Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В АНТИЧНОМ МИРЕ

Дмитриева Д.И. 1, 2
1 Центр цифрового культурного наследия коренных малочисленных народов кафедры ЮНЕСКО Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова
2 ГБПОУ РС (Я) Якутский хореографический колледж им. Аксении и Натальи Посельских
Статья рассматривает основные вопросы образования личности в Античном мире, где главным являлось их содержание и направления развития. На основе работ известных философов и исследователей их трудов предпринята попытка характеристики личности как «высшего духовного существа», владеющего знаниями определенных наук, профессионала, активного деятеля общества, интеллектуала и эстета с высоким нравственным сознанием. Основной вывод автора состоит в том, что существует целесообразность применения комплексного подхода в формировании, обучении, воспитании и развитии личности сегодня. В заключение можно определить, что образование личности в Античное время происходило в комплексе с учетом природных данных и индивидуальных особенностей человека. Поэтому в настоящее время представляется столь важным использовать достижения образовательной системы Античности в процессе формирования, обучения, воспитания и развития личности.
философско-педагогическая мысль
образование
воспитание
гармоничное развитие
личность
возрастные и индивидуальные особенности
1. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. – Минск: Литература, 1998. – С. 281, 717.
2. Асмус В.Ф. Платон. – 4-е изд. – М.: Едиториал УРСС, 2013. – С. 129–138.
3. Ахманов А.С. Логическое учение Аристотеля. – М.: Академия наук СССР. Институт философии, 1960. – С. 40–47.
4. Большая психологическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. – С. 208–209.
5. Бородай Т.Ю. Платон // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Стёпин, заместители предс.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. – 2-е изд., испр. и допол. – М.: Мысль, 2010.
6. Кессиди Ф.Х. Сократ. – 2-е изд. – М.: Мысль, 1988. – 220 с.
7. Ксенофонт. Лакедемонская полития (пер. Г.А. Янчевецкого с исправлениями и примечаниями) // Зайков А. Общество древней Спарты. – Екатеринбург: Изд. Уральского ун-та, 2013. – С. 178–194.
8. Лебедев А.В. Избавляясь от «досократиков» // Философия в диалоге культур. Всемирный день философии (Москва – Санкт-Петербург, 16–19 ноября 2009 года), Материалы. – М.: Прогресс-Традиция, 2010. – С. 177–183.
9. Позднев М.М. Психология искусства. Учение Аристотеля. – М.-СПб.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2010. – 816 с.

Взаимосвязь процессов образования личности понимали еще в древнее время, где в философии осознавали ее как «высшую духовную сущность». Это приобщение человека к активной духовной деятельности – преобразование мира и творение культуры, возвышающиеся над его личными интересами и потребностями. Деятельностному человеку присущи преданность Родине, чувство долга, развитие мышления (см. деятели-мыслители), совершение поступков общественного значения, нравственность и т.д.

В отечественной педагогической науке существует достаточное количество научных изысканий по изучению личности. Но малоизученными остаются вопросы анализа философско-педагогической мысли в Европе и России в ее историческом контексте, обусловленные развитием самой науки. Так как, только рассмотрев вопросы становления и развития личности в разные века, можно осмыслить современное состояние образования в целом, профессионального образования в частности. При этом учитываются научные исследования в области гуманитарных наук, а также тот богатый и ценный эмпирический опыт, на основе которых можно наметить перспективы и пути дальнейшего развития профессионального образования. В последнее десятилетие определена огромная роль подготовки высококвалифицированных кадров, отвечающих требованиям современного рынка труда и конкурентоспособных в мировом культурно-образовательном пространстве.

Можно отметить научные работы по образованию личности следующих современных исследователей – Е.В. Бондаревской, Т.И. Власовой, В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, В.И. Слободчиковой (воспитание личности), Н.В. Крыловой, И.Б. Шульгиной, В.А. Шаповалова (развитие культуры личности), Д.И. Фельдштейн, Е.Ф. Яковлевой, Л.И. Анцыферовой (психология развития личности), Р.М. Шамионова, М.Г. Андреевой, Б.Г. Ананьева (вопросы социализации личности) и др.

Известно, что процессы обучения и воспитания неотделимы друг от друга – «воспитывая обучаем» и «обучая воспитываем». Здесь нужно учесть и то, что в образовательном процессе происходит и развитие личности (ср. «обучая развиваем», «развивая обучаем»). Многие исследователи отделяют «умственное воспитание» от «умственного развития», «физическое воспитание» от «физического развития» и т.д.

В нашей работе мы придерживаемся определения личности как качества, приобретаемого индивидом в течение всей жизни и разных сторон ее деятельности [4], где главным является «природное начало». В наше время под «природосообразностью» в педагогике понимают врожденные способности и задатки человека, которые необходимо в зависимости от его индивидуальных особенностей применять в практической деятельности. В нем учитываются возрастные (дошкольники, школьники, студенты или младшие, средние, старшие классы в профессиональных хореографических учебных заведениях и т.д.), индивидуальные (мировоззрение, склад ума, темперамент, характер, сила воли и т.д.) и психологические (внимание, восприятие, ощущение, мышление, память и др.) особенности.

В нашей работе рассмотрены опубликованные работы философов Античного мира и исследователей их философских трудов Ф.Х. Кессиди, В.Ф. Асмус, В.С. Ахманова, С.Я. Лурье, А.Ф. Лосева, А.А. Тахо-Годи и др.

Образование личности в Античности имело огромное значение. Предполагалось изучение воспитанником философии, истории, астрономии, геометрии, математики, литературы, риторики, политики, гимнастики, музыки, танца и рисования.

Человек должен был быть всесторонне развит. Особое внимание уделяли познанию эмпирического и логического, чувственного и рационального форм знаний. Но при этом понимали, что человек – это социальное существо, воспринималось единство человека и общества как одного целого. Все его деяния совершались «во благо общества» или «во благо государства».

Известный древнегреческий философ-материалист, автор работы по теории атомов Демокрит считал, что становление личности зависит от природы человека. Каждый человек – индивидуален. К вопросам воспитания он относил сам процесс обучения и выполнение определенных упражнений, которые достигались посредством слова, действий, убеждений, доводов и собственным трудом. Цель воспитания заключалась в достижении добродетели, а основой воспитания служила совесть. С ним тесно связан и процесс обучения, посредством которого происходит формирование (см. «преобразование» у Демокрита) человека в личность. «Природа и обучение сходны между собой, – считал он, – ведь учение также дает человеку новый облик, но, делая это, оно только выявляет природу, вновь проявляя черты, которые природа заложила изначально. Тот, кто воспитывает в добродетели убеждением и доводами рассудка, окажется лучше, чем тот, кто применяет закон и принуждение. Ибо тот, кто воздерживается от несправедливости, только подчиняясь закону, будет, вероятно, грешить втайне; тот же, кого побуждают поступать должным образом его убеждения, вряд ли станет делать что-либо неподобающее, все равно тайно или явно. Поэтому поступающий правильно, сознательно является человеком мужественным и в то же время здравомыслящим» [8].

Автор уделял значение «подлинному знанию», т.е. познанию через размышление и суждение об истине, а источником истины является мышление, опирающееся на чувственное восприятие [3], т.е. соотношение чувственного и логического. Философ, называл человека «малым миром», в котором отражается «большой мир вселенной» (ср. микрокосм и макрокосм).

Философ-идеалист Сократ считал целью воспитания познание самого себя и совершенствование нравственности в человеке. Он вел беседы по этим вопросам на площадях и в других общественных местах, побуждая тем самым своих слушателей посредством формы «вопрос > ответ» отыскивать самим «истину». Интересно, что в беседах имело значение – вдохновение. Также в философии Сократа особое место занимает «душа человека» как его сущности, поэтому нужно научить людей совершенствовать «душу» и стремиться к благу внутреннему. При этом он никогда не стремился тому, чтобы ученики стали похожими на него самого, не отделял их от их окружающей среды, определенных занятий, образа жизни, народных обычаев [6]. Своих учеников он учил вопросам политики и умению разбираться в ней, т.к. считал, что государством должны управлять знающие и умелые люди [6].

Итак, личность обладает высокими способностями – это быстрое и глубокое усвоение материала, проявление интереса к делу, владение знаниями, где значение имело умственное образование юношей (ср. понятийно-диалектический метод обучения).

Ученик Сократа – Ксенофонт, в своих работах изложил мысли об образовании и воспитании гражданина своей страны и государя-правителя. При этом в развитии личности огромное значение отводится риторике – знанию языка, совершенному владению речью и ведению спора, а также обладанию аналитическим умом, рассуждением и истолкованием. Автор высоко ценил в личности чувство справедливости и нравственность, где отметил уважение, правильное поведение, речь, благородные поступки, а также ее умственное развитие (умение анализировать, истолковывать, обсуждать и т.д.) [7].

Другой ученик Сократа – Платон утверждал, что воспитание должно быть организовано государством, поэтому он стремился объединить в единую систему черты спартанского и афинского воспитаний, существовавших в те давние времена. Главной задачей спартанского воспитания являлось физическое воспитание и развитие личности (в Спарте готовили воинов), с искусным владением разными видами оружий и правильным ведением поединков. А афинское воспитание – это воспитание гармонии души и тела, а также физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание (игра на музыкальном инструменте, пение и сочинение стихов). В этих школах дети воспитывались после 7 лет.

Философ считал, что воспитание – это есть формирование нравственности человека, помогающее ему стать достойным гражданином своего государства и овладение соответствующими этому определенными знаниями. Каждый человек имеет свое место в государстве и занимается тем, к чему наиболее способен. Еще он большое внимание уделял воспитанию детей [5], выделил следующие возрастные категории: 1) дети от рождения до 3-х лет; 2) дети от 3-х до 6-ти лет; 3) дети от 6-ти до 9-ти лет; 4) дети от 10-ти до 18-ти лет. Из них дети с 7 до 16 лет изучали грамоту, литературу, искусство и различные науки. Им соответствует т.н. «мусическое» воспитание, которое позволяет умерить яростный пыл человека и подчинить его гармонии. Также детям с 12 лет необходимо физическое воспитание и воспитание их «духа», соответствующее так называемому «гимнастическому» воспитанию. В нем обучают подчинить страсть человека его разумному началу и помогают выработать силу воли [9].

Достигшим совершенства является тот человек, который, по мнению Платона, последовательно чередует гимнастические упражнения с мусическим искусством «для слаженности души и тела». Огромное значение в воспитании имеют песня, танец (ритм и гармония) и игра для развития организма ребенка. Из них песня и танец предназначены для воспитания души, благородства и достоинства, а игра – для воспитания трудолюбия, определенных навыков ремесла или профессии (см. земледелец, домостроитель, воин) и усвоения основ различных наук. Человека нужно воспитывать с самого раннего детства, в течение жизни, и относиться к этому процессу очень старательно, внимательно, сообразно с растущим организмом.

Главным философ считал формирование гармонично развитой личности путем ведения философского образа жизни и выполнения каждодневных «духовных» упражнений. Он основал в Афинах философскую школу – «Академию».

После окончания этих школ способные ученики поступали в гимназии, содержащиеся за счет государственных средств, где в основном занимались умственным развитием воспитанников. Затем они имели возможность поступить в Государственную военную организацию «эфебию», в школу подготовки воина. После окончания этой школы отличившиеся становились воинами, а остальные овладевали одним из ремесел или занимались торговлей и земледелием. Дальше самые продвинутые занимались философией, дополнительно изучали науки и становились государственными чиновниками или правителями государства.

Следует отметить и мысли философа о содержании образования, когда в детском возрасте «науки» необходимо преподавать отдельно, а к юношеским годам – обобщить их, и преподавать целостно. Так как знание связано с чувственно-эмоциональным восприятием человека и зависит от его души, ума и способностей, где главной является душа, которая становится прекрасной от занятий искусством.

Интересно учение Платона о художественном творчестве, где обучение искусству предполагало «ремесло» или «профессию». Ведь искусство связано и с мастерством обучения, где наставник обучает воспитанника «природе творческого акта». При этом воспитанник должен обладать вдохновением как необходимым условием творческого действия, где должно произойти сопереживание художнику-исполнителю [2]. Здесь определены главные моменты процесса художественного обучения – обучение исполнительству и творческое состояние, а также его результат – воздействие исполнителя на зрителей. Автор выделяет следующие виды художественного творчества: 1) творчество художника, который создает произведение искусства; 2) творчество художника-исполнителя, который доносит идейно-художественный замысел до зрителя или слушателя. Важно и то, что они должны «воплощать» в своем творчестве нравственные образы.

Воспитатель Александра Македонского – великий Аристотель был крупнейшим философом и ученым Древней Греции. Так же как и Платон, он утверждал, что воспитание человека – это забота государства. Он основал философскую школу «Ликей». В этой школе он днем проводил теоретические занятия по философии (читал лекции), а вечером – практические занятия по риторике, а которых обсуждали разные жизненные ситуации и учились искусно о них говорить [7].

В образовании личности философ учитывал возрастные особенности и выделил следующие периоды жизни молодого человека: 1) до 7 лет; 2) от 7 до 14 лет (наступление половой зрелости); 3) от наступления половой зрелости до 21 года. Из них дети до 7 лет должны воспитываться в семье, т.к. в этом возрасте закладываются основы воспитания, а затем мальчики посещали государственные школы и должны были закончить их. До 14 лет их обучали письму, грамматике, музыке и рисованию, а после они изучали науки – астрономию, литературу, математику и т.д.

Интерес представляет значение пищи для здоровья ребенка в соответствии с его возрастом, соблюдение гигиены и выполнение физических упражнений – то, что закаливает ребенка. Здесь видна взаимосвязь физического, нравственного и умственного воспитаний, где физическому воспитанию уделено особое внимание. При этом мальчикам необходимо было заниматься гимнастикой в соответствии с их возрастными особенностями, при этом не должны допускаться переутомления. Ведь организм ребенка еще не окреп, поэтому выполнялись наиболее легкие упражнения.

Как считал философ, обязательно и обучение музыке, которое развивает чувства прекрасного, ведь природа дает человеку «зародыш способностей», который можно развивать лишь воспитанием, т.е. путем духовно-эстетического развития личности. Из изложенного видна роль искусства и науки в образовании личности, т.к. «человек знает тогда, когда он уверен и ему ясны принципы (знания)» [1].

В Древнем Риме в образовании и воспитании человека, как и в Древней Греции, высоко ставили природу человека, т.к. в нем особую силу имело «духовное начало», направленное к доблести и чести. Значение имеют и способности человека к знанию, содействующие развитию интеллектуальных особенностей (см. умственное обучение и воспитание) и физическое воспитание.

По этому поводу философ Квинтилиан высказывает мысль об одаренности. Каждый ребенок имеет свои природные задатки и способности, поэтому каждому из них нужно уделить особое внимание. Для этого необходимо наблюдать за детьми и в зависимости от их «характерных» особенностей выбрать наиболее лучший способ воздействия [8], т.е. учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Учитель должен уметь вызвать интерес воспитанников к знаниям, дать необходимые знания (у ораторов – по философии, истории, праву, языку и литературе) и быть примером нравственности.

В своем сочинении «Трактат об ораторском искусстве» римский философ Цицерон затрагивает вопросы всесторонне образованного оратора, который в процессе обучения и воспитания становится совершенной личностью. Ей необходимы знания по истории, государственному праву, искусству, изучению классического наследия (у автора «древностей»), а также – практический опыт (выступление перед публикой). Именно знания, умения, как способ выполнения определенных действий, и опыт помогают достичь мастерства.

Наиболее важным условием он считал природное дарование человека и его личные качества (разумность и мужество), но при этом особое место занимает и самообразование личности. Важными являются мысли философа о систематизации образования и его непрерывности как важного составляющего в процессе воспитания человека [8].

Таким образом, можно сказать, что образование охватывают знание различных областей наук, развитие духовно-нравственных качеств личности и ее проявлений, способствующих стать достойным гражданином своего государства. При этом велика роль эстетического развития посредством изучения театра, музыки, ораторского искусства, живописи и их практическое освоение.

Главное – это природное дарование ребенка и его индивидуальные особенности, которые в соответствии с разными возрастными категориями соотносятся с определенными этапами образования. Еще в древнее время философы высказали мысль об «одаренности» ребенка и своеобразному воздействию на этих детей.

Выделяем теоретическую и практическую подготовку воспитанников античных школ, где они овладевали знаниями в различных областях наук и наряду с этим осваивали и накапливали практический опыт работы. Практическая направленность обучения – это овладение профессиональными умениями и навыками в сфере производства (см. торговцы, домостроители, ремесленники, землевладельцы и др.). Хотя многие становились воинами или государственными чиновниками и правителями, а некоторые ораторами или политиками, активно участвовавшими в общественной жизни.

Отмечаем, что существовали своеобразные виды интегрированного (общего и специального) образования, его формы (семья, школа), систематизация образования с соответствующими образовательными программами. Подготовка воспитанников велась в государственных учреждениях «гимнасиях», «эфебиях» и в частных философских школах.

На основании вышеизложенного считаем возможным сделать следующие выводы.

1. Философско-педагогические идеи образовательной системы античности опирались на приоритет высокого мастерства учителя, благодаря которому раскрывалась способность ученика к познанию мира, нашедшего у Сократа сравнение со вторым рождением ребёнка.

2. В дидактическом единстве выступали игра и обучение, совокупность которых, по мнению Платона, усиливала когнитивные возможности ученика и приносила значительно более убедительные результаты образовательного процесса.

3. Путь от «доброй мысли» к справедливой жизни, обозначенный Демокритом в его универсальных правилах, предполагает преимущественно самостоятельное формирование человеком его морального облика, и делает его нравственные поступки результатом самоконтроля, добровольного следования общественным нормам.

В заключение можно определить, что образование личности в Античное время происходило в комплексе с учетом природных данных и индивидуальных особенностей человека. Поэтому в настоящее время представляется столь важным использовать достижения образовательной системы античности в процессе формирования, обучения, воспитания и развития личности.


Библиографическая ссылка

Дмитриева Д.И. ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В АНТИЧНОМ МИРЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 5. – С. 104-108;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36677 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674