализация не входит в компетенцию только одного учебного заведения, то основной технологической связью в создании данной сферы на федеральном уровне является создание единого ядра – федерального образовательного портала, который впоследствии может занимать важное место в решении всех проблем создания и развития ЕИОС.


Библиографическая ссылка

Крайнова Е.А., Садова К.В., Тараканов А.В. НАЗНАЧЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 7. – С. 193-198;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37103 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674