Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Куркина Н.Р. 1 Бурляева О.В. 1 Стародубцева Л.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева»
В статье авторами охарактеризованы современные рыночные условия, которые в корне изменили концепцию оценки стратегического управления в образовательных организациях, выбор средств и методов практической реализации задач повышения эффективности управления. Но большинство руководителей в сфере образования еще не в полной мере владеют основами современного менеджмента. Исследования показали, что эффективность стратегического управления выражается деятельностью управляющей системы, которая характеризуется различными показателями как объекта управления, так и управленческой деятельностью организации. Авторами сделан вывод, что задача оптимального управления состоит в том, чтобы найти и реализовать такой вариант управления, при котором образовательная организация становится экономически значимой и конкурентоспособной. В статье дана характеристика системы стратегического управления в МГПИ, показана эффективность управления научно-исследовательской деятельностью и общая результативность вуза в данном направлении. На основе проведенного исследования авторами предложен механизм реализации стратегии управления МГПИ, который позволит повысить качество образования и конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг. Также рассмотрены примеры из практики и предложены рекомендации по совершенствованию стратегического управления в образовательной организации в экономической, социальной и информационно-управленческой сферах.
затраты на управление
менеджмент
образовательная организация
прогнозирование
стратегия
эффективность
1. Федеральный центр образовательного законодательства [Электронный ресурс]. – URL: http://www.lexed.ru/praktika/realizatsiya-273-fz/detail.phpELEMENT_ID=2600 (дата обращения: 22.03.2018).
2. Донина И.А. Педагогическая стратегия становления конкурентоспособного персонала общеобразовательной организации / И.А. Донина // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/viewid=15541 (дата обращения: 22.03.2018).
3. Мингалева Ж.А. Оценка конкурентоспособности предприятия с использованием моделей бизнес-стратегии / Ж.А. Мингалева, Л.Н. Депутатова, Л.В. Вешкина // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/viewid=7813 (дата обращения: 22.03.2018).
4. Яковлев Б.П. Управление инновационными процессами в системе образования: компетентность и потенциал руководителя / Б.П. Яковлев, В.Ф. Жукова // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/viewid=5631 (дата обращения: 22.03.2018).
5. Самсонова М.В. Маркетинговые приемы, способствующие развитию российского рынка образовательных услуг / М.В. Самсонова, Е.В. Самсонова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/viewid=10105 (дата обращения: 22.03.2018).
6. Кадакин В.В. Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева – кузница педагогических кадров региона / В.В. Кадакин // Гуманитарные науки и образование. – 2016. – № 4. – С. 14–19.
7. Беляева Г.Д. Подготовка кадров для инновационной экономики в условиях модернизации системы высшего профессионального образования / Г.Д. Беляева, А.Б. Макарец, Г.А. Федоренко // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/viewid=7572 (дата обращения: 22.03.2018).
8. Пржедецкая Н.В. Основные подходы к управлению инновационными процессами в России / Н.В. Пржедецкая, Е.П. Кулькова, В.В. Шевелева // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 8–1. – С. 212–216.
9. Миронова М.П. Независимый мониторинг образовательных результатов и качества образования в практике работы педагогического вуза / М.П. Миронова, О.В. Бурляева // Высшее образование в России. – 2016. – № 10. – С. 101–106.
10. Зейналов Г.Г. Динамика инновационных процессов в Мордовском государственном педагогическом институте им. М.Е. Евсевьева / Г.Г. Зейналов, Л.В. Стародубцева // Гуманитарные науки и образование. – 2016. – № 1. – С. 35–38.
11. Куркина Н.Р. Роль вуза в развитии инновационной деятельности региона / Н.Р. Куркина, Т.В. Корнилова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/viewid=12714 (дата обращения: 22.03.2018).

Современный динамично развивающийся мир открывает новые перспективы для роста некоторых сфер экономической деятельности. Одной из таких сфер является сфера образовательных услуг. Как показали исследования, уровень стратегического управления в образовательных организациях не соответствует современным требованиям и принятию решений. Это объясняется тем, что многие руководители, специалисты аппарата управления недостаточно владеют знаниями современного менеджмента, а система экономического образования медленно осуществляет их переподготовку.

Также аппарат экономического управления образовательных организаций не в полной мере оснащен необходимым для квалифицированного управления инструментарием (методами, моделями, необходимой документацией по технологии управления для решения наиболее важных типичных задач) [1].

Результативные показатели образовательных учреждений, высокие темпы их развития и конкурентоспособность в значительной степени определяются качеством стратегического управления [2].

Современная ситуация в сфере образовательных услуг предполагает стратегическое мышление и комплексный подход к образовательной деятельности. Организаторы дела должны обладать познанием не только в собственно-экономической сфере, но также и в сфере менеджмента, психологии управления персоналом, научно-практических инноваций и права [3].

Внедрение новых образовательных услуг очень сложно осуществить без тщательного анализа. Оценка фактического состояния образовательной организации должна опираться на определенные принципы, которые в первую очередь должны учитывать интересы слушателей, что свидетельствует о направленности на человеческий ресурс. Данный подход реализуется через механизм управления, в соответствии с основными задачами и целями, стоящие перед организацией, устанавливается внутренняя взаимозависимость системы, регулируется выполнение с помощью различных инструментов, охватывающих деятельность всех уровней организации – от методиста до ректора [4].

Механизм стратегического управления включает элементы:

- организационную структуру управления;

- хозяйственно-экономические и нравственные законы;

- научно-исследовательскую и практическую информацию;

- принципы и правила управления, направленные на выполнение задач, имеющихся перед управляемым объектом.

Классики науки управления Ф. Тейлор, А. Файоль еще до Второй мировой войны рассматривали предвидение деятельности фирмы как прообраз стратегического планирования. Лишь в начале 1970-х гг. стали изменяться принципы и методы стратегического управления.

В результате система стратегического управления направлена на:

1. Распределение ресурсов организации под стратегические цели.

2. Формирование центров для систематизированности целей.

3. Анализ и мотивированность подразделений.

Стратегическое управление в системе оказания образовательных услуг интегрируется с маркетингом. Фактически треть образовательных организация уже имеет отделы по оказанию образовательных услуг [5].

Эффективная организационная структура управления образовательной организацией, в частности и МГПИ, обладает пригодностью, надежностью, оперативностью, экономичностью.

Как показывает практика реализации системы управления, руководство МГПИ осуществляет выборный представительный орган – Ученый совет. Срок полномочий Ученого совета – 5 лет, председатель Совета – ректор, число членов Ученого совета – 29 человек.

Органами управления института являются конференция персонала и студентов института, ученый совет, ректор института, попечительский совет. В институте функционируют ученые советы, советы факультетов (подразделений) института. Основные функции управления выполняет ректор института.

Система стратегического управления характеризует эффективность функционирования каждого элемента системы управления. Об эффективности управления научно-исследовательской деятельностью МГПИ можно судить по общей результативности научно-исследовательской работы вуза [6].

С 2014 по 2016 г. увеличились источники финансирования НИР на 8,7 %, реализуемые в ходе образовательного процесса. Количество научных публикаций составило в 2016 г. 1856 публикаций и увеличилось по сравнению с 2014 г. на 64 ед. или на 3,6 %, что подтверждает правильность системы управления.

В стратегии управления образовательной организации большое значение имеет организация аппарата управления, который характеризуется численностью участвующих в этом процессе сотрудников института [7].

В МГПИ в 2016 г. наблюдается сокращение среднегодовой численности работников на 12 чел. или на 1,9 % по сравнению с 2014 г. или на 2,8 %. Это связано с сокращением отдельных должностей.

Численность аппарата управления институтом сократилась в 2016 г. за анализируемый период на 3 чел. или на 5,4 %. Как следствие, доля руководителей в структуре численности сотрудников снизилась в 2016 г. по сравнению с 2014 г. на 0,3 %.

Эффективность системы управления с учетом стратегических целей и задач образовательной организации, в конечном счете, должна привести к повышению в целом. Поэтому показатели, характеризующие эффективность деятельности, необходимо считать и показателями эффективности управления.

Затраты на управление организацией в 2016 г. больше, чем в 2014 г., на 7,5 %. Это сказалось положительным образом на экономических результатах деятельности института. Стоимость оказанных образовательных услуг увеличилась на 2,2 %.

Количество непосредственно подчиненных сотрудников за анализируемый период практически не увеличилось, а заведующих кафедрами даже снизилась на 2 чел. или на 16,7 %. Это связано с увеличением нагрузки на каждого преподавателя кафедры.

Дальнейшим этапом оценки эффективности управления МГПИ является расчет показателей эффективности системы управления (таблица).

Показатели эффективности системы управления МГПИ

Показатели

2015 г.

2016 г.

2016 г. к 2015 г., (+, –)

I. Экономичность аппарата управления

1. Удельный вес работников аппарата управления в общей численности работников организации, %

8,4

8,9

+0,5

2. Удельный вес оплаты труда работников управления в общем фонде оплаты труда организации, %

19,5

20,5

+1,0

3. Удельный вес затрат на управление в общей сумме затрат, %

6,5

6,8

+0,3

4. Удельный вес затрат труда управленческого персонала в общем годовом объеме затрат, %

8,4

8,8

+0,4

II. Результативность труда работников управления

1. Оказано образовательных услуг на:

а) 1 работника управления, тыс. руб.

9738,6

9600,7

–137,9

б) 1 руб. затрат в аппарате управления, руб.

15,4

14,6

–0,8

в) 1 чел.-дн., затраченный в аппарате управления, руб.

3300

3454

+154

Данные расчетов, представленные в таблице, показывают, что в 2016 и 2015 г. в МГПИ снизилась экономичность аппарата управления. Так, удельный вес оплаты труда работников аппарата управления, в общем фонде оплаты труда увеличился на 1 %, а удельный вес затрат на управление в общей сумме затрат – на 0,3 %. Кроме того, в 2016 г. повысилась доля работников аппарата управления в общей численности работников по сравнению с 2015 г. на 0,5 %.

Общая результативность труда работников управления по величине оказанных образовательных услуг снизилась в 2016 г. по сравнению с 2015 г. на 137,9 тыс. руб., а затраты в чел.-дн. увеличились на 154 руб. на 1 чел.-дн.

Это свидетельствует о необходимости в МГПИ увеличении объема образовательных услуг, снижении себестоимости обучения, привлечении студентов различными дополнительными образовательными программами и качеством образования.

При рассмотрении вопроса об эффективности удельного веса следует иметь в виду, что труд работников аппарата управления должен оцениваться как труд основных работников МГПИ, и если видеть выражение производительности труда аппарата управления в оказываемых образовательных услугах, а не в объеме выполненных управленческих функций, то нельзя рассматривать его автономно, без учета затрат всего коллектива. Исходя из этого следует формировать стратегию управления МГПИ на перспективу с учетом требований ФГОС ВО и конъюнктуры образовательного рынка.

Поставленные стратегические цели МГПИ обеспечиваются путем реализации развития в хозяйственной, социальной и информационно-научной сферах [8].

Стратегическая цель развития в хозяйственной сфере – выход МГПИ к 2030 г. на траекторию устойчивого сбалансированного роста образовательных услуг на основе формирования наукоемкой системы высшего образования.

Стратегическая цель развития в социальной сфере – повышение качества жизни профессорско-преподавательского состава и обучающихся за счет увеличения реальных доходов ППС в 2–3 раза;

- увеличение численности обучающихся до 7000 чел.;

- приоритетное развитие студенческой науки, воспитания и культуры.

Стратегия развития МГПИ в информационно-управленческой сфере – реализация информационных ресурсов и потенциала, увеличение эффективности управления за счет:

- роста научных исследований в 2 раза;

- увеличение доли исследований с использованием инноваций в 1–1,5 раза, особенно в сфере экономики образования

- внедрение систем информационно-интеллектуальной поддержки управленческих решений.

Миссия аппарата управления МГПИ должна заключаться в создании необходимых административных, экономических, правовых и информационных условий для обеспечения устойчивого роста количества обучающихся и качества образовательных услуг на перспективу до 2030 г. [9].

Таким образом, главными целями стратегии управления МГПИ являются:

1) повышение качества образовательных услуг;

2) повышение конкурентоспособности вуза на рынке образования.

Эти цели могут быть достигнуты только совместно с переходом к устойчивому развитию всей системы образования (рис. 1).

kurk1.wmf

Рис. 1. Цели и направления стратегического управления МГПИ

Первое направление образовательной деятельности – формирование компетентного выпускника [10].

Второе и третье стратегические направления характеризуют интеграцию образования и социальной сферы, в единстве обеспечивающие полную реализацию направления первого и стратегических целей развития вуза.

Четвертое и пятое затрагивают научно-образовательные сферы, дополняющие стимулирование образования.

Стратегические направления 6.1 и 6.2 характеризуют направления развития и совершенствования внутренней среды МГПИ.

Седьмое (общая стратегия образования) направлено на реализацию всех остальных стратегических направлений образовательной деятельности.

Все стратегические направления должны быть взаимосвязаны друг с другом. Реализация каждого из них возможна только при достаточно полной реализации всех остальных.

Механизм реализации мероприятий по повышению эффективности образования представляет собой комплексную многоуровневую систему программных действий.

Первый уровень включает разработку:

- перспективных планов кафедр;

- перспективных планов факультетов;

- комплексных программ развития отделов и инфраструктурных подразделений через каждые 5–10 лет;

- приоритетных межвузовских научных и образовательных проектов (интеграция образования).

Второй уровень включает:

- формирование системы нормативны актов, регламентирующих реализацию стратегии управления образовательной организацией

- совершенствование организационно-функциональной структуры управления, ориентированной на достижение целей;

- сочетание стратегического и оперативного планирования;

- информационную и методическую поддержку подготовки и принятия управленческих решений.

Третий уровень включает:

- создание системы мониторинга контрольных показателей и научного сопровождения реализации стратегии;

- периодический пересмотр и корректировку образовательной деятельности МГПИ при изменении ФГОС ВО и других основанных на ней планов и программ.

Эффективность мероприятий по повышению качества стратегического управления вузом может быть значительно повышена с учетом выделенных основных стратегических направлений развития образования в Российской Федерации в целом (рис. 2).

kurk2.wmf

Рис. 2. Схема механизма реализации стратегии управления МГПИ

Для максимально эффективной реализации стратегии управления и обеспечения благоприятных внешних условий для развития МГПИ необходимо совершенствование законодательства в сфере образования как федерального, так и республиканского уровня, а также в реализации новых форм совместного взаимодействия [11].

Все это позволит обеспечить реализацию различных вариантов стратегии развития в зависимости от изменений в экономике России и Республики Мордовия.

Таким образом, при решении задач стратегического управления МГПИ достигается основное правило функционирования в условиях рынка образовательных услуг – повышение качества образования и стабильная образовательная деятельность на перспективу.


Библиографическая ссылка

Куркина Н.Р., Бурляева О.В., Стародубцева Л.В. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 5. – С. 209-214;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=37017 (дата обращения: 21.04.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074