Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РОДИТЕЛЬСКАЯ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ В ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ: ПОНЯТИЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Осокина Е.С. 1 Ле-ван Т.Н. 1
1 ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
В статье представлено понятие родительской вовлеченности в физическое воспитание учащихся – совокупность психологических и поведенческих характеристик родителей (законных представителей), сопровождающих их участие в освоении детьми предмета «Физическая культура» и социализации детей в области физической культуры и спорта. Выделены пять критериев, характеризующих данное понятие: заинтересованность в физическом воспитании ребенка, осведомленность о физическом воспитании ребенка в образовательной организации, удовлетворенность уроками физической культуры, субъективная оценка результативности занятий ребенка на уроках физической культуры, ответственность за физическое воспитание ребенка. Описаны анкеты для исследования родительской вовлеченности в двух модификациях, учитывающих особенности здоровья детей. Обоснована применимость анкет в интересах совершенствования реализации программ по предмету «Физическая культура» в общеобразовательных организациях.
физическая культура
физическое воспитание
учащиеся
школьники
родительская вовлеченность
социальное партнерство
социологическое исследование
опрос
1. Бандура А. Теория социального научения. – СПб.: Евразия, 2000. – 320 с.
2. Григорьев Д.В., Кожарова О.Ю. Эффективное воспитание: школа и семья как партнеры // Народное образование. – 2010. – № 10. – С. 241250.
3. Осипова И.С. Проблема разработки программы работы учителя физической культуры с родителями обучающихся [Электронный ресурс] // Концепт. – 2016. – Т. 15. – С. 1031–1035. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96122.htm (дата обращения: 30.11.2016).
4. Desforges C., Abouchaar A. The impact of parental involvement, parental support and family education on pupil achievements and adjustment: A literature review. – Vol. 433. – Research report, 2003. – 110 p.
5. Hill N.E., Tyson D.F. Parental involvement in middle school: a meta-analytic assessment of the strategies that promote achievement // Developmental psychology. – 2009. – Vol. 45. – № 3. – P. 740763.
6. Hoover-Dempsey K.V., Sandler H.M. Parental involvement in children’s education: why does it make a difference? // Review of educational research. – 1995. – Vol. 97. – № 2. – P. 310–331.
7. Sallis J.F., Prochaska J.J., Taylor W.C. A review of correlates of physical activity of children and adolescents // Medicine and science in sports and exercise. – 2000. – Vol. 32. – . № 5. – P. 963–975.
8. Weiss M.R. Motivating kids in physical activity // President’s Council on physical fitness and sports research digest. – Series 3. – 2000. – № 11. – P. 3–10.
9. Wuerth S., Lee M.J., Alfermann D. Parental involvement and athletes’ career in youth sport // Psychology of sport and exercise. – 2004. – № 5. – P. 2133.
10. Yang X.L., Telama R., Laakso L. Parents’ physical activity, socioeconomic status and education as predictors of physical activity and sport among children and youths-A 12-year follow-up study // International Review for the Sociology of Sport. – 1996. – Vol. 31. – № 3. – P. 273291.

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования требует комплексной оценки деятельности образовательных организаций, определения имеющихся дефицитов и их устранения. Это касается реализации всех предметов основной образовательной программы – в том числе предмета «Физическая культура». Наряду с информацией о результатах освоения обучающимися основных образовательных программ, получаемой с помощью процедур Единого государственного экзамена, Основного государственного экзамена, Всероссийских проверочных работ, повышению качества реализации основных образовательных программ общего образования способствует информация о деятельности образовательной организации (в том числе в области создания условий для вовлечения всех участников образовательного процесса в совместное решение образовательных задач).

ФГОС постулируют необходимость участия в проектировании и развитии основной образовательной программы и условий ее реализации не только педагогических работников, но и обучающихся, родителей (законных представителей) и общественности. Соответственно, каждый из перечисленных участников образовательных отношений может внести существенный вклад в совершенствование образовательного процесса.

В рамках обязательного самообследования образовательных организаций (ст. 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г., приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» № 462 от 14 июня 2013 г.) одним из объектов внимания является мнение участников образовательных отношений о деятельности организации. Эта позиция позволяет образовательной организации проанализировать, насколько удовлетворены родители, обучающиеся, педагоги тем, как выстроена система работы, насколько тесно осуществляется взаимодействие между участниками образовательных отношений в реализации единой образовательной стратегии.

Независимая оценка качества образования (ст. 95 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г., Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденные заместителем министра образования и науки Российской Федерации 1 апреля 2015 г.) предполагает выявление факторов, влияющих на качество подготовки обучающихся (в том числе применяемых образовательных технологий, методик, приемов обучения, учебно-методических комплексов). Получить информацию о таких факторах не только с позиций внешнего анализа, но и от субъектов самой системы крайне важно для составления объективных представлений о ситуации. Кроме того, в качестве одного из критериев оценки качества образования законодательно закреплена удовлетворенность образовательной деятельностью.

Практика привлечения родителей к принятию управленческих решений, связанных с образованием их детей, и организации опросов родителей с целью учета их мнений постепенно приобретает популярность, но еще не получила широкого распространения. Более того, существует успешный опыт взаимодействия образовательных организаций с родителями по вопросам физического воспитания: например, анкетирование с целью построения программы работы учителя физической культуры с родителями [3]. Однако такой опыт является локальным и представляет собой решение задач отдельных образовательных организаций. Для его масштабирования на системном уровне необходима концептуальная основа и методическое обеспечение.

Настоящая работа направлена на разработку понятийного аппарата и исследовательского инструментария, позволяющего задействовать родителей в совершенствовании реализации предмета «Физическая культура».

В рамках работы проведен индуктивный и дедуктивный анализ отечественных и зарубежных литературных источников (научных и методических публикаций) и нормативно-правовых документов Российской Федерации. На основе анализа выполнена структурная операционализация понятия родительской вовлеченности в физическое воспитание учащихся и разработаны анкеты для родителей, обеспечивающие ее исследование. Проведено два пилотных социологических исследования и логический анализ анкет на основе их результатов. Организована экспертная оценка анкет представителями Экспертного совета по вопросам здоровья и физического воспитания обучающихся при Комитете Государственной думы Российской Федерации по образованию, региональных институтов развития образования, факультетов физической культуры и кафедр физического воспитания и здоровьесбережения образовательных организаций высшего образования. Анкеты доработаны и подготовлены к массовому использованию.

Определение и операционализация понятия родительской вовлеченности в физическое воспитание учащихся

Для определения и операционализации понятия родительской вовлеченности в физическое воспитание учащихся использованы литературные данные, охватывающие два тематических направления:

1) родительская вовлеченность;

2) влияние родителей на физкультурно-спортивную деятельность детей.

Понятие родительской вовлеченности (parental involvement) активно используется за рубежом в прикладных исследованиях, фокусирующихся на проблемах повышения эффективности обучения. Наиболее емкое определение родительской вовлеченности, основанное на мета-анализе публикаций по данной тематике, – «взаимодействие родителей со школой и своим ребенком для достижения ребенком успехов в учебе» [9, p. 741].

Разные авторы относят к родительской вовлеченности различные параметры – от создания комфортной домашней среды, обеспечивающей ребенку поддержку в процессе обучения, до участия в управлении образовательной организацией. Несмотря на различия существующих подходов, составляющие родительской вовлеченности в целом можно разделить на две категории:

1) предполагающие взаимодействие с образовательной организацией (контакт с педагогами, участие в управлении образованием, помощь в организационной работе («добровольчество»), посещение мероприятий и др.);

2) предполагающие взаимодействие с ребенком вне образовательной организации (обсуждение с ребенком вопросов, связанных с обучением, помощь в выполнении домашних заданий, наблюдение за самостоятельными занятиями, организация развивающего досуга и др.) [4].

Первая из представленных категорий близка разработанному в отечественной литературе понятию социального партнерства с семьей, которое предполагает взаимообучение родителей и педагогов, совместное управление образовательным процессом, реализацию совместных проектов и акций, общественно-государственную экспертизу образовательного процесса, профессиональное консультирование [2].

Также некоторые авторы предлагают выделять в качестве отдельного компонента родительской вовлеченности «академическую социализацию» детей – формирование ценностного отношения к обучению, устойчивой внутренней мотивации к занятиям, понимания их значимости для будущего [9].

Выделяются три аспекта родительской вовлеченности: поведенческий (деятельность в образовательной организации и совместная деятельность с ребенком, связанная с учебным процессом), когнитивно-интеллектуальный (стимулирование ребенка к обучению) и личностный (установки по отношению к обучению и ожидания от ребенка). В основе родительской вовлеченности лежат ценности родителей, понимание ими необходимости образования [4; 9].

При этом одним из ключевых факторов, определяющих родительскую вовлеченность, является запрос от ребенка и образовательной организации; это означает в том числе то, что педагоги должны быть ориентированы на взаимодействие с родителями (должны предоставлять родителям полную информацию, приветствовать их участие в деятельности организации и др.). Родительская вовлеченность, соответственно, подразумевает интерес к процессу и результатам обучения и определенное отношение к ним и предполагает информированность об учебном процессе и достижениях ребенка [4].

Положительное влияние родительской вовлеченности на успеваемость ребенка, его академические успехи, адаптацию к образовательной среде и вовлеченность в занятия обусловлено действием трех механизмов: моделирования (проявление интереса к обучению, активное участие в школьной жизни ребенка), подкрепления (внимание, поддержка, поощрение) и руководства (наставления, указания, рекомендации, постановка задач, контроль) [6]. Эффективность различных механизмов зависит от множества факторов; особенности детей служат медиатором родительской вовлеченности [4].

Представления о родительской вовлеченности (в частности, о ее психологических основах и механизмах воздействия) согласуются с концептуальными подходами, описывающими влияние родителей на вовлеченность детей в занятия физической культурой и спортом.

Так, авторы, работающие в данном направлении, сходятся в том, что поддержка родителей является одним из основных факторов, оказывающих влияние на физкультурно-спортивную деятельность детей: она мотивирует к занятиям, формирует представление о собственной компетентности в физической культуре и спорте, служит отдельным источником удовольствия от занятий. Выделяются такие значимые аспекты родительской поддержки, как обратная связь, подкрепление, моделирование поведения и обеспечение возможности заниматься физической культурой и спортом в дополнение к урокам физической культуры [8]. Также в одной из зарубежных теорий предлагается рассматривать следующие пять факторов, связанных с происходящим во взаимодействии с родителями социальным научением детей в области спорта: одобрение и социальная поддержка, демонстрация моделей, выражение ожиданий, поощрение или наказание, контроль поведения и подробные инструкции [10]. При этом значение имеют все типы моделирования, выделенные в теории социального научения А. Бандуры [1]: ролевое (положительный пример родителя, занимающегося спортом), вербальное (пояснения, советы), символическое (использование различных информационных ресурсов – книг, фильмов, телепередач и т.п.). Помимо этого, немаловажную роль играют ожидания и убеждения родителей [8].

Данные закономерности касаются занятий физической культурой и спортом в целом, независимо от характера данных занятий и уровня спортивного мастерства детей. Кроме того, в русле зарубежной спортивной психологии разработано понятие родительской вовлеченности в спортивную карьеру детей и соответствующий опросник PISQ (Parental Involvement in Sport Questionnaire) в модификациях для детей и родителей, включающий четыре диагностические шкалы: активное вовлечение (активность родителей на тренировках), директивное поведение, похвала и понимание, родительское давление [9].

В то же время ни один из подходов не фокусируется на роли родителей в освоении детьми общеобразовательных программ по физической культуре в образовательных организациях.

Для восполнения этого пробела предлагается ввести понятие родительской вовлеченности в физическое воспитание учащихся, объединяющее представления о родительской вовлеченности в обучение в целом и знания о влиянии родителей на физкультурно-спортивную деятельность детей. Уточнение «учащихся» указывает на то, что понятие применимо в системе общего образования.

Родительская вовлеченность в физическое воспитание учащихся может быть определена как совокупность психологических и поведенческих характеристик родителей (законных представителей), сопровождающих их участие в освоении детьми предмета «Физическая культура» и социализации детей в области физической культуры и спорта. Ее можно описать по ряду критериев, охватывающих ее основы, процессуальные особенности и механизмы воздействия на достижения учащихся в области физической культуры (таблица).

Критерии родительской вовлеченности в физическое воспитание учащихся

№ п/п

Критерий

Содержание критерия

1

Заинтересованность в физическом воспитании ребенка

Признание значимости для ребенка физической культуры и спорта в целом и уроков физической культуры в частности; требования к ребенку в области физической культуры и спорта

2

Осведомленность о физическом воспитании ребенка в образовательной организации

Интерес к урокам физической культуры; информированность о видах деятельности ребенка на уроках

3

Удовлетворенность уроками физической культуры

Отношение к содержанию, организации и условиям проведения уроков физической культуры (на основе имеющейся информации)

4

Субъективная оценка результативности занятий ребенка на уроках физической культуры

Наблюдаемые результаты освоения ребенком программы по предмету «Физическая культура» и физкультурно-спортивной деятельности на уроках

5

Ответственность за физическое воспитание ребенка

Разделение с образовательной организацией ответственности за физическое воспитание ребенка и результаты, достигаемые им на уроках физической культуры; меры, принимаемые для приобщения ребенка к физической культуре и спорту (во взаимодействии с образовательной организацией и с ребенком)

Каждому критерию соответствует ряд показателей, конкретизирующих их содержание. При этом показатели удовлетворенности уроками физической культуры и субъективной оценки результативности занятий ребенка на уроках демонстрируют мнение родителей о содержании программы по предмету «Физическая культура», оптимальности организационно-педагогических и психолого-педагогических условий обучения, режиме занятий, материально-технической базе образовательной организации. Показатели осведомленности о физическом воспитании ребенка в образовательной организации указывают на активность информационного сопровождения образовательного процесса. Показатели ответственности за физическое воспитание отражают наличие социального партнерства образовательной организации с семьей в физическом воспитании учащихся.

Исходя из этого, исследование родительской вовлеченности в физическое воспитание учащихся способно предоставить систематизированную информацию о реализации предмета «Физическая культура» на уровнях общего образования и указать направления ее совершенствования.

Структура и содержание инструментария для исследования родительской вовлеченности в физическое воспитание учащихся

Для исследования родительской вовлеченности в физическое воспитание учащихся разработана анкета для родителей, раскрывающая каждый критерий через ряд вопросов.

Поскольку принципиальным моментом в физическом воспитании ребенка является его состояние здоровья, предложены анкеты в двух модификациях:

1) для родителей, дети которых занимаются на уроках физической культуры практическими (двигательно-активными) видами физкультурной деятельности без ограничений или с ограничениями, обусловленными отклонениями в состоянии здоровья (относятся к основной, подготовительной или специальной (оздоровительной) медицинской группе для занятий физической культурой);

2) для родителей, дети которых по медицинским показаниям не допущены к занятиям физической культурой на длительный срок и получают на уроках только теоретическую подготовку.

Во вводной части анкет дана краткая информация об исследовании и инструкция по заполнению.

Далее следует блок содержательных вопросов. В их основу положены литературные данные о родительской вовлеченности и влиянии родителей на занятия детей физической культурой и спортом, нормативно-правовые документы, регламентирующие физическое воспитание в общеобразовательных организациях (ФГОС, примерные основные образовательные программы, санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и др.), научные и методические публикации, касающиеся методологии физического воспитания и практик реализации предмета «Физическая культура».

Варианты ответов на содержательные вопросы в разных модификациях анкет согласуются с возможностями физического воспитания детей, обусловленными их состоянием здоровья. Так, в анкете для родителей, дети которых не допущены к практическим видам физкультурно-спортивной деятельности, представлены специфические варианты, учитывающие ограниченные возможности здоровья (например, в рамках оценки удовлетворенности уроками предложены такие недостатки уроков, как ориентация на физическую подготовку здоровых детей без внимания к детям, имеющим противопоказания к занятиям, и акцент на самостоятельное выполнение ребенком теоретических заданий без взаимодействия с учителем физической культуры и остальными учащимися).

Использованы линейные вопросы нескольких типов: дихотомические, альтернативные, поливариантные, шкальные (с использованием цифровых и словесных шкал). Различные показатели родительской вовлеченности в физическое воспитание учащихся заложены в отдельные вопросы или варианты ответов на поливариантные вопросы. Многие поливариантные вопросы являются полузакрытыми, т.е. дают возможность написать собственный вариант ответа; это позволяет получить дополнительные сведения, расширяющие представление о родительской вовлеченности и проблемах, существующих в образовательных организациях.

В заключительной части анкет приведены функциональные вопросы, обеспечивающие получение демографической информации (регион проживания; местоположение образовательной организации, где учится ребенок – город или сельская местность; класс и пол ребенка; возраст и пол родителя; социальный статус семьи; количество детей в семье).

Анкеты адаптированы для проведения электронного анкетирования: на основе сервиса Google Формы создана электронная опросная форма, включающая обе модификации анкет. Общая вводная часть содержит, помимо информации об исследовании и инструкции, вопрос-фильтр «К какой медицинской группе для занятий физической культурой относится Ваш ребенок?», перенаправляющий к нужной модификации. Также возможно раздаточное анкетирование: для каждой модификации разработан отдельный бланк.

Заключение

Исследование родительской вовлеченности в физическое воспитание учащихся решает две задачи. С одной стороны, оно показывает, в какой мере родители способствуют приобщению детей к физической культуре и спорту в период получения ими общего образования. С другой – оно предоставляет чрезвычайно важные сведения о реализации предмета «Физическая культура» и деятельности образовательных организаций в области физического воспитания от самих субъектов образовательных отношений («взгляд изнутри»): оценки родителей указывают на системные недостатки, устранение которых необходимо не только для повышения качества деятельности образовательных организаций, но и в интересах модернизации российского образования и перехода на образовательные стандарты нового поколения в целом.

Разработанный инструментарий позволяет получить необходимую информацию как для управления деятельностью отдельно взятой образовательной организации (если исследование проводится локально), так и для совершенствования системы образования региона, а также для модернизации системы физического воспитания обучающихся в едином образовательном пространстве Российской Федерации. Кроме того, социологические исследования среди участников образовательных отношений (в частности, родителей), согласно логике Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, должны сопровождать процесс разработки и совершенствования стандартов каждого уровня образования, изменения примерных основных образовательных программ по учебным предметам, что сейчас и осуществляется. В частности, инструментарий использован в рамках Всероссийского социологического исследования вовлеченности обучающихся в занятия по предмету (дисциплине) «Физическая культура», организованного Российским университетом дружбы народов в рамках проекта Минобрнауки России в феврале – марте 2016 года. По результатам исследования подготовлены информационно-аналитические материалы, описывающие актуальное состояние реализации предмета «Физическая культура» и выявляющие проблемы, характерные для образовательных организаций на всей территории Российской Федерации.

Анализ полученных с помощью разработанного инструментария данных позволит принять системные меры по повышению вовлеченности обучающихся в учебные занятия, усилению партнерства семьи и школы в совместном решении воспитательных задач, разработке и реализации каждым обучающимся своей траектории образования и социализации, что в итоге способно улучшить качество образования. Эта информация должна давать основания как для корректировки структуры образовательных программ (безусловно, с учетом существующих на данный момент представлений об обязательных составляющих научной и функциональной грамотности гражданина Российской Федерации), так и для оптимизации требований к реализации образовательных программ.

Работа выполнена в рамках проекта Министерства образования и науки Российской Федерации «Исследование реализации предмета (дисциплины) «Физическая культура» в ФГОС и удовлетворенности ее содержанием школьников и студентов образовательных организаций» в 2016 г.


Библиографическая ссылка

Осокина Е.С., Ле-ван Т.Н. РОДИТЕЛЬСКАЯ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ В ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ: ПОНЯТИЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-2. – С. 402-407;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36460 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674