Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,916

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ТРЕНЕРА В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Майдокина Л.Г. 1 Кудашкина О.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева»
В статье рассматривается проблема формирования психологической компетентности будущего тренера. Авторами разработана модель формирования психологической компетентности будущего тренера в процессе вузовской подготовки, включающая следующие взаимосвязанные блоки: структурный, содержательный, развивающий, результативный. Структурный блок модели раскрывает структуру психологической компетентности будущего тренера. Содержательный блок раскрывает дисциплины, способствующие формированию психологической компетентности будущего тренера на этапе вузовского обучения. К ним относятся: «Психология», «Психология физической культуры и спорта», «Основы психодиагностики личности и группы», «Психология конфликта», «Психологическое обеспечение подготовки спортсмена», «Психическая саморегуляция в спорте». Развивающий блок включает субъектно-развивающие психологические задания проектного типа и психолого-педагогические условия. Центральное место в указанном блоке отводится психологическим заданиям, которые придают процессу развития структурных компонентов психологической компетентности будущего тренера качественно новое наполнение. Результативный блок характеризует сформированность структурных компонентов психологической компетентности будущего тренера. Таким образом, реализация описанной модели будет способствовать формированию психологической компетентности будущего тренера в условиях педагогического образования.
модель
компетентность
психологическая компетентность
тренер
процесс вузовской подготовки
1. Варданян Ю.В., Чаткина С.Н. Становление в вузе психологической компетентности учителя начальных классов // Интеграция образования. – 2008. – № 2. – С. 86–92.
2. Кадакин В.В. Инновационные процессы в высшем образовании // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – № 2. – С. 9–13.
3. Майдокина Л.Г. Содержание психологической подготовки будущего тренера в условиях педагогического образования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 6. – С. 59–61.
4. Майдокина Л.Г. Готовность тренера к психологическому сопровождению спортивной деятельности // Гуманитарные науки и образование. – 2014. – № 2. – С. 37–40.
5. Майдокина Л.Г., Тарасова С.В. Субъектно-развивающая технология формирования психологической компетентности будущего тренера в условиях базового центра педагогического образования // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 8. – С. 15–16.
6. Рябова Н.В. Сетевое взаимодействие образовательных организаций как необходимое условие подготовки педагогических кадров // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – № 3. – С. 107–112.
7. Шукшина Т.И., Горшенина С.Н., Кулебякина М.Ю. Подготовка педагогических кадров в условиях реализации инновационной модели: вуз – базовая кафедра – общеобразовательная организация // Гуманитарные науки и образование. – 2016. – № 1. – С. 89–93.

Высокая конкуренция на международной спортивной арене предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке тренера. Современный тренер должен быть готов к осуществлению не только технической и физической подготовки спортсмена, но и к психологическому сопровождению учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, поскольку в спорте возникает необходимость своевременного решения многих психологических проблем.

Качественная психологическая подготовка спортсмена зависит от сформированности у тренера психологической компетентности. Каждый тренер должен обладать набором психологических знаний и умений, которые позволят ему устанавливать конструктивные взаимоотношения с детьми и взрослыми, учитывать психологические особенности личности при построении учебно-тренировочных занятий, эффективно управлять поведением спортсмена в предсоревновательный и соревновательный периоды, применять различные психотехнологии в профессиональной деятельности.

Обращение к проблеме формирования психологической компетентности будущего тренера в процессе вузовской подготовки является своевременным и актуальным, поскольку высокие достижения в спорте зависят в том числе от грамотного психолого-педагогического взаимодействия субъектов спортивной деятельности, эффективного управления учебно-тренировочной и соревновательной деятельностью с учетом психологических особенностей спортсмена.

Цель исследования

Целью данной статьи является разработка модели формирования психологической компетентности будущего тренера в процессе вузовской подготовки.

Анализ многочисленных исследований позволил установить, что к настоящему времени введены в научный оборот понятия: «компетенция», «компетентность», «психолого-педагогическая компетентность», «психологическая компетентность». Данные категории рассматриваются в исследованиях разных авторов (В.А. Адольф, А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.А. Сластенин, А.В. Хуторский и др.).

Современной психолого-педагогической наукой разработаны ценные теоретические идеи и положения, на которых базируется понимание профессиональной компетентности будущего педагога и ее формирование в условиях модернизации педагогического образования (Ю.В. Варданян, С.Н. Горшенина, В.В. Кадакин, М.Ю. Кулебякина, Л.Г. Майдокина, Н.В. Рябова, С.В. Тарасова, С.Н. Чаткина, Т.И. Шукшина и др.) [1, 2, 4, 5, 6, 7].

Одной из главных составляющих профессиональной компетентности педагога и тренера является психологическая компетентность, поскольку ее сформированность позволяет на качественно ином уровне выполнять профессиональные функции.

Для нашего исследования особое значение имеет определение понятия психологическая компетентность, предложенное Ю.В. Варданян и С.Н. Чаткиной, поскольку авторы раскрыли не только содержание данного понятия, но и выделили его структурные компоненты. Так, учеными под психологической компетентностью понимается интегрированный личностный ресурс в форме психологических функций, обеспечивающих успешное решение конкретных профессиональных задач. Она включает следующие компоненты: психодиагностический, психопрофилактический, психопросветительский, психоконсультационный, психоразвивающий, психокоррекционный [1].

Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить сущность понятия «психологическая компетентность будущего тренера», которое включает совокупность знаний, умений и навыков, приобретаемых будущим тренером в процессе освоения психологических знаний в вузе (в процессе изучения общей, возрастной, педагогической, социальной, спортивной психологии), которые позволят ему устанавливать конструктивные взаимоотношения с детьми и взрослыми, учитывать психические процессы, состояния и свойства спортсмена на разных возрастных этапах при построении учебно-тренировочных занятий, эффективно управлять поведением субъекта спортивной деятельности в предсоревновательный и соревновательный периоды, владеть опытом оснащения профессиональной деятельности эффективными психотехнологиями и принимать психологически обоснованные решения, с целью эффективного осуществления процесса подготовки спортсмена.

Нами разработана модель формирования психологической компетентности будущего тренера в процессе вузовской подготовки, включающая следующие взаимосвязанные блоки:

– структурный,

– содержательный,

– развивающий,

– результативный.

Структурный блок модели раскрывает структуру психологической компетентности будущего тренера:

– когнитивный компонент представлен системой психолого-педагогических знаний (психологические основы спортивной деятельности, психологическая подготовка в спорте, психологический отбор в спорте, психологические знания эффективного спортивного сотрудничества, психологические знания конструктивного разрешения спортивных конфликтов, развитие навыков саморегуляции неблагоприятного психического состояния в спорте и др.). Указанный компонент способствует развитию педагогического мышления. Сформированные компетенции и полученные знания используются тренером для принятия профессионально обоснованного решения;

– мотивационный (выражается в значимости для тренера процесса психологического оснащения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, желании использовать различные психологические технологии для качественной подготовки спортсмена);

– практический (владение методами и приемами психологического оснащения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, умение адекватно подбирать психологические технологии в системе подготовки спортсмена).

Содержательный блок раскрывает дисциплины, способствующие формированию психологической компетентности будущего тренера на этапе вузовского обучения. К ним относятся: «Психология», «Психология физической культуры и спорта», «Основы психодиагностики личности и группы», «Психология конфликта», «Психологическое обеспечение подготовки спортсмена», «Психическая саморегуляция в спорте».

Названные дисциплины способствуют освоению следующих знаний, умений и навыков:

– знаний психологических основ физической культуры и спорта;

– знаний и умений использовать психодиагностические методы исследования личности и группы в профессиональной деятельности;

– психологических знаний о закономерностях и механизмах возникновения, протекания, разрешения конфликта в профессиональной деятельности;

– знаний основ психологического обеспечения подготовки спортсмена,

– умений использовать психологические знания для психологического сопровождения учебно-тренировочного процесса;

– умений использовать психологические закономерности и механизмы для психологического сопровождения личности в процессе ее развития и саморазвития, оптимизации психофизического состояния человека и укрепления здоровья;

– навыков применять психологические знания для психологического сопровождения личности в процессе занятий физической культурой и спортом и др.

Важными источниками формирования психологической компетентности будущего тренера в условиях педагогического образования могут выступать дополнительные образовательные программы. Нами разработаны и внедряются следующие программы: «Психологическая подготовка в спорте», «Психодиагностика в спорте».

Данные программы направлены на углубление и расширение знаний будущего тренера о психологических основах спортивной деятельности. Практические занятия по программе проходят в детско-юношеских спортивных школах, благодаря чему будущий тренер может отработать навыки психологического сопровождения спортивной деятельности.

Содержание дополнительных образовательных программ включает различные виды деятельности, способствующие формированию психологических навыков. Приведем примеры некоторых заданий:

– построить модель психологического сопровождения избранного вида спорта;

– предложить психограмму личности спортсмена в избранном виде спорта;

– разрешить конфликт в спортивной среде и смоделировать его;

– разработать психолого-педагогические рекомендации для тренера и спортсмена с целью разрешения различных трудностей в спортивной деятельности (например, коррекция чрезмерного проявления агрессивного поведения спортсмена, адаптация новичка в спортивной команде, развитие специализированного восприятия, развитие познавательных процессов и личностных свойств спортсмена и др.);

– провести психофизиологическое обследование спортсмена на базе Регионального научно-практического центра физической культуры и здорового образа жизни с использованием компьютерного комплекса «НС-Психотест», который предназначен для комплексной оценки психофизиологических и психологических свойств и функций организма спортсмена; по результатам диагностики составить психологический портрет спортсмена и предложить психолого-педагогические рекомендации по особенностям психологического сопровождения данного спортсмена в процессе учебно-тренировочных занятий и соревновательной деятельности;

– освоить методы психорегуляции (аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка, психомышечная тренировка);

– подготовить лекцию-презентацию для родителей воспитанников на тему: «Способы формирования мотивации достижения успеха в спортивной деятельности» [5].

Вузовское образование обладает значительными резервами формирования психологической компетентности будущего тренера.

Развивающий блок включает субъектно-развивающие психологические задания проектного типа и психолого-педагогические условия. Центральное место в указанном блоке отводится психологическим заданиям, которые придают процессу развития структурных компонентов психологической компетентности будущего тренера качественно новое наполнение. Субъектно-развивающие психологические задания проектного типа включают такие разновидности, как индивидуальные, фронтальные, коллективные; элементарные, усложненные, творческие и др.

Для формирования психологической компетентности будущего тренера необходимо создать систему психолого-педагогических условий:

– побуждающих (направленных на стимулирование к мобилизации и активизации внутренних ресурсов будущего тренера для осуществления профессиональной деятельности);

– поддерживающих (направленных на оказание психологической поддержки и помощи в процессе формирования психологической компетентности);

– созидающих (стимулирующих к саморазвитию и самосовершенствованию);

– оценочных (позволяющих определить уровень сформированности психологических компетенций будущего тренера).

Среди указанных условий особое место занимают те, которые реализуются одновременно с каждым из вышеуказанных:

– диагностические (обеспечивающие мониторинг сформированности психологических компетенций будущего тренера);

– корректирующие (позволяющие исправлять процесс развития структурных компонентов психологической компетентности будущего тренера и их взаимосвязей);

– развивающие (способствующие совершенствованию процесса формирования психологической компетентности будущего тренера).

Результативный блок характеризует сформированность структурных компонентов психологической компетентности будущего тренера по следующим показателям:

1. Уровни сформированности структурных компонентов психологической компетентности:

– высокий уровень сформированности структурных компонентов психологической компетентности определяется глубокими и расширенными знаниями психологических основ спортивной деятельности, психологической подготовки в спорте, психологического отбора в спорте, эффективного спортивного сотрудничества, конструктивного разрешения спортивных конфликтов, развития навыков саморегуляции неблагоприятного психического состояния в спорте; выраженной мотивацией к процессу психологического оснащения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности; владением разнообразными методами и приемами психологического оснащения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности;

– средний уровень сформированности структурных компонентов психологической компетентности определяется достаточными знаниями психологических основ спортивной деятельности и психологической подготовки в спорте для осуществления профессиональной деятельности; интересом к процессу психологического оснащения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности; использованием отдельных методов и приемов психологического оснащения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности;

– низкий уровень сформированности структурных компонентов психологической компетентности определяется поверхностными знаниями психологических основ спортивной деятельности и психологической подготовки в спорте; невыраженной мотивацией к процессу психологического оснащения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности; частичным владением методами и приемами психологического оснащения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

2. Критерии сформированности структурных компонентов психологической компетентности:

– учет психологических особенностей личности при построении учебно-тренировочных занятий;

– эффективное управление поведением спортсмена в предсоревновательный и соревновательный периоды;

– применение психотехнологий (психодиагностика, психопрофилактика, психопросвещение, психологическое консультирование, психологическое развитие, психологическая коррекция) в профессиональной деятельности.

Выводы

Таким образом, реализация описанной модели будет способствовать формированию психологической компетентности будущего тренера в условиях педагогического образования.

Работа выполнена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (МГПИ – ЮУрГУ). Тема: «Формирование психологической компетентности будущего тренера в процессе вузовской подготовки».


Библиографическая ссылка

Майдокина Л.Г., Кудашкина О.В. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ТРЕНЕРА В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 11-2. – С. 367-370;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36417 (дата обращения: 04.06.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074