Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,969

РАЗРАБОТКА САЙТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

Давлеткиреева Л.З. 1 Новикова Т.Б. 1 Чусавитина Г.Н. 1
1 ФГБОО ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Интернет-представительство может и должно влиять на самые серьезные, жизненно важные процессы в образовательной организации – на формирование ее имиджа, на привлечение учеников, на установление полноценных контактов с партнерами и потребителями услуг, на информационные потоки внутри организации, предоставлять коллективу возможность информировать различные заинтересованные категории пользователей об особенностях своей деятельности с целью привлечения общественности, в том числе, и к решению внутренних задач и проблем; заявлять о себе, рассказывать о своих традициях, учителях, но использовать интерактивную связь между всеми участниками образовательного процесса, привлекать выпускников, спонсоров к оказанию помощи и др. В рамках настоящей статьи авторы представляют краткие результаты исследования по разработке сайта, которые подробно рассмотрены в учебном пособии «НИТ в формировании имиджа образовательного учреждения». В данной статье рассмотрены разделы: творчество учащихся, спорт, безопасность, социальная деятельность, выпускники, родителям, родительский и попечительский советы, вакансии, фотогалерея, гостевая книга, форум, полезные ссылки, опросы и голосования. «Изюминкой» статьи является применение сетевых социальных сервисов.
сайт
образовательная организация
социальные и экономические системы
1. Трейбач Е.Л., Макашова В.Н., Чусавитина Г.Н. Методика оценки ИТ-стартапа. // Теплотехника и информатика в образовании, науке и производстве (ТИМ-2015): сборник докладов IV Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 95-летию кафедры и университета. Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. – 2015. – С. 417–421.
2. Новикова Т.Б. Новые информационные технологии в формировании имиджа образовательного учреждения [Электронный ресурс]: учебное пособие. – Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Магнитогорский гос. технический ун-т им. Г.И. Носова». – Магнитогорск: МГТУ, 2015.
3. Чусавитина Г.Н., Макашова В.Н. Построение информационной образовательной среды вуза на основе методологии менеджмента непрерывности бизнеса // Новые информационные технологии в образовании: материалы VIII Международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. – 2015. – С. 389–394.
4. Чусавитина Г.Н., Масленникова О.Е., Давлеткиреева Л.З. Подготовка будущих ИТ-специалистов в области обеспечения интероперабельности электронной науки и образования // Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города. – Магнитогорск, 2012. – С. 132–140.
5. Чусавитина Г.Н., Чусавитин М.О. Анализ непрерывности бизнес-процессов и поддерживающей инфраструктуры вуза в сфере электронного образования // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. – С. 266.

С каждым годом в сфере образования происходят изменения в связи с различными факторами, такими как демографический спад, объединение или закрытие учреждений, сокращение персонала, инфляция и др., что, несомненно, влияет на набор учащихся и повышает конкурентоспособность между учреждениями за борьбу по набору контингента. PR-специалисты применяют разные средства продвижения организации, однако именно Интернет-представительство (сайт) может и должно влиять на самые серьезные, жизненно важные процессы в образовательной организации (ОО) – на формирование её имиджа, на привлечение учащихся, на установление полноценных контактов с партнерами и потребителями услуг, на информационные потоки внутри учреждения. На сегодняшний день именно сайт является одним из наиболее популярных PR-кампаний по продвижению образовательных услуг [1]. По результатам проведенного научного исследования при написании диссертации, была разработана готовая структура сайта с применением средств социальных сервисов, которая может быть применена к любой ОО, что повысит её эффективность и конкурентоспособность, т.к. наличие сайта является основным мониторинговым показателем федерального проекта «Информатизация системы образования». Рассмотрим следующие разработанные разделы структуры и наполнения сайта ОО:

1. Раздел «Проекты учащихся». Данный раздел позволяет совместить все «творения», выполненные учениками по научной, воспитательной работам и во время учебного процесса. С одной стороны, возможность разместить достижения своих трудов в Интернете – привлекательный стимул для учеников, а с другой стороны, это может служить и характеристикой ОО, демонстрируя внимательное отношение к работе ребят и умение их поощрить, довести до определённого результата, вывести на современный уровень. Раздел «Проекты учеников» может содержать: ссылки на научно-исследовательские и реферативные работы (рефераты, курсовые, сочинения и т.д.), творческие работы (рисунки, поделки, проекты, стихи, сайты и т.д.) с разделов «Воспитательная работа», «Научная работа», «Учебный процесс»; ссылки на web-портфолио учащихся на каждой творческой работе. Пользователи сайта могут не только посмотреть работы, но и поучаствовать в их оценке – проголосовать за лучшую творческую работу. Документы обычно размещаются в архивированном виде, чтобы уменьшить объем скачиваемой информации по низкоскоростным каналам связи, в HTML версии (для просмотра через Интернет) и в версии для печати. Для удобства просмотра творческих работ на сайте в данном разделе можно использовать Графвиз (GraphViz), который позволяет записывать связи между работами в виде простых отношений и представляет эти отношения в виде графа, например, по классам, по годам публикации, по тематике и т.д. На определенный вид документа можно установить персонализированный доступ (логин и пароль для пользователей) [2].

2. Раздел «Спорт». Для посетителей сайта ОО интересно подробно ознакомиться со спортивной жизнью ОО. Учащиеся занимаются на уроках физической культуры, в различных секциях и т.д. В разделе «Спорт» освещается информация о спортивной жизни ОО: обращение директора к учащимся и их родителям (видео-, аудио-, письменное сообщение); краткая информация о преподавателе по физической культуре со ссылкой на web-портфолио, вики-страничку, блог, раздел в линкосфере: ФИО, фотография, образование, должность, звание, телефон, номер кабинета, e-mail и др.; обращение учителя к посетителям сайта, учащимся; фотографии или видеозаписи спортивного зала, которые могут быть размещены на сервисах Фликр (хранение фотографий) и YouTube (хранение видео); наличие сетевого взаимодействия учителя с коллегами в сфере спорта, в целях обмена опытом и т.д.; рубрика «Задай вопрос учителю по физической культуре», со ссылками на разделы «Форум», «Гостевая книга»; история спорта в ОО, виды спорта; информация о тренерах; оснащенность спортивных залов; городские и областные соревнования; достижения учащихся в спорте; доска почета: списки и фотографии учеников-победителей со ссылками на web-портфолио и в раздел «Новости» на поздравления; видео-впечатления учащихся или комментарий; различные спортивные мероприятия: осенний марафон, оздоровительные выезды на природу и т.д. Спортивные события могут освещаться в школьной газете, во внешних источниках (СМИ, телевидении, радио), а также располагаться на сайте в сопровождении фотографий и видеороликов, которые могут быть размещены на сервисах YouTube (хранение видео) и Фликр (хранение фотографий). Учитель по физической культуре может поддерживать и развивать данный раздел, демонстрируя пользователям сайта о спортивном, здоровом и увлекательном образе жизни учащихся. По физической культуре в школе могут быть созданы: блогсайт Google, вики-страница, блог в блогосфере, раздел в линкосфере и т.д. В разделе «Спорт» также могут размещаться: ссылка на раздел «Общие сведения», виртуальная экскурсия по ОО, в которой также подробно может рассказываться о спортивной жизни учащихся; календарный план спортивных мероприятий; фотоальбомы, видеосюжеты с занятий, соревнований, а также впечатления выпускников о спорте и их пожелания учащимся; протоколы соревнований; информация о спортивных командах, тренерском составе со ссылками на web-портфолио, личный web-сайт или блог, на вики-страничку и т.д. В тексте материала данного раздела необходимо указывать ссылки на словах или словосочетаниях, содержание которых отображается в разделах сайта ОО (например, «Наш тренер участвует…». Размещается ссылка на слово тренер в раздел «Персоналии») [3].

3. Раздел «Безопасность». На сайте должна размещаться информация о том, как обеспечивается и финансируется безопасность. В данном разделе можно указать ссылку в раздел «Общие сведения», виртуальная экскурсия по ОО, в которой подробно может рассказываться о безопасности в ОО. В тексте материала данного раздела необходимо указывать ссылки на словах или словосочетаниях, содержание которых отображается в разделах сайта ОО (например, «Наш директор участвует…». Размещается ссылка на слово директор в раздел «Персоналии») [4].

4. Раздел «Социальная деятельность». В интересах формирования позитивного имиджа ОО, всегда будет уместно создание разделов, посвященных социально ответственной деятельности (благотворительность, спонсорская поддержка, участие в гуманитарных программах и т.п.). Интернет предоставляет возможность подробно рассказать всему миру о своей заботе об обществе, окружающей среде и т.д. В тексте материала данного раздела необходимо указывать ссылки на словах или словосочетаниях, содержание которых отображается в разделах сайта ОО (например, «Наш директор участвует…». Размещается ссылка на слово директор в раздел «Персоналии»). На определенный вид документа можно установить персонализированный доступ (логин и пароль для пользователей) [5].

5. Раздел «Выпускники». Посетителям сайта ОО интересно ознакомиться с выпускниками, их достижениями во время учебы и т.д. В разделе «Информация о выпускниках» может быть база выпускников за разные годы (с возможностью поиска по различным критериям): ФИО, фотография, достижения, видеоинтервью (или письменное сообщение) с выпускником, их пожелания настоящим и будущим учащимся, благодарности коллективу ОО и ссылка на web-портфолио, личный сайт или блогсайт, в созданный раздел в линкосфере; список медалистов со ссылками на web-портфолио, личный сайт или блогсайт, в созданный раздел в линкосфере; общие фотографии классов со ссылками на виртуальный класс, в котором располагаются все проекты и достижения класса во время учебы; список вузов, в которые поступили выпускники со ссылками на раздел «Общие сведения», спонсоры и партнеры; отдельно выдающиеся выпускники со ссылками на web-портфолио, личный сайт или блог; ссылка на сайт выпускников или сетевое сообщество выпускников ОО; страница регистрации для выпускников, если нет полного списка выпускников, с размещением анкеты, в которую заполняются личные данные для дальнейшей связи. ОО может делать рассылку выпускникам по электронной почте о предстоящих событиях в ОО (вечер встречи выпускников, последний звонок, день открытых дверей); ссылка в разделы «Форум», «Гостевая книга». Можно предложить выпускникам оставлять свои контактные данные, адрес электронной почты, пожелания, поздравления, отзывы в гостевой книге. Посетители сайта получат полную информацию о выпускниках, достижениях, статистику поступления, мест работ, т.е. перспективу, развитие для учащегося данного ОО. Рекламной информацией будет являться публикация статей о выдающихся выпускниках и дальнейшее размещение в разделе «Пресса». Будет эффективно разместить рекламу в виде баннеров или контекстной рекламы, когда необходимо оповестить большой круг аудитории о каком-либо событии («Вечер встречи выпускников», «День открытых дверей», «Набор учеников»), потому что на сообщение в письменном виде обратит меньше внимания посетителей. В тексте материала данного раздела необходимо указывать ссылки на словах или словосочетаниях, содержание которых отображается в разделах сайта ОО (например, «Наш директор участвует…». Размещается ссылка на слово директор в раздел «Персоналии»). На определенный вид документа можно установить персонализированный доступ (логин и пароль для пользователей) [2].

6. Раздел «Родителям». Специальный раздел для родителей, может содержать ссылки на разделы сайта ОО «Новости», «Информация для поступающих в ОО», «Виртуальный класс», «Пресса», «Форум», «Учебный процесс», «Воспитательная работа», «Научная работа», «Творческие работы»; консультации специалистов через участие родителей в сетевых сообществах. Через социальную сеть родители смогут получать квалифицированные консультации со стороны работников школы (классного руководителя, учителя, директора и т.д.) и специалистов-профессионалов (психологов образования, социальных работников, врачей, стоматологов, специалистов по питанию и т.д.); информацию о проведении родительских собраний, встреч управляющих советов и др. через видео- и аудиоконференции, электронную почту, чат, форум. Сеть решит проблему занятости родителей и отсутствия времени на участие в очных встречах; о сетевом сообществе родителей. Родители в сети смогут организовывать родительские собрания, общаться, консультироваться друг с другом по различным вопросам, рассказывать о волнующих проблемах и находить ответ на сложный вопрос в результате совместной дискуссии, справочную информацию с возможностью обратной связи посредством электронной почты; горячая линия с классными руководителями; памятки для родителей; полезные ссылки, например, мини-пособие для родителей по проблемам воспитания и обучения и т.д. [2].

7. Раздел «Родительский и попечительский советы». Информация о попечительских советах, организация работы с членами совета является весомым аргументом для родителей при выборе образовательного учреждения. В формирование положительного имиджа ОО может играть попечительский совет, важнейшей функцией которого выступает лоббирование интересов образовательного учреждения. Руководители, правильно понимающие значение данного органа государственно-общественного управления школой, активно привлекают к его работе родителей, депутатов, представителей общественных организаций, бизнесменов и т.п. [2].

8. Раздел «Вакансии». Все о вакансиях. Вакансии на сайте могут содержать информацию о потребности рабочих мест разных сотрудников ОО, например, учителей (название предмета, классное руководство, количество часов). А также о потребности учащихся (класс, количество вакантных мест, иностранный язык и т.д.). На класс можно указать ссылку на web-портфолио классов ОО, где можно более подробно ознакомиться с образовательными направлениями, учениками из их личных web-портфолио, классным руководителем, предметами, учителями и др. В тексте материала данного раздела необходимо указывать ссылки на словах или словосочетаниях, содержание которых отображается в разделах сайта ОО (например: «Наш директор участвует…». Размещается ссылка на слово «директор» в раздел «Персоналии») [2].

9. Раздел «Фотогалерея». Фотогалерея всех событий и мероприятий. В данном разделе могут размещаться фотографии: об истории ОО; о результатах проведения различных мероприятий, например, день открытых дверей, последний звонок, выпускной вечер, КВН, экскурсии, конкурсы, конференции и т.д. Размещение анонсов, событий, новостей можно сопровождать ссылками на фотографии с раздела «фотогалерея», что сделает материал наиболее интересным, «живым», легко воспринимаемым и читаемым. Создавая фотоальбом, нужно иметь в виду, что он, возможно, будет быстро расти, поэтому лучше сразу предусмотреть многоступенчатую структуру: список тем в виде набора гиперссылок, каждая из которых открывает набор фотографий по выбранной теме. Фотографии выкладываются в виде уменьшенных копий, каждая из которых по щелчку мышкой открывает полномасштабное изображение. С данного раздела фотографии могут ссылаться в любое место сайта ОО. Для удобства размещения фотографий можно использовать сервисы Picasa, YouTube (хранение видео) и Фликр (хранение фотографий). В викисфере можно создать вики-страницу, в которой будет размещаться фотоальбом ОО [2].

10. Раздел «Гостевая книга». Эффективным рекламным инструментом для ОО является гостевая книга, в которой пользователь сайта может оставить свои отзывы об образовательных услугах, добрые слова, адресованные учителю, школе в целом, хороший отзыв о мероприятии, поздравления, наилучшие пожелания – ведь это самая лучшая реклама для ОО. У пользователя останутся хорошие впечатления об ОО, отталкиваясь на положительный опыт других. Со временем посетителей гостевой книги становится больше и больше. Эффективной рекламой также будет электронная рассылка сообщений об образовательных услугах ОО. Зайдя в гостевую книгу, ваши посетители увидят форму для отправки сообщения и список предыдущих сообщений. Форма, помимо текста сообщения, включает поля для ввода имени посетителя, адреса e-mail и веб-адреса, хотя эти поля не являются обязательными. Кроме того, в момент добавления сообщения автоматически проставляются текущие дата и время. Записи в гостевой книге показываются в порядке убывания времени поступления, т.е. самые последние записи оказываются наверху. Когда записей много, они автоматически распределяются по нескольким страницам, а в нижней части списка выводятся номера страниц – для листания. Посетители сайта могут также видеть ответы владельца сайта на отдельные сообщения – они выводятся другим шрифтом. Что касается гостевых книг, то следует учитывать, что если не обеспечено развитие сайта, то бессмысленно заводить гостевые книги. Результат будут отрицательным, т.к. в гостевой книге будет накапливаться различные критические замечания [2].

11. Раздел «Форум». Эффективным маркетинговым инструментом будет являться создание форумов по тематике ОО, потому что информация, размещаемая на них, остается навсегда или на очень долгое время, за которое ее смогут увидеть сотни, а на посещаемых форумах – тысячи человек. Форум – самая популярная и эффективная форма взаимодействия в Интернете. Форум предоставляет возможность общаться пользователям сайта в любой момент времени с любого места: с дома, работы. Это актуально и удобно для родителей учащихся, которым часто встречаться по насущным вопросам образования довольно сложно. При желании форум можно сделать доступным только родителям конкретного ОО или класса, защитив его паролем. Что дает форум? Во-первых, контакт с посетителями, формирование целевой аудитории, создание сообщества вокруг конкретного сайта. Во-вторых, создается облик сайта, как места, где можно получить информацию и помощь. Так он приобретает репутацию стоящего ресурса. В-третьих, это дополнительный приток посетителей. Форум может быть между следующими участниками: родителями, родителями и сотрудниками ОО, родителями, сотрудниками и учащимися ОО, родителями и учащимися, учащимися. Форум сайта может использоваться как элемент дистанционной поддержки обучения (например, виртуальный консультационный пункт). В таком случае, он должен обязательно обслуживаться ответственными за него (модераторами). Очень важно, чтобы модераторы следили за соблюдением правил, консультировали, удаляли некорректные сообщения, вносили интересные темы для обсуждений и пр. В форуме можно размещать разделы по рубрике «Вопрос-ответ»: «Задать вопрос директору», «Задать вопрос учителю», «Задай вопрос школьному врачу» и др. Участники форума смогут организовывать собрания, обмениваться новостями, решать общие вопросы. Для учеников – служба оперативного ответа на вопросы или обсуждение насущных проблем. Любой посетитель может оставить интересующий его вопрос и получить ответ. Для ОО очень важно получать отзывы потребителей об услугах ОО, которые, несомненно, смогут прочитать пользователи, интересующиеся данным учреждением и получить положительные впечатления от других людей. На форуме сайта ОО необходимо разместить информацию о том, что созданы новые форумы, в которых обсуждается информация разного направления, например: форум родителей, выпускников и другие, и указать адреса форумов. Эффективной рекламой также будет электронная рассылка сообщений об образовательных услугах ОО [2].

12. Раздел «Полезные ссылки». Содержание этого раздела должно быть хорошо продумано. Именно внешние ссылки «склеивают» страницы Интернета друг с другом. Некоторые поисковые системы не индексируют ресурс в случае отсутствия таковых. При этом текст, предшествующий ссылке, должен давать чёткое представление о её назначении. Слишком большое количество ссылок тоже создаёт проблемы пользователю. В данном разделе могут размещаться ссылки на образовательные ресурсы, сайты; правила дорожного движения; различные материалы в социальных сетях: викисфера, линкосфера, блогосфера, сетевые сообщества, сети и т.д.; материал в помощь ученику и т.д. [2].

13. Раздел «Опросы и голосования». Опросы посетителей сайта или конкурс зрительских симпатий – еще один способ привлечь к нему внимание, одновременно получив полезную информацию. В любом разделе сайта, где можно что-либо оценить или задать вопрос, эффективно разместить опросы или голосование. Например, оцените лучший проект учащегося, лучший рисунок. Вам нравится дизайн сайта? Поставьте оценку по пятибалльной шкале за содержание раздела и т.д. Результаты таких опросов могут предоставить интересный материал для школьного психолога и просто для всех желающих. Опросы посетителей и соответствующие результаты позволят оценить содержимое на сайте и поменять их в лучшую сторону. В опросе можно указать просьбу для голосующих о возможности оставить комментарии, пожелания, рекомендации в гостевой книге сайта ОО [2].

Содержание разделов сайта, соответственно, может меняться в зависимости от индивидуальности ОО. По результатам проведенного исследования и разработки разделов Интернет-представительства (сайта) была написана диссертация и опубликовано пособие «НИТ в формировании имиджа образовательного учреждения», в которых рассмотрены более подробно описанные выше разделы, а также все остальные разделы сайта ОО.


Библиографическая ссылка

Давлеткиреева Л.З., Новикова Т.Б., Чусавитина Г.Н. РАЗРАБОТКА САЙТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-1. – С. 125-129;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36487 (дата обращения: 21.05.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252