Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,916

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Бахчиева О.А. 1 Савченко С.Л. 1
1 ФГБОУ ВПО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
В статье предложены некоторые направления, ориентированные на совершенствование системы профессионального образования специалистов социальной защиты населения. Сделана попытка выявить основные причины необходимости данной работы. Изменения в политической, экономической и социальной сферах, произошедшие с середины 1980-х гг., повлекли за собой преобразования государственной социальной политики. Приведены статистические данные ключевых показателей социальной поддержки населения в 2008–2016 гг. Отмечено, что эффективность взаимодействия вузов, государственных органов власти и местного сообщества выступает необходимым условием развития социальной работы как социальной практики, научно-исследовательской и образовательной деятельности. Социальная работа как образовательное и научно-исследовательское направление переходит на иной уровень развития, выдвигающий новые требования для дальнейшего укрепления позиций в академическом пространстве и усиления практикоориентированной профессиональной составляющей. Актуализированный опыт позволит распространить основные результаты работы среди научно-педагогического сообщества в системе социальных институтов.
социальная работа
профессиональная подготовка
социальная защита
инновационные технологии
1. Тюрина Е.И. Нормативный метод управления социальной защитой населения в регионе: на примере Пензенской области: дис. ... канд. соц. наук: 22.00.08. – Пенза, 2005. – 186 с.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/194365.
3. Воронина Т.Д. Подготовка специалистов по социальной работе в вузах современной России: проблемы и новые возможности // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2010. – № 1(9). – С. 45–53.
4. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа: учебное пособие / Е.И. Холостова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К °», 2013. – 208 с.
5. Курилович Н.В. Закономерности формирования культуры профессионального общения будущих социальных работников в условиях вуза // Вопросы современной науки и практики. Ун-т им. В.И. Вернадского. – 2011. – № 1 (32). – С. 136–145.
6. Романина Л.А. Социальное образование: фактор совершенствования региональной системы социальной защиты населения: монография / Л.А. Романина; Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина, Ин-т социал. работы, Упр. социал. защиты населения Тамб. обл. – Тамбов: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина: Центр-пресс, 2003. – 163 с.

Проблема разработки максимально эффективных систем обучения, в том числе в сфере профессионального образования, с акцентом на формирование и развитие инновационных компетенций работников, стала снова актуальной в конце ХХ века. Это связано с началом кризиса образовательных систем как в России, так и в мире в целом, с одной стороны, а также с интенсификацией технологической конкуренции, вынудившей работодателей увеличить запрос на специалистов нового уровня подготовки. Одной из наиболее масштабных задач социальноориентированной экономики любого государства, а тем более в условиях формирующегося рыночного хозяйства, является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке долгосрочной стратегии эффективной социальной политики.

Формой ее реализации выступает фактически сам образ и характер действий государства, воплощенный в социальную политику, которая на практике пронизывает все сферы экономических отношений в стране. Для эффективного осуществления функций регулятора государство использует такие мощные рычаги воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин и др.

Тем не менее существуют явные проблемы, в том числе связанные с регулированием и обеспечением социальной защиты населения. Именно социальная сфера подвергается самому серьезному деструктивному давлению уже при первых кризисных явлениях в экономике, а тем более в условиях системного кризиса.

Сам процесс становления российской системы социальной защиты населения – явление чрезвычайно длительное и не имеет на сегодняшний день своего исторического завершения и оформления, изменение его можно наблюдать на протяжении всей тысячелетней истории российского государства. Особенный интерес сегодня у специалистов вызывает опыт развития системы социального призрения в досоветский период, например наличие адресной социальной поддержки нуждающихся и системная государственная поддержка развития благотворительных обществ и других социальных учреждений. В СССР под социальной политикой понималась «система организационных мер, направленных на конкретные преобразования в социальной сфере (например, увеличение числа врачей или учителей, рост масштабов жилищного строительства и т.п.)»

Однако во многом созвучная западной доктрине государства всеобщего благоденствия (Welfare state) социальная защита советского режима при переходе от социалистического строя к рыночным отношениям совершенно утратила свою прежнюю функциональность. Ставший очевидным в 1970–1980-х гг. кризис плановой системы экономики привел к острому кризису в социальной сфере, что повлекло за собой необходимость ее скорейшего и коренного преобразования.

Российская система социальной защиты населения уже претерпела ряд серьезных изменений: от системы некой государственной благотворительности в форме «собесов», через несколько этапов системы социальной защиты населения в период реформирования российского общества конца 1990-х гг. до современной системы, основывающейся на реализации Концепции социального развития государства, предусматривающей адресную, комплексную и целевую социальную поддержку населения с обязательным созданием системы государственных минимальных социальных стандартов как залога стабильного функционирования всей системы социальной защиты населения.

Федеральным законом РФ «О государственной социальной помощи» закреплено понятие «государственная социальная помощь». Социальная помощь охарактеризована в законе как предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам социальных пособий, жизненно необходимых товаров, субсидий, компенсаций.

Сами понятия «меры социальной поддержки» и «социальная поддержка» появились с вступлением в силу Федерального Закона от 22 августа 2004 г. № 122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»».

Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ понятия «льготы» и «меры социальной защиты» во многих нормативных правовых актах заменены термином «меры социальной поддержки». Право на льготу, т.е. право на получение государственной социальной помощи (ГСП) отдельным категориям граждан, установлено Федеральным Законом Российской Федерации № 178-ФЗ от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи». Виды государственной социальной помощи включают: социальные пособия, субсидии, набор социальных услуг, социальную доплату к пенсии, социальный контракт, меры социальной адаптации. Важно учитывать федеральный и региональный уровни [1].

Расходы консолидированных бюджетов на меры социальной помощи представлены на рис. 1. При этом интересна статистика численности граждан, получивших меры социальной поддержки за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (рис. 2), а также рост сумм регулярных денежных выплат [2].

Именно в условиях радикальной трансформации системы социальной защиты насления крайне важно задуматься о необходимых изменениях в подготовке и переподготовке профессиональных кадров соцработников. [3] Это связано не только со значительными изменениями самого статуса соцработника и ближайшей перспективой роста полномочий и ответственности соцработников, например когда речь идет об органах социальной опеки и растущем влиянии решений соцработника в вопросах семьи и детей, но и с другими объективными изменениями в потребностях общества (факторы национальной безопасности, техногенные катастрофы, рост преступности, распространение аддитивных и асоциальных форм поведения, ухудшение условий жизни населения, увеличение числа нуждающихся в социальном обслуживании и т.д.), настоятельно требующими принятия мер по совершенствованию системы дополнительного профессионального образования взрослых, являющихся специалистами учреждений социальной сферы, а это: социальные работники, специалисты по социальной работе, специалисты в сфере социальных проблем и другие категории сотрудников учреждений, подведомственных департаменту труда и социальной защиты населения.

Проблема совершенствования деятельности учреждений социальной сферы в современных условиях является ключевой, важнейшей проблемой в процессе модернизации той или иной сферы социально-экономического развития и обусловлена в первую очередь подготовкой высококвалифицированных специалистов, использованием кадрового потенциала как ресурсного фактора, который является одним из определяющих успешность проведения конкретной реформы.

bach1.tif

Рис. 1. Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан

bach2.tif

Рис. 2. Численность граждан, получивших меры социальной поддержки за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федеорации, и установленные размеры денежных выплат

Как было отмечено ранее, именно система дополнительного образования способна в кратчайшие сроки и наиболее полно решить актуальные задачи кадрового обеспечения отраслей, имеющих большое значение для социально-экономического развития.

Важнейшей идеей реформы образования является совершенствование системы профессионального обучения, которую, в свою очередь, обеспечивает система дополнительного профессионального образования. Способствовать достижению целей реформирования образования может необходимый кадровый потенциал страны для последующего динамичного социально-экономического развития, развития науки, внедрения инноваций, что, в свою очередь, положительно повлияет на конкурентоспособность человеческого фактора на мировом рынке.

Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что система дополнительного профессионального образования на сегодняшний день является не просто востребованной, но и выступает одним из фундаментальных условий для успешного проведения всех необходимых реформ, целью которых является переход к новой экономике и инновационному развитию приоритетных отраслей страны.

Дополнительным профессиональным образованием в данном случае является организованный процесс, в основе которого лежит самостоятельный выбор обучающимися образовательной области, профиля программ, времени их освоения, из всего разнообразия видов деятельности.

Специфика дополнительного профессионального образования в самом процессе самореализации и становления специалиста в профессии с учетом постоянно меняющихся требований со стороны общества.

Анализ дополнительного профессионального образования позволяет выделить ряд особенностей данного процесса, которые можно определить как стратегические, так как их реализация строится на принципе совместной деятельности обучающихся и педагогов, педагогики сотрудничества, на принципе опоры на опыт уже взрослых обучающихся, на принципе актуализации результатов обучения и непрерывном развитии образовательных потребностей взрослых.

Образовательная система эффективно функционирует только в условиях постоянной адаптации к изменениям приоритетов государства, внутрисистемным инновациям, глобальной конкуренции, ориентируясь на требования заказчиков (не только работодателей, но и непосредственно самого обучающегося). Например, в сфере демографии обязательно необходим учет таких фактов, как старение населения, демографические ямы, изменение структуры семьи, рост населения за счет мигрантов из стран бывшего Советского Союза, перемещение сельского населения в города.

В сфере экономики: глобальная конкуренция на рынке труда, стремительный рост профессиональной мобильности; глобализация как глобальная конкуренция за производство ресурсов, товаров и услуг; будущая смена технологической парадигмы.

В сфере экологии и природных ресурсов: падение экологического уровня в развивающихся странах, глобальное потепление и другие факторы влияния человечества на природу; уменьшение дохода от нефтегазового сектора.

Очень сложное и многофакторное влияние оказывают новые технологии, наряду с решениями многих проблем, как в организации социального обеспечения, так и в системе образования и повышения квалификации социальных работников, а также в целом ряде других не менее важных процессов и явлений. Положительно или отрицательно оценивают такое влияние при первом поверхностном впечатлении, тогда как любой анализ показывает, что изменения, которые приносят новые технологии, не укладываются в черно-белой гамме, и как о факте их использования, так и о последствиях их применения судить еще слишком рано. Необходимость их использования неоспорима, и технологический прогресс выводит оказание социальных услуг населению на более высокий уровень, позволяющий удовлетворить потребности с ранее недостижимыми скоростью и качеством, а процесс образования интенсифицировать, достигнув значительно больших прозрачности процесса и объективности результатов. Однако о сложных и многоплановых аспектах применения новых технологий забывать нельзя. Конкретные примеры, иллюстрирующие это, множатся едва ли не со скоростью развития самих технологий, так, например, использование автоматических сервисов в колл-центрах, процесс, развитие которого происходит на наших глазах, лишь ускорится с применением новых технологий искусственного интеллекта и со всей очевидностью поднимет ценность живого человеческого общения, а следовательно, возвращает актуальность более углубленному обучению соцработников целому ряду научных дисциплин во главе с психологией, а бум заочного обучения через интернет диктует необходимость большего внимания к качеству теоретических знаний и их более тесной связи с реалиями жизнедеятельности, особенно при повсеместном использовании письменных тестов в качестве главного элемента контроля.

Современные методы и формы обучения, используемые в процессе вузовской подготовки специалистов по социальной работе, позволяют совместить теоретические знания с их практическим применением, повышая таким образом мотивацию студентов и их интерес к учебной деятельности. Объединение традиционных и активных (интерактивных) форм обучения в образовательном процессе на современном этапе позволяет более качественно подготовить выпускников к профессиональной деятельности, мотивирует к трудоустройству по специальности, а также дает дополнительные плюсы в межвузовской конкуренции.

Развитие системы подготовки специалиста социальной работы базируется на профессиональных стандартах, а также должно осуществляться на основе системного взаимодействия вузов, государственных органов власти и местного сообщества. Это позволит учесть всю многогранность данного процесса с позиций социальной практики, научно-исследовательской и образовательной деятельности. Согласимся с исследователями в данной сфере и выделим ключевые позиции подготовки социальных работников.

Ключевое направление ориентировано на подготовку и повышение квалификации работающих в социальной сфере специалистов. Организация данной работы должна учитывать потребности и запросы заказчика, принимая во внимание региональную и ведомственную специфику. Приведенная традиционная форма взаимодействия становится в настоящее время все более гибкой.

Категория работающих взрослых людей акцентирует свое внимание в обучении на том, как и где в своей работе в дальнейшем возможно применить полученные новые знания, а также большое значение имеет развитие навыков самообразования и практическая ориентированность обучения. Важным направлением сотрудничества, кроме подготовки и повышения квалификации, может выступать участие преподавателей вуза в профессиональном сопровождении и поддержке работы специалистов в социальной сфере. Формы и алгоритмы сопровождения и такой поддержки все еще нуждаются в разработке [3].

И хотя преподаватели российских вузов, ведущие подготовку социальных работников, могут осуществлять и супервизорскую деятельность, по образу и подобию американских коллег, тем не менее эта крайне востребованная деятельность должна быть адаптирована к российским реалиям.

Еще одно перспективное направление сотрудничества заключается в создании на базе вузов центров практической социальной работы. Это позволит отразить важные потребности студентов относительно возможности получения профессиональных навыков, реализации собственных исследовательских и социальных инициатив, послужить фактором, мотивирующим на трудоустройство по специальности. Создание таких центров также позволит учитывать интересы преподавателей в осуществлении научно-исследовательской деятельности и взаимодействии со специалистами-практиками, в ресурсах для профессионального роста и развития в качестве преподавателя и исследователя; удовлетворять интересы специалистов социальной сферы, получающих образовательное и методическое сопровождение своей деятельности [3].

Выход социальной работы на иной уровень развития в качестве образовательного и научно-исследовательского направления как устанавливает новые правила для дальнейшего укрепления позиций в академическом пространстве и усиления ориентированной на практику профессиональной составляющей, так и создает мощный потенциал для развития и взаимодействия с другими субъектами общества [4].

Неоспорим тот факт, что профессионализм социальным работникам необходим для изучения проблемных ситуаций, социального обслуживания различных групп нуждающихся людей, причем содержание их поисково-исследовательской деятельности часто во многом зависит от характеристики этих групп и их социального окружения [5, 6].

И профессиональное, и образовательное сопровождение специалистов может стать значимым фактором для успешной реализации реформы в социальной сфере.

Таким образом, подготовка специалистов по социальной работе должна базироваться на идеологических основах современного общества, системе взглядов, присущих конкретному обществу. Сближение ценностей взаимодействующих субъектов позволит прийти к эффективному сотрудничеству, которое обеспечит решение социальных задач современного общества.


Библиографическая ссылка

Бахчиева О.А., Савченко С.Л. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 12. – С. 73-78;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36874 (дата обращения: 29.05.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074