Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ В РОССИЙСКИХ И АМЕРИКАНСКИХ ВУЗАХ

Макарова О.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России
Настоящая статья посвящена вопросам внеаудиторной работы в практике отечественных и зарубежных вузов, которая на сегодняшний день является не менее актуальной, чем аудиторная, поскольку формирует не только профессиональные, но и личностные качества будущего специалиста. В статье выявлены основные тенденции внеаудиторной работы, определены направления её совершенствования. Рассмотрены наиболее значимые формы внеаудиторной работы, а именно: волонтёрское движение, научно-исследовательская деятельность студентов, лидерские программы. В статье представлен сравнительный аспект вышеупомянутых программ, а также проанализирована специфика внеаудиторной работы в российских и американских вузах. Автор отмечает различие в системе внеучебной работы со студентами в зависимости от национальных образовательных традиций. Практика внеаудиторной работы в российском университете рассмотрена на примере Казанского государственного медицинского университета.
система внеаудиторной работы
волонтёрское движение
исследовательская работа
лидерские программы
личностные качества
высшие учебные заведения
1. Макарова О.Ю. Проектирование системы воспитания студентов высших учебных заведений на зарубежном опыте. Монография – Казань: Изд-во РОМО «Объединение «Отечество»РТ, 2013 – 272 с.
2. Billig Shelley H. Research on K-12 School-Based Service-Learning: the evidence builds // Phi Delta Kappan. – 2000. – May. – P. 658–664.
3. Astin A. How Service Learning Affects Students // UCLA Service-Learning Clearinghouse Project. Higher Education Research Institute University of California, Los Angeles. – 2000. – January. URL: www.cived.net.
4. Воспитательная траектория Республики Татарстан. – Казань, 2011. – 89 с.
5. Макарова О.Ю. Педагогическая система профессионального воспитания студентов медицинских вузов: автореф. дис. … докт. пед. наук. – Казань, 2014. – 46 с.
6. Ханин Г.И. Высшее образование и российское общество / Г.И. Ханин // ЭКО. – 2008. – № 8–9.

Соединённые Штаты Америки являются высокоразвитой страной, достигшей высокого уровня своей экономики, в первую очередь благодаря системе высшего образования. В американские колледжи и университеты ежегодно зачисляются около 12–13 миллионов новых студентов. К 2000 г. более четверти взрослого населения страны от 25 до 34 лет имели законченное высшее образование. Подобных результатов в мире добилась лишь Япония.

Цель исследования. Провести сравнительно-сопоставительный анализ форм внеаудиторной работы студентов в российских и американских вузах.

Анализируя вузовскую подготовку будущего специалиста, обратим внимание на то, что как в российской, так и в американской высшей школе значительное место в формировании личностных и профессиональных качеств, требующихся для успешной деятельности и профессионального роста выпускников колледжа или университета, принадлежит внеаудиторной рабoте.

Рассмотрим некоторые отличительные особенности, характерные для американской вузовской образовательной системы. Одна из них состоит в том, что любое образовательное учреждение располагает своей собственной системой внеучебной деятельности, в состав которой входит значительное число разных служб и подразделений.

Проблемы студенческой жизни вне учебных занятий в американских университетах и колледжах являются предметом внимания многих специалистов-профессионалов, обладающих различными навыками. К ним относятся те, кто предоставляет средства для финансирования учебного процесса, приём новых студентов, обеспечение их необходимыми условиями для нормальной жизни, учёбы и досуга, а также для внутривузовской общественной жизни, в которой поощряется создание студенческих союзов. Сюда можно отнести различные консультации, планирование и помощь в получении работы, участие в межвузовской деятельности, в том числе и международной.

Подобные службы группируются сообразно характеру проблем и в соответствии с особенностями различных категорий обучающихся в вузе. Такая дифференциация может быть обусловлена и профилем учебного заведения. Ряд университетов поддерживает, например, исследовательскую и образовательную направленность в обучении (германская университетская традиция); другие уделяют больше внимания формированию целостной, социально гармоничной личности (английская либеральная гуманитарная традиция); в некоторых преобладает ориентация на профессиональное обучение (так называемая американская парадигма) [1].

В США исследователи, занимающиеся проблемами высшей школы, выделяют следующие наиболее актуальные задачи в научном и социальном становлении студентoв: индивидуальность, целенаправленность, компетентность, самостоятельность в принятии решений, самообладание, целостность, умение строить взаимоотношения с окружающими.

Выявлена положительная тенденция, касающаяся студенческой внеучебной деятельности. В модели консультирования в виде интерактивной, взаимозависимой общественной системы отмечены позитивные изменения, предполагающие более тесное взаимодействие сотрудников центра консультирования с другими членами университетского сообщества в направлении организации более комфортных условий жизни и учебы студентов, их здорового образа жизни и досуга.

Рассматривая примеры сочетания учебного процесса и внеучебной рабoты в американских вузaх, необходимо выделить одно из приоритетных направлений. Это приобретающие все большую популярность образовательные методики, которые основаны на служении обществу [2]. Служение обществу выдвигается в виде центральной идеологемы на весь период учебы в университете. В рамках этой программы делается акцент на студенческое волонтерское движение. В практику учебных занятий вводится труд на безвозмездной основе. У обучающихся появляется возможность приобрести полезные трудовые навыки, приобщаясь к различным профессиям. Данная методика обучения служению (service-learning) активно применяется на занятиях. В результате этого происходит соединение теории с практикой на протяжении всего периода изучения предмета. Студенты вместе с преподавателем отправляются на конкретное предприятие или в учреждение, приобретая там незаменимый опыт с самого начала семестра.

Как отмечает американский исследователь Ш. Биллиг, «обучение лучше всего проходит, когда учащиеся активно вовлечены в собственный процесс обучения и когда цель обучения чётко обозначена» [2].

Несмотря на то, что есть множество определений служению обществу, все они подразумевают взаимодействие учебного заведения и социума, и лучшим подтверждением этому является опыт Соединённых Штатов, где во всех университетах распространена эта практика.

Главная идея данной образовательной стратегии заключается в сочетании обучающих целей и целей служения на благо общества.

А. Астин, исследователь аналитического центра Калифорнийского университета, отмечает, что обучение через служение обществу эффективно, потому что повышает самооценку учащихся и обеспечивает большую степень их вовлечённости в процесс обучения [3].

Говоря о российской образовательной системе, существенно отличающейся от американской, необходимо подчеркнуть, что в ней главным административным сектором, который отвечает за внеаудиторную деятельность студентов, является управление воспитательной работы вуза и студенческое научное общество.

Система внеаудиторного обучения успешно интегрируется в образовательную среду посредством наличия соответствующих организационных, материальных, гуманитарно-педагогических и идеологический условий [4].

В Казанском государственном медицинском университете механизм реализации обучающих и воспитательных задач осуществляется посредством таких видов деятельности, как учебная, научно-исследовательская, трудовая (лечебная) и др., в которые студент включается с первого года обучения в вузе [5].

Более 20 лет в КГМУ функционирует студенческое движение «Наш выбор», в состав которого входят студенты лечебного, педиатрического, медико-профилактического, стоматологического факультетов, а также факультета социальной работы.

В рамках этого проекта действуют следующие направления волонтёрской работы:

– «Георгиевская ленточка» – ориентированное на оказание медицинской помощи инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны и труда;

– «Мы вместе!», которое осуществляет помощь детям, больным лейкемией, и тесно сотрудничает с Первым детским хосписом Республики Татарстан;

– «Цвет жизни», активно развивающее донорское движение в вузе;

– «Академия здоровья», пропагандирующее здоровый образ жизни;

– «Под флагом добра», работающее с трудными подростками по антинаркотическим программам.

Подобная деятельность студентов базируется на компетенциях, приобретённых ими в процессе изучения теоретических и прикладных дисциплин, таких как анатомия, физиология, патология, психология, теория социальной работы.

Стоит отметить положительную тенденцию к широкому вовлечению студенческой молодёжи в ряды волонтёрского движения. Многократно возросло число студентов, участвующих в обеспечении подготовки и проведения крупных международных соревнований, проводимых в Казани. Это – Универсиада-2013, Чемпионат вида по водным видам спорта – 2015, Кубок Конфедераций по футболу – 2017. Для медицинского сопровождения игр Чемпионата мира по футболу 2018 года руководство Казанского Государственного медицинского университета также осуществляет подготовку волонтёров-медиков из числа студентов и аспирантов, владеющих иностранными языками. Этому способствует внеаудиторная программа «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», функционирующая в КГМУ с 2007 года.

Возвращаясь к рассмотрению внеаудиторной составляющей в деятельности современного американского вуза, нельзя не сказать о такой эффективной форме внеаудиторной работы, каковой является научно-исследовательская работа студентов. Одна из целей, достигаемых посредством вовлечения обучающихся в эту традиционную для всех вузов форму приобщения к науке, – расширение их научного кругозора, всестороннее развитие личности.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС), являясь одной из составляющих учебно-воспитательного процесса, ориентирована на формирование нравственной, правовой, политической, экологической, экономической, филологической и научной культуры обучающихся. Она осуществляет человеко-ценностный подход в профессиональной подготовке. Главной целью НИРС является создание в вузе эффективной системы выявления и реализации научного потенциала будущих молодых специалистов; вовлечение одарённой молодёжи в большую науку через научное творчество со студенческой скамьи. Научно-исследовательская работа, начинающаяся с ранней стадии обучения в университете, способствует формированию успешной конкурентоспособной личности. Творчески развитая личность, приобщаемая к наyчным исследoваниям, в свою очередь, проявляет свою инициативу и самостоятельность, расширяя свой научный кругозор, стремясь решать конкретные научные проблемы на основе новейших достижений мирового опыта.

Научные исследования, проводимые в университетах США, характерны тем, что они направлены прежде всего на повышение статуса своего университета, на совершенствование научных и научно-технических исследований на базе прошлого и современного опыта, способствующего оптимальному сочетанию исследовательской и производственной составляющих в технологическом процессе.

Как правило, научно-исследовательская база в американской высшей школе предоставляет максимальные возможности для формирования будущих специалистов, что позволяет организовать аудиторные и внеаудиторные занятия с учётом требований сегодняшнего дня, а именно:

– повышение значимости образования в контексте укрепления и развития научно-промышленной базы производительных сил;

– обновление учебно-методического содержания проводимых исследований.

Аналогично американской вузовской практике основная цель студенческой научно-исследовательской работы в Казанском государственном медицинском университете – создание условий для формирования личности обучающегося через приобщение его к научным исследованиям, развитие профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста. Творчески развитая целеустремлённая личность должна уметь самостоятельно формулировать и практически решать самые сложные задачи с научных позиций [6].

Принимая во внимание специфику научно-исследовательской работы студентов, а также её актуальность в профессиональном становлении молодых учёных, КГМУ каждый год проводит Неделю науки. Лучшие студенческие работы публикуются в «Казанском медицинском журнале». Одним из высоких показателей научно-исследовательской работы студентов можно считать их участие в Международных научно-практических конференциях, круглых столах, в программах международного научного обмена студентов и аспирантов КГМУ, проводимых по программе фонда содействия молодёжному научному творчеству Республики Татарстан «Алгарыш».

Рассматривая деятельность американских вузов, следует отметить, что ещё одним важным направлением внеаудиторной работы в них является разработка и осуществление лидерских программ. Развитие лидерских качеств у молодого поколения всегда являлось приоритетным направлением высшей школы США. С 1980-х гг. лидерство пристально изучается социологами, психологами и экономистами; исследуются различные модели всестороннего развития лидерских качеств личности. Данный социальный запрос привёл к возникновению целой философии лидерства. При этом выяснилось, что общественная работа, проводимая студентами во внеучебное время, оптимальным образом способствует проявлению и воспитанию у молодого человека лидерских качеств. Лидерство в этом случае означает социальную активность или активную жизненную позицию. Подобная жизненная позиция необычайно актуальна для каждого молодого американца, получающего высшее образование. В такой позиции молодого специалиста весьма заинтересованы работодатели, поскольку она представляет собой симбиоз свежих идей, творческой инициативы, неординарных подходов, смелых решений, являющихся катализатором экономического прогресса в жёсткой конкурентной борьбе [6]. Именно потому во всех американских колледжах и университетах имеются специальные отделы, предлагающие разнообразные лидерские программы.

К сожалению, следует отметить, что в российской системе высшего образования ресурсы внеаудиторной работы со студентами пока не достигли должных масштабов и значимости, присущих зарубежным вузам. Здесь наши университеты пока ещё находятся в начале пути. Однако социальный заказ на формирование лидерских качеств у самых достойных представителей молодежи уже сделан – об этом свидетельствует создание в КГМУ «Клуба дебатов» – ролевых игр по прототипу парламентских дебатов, прививающих будущим лидерам навыки аргументации и критического мышления, а также навыки публичного выступления.

Таким образом, планирование и продуманная реализация аудиторной и внеаудиторной работы даёт возможность скоординировать усилия руководства вуза, всех его подразделений, профессорско-преподавательского состава, общественных организаций учебного заведения для того, чтобы наилучшим образом использовать силы и возможности будущих специалистов, применяя весь арсенал форм и методов работы со студентами и аспирантами.

Выводы

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что в российской системе высшего образования существенно возрастает роль внеаудиторной работы в формировании личных качеств будущего специалиста и его гражданской позиции. Правильно организованная внеаудиторная работа является прочной базой для профессионального становления студентов, способствуя расширению их кругозора за счёт внесения в неё элементов заинтересованности, содержательности. В результате этой работы студенты проникаются сознанием того, что прочные знания открывают для них перспективы в будущей профессиональной деятельности.

Анализ функционирования образовательных систем в высших учебных заведениях ведущих зарубежных стран позволяет выявить основные тенденции их развития, сравнить с отечественными системами образования, определить направления их совершенствования, возможности их обновления.

В этой связи опыт ведущих университетов США и государств Евросоюза, вся система подготовки будущих учёных и специалистов в этих странах заслуживает пристального внимания.


Библиографическая ссылка

Макарова О.Ю. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ В РОССИЙСКИХ И АМЕРИКАНСКИХ ВУЗАХ // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 12. – С. 103-106;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36879 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674