Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ «ТЕМП»

Степанова Н.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
В статье раскрываются теоретические и практические основы детского экспериментирования как условия реализации региональной концепции «ТЕМП», акцентирующей внимание на естественно-математическое и технологическое направления в современном образовании. Рассматриваются особенности детского экспериментирования, выделенные Н.Н. Поддъяковым, с учетом амплификации детского развития и в соответствии с обобщенным планом исследователя А.В. Усовой: цель – схема – ход – результат. В статье раскрываются психолого-педагогические условия использования педагогами на практике детского экспериментирования на примере авторского занятия по развитию понятия о свете у старших дошкольников. Особенность данного занятия: «при минимуме протяженности – максимум информации» – при использовании одного и того же оборудования (доступных педагогу предметов) достигается выявление (развитие) множества существенных свойств понятия о свете.
концепция «ТЕМП»
познавательный интерес
детское экспериментирование
особенности детского экспериментирования
обобщенный план опыта
психолого-педагогические условия использования детского экспериментирования
1. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций / Н.В. Нищева. – СПб.: ООО Изд-во «Детство-Пресс», 2014. – 384 с.
2. Кеспиков В.Н., Солодкова М.И., Ильясов Д.Ф. Концепция развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cdtor.ru/kontseptsiya (дата обращения: 23.11.16).
3. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2008.
5. Степанова Н.А., Ращикулина Е.Н. Экспериментальная деятельность детей: учебно-методическое пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2014. – 72 с.
6. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций / Н.В. Нищева. – СПб.: ООО Изд-во «Детство-Пресс», 2014. – 384 с.
7. Кеспиков В.Н., Солодкова М.И., Ильясов Д.Ф. Концепция развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cdtor.ru/kontseptsiya (дата обращения: 23.11.16).
8. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
9. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2008.
10. Степанова Н.А., Ращикулина Е.Н. Экспериментальная деятельность детей: учебно-методическое пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2014. – 72 с.

Повышенное внимание к естественно-математическому и технологическому образованию, продуманная политика в реализации его высокого качества является характерной особенностью многих промышленных регионов, в том числе и в Челябинской области.

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 29.09.2014 № 01/2887 рядом авторов, учеными-педагогами (В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов) была разработана «Концепция развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» [2]. Системная работа в соответствии с этой концепцией позволяет решать задачи, обозначенные в Стратегии развития Южного Урала до 2020 года. В Министерстве образования и науки Челябинской области проект «ТЕМП» схематично представляют как «Технологии + Естествознание + Математика = Приоритеты образования». Таким образом, в образовательных программах дошкольных образовательных организаций приоритетными должны быть естественно-математическое и технологическое направления.

Необходимость развития познавательного интереса у дошкольника нашла свое отражение и в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) [1]. В качестве основных принципов дошкольного образования, указанных в ФГОС ДО, определены поддержка инициативы детей, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Естественные науки дают богатый материал для активизации познавательной деятельности дошкольника, достижения развивающего эффекта процесса познания. Их системный, но в то же время проблемный, зачастую парадоксальный, материал с большим числом новых фактов позволяет «оживить» основы этих наук, организовать эвристический, эмоционально переживаемый поиск «моментов истины», «повторения открытий» в проигрываемых и реальных образовательных ситуациях.

В работах многих отечественных педагогов Н.Н. Поддьякова (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития» [3]. Выделяется основная особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Особенности экспериментальной деятельности детей рассматриваются в исследованиях Д.Б. Годовиковой, М.И. Лисиной, С.Л. Новоселовой, Н.Н. Поддьякова и др. Значительный вклад в ознакомление дошкольников с физическими явлениями (движение, магнитизм и др.) внесли И.С. Фрейдкин, Т.В. Земцова, Н.Г. Комратова, работы которых направлены на систематизацию физических представлений детей. В исследованиях Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, П.Г. Саморуковой, И.А. Хайдуровой и других авторов представлены результаты исследований по формированию различных природоведческих понятий (вода, воздух, почва и др.) у детей дошкольного возраста, установлению существенных связей между отдельными понятиями.

Необходимо подчеркнуть особенности детского экспериментирования, выделенные Н.Н. Поддъяковым:

1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее выражены процессы целеобразования, возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития ребенка.

2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний.

3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества [4].

Важнейшая особенность эксперимента состоит в наличии возможности дошкольника управлять ходом изучения явления. Здесь ребенок самостоятельно сравнивает, анализирует, обобщает имеющиеся условия, происходящие изменения, подходит к пониманию существенных свойств предметов и явлений, выявляет причинно-следственные связи и отношения. В процессе экспериментирования дошкольник выступает субъектом деятельности, осваивает ориентировочную основу поисковой деятельности.

Экспериментальная деятельность активно включает в работу эмоциональную сферу личности детей, обеспечивающую внутренний психологический механизм связи мышления с чувственно-предметной деятельностью, механизм смыслообразования. Это позволяет учесть специфику детского мышления, в котором доминируют эмоционально-чувственные, интуитивные, образные процессы познания.

Так, авторское занятие по развитию понятия о свете в процессе детского экспериментирования ставит своей целью:

1. Выявление и закрепление свойств света: прямолинейное распространение света; преломление света; отражение света; рассеяние света.

2. Закрепление свойства растворимости воды.

3. Воспитание бережного отношения к животному миру аквариума [5].

Особенности данного занятия, представленного в таблице: «при минимуме протяженности – максимум информации» – при использовании одного и того же оборудования (доступных педагогу предметов) достигается выявление (развитие) множества существенных свойств понятия о свете.

Необходимо отметить, что содержание опытов в данном занятии развернуто в соответствии с обобщенным планом А.В. Усовой: цель – схема – ход – результат [5]. Кроме того, необходимо подчеркнуть психолого-педагогические условия использования педагогами на практике детского экспериментирования. Так, изложение хода опыта сопровождается проблемными вопросами для детей («Откуда берется свет?», «По какой дорожке обычно «ходит» Лучик?»), содержание которых может варьироваться в зависимости от уровня развития у них понятия об исследуемом предмете или явлении. Педагог помогает ребенку использовать известные способы действия, перенося их в незнакомые условия. Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа; в этом случае ребенок может идти путем опытных проб. Искусство педагога заключается в умении правильно оценить как верные, так и неверные ответы, направляя поисковую деятельность детей.

Занятие по экспериментальной деятельности старших дошкольников «Удивительные приключения Лучика» (разработано Н.А. Степановой)

Деятельность педагога (родителя)

Деятельность детей

1

2

1. Цель.

Предлагает детям отгадать загадку:

В дверь, в окно

Стучать не будет,

А зайдет – и всех разбудит.

Ребята, сегодня к нам в гости пожаловал сам Лучик. (Показывает макет луча). Да не обыкновенный, а Волшебный. Потому что умеет показывать разные фокусы – да в том случае, если ребята ему в этом помогают: отвечают на все его хитрые вопросы.

2. Ход. Предлагает детям следующие вопросы:

– Откуда берется свет?

А для того, чтобы узнать, откуда появился наш Волшебный Луч, надо отгадать загадку:

Дом – железный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

(Достает ярко светящийся лазерный фонарик).

– По какой дорожке обычно «ходит» Лучик?

Ой, ребята, наш Лучик как-то тревожно подмигивает. Не нравятся ему ваши ответы. Как же найти правильный ответ?

Демонстрация опыта № 1 с прямолинейным распространением света в аквариум. Затемнить помещение. Приготовить аквариум с водой, окрашенной хвойным концентратом. Направить луч лазерного фонарика на стенку, параллельную стенке, загороженной картоном. Луч должен проходить через водное пространство.

– Так по какой же дорожке «ходит» свет?

(фонарик вновь ярко светится)

– Как появляется солнечный зайчик?

И опять наш Лучик встревожен. Что будем делать?

– А может ли Лучик ломаться?

(Фонарь снова замигал). Будем проверять.

Проводит опыт № 2 с преломлением света.

Затемнить помещение. Приготовить аквариум с водой, окрашенной хвойным концентратом. Направить через водное пространство под углом луч фонарика на поверхность воды. Луч, соприкоснувшись с неоднородной воздушной средой, преломится и отразится на противоположную стенку аквариума.

– А почему Луч неожиданно сломался?

Правильно. Вода, в которой передвигался Лучик, вдруг встретилась с Воздухом. Лучик его испугался и вновь нырнул в Воду.

Предлагает провести опыт № 2 кому-нибудь из детей.

Обращает внимание детей на стоящие рядом баночки с надписями «сахар», «соль», «сливки». Просит детей прочитать.

– Ребята, а все ли эти вещества растворяются водой?

(фонарик мигает). Что будем делать?

Отвечают: – Солнечный Луч.

– Из солнышка; лампочки; луны

– Фонарь.

– По пешеходной; извилистой.

– Надо проверить. Надо поставить опыт.

Дети (1–2 ч) тоже подключаются к опыту № 1

– По прямой.

– Из зеркальца; из солнышка.

– А надо сделать солнечного зайчика.

Дети пускают «зайчиков».

– Нет, он же «ходит» только прямо.

– Ему воздух помешал.

Проводят опыт № 2.

– Все.

– Будем проверять.

1

2

Демонстрация опыта № 3 со свойством растворимости воды. Засыпает по очереди: соль, сахар.

– Куда они исчезли?

Заливает в аквариум сливки. – Что случилось с водой?

– Почему? Из чего состоят сливки?

– А жир растворяется водой?

Демонстрация опыта № 4 с рассеянием света. Затемнить помещение. Приготовить аквариум с водой, окрашенной хвойным концентратом. Направить луч лазерного фонарика на стенку, параллельную стенке, загороженной картоном. Луч должен проходить через водное пространство. Капнуть из заранее приготовленного стакана немного сливок (или молока). В воде образуется «молочное облачко», рассеивающее прямо направленный поток света.

– Куда исчезает лучик? Что сейчас ему мешает двигаться по прямой дорожке?

Частицы молока оседают на дно аквариума. Вновь запускает лучик прямолинейно.

– Почему лучик снова «пошел» по прямой «дорожке»?

Фонарик светит ярким лучом. А затем постепенно гаснет.

– Ребята, а как вы считаете, почему в этом аквариуме (где лучик путешествовал) совсем нет рыбок? Может запустим их в этот аквариум?

1) Ай да молодцы наши ребята! Не станут обижать безобидных обитателей водного мира.

А фонарик-то как вам радуется!

3. Результат.

– Ребята, наш Лучик уже устал так долго путешествовать. Пусть он немного отдохнет. А вы попробуйте сочинить сказку о нем – о Лучике.

– В какие сказочные приключения сегодня попадал наш Лучик? Попробуйте составить рассказ «Путешествие Лучика».

Проводит физкультминутку: подвижная игра «Солнечные зайчики».

Предлагает зарисовать схему «путешествия» Лучика.

– Растворились.

Сливки превратились в облачко.

– Из жира.

– Нет.

– Он теряется в молоке. Молоко преграждает путь Лучику.

– Молоко спустилось вниз. И лучик снова может ходить прямо.

– Нет, нельзя!

– Лазерный фонарик обжег бы рыбок.

– Рыбки отравились бы от загрязненной молоком воды.

– Сначала Лучик шел по прямой дорожке. Потом он встретился с воздухом и сломался. А когда в воду попало молоко, то он и вовсе потерялся. Но молочное облачко спустилось на дно аквариума и освободило Лучику дорогу. И он снова зашагал по прямой дорожке.

Особое внимание при решении проблемных задач педагог уделяет неправильным ответам. Анализируя вместе с детьми путь решения и вывод, который был сделан, взрослый помогает им понять ошибочность решения и подводит к поиску нового способа. Прежде всего, должна поощряться познавательная активность ребенка; очень важен эмоциональный настрой, поддерживающий интерес к заданию. Доброжелательная оценка педагога, тактичный анализ причин, приведших к ошибке, совместная заинтересованная деятельность позволяют детям правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать свое мнение. Атмосфера эмоционального творческого подъема создает ощущение радости познания. Все это позволяет придерживаться определенной логики в организации экспериментальной работы с дошкольниками.

Следует особенно подчеркнуть, что содержание и последовательность организации опытно-экспериментальной работы будут зависеть от уровня развития познавательных способностей детей, их предшествующего опыта, имеющейся у них понятийной базы и т.д.

Таким образом, использование детского экспериментирования в педагогической практике работы с дошкольниками является эффективным и необходимым условием развития у детей исследовательской деятельности, познавательного интереса, понятий об окружающей их действительности, что в полной мере соответствует требованиям концепции «ТЕМП».


Библиографическая ссылка

Степанова Н.А. ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ «ТЕМП» // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-1. – С. 206-210;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36503 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674