Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Григорьева Е.Л. 1 Быстрицкая Е.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
В статье рассматриваются вопросы, связанные с акмеологическими устремлениями личности в области безопасности жизнедеятельности в условиях полиэтнического пространства русскоязычных регионов. Авторами разработана структура акмеологических устремлений личности в различных видах социально значимой деятельности (профессиональной, учебной, спортивной, коммуникативной и т.д.). Также сформированы и реализованы на практике методы диагностики компонентов акмеологических устремлений личности и схема анализа этих устремлений в целях повышения эффективности учебной, профессиональной, и иных видов деятельности. В данной статье приводятся также компоненты культуры безопасного поведения личности в полиэтническом обществе. Обсуждаются методы формирования и актуализация культуры безопасного поведения младших школьников и их родителей в условиях поликультурного пространства образовательной организации. Приводятся результаты этого процесса, осуществленного в рамках программ деятельности полиэтнического детско-взрослого консультативного центра.
культура безопасности жизнедеятельности личности
безопасное поведение
полиэтническое пространство жизнедеятельности
безопасность
культура безопасного поведения
1. Быстрицкая Е.В. Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: проблемы и решения / Е.В. Быстрицкая, А.В Стафеева // Вестник Мининского университета. – 2015. – № 4 (12). – С. 26.
2. Быстрицкая Е.В. От логики взаимодействия к логике сотворчества / Е.В. Быстрицкая, С.В. Дмитриев, С.Д. Неверкович // LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KGHeinrich-Bocking-Str. 6–8 66121, Saarbrucken, Germany – 2012 – 196 с. – ISBN 978-3-8465-9851-1.
3. Деркач А.А. Деятельность как основание акмеологического развития субъекта и надситуативная активность субъекта как действеный фактор ее развития / А.А. Деркач, Э.В. Сайко // Мир психологии / ред. Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов. – 2005. – № 2 апрель-июнь 2005. – С. 193–205.
4. Иванова С.С., Бурханова И.Ю. Здоровьеформирующие компетенции как основа построения метапредметных программ обучения в педагогическом вузе // Спортивная наука России: состояние и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию журнала «Теория и практика физической культуры». – 2015. – С. 208–212.
5. Кутбиддинова Р.А. полиэтническая образовательная среда вуза как объект психолого-педагогического исследования / Р.А. Кутбиддинова, А.А. Еромасова // Вестник томского государственного университета. – 2009. – Вып. № 326. – С. 174–179.
6. Повшедная Ф.В., Лебедева О.В. Инновационная и рефлексивная направленность педагогической деятельности учителя: монография «Психология и педагогика ХХI века: теория, практика и перспективы». – М.: РУДН, 2015. – С. 401–416.
7. Сайко Э.В. Самоотношение как уникальная способность человека и условие его человеческого самоосуществления (самоопределения, самопознания, самоактуализации и т.д.) // Мир психологии / ред. Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов. – 2005. – № 3 июль-сентябрь 2005. – С. 3–11.

Одним из необходимых условий эффективного функционирования многонационального общества является обеспечение безопасности всех его субъектов. Современные социокультурные условия, характеризующиеся усилением негативистских тенденций в полиэтническом пространстве, заставляют обратить пристальное внимание на проблемы обеспечения личной и общественной безопасности детей и молодежи, на их безопасное и рациональное поведение с позиций акмеологического подхода, раскрывающего цели, смыслы и траектории развития и саморазвития личности [7]. В этом ключе важно понимание того, к каким вершинам необходимо стремиться, что этому может способствовать, а что помешать.

Под акмеологическими устремлениями следует понимать стимулирующие установки человека к определенным видам деятельности, нацеливающие субъекта на максимально эффективное владение этой деятельностью, характеризующейся максимальными ее результатами как в отношении объективных целей, так и в отношении субъективной самореализации саморазвития в этой деятельности [1, 3].

В структуру акмеологических устремлений младших школьников входят:

– мотивация достижений успехов в учебе;

– мотивация к общению со сверстниками родителями и педагогами на темы связанные с учебной деятельностью;

– высокий уровень удовлетворенности ее результатами и осознание собственного учения;

– высокий уровень притязаний в этой деятельности;

– стремление к расширению кругозора, связанного с интересующей деятельностью.

Все указанные компоненты легко диагностируются педагогом в отношении учебной деятельности как ведущего вида деятельности младших школьников.

В результате диагностики акмеологических устремлений младших школьников и их родителей, в связи с включением детей в полиэтнический коллектив, было определено, что дети – представители коренных этносов получают достаточно стимулов со стороны семьи и школы для того, чтобы проявить акмеологические устремления в учебной деятельности, таких детей было 72 % от общего числа респондентов учеников 3–4 классов. Однако это число значительно меньше, если рассматривать представителей некоренных этносов – таковых менее 54 % респондентов. Это можно объяснить тем, что акмеологические устремления детей мигрантов в основном формируются в семье родителями – где нет языковых барьеров и где очень жестокая иерархия соподчинения. Однако проблема состоит в том, что сами родители-мигранты находятся в состоянии неуверенности в завтрашнем дне и не видят со всей ясностью перспектив для своей профессиональной и личной самореализации и самореализации своих детей в новом месте проживания. Отсюда возникают сниженные акмеологические устремления детей, тревожность, агрессивность и признаки девиантного поведения у детей мигрантов и по отношению к ним, что негативно сказывается на культуре безопасного поведения и культуре личности в целом.

Таким образом, задачей педагога является формирование акмеологических устремлений ребенка к учебному и другим социально значимым видам деятельности, таким как творческая, спортивно-массовая, физкультурно-оздоровительная, коммуникативная, а также создание моделей социально позитивного поведения [4]. К числу последних относится формирование культуры безопасного поведения, что особенно важно в условиях нарастания тенденций свободы миграционных процессов. В этих условиях большинство организаций средней полосы России представляют из себя полиэтнические поликультурные педагогические системы, которые требуют от учителя особого мастерства, владения особыми компетенциями, в частности связанные с формированием бесконфликтного общения между детьми коренных этнических общин и динамически развивающихся национальных диаспор. В этих условиях возрастает функция внутришкольной медиации и опыта безопасного поведения.

Главной целью формирования «акме» безопасного поведения, как одного из векторов построения личной культуры, является подготовка личности к обеспечению собственной безопасности, социальной и национальной, а также к обеспечению безопасности значимых людей для достижения максимальной социальной реализации

Акмеологические устремления личности в сфере безопасности определяются внешним и внутренним содержанием деятельности. Внутренняя обусловлена необходимостью защиты жизненно важных интересов личности, выражается в формировании мировоззрения, психологическими особенностями личности, установками и ориентациями на безопасность в контексте жизненных целей и ценностей: эго-целей и эго-ценностей, которые придают деятельности социально безопасный смысл. Внешнее содержание обусловлено необходимостью защиты жизненно важных физиологических потребностей: в самосохранении, развитии и пр.

Основными условиями реализации акмеологических устремлений в области безопасности, безопасного поведения, обеспечения бесконфликтности в полиэтнической среде выступают: формирование у личности ответственности за свою деятельность; понимание своей роли в обеспечении безопасности на различных уровнях; развитие социально-психологической компетентности в области бесконфликтного общения; формирование культуры безопасности личности; развитие личности через обеспечение безопасности на индивидуальном, общественном, государственном уровнях; духовно-нравственное воспитание личности как основа формирования и воспитания ее культуры безопасности.

Понятие «безопасное поведение» члена социума в многонациональной среде», как способы деятельности и взаимодействия, не несущие рисков и угроз для него самого и лиц его окружающих, выступает определяющим в смысле отношений к действительности, к характеру общественной деятельности. «Полиэтничное общество понимается как общество социального разнообразия, в котором представители различных этнических групп сохраняют и развивают свои традиции и культурные особенности при одновременном сотрудничестве друг с другом в укреплении общественного единства» [5]. Таким образом, модели безопасного поведения следует рассматривать через призму не столько поведенческих характеристик, сколько в плане формирования и реализации акмеологических устремлений и смысловых структур личности, а также и социальной структуры деятельности.

Безопасное, рациональное поведение берет свои основы во внутреннем выстраиваемом габитусе личности (позиции и диспозиции личности). У человека всегда существуют приоритетные акмеологические позиции, которыми он владеет, благодаря которым достигаются максимальные устремления в деятельности. Таким образом, вершиной достижения безопасного поведения (оптимумом) становится принятие личностью другого в себе, принятие внутренних установок на безопасное общение. Внутренние смысловые структуры общения ложатся в основу внешнего поведения личности. Акмеологически безопасное поведение состоит из внешних и внутренних установок к обеспечению личной, национальной и государственной безопасности в целом. Организация педагогами процесса формирования и рефлексии акмеологических устремлений личности к безопасности во внутренней психической и внешней практической деятельности является сложной педагогической работой, требующей высокого уровня профессионального педагогического мастерства и компетентности в решении широкого круга социальных и психологических проблем [6]. Наибольшие сложности, проблемы и барьеры в осуществлении этой работы возникают при организации педагогического общения, взаимодействия и сотворчества с представителями некоренных народов, с детьми, подростками и юношеством из числа представителей динамически развивающихся диаспор, проживающих на территории России, в частности Нижегородской области. Затруднения в обеспечении безопасного поведения представителей некоренных народов обусловлены не столько слабым владением русским языком, сколько сформировавшейся в ином социокультурном пространстве системой ценностей, иными смысловыми составляющими их деятельности, обусловленных многочисленными, в том числе и стрессогенными факторами их прежней жизни с одной стороны. С другой стороны, преодоление языкового барьера активизирует механизмы принятия нового и развитие навыков межкультурной коммуникации [5]. Осознание национальной принадлежности и воспитание в русле национальной культуры и традиций формируют этноидентичность в полиэтническом пространстве жизнедеятельности, с одной стороны, и активизируют механизмы этноадаптации с позиций терпимости, принятия, ускоренной интеграции в новую среду.

С целью развития культурной направленности в формировании безопасного поведения и жизнедеятельности молодых представителей динамически развивающихся диаспор на территории Нижегородской области была разработана концепция «ЭТНОГЛОБус.РФ». Она направлена на создание оптимизирующей молодежной среды в рамках детско-молодежного адаптационного центра. Одним из важнейших направлений в работе центра является система «Этно-Согласие», направленная на включение мигрантов, имеющих российское гражданство, в социокультурную среду Нижегородской области, в бесконфликтное продуктивное общение и в совместные, в том числе и творческие виды деятельности с представителями коренных народов и общин. В качестве базовых технологий, методов и приемов, применяемых в данной системе, используются рефлексивные методы, тренинги, технологии социокультурного моделирования, социальные, творческие проекты, акции и другие продуктивные способы создания оптимальных условий социокультурного взаимодействия в полиэтнической среде.

Тренинги безопасного поведения базируются на культурных основах, общечеловеческих, национальных ценностях, затрагивают следующие уровни самосознания личности: уровень познания и преобразования действительности через коммуникационные каналы, уровень самоактуализации в общении, уровень эго-идентичности, через «рефлексивное зеркало» уровень социальной концептуализации, уровень духовной реализации в социокультурном полиэтническом пространстве жизнедеятельности [2]. Реализация данных уровней самосознания личности была учтена при разработке технологий формирования культуры безопасности жизнедеятельности: тренингов обеспечения безопасного поведения, направленных на углубление поведенческих мотивов безопасного поведения, снижение индивидуальных и коллективных рисков, принятия безопасных решений на улице, в быту, в транспорте и пр. В ходе реализации тренингов происходит погружение в процесс общения, с целью «мягкого» раскрытия индивидуального коммуникативного потенциала для безопасного общения и поведения, при этом происходит активизация совместной познавательно-творческой деятельности, «раскрытие себя» через моделирование ситуационного взаимодействия, игровые модели деятельности и пр. Тренинги обеспечения безопасности в рамках формирования культуры безопасности жизнедеятельности личности, формирования безопасного поведения реализуются по следующим направлениям:

– тренинги социальной безопасности: тренинги суждений «Я в обществе»; тренинг обеспечения безопасности в социуме «Мои поступки – моя ответственность»; предполагает реализацию нескольких траекторий ситуационного и личностного развития;

– безопасного поведения для минимизации конфликтного общения, осознание способов восприятия субъектов деятельности,

– определение рациональных стилей поведения в конфликтных ситуациях (адаптационный, конкуренции, компромисса, сотрудничества, уклонения), реализация способов деятельности в конфликтных ситуациях (признание конфликта, определение ядра или центра, взгляд с позиции оппонента на предмет конфликта, открытое, честное, справедливое общение, позитивные взгляды на природу предмета конфликта, возможность сказать и выслушать);

– возможность принятия другого, понимание его позиции, аутентичность в общении и пр.

Тренинг невербального общения «Эмоции в телодвижении или жест как средство коммуникации»; «Путешествуй безопасно»:

– тренинги морально-психологической безопасности: тренинг поведения в конфликтной ситуации «Справедливое общение без конфликта», тренинг общения «Скажи нет!», «Оправдание невежливой фразе»; Тренинг семейной вежливости «Доброе слово», тренинг коррекции поведения в общественных местах «Мое слово для уважительного общения», «Умею сказать!»;

– тренинги физической безопасности: тренинг «Осторожно в доме»; «Безопасность на улице»;

– тренинги экологической безопасности: Безопасность природной среды «С природой на ты»;

– тренинги информационной безопасности: Реклама, СМИ как инструменты развития социальных институтов, тренинг; «Социальный проект: реклама безопасного поведения»;

– тренинги медицинской безопасности: Основы здорового образа жизни «Мое здоровье»;

– тренинги безопасности в чрезвычайных ситуациях: Безопасность при пожаре «Действуй компетентно при пожаре, на воде»;

– тренинги правовой безопасности: тренинг «Мои права» и другие технологии и методы.

Их реализация в программах полиэтнического центра приводит к формированию у воспитанников чувства разумной раскрепощенности и ощущения свободы в рамках всех социально-позитивных видов деятельности. Исчезает чувство ограниченности свободы общения и творчества, что обоснованно повышает уровень гражданской инициативы, стремления к самореализации, участии в общественной жизни в русскоговорящей среде.

По результатам реализации программ консультативного центра в условиях полиэтнической образовательной организации можно сделать следующие выводы:

– более 60 % родителей младших школьников оценили пользу консультаций и констатировали, что их представления о перспективах жизни и повышении ее качества в русскоязычном регионе значительно расширились;

– коэффициент сплоченности в полиэтнических классах возрос в 1,25 раз, дети проявляют больше склонности не только к учебному сотрудничеству но и к творческому сотрудничеству во внеучебное время;

– значительно снизилась тревожность и агрессивность в поведении детей, что привело к достоверным изменениям опыта безопасного поведения, а также культуры безопасного повеления.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что главной целью формирования «акмеологии» безопасного поведения представителей этнических общностей, как одного из векторов построения их личной культуры, является подготовка личности к обеспечению собственной безопасности, социальной и национальной, а также к обеспечению безопасности значимых людей для достижения максимальной социальной реализации.


Библиографическая ссылка

Григорьева Е.Л., Быстрицкая Е.В. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-2. – С. 328-332;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36445 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674