Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,969

ПРИВЛЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Игнатьев В.П. 1 Варламова Л.Ф. 1 Степанов П.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
Рассмотрены вопросы привлечения студентов к оценке качества образования на примере федерального университета. Внутренние системы оценки качества образования сегодня созданы во многих образовательных организациях высшего образования, но не везде студенты активно участвуют в данном процессе. Чаще всего их участие является пассивным и ограничивается разовыми мероприятиями под присмотром администраций учебных подразделений и образовательной организации. В статье показаны механизмы активизации деятельности студентов в процессе оценки качества образования. Студенты, как потребители образовательных услуг, должны быть кровно заинтересованы в высоком качестве получаемого ими образования. От того, насколько хорошо они будут подготовлены, зависит в конечном итоге их востребованность на рынке труда. В активности студентов в вопросах оценки качества образования должна быть заинтересована и образовательная организация, поскольку оценка, данная студентами, является наиболее объективной в силу своей непредвзятости, благодаря чему по итогам данной оценки могут быть приняты эффективные меры, направленные на улучшение планирования, организации и проведения образовательного процесса.
высшее образование
качество образования
оценка качества образования
1. Власенко Н.Ф. Участие студентов в системе гарантии качества высшего образования // Вестник ТГПУ. – 2012. – № 2 (117). – С. 62–66.
2. Ерофеева О.В. Качество высшего образования: роль студенчества в процессе улучшения образовательного процесса в вузе // Вестник ПГГПУ. – 2014. – серия № 1, № 2–2. – С. 49–52.
3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.lexed.ru/search/detail.php? ELEMENT_ID=4264 (дата обращения: 28.11.16).
4. Кучина А.В., Воронцов Д.Б. Участие студентов в оценке качества высшего профессионального образования // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2008. – т. 14, № 6. – С. 72–77.
5. Павлюченко А.В. Обеспечение гарантий качества образования в вузе с привлечением студенчества // Молодой ученый. – 2015. – № 11. – С. 1443–1446.

В современных условиях глобализации, повлекшей за собой в том числе усиление конкуренции между различными системами высшего образования во главу угла ставится качество предоставляемого образования. Сегодня, когда молодежь имеет возможность выбирать не только место своей будущей учебы, но и конкретный вуз, привлекательность вуза становится одной из главных задач, которую вынуждены ставить перед собой большинство университетов мира. На уровне Российской Федерации конкуренция вузов в борьбе за лучших абитуриентов в последние годы также существенно усилилась. И это стимулирует образовательные организации высшего образования к поиску внутренних резервов и новых возможностей повышения качества образования без существенных финансовых вложений. Одним из таких механизмов является активизация деятельности студентов в процессе оценки качества образования.

Обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала, является основной целью «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. Для достижения этой цели предусматривается формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов. Согласно Концепции приобретут новое качественное состояние модели и инструменты оценки качества образования и образовательных результатов [3].

Существующая в настоящее время в российских вузах оценочно-контрольная деятельность безнадежно устарела. Она не только не отвечает современным требованиям обеспечения качества образования, но и является в некоторой степени порочной в силу того, что каждый преподаватель сам оценивает результаты своего труда. И здесь, к сожалению, никак не отойти от субъективизма и влияния человеческого фактора, которые не позволяют показать истинную картину качества образования и реально достигнутых студентами образовательных результатов.

Авторы многих концепций профессионального образования (Т.Ю. Ломакина, О.Г. Прикот и др.) считают, что качественное образование возможно лишь в случае удовлетворения запросов студентов, как главного действующего лица. Соответственно, назрела необходимость изменения идеологии управления качеством образования в вузе и включения в данную деятельность студентов [2, 4, 5]. В российских вузах до настоящего времени всё ещё не сложилась практика активного привлечения самих обучающихся к оценочным процедурам. В то время как имеется довольно обширный опыт зарубежных стран, в которых студенты активно вовлекаются в процедуры гарантии качества [1].

С целью поддержки деятельности студенческих объединений, занимающихся вопросами повышения качества образования, на молодежном форуме «Селигер 2014» лидерами и активистами организаций обучающихся из вузов России был создан Всероссийский студенческий совет по качеству образования, в состав которого вошли представители руководства Рособрнадзора, органов государственной власти, образовательных организаций, общероссийских общественных организаций и движений, занимающихся вопросами повышения качества образования. Создание данного совета является ярким свидетельством того, что привлечение студентов к вопросам повышения качества образования становится общегосударственной задачей. Помимо Всероссийского студенческого совета по качеству образования обозначенными проблемами занимаются также общероссийская общественная организация «Всероссийский студенческий союз», общероссийская общественная организация «За качественное Образование» и общероссийский общественный проект «Всероссийская студенческая школа по качеству образования», которые организуют и проводят различные семинары-практикумы, форумы, школы по качеству образования и пр.

Многие российские вузы сегодня вовлечены в данный процесс. Понятно, что это новое для России направление работы требует детальной проработки и осмысления. Вовлечение студентов в оценочные процедуры сопряжено с рядом объективных сложностей, к которым исследователи европейских вузов относят: нехватку студентов, обладающих необходимыми компетенциями; сложность в поиске квалифицированных студентов; слабый интерес студентов к участию в подобных процедурах [5].

В Северо-Восточном федеральном университете в 2014 году была создана студенческая комиссия по качеству образования, которая является постоянно действующим представительным, коллегиальным и координирующим органом студенческого самоуправления, реализующим права студентов на участие в управлении образовательным процессом, в целях обеспечения защиты прав студентов в получении качественного образования, а также в содействии СВФУ в решении стоящих перед ним задач по подготовке квалифицированных специалистов. Данные структуры студенческого самоуправления были организованы на уровне университета и на уровне учебных подразделений.

В соответствии с предметом и целью, задачами деятельности комиссии являются:

– развитие студенческой инициативы в направлении повышения качества образования в СВФУ;

– организация и проведение мониторинга качества образования путем проведения анкетирования, опросов, тестирования и т.п.;

– комплексная оценка потребностей студентов, как потребителей образовательной услуги с помощью различных методов исследования;

– привлечение студентов к решению вопросов организации учебного процесса, улучшения материально-технической базы образовательного процесса, развития инфраструктуры социально значимых студенческих объектов;

– разработка предложений, направленных на повышение качества образовательного процесса с учетом учебных, научных и профессиональных интересов студентов;

– формирование рекомендаций по внесению изменений в действующие локальные акты, регулирующие права, обязанности и интересы студентов;

– активная популяризация среди обучающихся нормативных основ образовательного процесса, в том числе ознакомление с политикой в области качества образования, содержанием образовательных стандартов, рабочих программ, учебных планов;

– создание и развитие системы мотивации студентов к образовательному процессу и их привлечение к оценке качества преподавания учебных дисциплин;

– взаимодействие с иными органами по вопросам качества образования в СВФУ;

– содействие структурным подразделениям в проводимых ими мероприятиях в рамках образовательного и научного процессов;

– разработка и реализация проектов, направленных на повышение качества образования и улучшение показателей образовательной деятельности СВФУ.

Студенты СВФУ через студенческие комиссии по качеству образования имеют возможность и оказывают влияние на процессы планирования, организации и проведения образовательного процесса по нескольким основным направлениям.

1. Студент – основной потребитель образовательных услуг, предоставляемых университетом.

Неоценимую помощь в обеспечении гарантии качества образования, несомненно, оказывает мнение самих обучающихся о качестве организации и проведения образовательного процесса. В СВФУ с 2011 года проводится ежегодное анкетирование студентов первых курсов, студентов 2–5 курсов и студентов выпускных курсов. Все эти опросы направлены на оценку уровня удовлетворенности студентов качеством организации и проведения образовательного и иных процессов в СВФУ. Данное тестирование проводится в автоматизированном режиме, что позволяет обеспечить максимальный охват студентов этими опросами. Большой охват студентов обеспечивается, в том числе, благодаря тому, что члены студенческих комиссий по качеству образования проводят разъяснительную работу среди обучающихся о практической пользе данных мероприятий. Отчеты по итогам проведенных опросов обсуждаются на планерных совещаниях у ректора университета и доводятся до сведения всех учебных и управленческих подразделений для принятия управленческих решений.

2. Студент – основное действующее лицо образовательного процесса.

Естественно, одних опросов недостаточно для обеспечения влияния обучающихся на образовательный процесс. Студенты привлекаются для участия в процессе составления графиков учебного процесса, расписания учебных занятий, к их мнению учебные подразделения прислушиваются при составлении расписания экзаменов. Студент вправе выбрать место прохождения производственной практики.

В 2011 году СВФУ, наряду со многими вузами Российской Федерации, перешел на уровневую систему высшего образования. Данный переход сопровождался многими новшествами, которые дали дополнительные преференции обучающимся, включая возможность построения индивидуальной траектории обучения, выбора дисциплин, преподавателей. В то же время, с учетом наметившегося уклона в сторону самостоятельной работы, у студентов стало больше ответственности за качество получаемого ими образования. В этих условиях существенно возросла роль учебных секторов и взаимопомощи обучающихся. На созданные в учебных подразделениях студенческие комиссии по качеству образования стали вызываться студенты, имеющие проблемы с учебой. Выясняются причины академической неуспеваемости, предлагаются пути её ликвидации. Иногда, в особо сложных случаях, комиссии выходят на деканаты с предложениями и ходатайствами о продлении сроков ликвидации академической задолженности отдельным студентам, имеющим желание учиться, но испытывающими сложности с усвоением материала. Взаимовыручка студентов позволяет сократить отсев обучающихся и способствует поддержанию в студенческих группах духа коллективизма, что является весьма важной компетенцией для будущих специалистов.

3. Студент – эксперт качества предоставляемого образования.

Экспертная оценка, как внешняя, так и внутренняя, остается одним их главных инструментов гарантии качества образования. Если в западных странах студенчество довольно активно привлекается к этим процедурам, то в нашей стране в силу сложившихся обстоятельств данный процесс только-только начинает набирать обороты.

В СВФУ с 2013 года внедрена сертифицированная система менеджмента качества, обладающая всеми свойственными ей компонентами, включая миссию, политику, видение, цели в области качества и т.д. Разработана обязательная документация СМК, информационные карты основных и вспомогательных процессов. Но в отличие от традиционных подходов к внедрению СМК в российских вузах, СВФУ с прошлого года перешел на проведение внутренних аудитов качества организации и проведения образовательного процесса. В частности, проведены внутренние аудиты «Открытые занятия», «Образовательные технологии», «Методическое обеспечение образовательного процесса», «Оценка качества образования». И во всех этих проверках активное участие приняли члены студенческих комиссий по качеству образования. Данный практический опыт, который имел определенные сложности, больше психологического плана, показал, что студентам можно доверять столь ответственные задания, с которыми они довольно успешно справляются. Видя всё «изнутри», они понимают, как много усилий прикладывается со стороны организаторов учебного процесса, кафедр, чтобы обеспечить их успешную учебу.

Активные члены студенческих комиссий включены в состав ряда рабочих групп учебных подразделений, университета, ученых и административных советов, стипендиальных комиссий. Студенты привлекаются к экспертной оценке основной документации, внутренних локальных нормативных актов, касающихся организации и контроля образовательной деятельности.

4. Студент – полноправный партнер в образовательном процессе.

Процесс обучения может быть эффективно организован только при максимальном учете мнения всех заинтересованных участников данного процесса. В СВФУ большое развитие получила система студенческого самоуправления, очень активно работает первичная профсоюзная организация студентов, членами которой является подавляющее большинство обучающихся. С учетом того, что СВФУ является студентоцентрированным вузом, к мнению студентов прислушиваются, их мнение учитывается при принятии важных управленческих решений, направленных на совершенствование образовательного процесса, улучшение условий обучения, проживания в студенческих общежитиях, организации досуга. В университете ни одно решение, касающееся образовательной деятельности, а также любых вопросов студенческой жизни, не принимается без учета мнения и согласования студенческой профсоюзной организации. Все обращения студентов по любым вопросам их учебы и студенческой жизни скрупулезно рассматриваются на уровне управленческих подразделений и, как правило, решения принимаются в пользу студентов.

Члены студенческой комиссии по качеству образования, осознавая долю своей ответственности за принимаемые ими решения, стараются повышать уровень своей квалификации. Они принимают участие во всероссийских мероприятиях, таких как студенческий форум «Образование без границ. Алтай-Азия», студенческий практикум-семинар «Качественное образование – путь к успешной карьере»; форум по качеству образования, Уральский федеральный университет (г. Екатеринбург); онлайн-курсы Общероссийского сообщества обучающихся по качеству образования; студенческий форум «Качество образования: перезагрузка». Для активистов проводятся обучающие семинары, тренинги, круглые столы.

5. Студент – будущий лидер производства.

Участие студентов в работе студенческой комиссии по качеству образования является важным звеном в процессе формирования будущих специалистов. Те компетенции, которые они получают, участвуя в работе комиссии, несомненно, пригодятся им в их будущей профессиональной деятельности. К важным качествам, которые у них формируются в процессе проводимых в рамках работы студенческой комиссии по качеству образования, относятся: навыки работы в команде, освоение методов и приемов командной работы (дискуссия, мозговой штурм, генерация новых идей), умение анализировать и делать выводы. Немаловажным является также то, что студентам, являющимся членами комиссии, приходится зачастую выступать перед своими сокурсниками и студентами всего учебного подразделения по вопросам, касающимся деятельности студенческой комиссии. Они часто общаются с кураторами учебных групп, руководителями кафедр и учебных подразделений. Всё это способствует формированию хороших коммуникативных качеств. Все перечисленные качества, несомненно, являются важными при работе на производстве и могут оказать содействие в продвижении специалиста по служебной лестнице.

Студенты, принимающие активное участие в работе студенческой комиссии по качеству образования, становятся информированными по многим вопросам, касающимся организации образовательного процесса. Они становятся посвященными в те глубинные внутренние процессы, которые не видны обычному студенту. Данная информация позволяет им осознать то, какая большая работа проводится на различных уровнях управления университетом для того, чтобы образовательный процесс проходил слаженно и эффективно. Любой процесс требует глубокого осмысления и упорядочения. Экспертируемые ими документы, регламентирующие различные стороны образовательной деятельности, учат их тому, что каждый процесс должен быть очень подробно и доходчиво описан для того, чтобы ни у кого, кто задействован в данном процессе, не возникало вопросов в правильности принимаемых руководством решений. Знакомство студентов с процессным подходом также является весьма важной компетенцией, которой овладевают члены студенческой комиссии, участвующие в экспертизе внутренних локальных актов, касающихся различных аспектов образовательной деятельности.

Вся эта многогранная работа, основанная на активизации студенческой инициативы, направлена, в конечном счете, на дальнейшее повышение качества образования в федеральном университете.

С учетом того, что повышению качества образования в современных условиях глобальной конкуренции на рынке образовательных услуг уделяется самое серьезное влияние, трудно переоценить роль студенчества в данном процессе. Студенты, как лица кровно заинтересованные в получении качественных профессиональных знаний, должны непосредственным образом влиять на процессы планирования, организации и проведения образовательного процесса, т.к. им, находящимся внутри процесса, более четко видны все недочеты и упущения, возможно, выпадающие из поля зрения непосредственных организаторов данного процесса в лице разного уровня управленческих структур. И то, что студентам предоставлена такая возможность, является ярким свидетельством того, что им руководство университета доверяет и понимает значимость и обоюдную пользу включения студентов в различного рода оценочные процедуры на правах полноправного партнера.

Заключение

Вовлечение студентов во внутреннюю систему оценки качества образования, несомненно, должно способствовать большей прозрачности процесса управления качеством, и, как результат, повышению качества образования в целом. Более того, мы уверены, что только с активным привлечением студентов возможно эффективное функционирование этой системы, которая должна стать гарантом качественного высшего образования, предоставляемого населению северо-востока Российской Федерации.


Библиографическая ссылка

Игнатьев В.П., Варламова Л.Ф., Степанов П.А. ПРИВЛЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-1. – С. 141-145;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36490 (дата обращения: 21.05.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252