Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,916

ИССЛЕДОВАНИЕ ДОСУГОВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОДРОСТКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ Г. МАГНИТОГОРСКА)

Безенкова Т.А. 1 Андрусяк Н.Ю. 1 Олейник Е.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» Институт гуманитарного образования
Данное исследование посвящено изучению досуговых предпочтений подростков. Анализ результатов исследования показал, что у подростков достаточно много свободного времени, часть которого они тратят на компьютерные игры, а другую – на общение в социальных сетях. Также подростки тратят время на просмотр развлекательных каналов («ТНТ», «СТС», «Муз ТВ») и прослушивание музыки; при этом они не читают и им не интересны познавательные и развивающие телепередачи. Однако большая часть респондентов желает быть участником какого-нибудь молодежного объединения. Результаты данного исследования позволяют оценить невысокое качество организации социально-культурной деятельности современных подростков. Поскольку сфера досуга может иметь как созидательное, так и разрушительное влияние, то коррекция досуговых занятий подростков может повысить эффективность их социализации, усвоения норм и сформировать положительные качества.
досуг
социально-культурная деятельность
подростки
социализация
исследование
интересы
культурно-образовательное пространство
оценка качества
1. Воронина Е.С., Бурилкина С.А. Ценностные ориентации современной российской молодежи // Молодежь в современном обществе: материалы Всерос. заоч. науч.-практ. конф. – Магнитогорск: МГТУ, 2015. – С. 68–70.
2. Каминский А.С. Образование в системе жизненных ценностей современной молодежи // Молодежь в современном обществе: материалы Всерос. заоч. науч.-практ. конф. – Магнитогорск: МГТУ, 2015. – С. 119–123.
3. Социальная работа с разными группами населения: учебное пособие для студентов / Ф.А. Мустаева, Н.Ю. Андрусяк, С.А. Бурилкина, Б.Т. Ищанова, А.С. Каминский, О.С. Маметьева, Е.В. Олейник, О.Л. Потрикеева, Н.Г. Супрун, Г.А. Супруненко. – Магнитогорск: МаГУ, 2014. – 267 с.
4. Безенкова Т.А. О необходимости подготовки будущего социального педагога к работе по организации досуга детей и подростков / Т.А. Безенкова // Письма в Эмиссия.Оффлайн: электронный научный журнал. – 2015. – № 9. – С. 2405.
5. Ращикулина Е.Н. Содержательные аспекты профессиональной подготовки студентов к развитию познавательных способностей детей / Е.Н. Ращикулина, Н.А. Степанова // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 2 (33). – С. 133–135.
6. Безенкова Т.А. Социально-культурные технологии в решении проблем людей с ограниченными возможностями здоровья / Т.А. Безенкова, В.М. Гайсина // Форум молодых ученых. – 2017. – № 6 (10). – С. 159–163.
7. Маметьева О.С. Проблема интернет-зависимости в подростковой среде / О.С. Маметьева, Н.Г. Супрун // Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2017. – Т. 2, № 3. – С. 71–73.
8. Грибкова Г.И. Организация детских творческих объединений в условиях образовательного учреждения: основные аспекты / Г.И. Грибкова, Л.С. Рогачева // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26221.
9. Петрова М.В. Ресурсы социально-культурной деятельности детских общественных организаций по преодолению социальных страхов у подростков / М.В. Петрова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26221

В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждением от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, коммерциализацией деятельности современных культурно-досуговых центров. Проблемы духовно-нравственных и жизненных ценностей изучаются в работах С.А. Бурилкиной [1], А.С. Каминского [2] и др.; социальные проблемы и их решение, связанные с асоциальным поведением подростков, рассматриваются в работах Ф.А. Мустаевой и др. [3]. Проблемы профессиональной подготовки специалистов, готовых к работе по организации досуга детей и подростков, изучаются в работах Т.А. Безенковой [4], Е.Н. Ращикулиной [5] и др.

Несмотря на то, что в теоретических исследованиях имеется достаточное количество интересных наработок, авторы вынуждены констатировать, что проблема эффективной организации досуга подростков пока не решена.

Вышеизложенное позволяет говорить о наличии противоречия между потребностью общества и государства в молодом человеке, ориентированном на высшие моральные ценности, и невозможностью организации развивающего и воспитывающего досуга, решающего данную задачу.

Научная новизна исследования состоит в том, что обоснована необходимость разработки и внедрения эффективных социально-культурных технологий в области молодежного досуга на основе выявления досуговых предпочтений подростков, влияющих на показатели оценки качества социально-культурной деятельности.

Качество организации культурно-досуговой деятельности в целом, в том числе и подростков, влияет на формирование «жизненного пространства», выступает условием индивидуального самоопределения и творческой самореализации, средой формирования нравственной культуры, развития инициативы, независимости суждений, что в итоге способствует формированию базовой культуры личности в единстве ее ценностных и технологических компонентов [6, с. 159]. Ресурсы культурно-досуговой деятельности коренятся в коллективном характере и игровой природе совместной деятельности, в субъективно значимой мотивации участия. Досуговая деятельность становится оптимальной формой развития коммуникативных способностей личности, которые рассматриваются в качестве составляющей культуры в широком смысле слова, и важнейшим элементом культурно-образовательного пространства.

С целью выявления досуговых предпочтений подростков и определения проблем, существующих в данной сфере, нами было проведено эмпирическое исследование. Основным методом данного исследования являлось анкетирование, а затем проводилась обработка и анализ полученных данных.

Респондентами в исследовании являлись подростки 14–16 лет в количестве 60 человек, это учащиеся общеобразовательных школ г. Магнитогорска. Такая выборка не случайна. Именно старший подростковый возраст характеризуется тем, что влияние родителей и педагогов ослабевает, социализация может приобрести стихийный характер. Была разработана анкета, состоящая из 20 вопросов. В ней есть как закрытые, так и открытые вопросы. Это помогает составить наиболее полное представление о том, как проводят свободное время подростки и какие проблемы с психолого-педагогической точки зрения существуют при таком проведении.

Возраст респондентов определился следующим образом: 14 лет – 18 человек, 15 лет – 34 человека, 16 лет – 8 человек.

Изучая количество времени, которое респонденты тратят на выполнение домашнего задания, мы получили такие ответы: меньше одного часа – 56,7 %, 1–2 часа – 36,7 % и 3–4 часа тратят на выполнение домашнего задания только 6,6 %. Наглядно результаты представлены на рис. 1. Полученные ответы позволяют предположить, что у подростков достаточно много свободного времени, так как лишь небольшая часть опрошенных уделяет много времени выполнению домашнего задания. Поэтому последующие вопросы анкеты посвящены выяснению того, какими видами деятельности заняты подростки в свободное время.

Увлечение компьютерными играми является в настоящее время одной из острых проблем педагогики и психологии [7, с. 71]. Поэтому далее мы решили выяснить, сколько времени тратят на компьютерные игры респонденты. Ответы получили следующие: менее одного часа в день играют 56,6 % подростков, 1–2 часа – 6,7 %, 2–3 часа – 10 %, не играют вообще – 26,6 %. Наглядно результаты представлены на рис. 2.

По результатам анкетирования можно предположить, что у 10 % респондентов есть угроза возникновения зависимости от компьютерных игр, так как они посвящают этому занятию достаточно большое количество времени.

Следующий вопрос анкеты был посвящен количеству времени, которое проводят подростки в социальных сетях. Ответы распределились следующим образом: менее одного часа проводят в социальных сетях только 20 % подростков, 1–2 часа – 46,7 %, 3–4 часа – 33,3 %. Эти результаты представлены на рис. 3.

bez1.wmf

Рис. 1. Количество времени, затрачиваемого на выполнение домашнего задания

bez2.wmf

Рис. 2. Количество времени для компьютерных игр

bez3.wmf

Рис. 3. Количество времени, посвященного общению в социальных сетях

Популярные ТВ каналы среди подростков

п/п

Наименование ТВ канала

Ответы респондентов ( %)

1

«СТС»

83,3 %

2

«ТНТ»

81,7 %

3

«Муз ТВ»

40 %

4

канал «Пятница»

16,6 %

5

«Рен ТВ»

16,6 %

6

«Discovery»

13,3 %

7

«КХЛ»

13,3 %

8

«Русский роман»

6,7 %

9

«ТВ3»

6,7 %

10

«Домашний»

6,7 %

11

«НТВ»

5 %

12

«Disney»

3,3 %

13

«Дом Кино»

3,3 %

14

«NationalGeographic»

3,3 %

Таким образом, очевидно, что социальные сети привлекают и увлекают подростков гораздо больше, чем компьютерные игры. Именно в социальных сетях создается особое виртуальное пространство для проведения досуга. Такое времяпровождение формирует пассивность подростков, асоциальность и представляет угрозу для его социализации.

Далее мы выяснили, сколько времени подростки тратят на просмотр телепередач, какие это телевизионные каналы. Оказалось, что менее одного часа смотрят телевизор 26,7 % респондентов, 1–2 часа – 56,6 %, 3–4 часа – 16,7 %. Результаты исследования показали следующие наиболее популярные для подростков каналы (таблица).

На основании полученных ответов можно сделать вывод, что подростки смотрят в подавляющем большинстве развлекательные каналы. Как видно из результатов исследования, наибольшей популярностью пользуются каналы «ТНТ» (81,7 %), «СТС» (83,3 %) и «Муз ТВ» (40 %). Такой выбор вызывает большое опасение, поскольку становится понятно, что подростки не ориентированы на познавательные, развивающие программы. Их интересуют многочисленные ток-шоу и сериалы, которые демонстрируются на перечисленных выше каналах.

Еще одним увлечением подростков является прослушивание музыки. Из предыдущего вопроса видно, что музыкальный канал «Муз ТВ» является достаточно популярным среди респондентов. Как показывает практика, в основном подростки слушают музыку, скачивая ее в интернете: в социальных сетях или на специальных сайтах. Поэтому следующий вопрос был посвящен выявлению количества времени, которое тратят подростки на прослушивание музыки. Результаты оказались следующими: слушают музыку все респонденты (100 %). Что касается времени, то ответы такие: менее одного часа – 56,6 %, 1–2 часа – 26,7 %, 2–3 часа – 16,7 % (рис. 4). Таким образом, подростки уделяют прослушиванию музыки достаточно большое количество времени, а значит, этот вид досуговой деятельности можно использовать в решении различных психолого-педагогических задач.

Следующий вопрос анкеты был посвящен изучению места чтения в жизни подростка. На вопрос «Читаешь ли ты книги?» только 23,3 % респондентов ответили утвердительно. 76,7 % опрошенных подростков не читают. Результаты анкетирования также подтвердили многочисленные исследования, в которых делается вывод, что современные подростки в основной массе либо не читают совсем, либо читают очень мало. И это является серьезной проблемой, так как именно чтение позволяет сформировать личность и ее мировоззрение.

Кроме того, мы попросили указать автора и название книги, которую читает респондент. Малая часть (10 %) респондентов ответили, что это произведения из школьной программы, остальные указали следующие произведения:

- «Та, которая приходит незваной»,

- «Город пустых»,

- «Милые кости»,

- «Семь дней творения»,

- «Гоги-моги»,

- «Приключения Тома Сойера»,

- «Тарзан».

Из перечисленных произведений лишь два относятся к классической литературе, и могут оказывать положительное воздействие на личность подростка: «Приключения Тома Сойера» Марка Твена и «Тарзан» Эдгара Берроуза. Остальные произведения малоизвестны и являются беллетристикой (легкая литература – приключения, мистика, детектив).

Вместе с тем исследование показало, что 56,7 % респондентов уделяют внимание чтению периодических изданий (журналы и газеты), в том числе в электронном варианте.

Следующий вопрос анкеты помог определить, что «на свежем воздухе» бывает только 31,6 % опрошенных. 68,3 % респондентов указало, что они не гуляют «на свежем воздухе». Это еще одна проблема, связанная в том числе и с отношением к своему здоровью. Данный факт подтверждает пассивное времяпровождение подростков.

Изучая досуговые предпочтения подростков, было важно установить, какими совместными делами с родителями они занимаются. Мы получили следующие ответы: подготовка домашнего задания – 10 %, просмотр телепередач – 6,6 %, работа по дому – 30 %, настольные игры – 1,7 %, нет совместных дел – 61,7 %.

bez4.wmf

Рис. 4. Время, затрачиваемое подростками на прослушивание музыки

В следующем вопросе мы попытались определить, есть ли у подростков домашние обязанности и какие они. Были получены такие ответы: помощь по дому – 80 %, присматривать за младшими – 5 %, уход за домашними животными – 3,3 %, нет обязанностей – 11,7 %.

В контексте исследования представляет интерес занятость подростков в кружках и секциях. Ответы респондентов распределились следующим образом: танцевальный – 5 %, художественная школа – 5 %, музыкальная школа – 3,3 %, волейбол – 1,7 %, карате – 1,7 %, игра на гитаре – 1,7 %, школа выживания – 1,7 %. Как видно из полученных результатов, большая часть подростков (85 %) не посещают ни секции, ни кружки. Во многом это объясняется коммерциализацией культурно-досуговой деятельности подростков. Однако не исключается тот факт, что предлагаемые кружки и секции не отвечают запросам и интересам подростков.

Для того чтобы наметить перспективы в организации культурно-досуговой деятельности подростков, мы задали следующие вопросы. Первый из них «Знаешь ли ты, что такое волонтерство?», положительный ответ дали 60 % человек, отрицательный 40 %. На вопрос «Занимался ли ты когда-нибудь волонтерской деятельностью?» «да» ответили лишь 10 % человек, 90 % – не занимались.

Заслуживает особого внимания тот факт, что большинство респондентов (70 %) хотели бы быть участником какого-нибудь молодежного объединения. Это подтверждается в работах авторов Г.И. Грибковой, Л.С. Рогачевой [8], М.В. Петровой [9] и др. На наш взгляд, это говорит о желании подростков в самовыражении, самоутверждении, коммуникации.

Проанализировав все ответы на поставленные вопросы, мы выделили такие проблемы в сфере подросткового досуга, как социальная незадействованность, развлекательная направленность и получение удовольствия. На наш взгляд, такое состояние дел провоцирует развитие антисоциального поведения. «От нечего делать» сегодня совершаются большинство хулиганских выходок и посягательств, употребление алкогольных, наркотических и токсических средств. Таким образом, молодые люди, «принадлежащие сами себе», склонны к поведению, не согласующемуся с нормами и ценностями общества, в большей степени, чем включенные в общественные процессы, жизнь. Современные подростки совершенно не читают книги. Ведь на самом деле сейчас есть очень много литературы, которая интересна молодому поколению.

Считаем, что наличие выявленных проблем свидетельствует о невысоком качестве организации социально-культурной деятельности подростков, однако современное общество в целях социально-экономического развития и духовного обновления всех сторон жизни должно быть заинтересованно в эффективном использовании гражданами своего свободного времени. В первую очередь это касается молодежи как наиболее активной и находящейся на стадии социального становления социальной группы.


Библиографическая ссылка

Безенкова Т.А., Андрусяк Н.Ю., Олейник Е.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ДОСУГОВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОДРОСТКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ Г. МАГНИТОГОРСКА) // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 12. – С. 79-83;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36875 (дата обращения: 27.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074