Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,969

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ» В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Гаврилова Е.В. 1
1 Камышинский технологический институт (филиал)
В статье освещается вопрос организации самостоятельной работы по дисциплине «История» студентов, обучающихся в техническом вузе. В свете сокращения аудиторных часов, самостоятельная работа студентов приобретает большое значение, как способ научить студентов добывать знания самостоятельно по мере возникновения жизненной необходимости. Значимость самостоятельной работы далеко выходит за пределы конкретных дисциплин, являясь средством формирования навыков самостоятельной работы вообще. Автор отмечает, что самостоятельная работа – это активные формы и методы обучения, интеграция учебно-воспитательной и научно-практической работы, сотрудничество студента с преподавателем. В работе автор характеризует виды аудиторной, внеаудиторной и научно-исследовательской самостоятельной работы студентов, отмечая, что основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.
самостоятельная работа студентов
качество обучения
саморазвитие
самообразование
1. Бельчик Т.А. О проблемах организации самостоятельной работы студентов // Вестник КемГУ№ 1. – 2009 Серия Политология и социология. – С. 49–54.
2. Локша О.М. К проблеме самостоятельной работы студента в учебном процессе // Вестник РГУ им. И. Канта. – 2006. – Вып. 2. Филологические науки. – С. 25–29.
3. Сенашенко В., Жалнина Н. Самостоятельная работа студентов: актуальные проблемы // Высшее образование в России. – 2006. – № 7. – С. 103–109.
4. Смирнов А.В. Формирование мотивации учебной деятельности у студентов технического вуза // Психология, социология и педагогика. – Декабрь 2012. – № 12 (электронный ресурс). – URL: http: // psychology.snauka.ru /1012/12/1450 (дата обращения: 12.11.2015).
5. Томашевская О.Б. Сущность и содержание самостоятельной работы студентов в условиях вуза / О.Б. Томашевская, Н.А. Малиновская // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2011. – Вып. 11. – С. 112–117.

Согласно требованиям ФГОС ВО ориентация учебного материала, способов его представления, методов обучения должна быть направлена на максимальное включение студентов в учебную деятельность, деятельностное развитие личности на основе учебной самостоятельности. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем, при домашней подготовке [3, с. 104].

В связи с этим целью данной работы является анализ заданий и вопросов, инициирующих самостоятельные учебные действия учащихся, увеличение количества заданий, направленных на поисковую активность учащихся.

Самостоятельная работа студента – это планируемая учебная и научная работа, выполняемая по заданию преподавателя, под его методическим и научным руководством. Она является неотъемлемой составляющей образовательного процесса в любом высшем учебном заведении [1, с. 49].

Основными задачами СРС являются:

– совершенствование умений и навыков, в том числе исследовательских;

– обобщение и повторение пройденного материала;

– применение полученных знаний, их пополнение и расширение.

Самостоятельная работа может быть реализована в следующих формах:

1. Внеаудиторная самостоятельная работа.

2. Аудиторная самостоятельна работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя.

3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

Рассмотрим виды внеаудиторной СРС, которые достаточно разнообразны. Это подготовка и написание рефератов, докладов, презентаций на заданные темы. Причем студенту желательно предоставить право выбора темы. В качестве примера приведем задания, направленные на демонстрацию умений использовать приобретенные знания при составлении плана и написании творческих работ. Студентам предлагается найти в исторических источниках описание внешности и характера выдающегося политического или военного деятеля и написать о нем небольшое эссе. С целью расширения и закрепления знаний по истории региона можно предложить студентам с помощью дополнительной литературы и Интернета собрать информацию об одном из малых народов, проживавших на данной территории в определенную эпоху (о территории проживания, основных занятиях, быте, культурных и религиозных традициях, одежде), и на основании собранного материала подготовить электронную презентацию.

Одним из видов внеаудиторной СРС является выполнение домашних заданий разнообразного характера. Приведем пример задания на демонстрацию умения поиска, анализа и систематизации материала. Студентам предлагается цитата из художественного произведения: «Дубина народной войны поднялась со всей своею грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие…» (Л.Н. Толстой «Война и мир»). Необходимо, привлекая дополнительную литературу и Интернет, привести примеры из истории России, свидетельствующие о героизме простого русского народа; собрать материал о крестьянах – участниках партизанского движения, на основе которого подготовить сообщение о крестьянском партизанском движении в период войны 1812 г.

Большую роль при изучении истории играют исторические источники, знакомство с которыми студенты могут осуществлять самостоятельно, под руководством преподавателя. Задание для самостоятельной работы с текстом источника должны содержать в себе элементы исторического анализа. Приведем пример задания данного вида. Студентам предлагается ознакомиться с фрагментом воспоминаний известного советского политика: «Я вот уже сколько лет нахожусь в положении неработающего пенсионера, особых дел у меня нет, в настоящем и будущем у меня особых вопросов не возникает, поэтому я живу анализом пройденного пути. А путь, пройденный мною, хороший, я его не только не стыжусь, а и горжусь им. Карибский кризис является украшением нашей внешней политики, в том числе моей, как члена такого коллектива, который проводил эту политику и добился блестящего успеха для Кубы, не сделав ни единого выстрела». Необходимо назвать имя политического деятеля, охарактеризовать события, упомянутые в документе, выделить основную мысль автора и на ее основании сделать вывод, составить рассказ по документу, сопровождающийся анализом текста.

В процессе преподавания перед студентами необходимо ставить такие вопросы, ответы на которые не существуют в готовом виде, а требуют размышления, поиска, выработки самостоятельной оценки события. Преподаватель создает проблемную ситуацию, которая предстает перед студентами как задача, требующая решения. Например, студентам предлагается самостоятельно ознакомиться с точкой зрения современного историка об истоках опричнины и, опираясь на изученный материал, объяснить свое отношение к данному историческому событию.

Еще одним видом внеаудиторной самостоятельной работы является подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах, где проявляется не только умение самостоятельно искать необходимую информацию, расширяя свои знания по определенной проблематике, но и делать выводы, применять полученные знания на практике.

Большую популярность при подготовке к олимпиадам и смотрам по истории имеют тестовые задания, в которых используются репродукции картин. Приведем пример такого задания.

Необходимо указать исторические события, запечатленные на картинах русских художников.

1

2

pic_110.tif

pic_111.tif

3

4

pic_112.tif

pic_113.tif

Впишите ответ в таблицу:

1

2

3

4

       

Большую роль в формировании положительного отношения студентов к внеаудиторной СРС, играет готовность преподавателя на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели. Необходимо при организации самостоятельной работы учитывать индивидуальные способности студентов, чтобы каждый из них был занят разрешением посильной для себя задачи, поскольку только при этом условии можно поддерживать интерес к обучению [5, с. 113].

Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров и во время чтения лекций. Во время лекции необходимо контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения тестового контроля по определенным темам, экспресс-опросов, направленных на демонстрацию студентами умения объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, знаний основных дат, этапов и ключевых событий Отечественной истории и определение последовательности и длительности исторических событий.

На практических и семинарских занятиях различные виды СРС позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе. Необходимо ставить вопросы, ответы на которые требуют от студентов умения соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории, знания выдающихся деятелей отечественной истории и важнейших достижений культуры, а также умения давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников. С интересом, на наш взгляд, будут восприняты задания, в которых отражены межпредметные связи. Приведем пример одного из таких заданий. Студентам необходимо указать упоминаемые в приведенных ниже четверостишиях, исторические события, шедевры архитектуры и живописи.

«Уже Изборск оставлен нами…

И самый Псков сожжен на треть.

Над башней – рыцарское знамя,

На белом поле – черный крест»

______________ (Событие)

«Она давно прошла, – и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье-тень любви и мысли – тень

печали.

Но красоту ее Боровиковский спас …»

________________(Название картины)

«Лишь пятый год минул с времен,

Как в память взятия Казани

Был в основанье храма камень

Царем московским заложен…»

______________(Название храма)

На практическом или семинарском занятии большое значение имеют задания направленные на формирование умения рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов.

При проведении семинаров и практических занятий студенты могут выполнять самостоятельную аудиторную работу как индивидуально, так и малыми группами. Так, например, при работе студентов в парах или группах целесообразно использовать задания, направленные на выявление общности и различия сравниваемых исторических событий и явлений, на сравнение различных точек зрения по спорной проблеме. В качестве примера приведем следующие задания:

1. Существует несколько точек зрения на проблему опричнины. Разделитесь на группы, используя дополнительную литературу и Интернет, представьте эти точки зрения.

2. Сравните поход князя В.В. Голицына и первый петровский поход против турок. Черты сходства и различия зафиксируйте в таблице.

Линии сравнения

Поход В.В. Голицына

Поход Петра Первого

Черты сходства

   

Черты различия

   

Поменяйтесь тетрадями. Прочитайте аргументы, приведенные вашим товарищем. Обратите внимание на то, насколько логично они построены и сформулированы. Заполните таблицу, в которую внесите плюсы и минусы аргументов вашего товарища.

Плюсы аргументов

Минусы аргументов

   

Снова поменяйтесь тетрадями. Прочитайте и обсудите сделанные замечания и, учитывая их, совместно выработайте аргументы, которые являются верными и с вашей точки зрения, и с точки зрения вашего товарища.

Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль СРС и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Такая система организации семинарских занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания, позволяя преподавателю использовать индивидуальный подход в обучении. Групповая работа усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности студентов благодаря взаимному контролю и самоконтролю [4].

Еще одной формой СРС является организация творческой, в том числе научно-исследовательской работы. Как и другие виды учебной деятельности, она содержит много возможностей применения активных методов обучения и организации СРС на основе индивидуального подхода. При организации данной формы самостоятельной работы целесообразно применять задания, позволяющие студенту использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, понимать исторические причины и историческое значение событий и явлений современной жизни, а также высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира. Например, при изучении культуры определенной эпохи интересно будет рекомендовать студентам на основании материалов, почерпнутых из краеведческой литературы, фондов Краеведческого музея, Интернета составить виртуальную экскурсию, посвященную местным архитектурным стилям. В качестве примера самостоятельной научно-исследовательской работы можно привести подготовку информационно-творческого проекта по теме «Самозванцы в мировой истории». С помощью дополнительной литературы необходимо выяснить, когда и в каких странах самозванцы получили власть или боролись за нее. Поразмышлять, почему в России до XVII в. не было самозванцев. По результатам исследования самостоятельно сформулировать условия, при которых появляются самозванцы.

Для эффективной организации самостоятельной работы необходимо предусмотреть обеспечение студентов учебной и учебно-методической литературой по каждому из предметов курса, содержащей практические задания для работы, предъявляемые требования, критерии оценки, тесты и задания для самопроверки, научно-методические рекомендации по организации и оформлению работ, рекомендуемую литературу, сроки предъявления и т.д. [2, с. 29].

В настоящее время наблюдается сокращение количества дисциплин гуманитарного блока в учебных планах, предназначенных для технических вузов. Следует отметить, что эффективность труда инженера зависит не только от способности создавать новые машины и процессы и продуктивно взаимодействовать с людьми других профессий, но и от общей культуры. Наличие необходимых гуманитарных знаний поможет ему расширить свой кругозор, увеличить возможности принятия нетрадиционных решений. В связи с этим, на наш взгляд, нельзя ослаблять внимания ни к одному блоку дисциплин.


Библиографическая ссылка

Гаврилова Е.В. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ» В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-1. – С. 115-119;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36485 (дата обращения: 22.05.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252