Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Груздева М.Л. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
В статье рассмотрены вопросы внедрения информационных технологий в систему дополнительного образования. В работах ведущих специалистов в области информатизации образования отмечается необходимость в целенаправленном организованном процессе обеспечения сферы образования теорией, технологией и практикой использования информационных и коммуникационных технологий в обучении специалистов, информатизацией педагогической деятельности и управлением учебным процессом. Однако на сегодняшний день недостаточно разработанными остаются вопросы интеграции информационных технологий в процесс обучения в системе дополнительного образования. Интеграцию информационных технологий в учебный процесс следует рассматривать наряду с другими важными вопросами преподавания и обучения, такими как разработка учебных целей, выбор методов обучения, обратной связи и стратегии оценивания результатов обучения. Информационные технологии, используемые для преподавания и обучения, должны рассматриваться как неотъемлемая часть обучения, а не как самостоятельный объект.
информационные технологии
дополнительное образование
центр детского творчества
1. Акимов С.С., Андреева Н.С., Коровина М.А. Возможности применения информационных технологий в дополнительном образовании детей // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 153–157.
2. Груздева М.Л. Дополнительное информационное образование в системе повышения квалификации специалистов/ Дополнительное образование и воспитание. – 2006. – № 10. – С. 52–55.
3. Груздева М.Л. Метод информационного моделирования как средство обучения и инструмент познания действительности / Вестник Мининского университета. – 2015. – № 2 (10); URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2015&issue=2 (дата обращения: 05.08.2016).
4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
5. Сексенбаев К., Султанова Б.К., Кисина М.К. Информационные технологии в развитии современного информационного общества // Молодой ученый. – 2015.– № 24. – С. 191–194.
6. Smirnova Zh.V., Gruzdeva M.L., Chaykina Zh.V., Terekhina O.S., Tolsteneva A.A., Frolova N.H. The role of students’ classroom independent work in higher educational institutions / Indian Journal of Science and Technology. – 2016. – Т. 9, № 22. – С. 95568.

В учреждениях дополнительного образования детей в настоящее время значительную роль играет использование средств информационных технологий, которые позволяют найти положительные решения в профессионально-мотивационной сфере учебного процесса.

Занятия для учащихся учреждений дополнительного образования с использованием информационных технологий позволяют достигнуть эффекта быстрого включения обучаемого в учебно-познавательную деятельность как за счет подготовки дидактических материалов с применением компьютера, так и за счет привлечения интереса учащихся созданием мотивационно-проблемных ситуаций в виртуальной среде [1].

Внедрение средств информационных технологий в систему дополнительного образования сделает возможным:

– совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

– совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

– создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

– создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем [5].

Говоря о внедрении информационных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс системы дополнительного образования, естественно предполагать, что соответствующие технологии не становятся надстройкой к существующей системе, а гармонично интегрируются в учебно-воспитательный процесс, обеспечивая преподавателям и обучаемым новые возможности [4]. Нами рассматриваются особенности внедрения ИТО в учебно-воспитательный процесс с позиций именно такой интеграции.

Интеграцию информационных технологий в учебный процесс следует рассматривать наряду с другими важными вопросами преподавания и обучения, такими как разработка учебных целей, выбор методов обучения, обратной связи и стратегии оценивания результатов обучения. Информационные технологии, используемые для преподавания и обучения, должны рассматриваться как неотъемлемая часть обучения, а не как самостоятельный объект [2].

Именно этот аспект интеграции информационных технологий в систему дополнительного образования изучается в рамках работы экспериментальной площадки НГПУ им. К. Минина на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества Автозаводского района».

Целью работы является теоретическое обоснование, практическая разработка и внедрение информационных технологий в практику работы учреждения дополнительного образования.

Общая стратегия эксперимента – интегрировать в учебный процесс современные информационные технологии, которые обеспечат новые возможности как преподавателям, так и обучаемым. Так, для того, чтобы повысить интерес учащихся к технологическому делу, следует заниматься разработкой комплекса занятий с использованием компьютерных программ, например таких как Paint, Компас 3D LT, SketchUp 8, СorelDRW и многие другие. Они помогут не только сформировать знания и умения по теме, но и выработать опыт творческой деятельности.

Сейчас все популярнее становится использование в обучении сервисов Wеb 2.0, которые способствуют развитию у детей метапредметных компетенций. При применении данного вида информационных технологий у учащихся повышается интерес к предмету, совершенствуются их практические умения и навыки. Педагог при этом получает возможность эффективной работы с документами разных форматов. Она заключается в возможности размещения учебных материалов в интернете для общего доступа, что является полезным для учащихся. Благодаря этому, они могут вести самостоятельное обучение, углублять свои знания по теме и изучить моменты темы, которые для них сложны [3].

Например, при обучении в мастерской художественной обработки дерева важную роль играет применение учебных методов, основанных на использовании информационных технологий, иногда существенно изменяющих содержание учебно-воспитательного процесса и вносящих коррективы в план занятий. При использовании web-ресурса в качестве метода обучения у педагога появляется возможность оптимизации учебно-познавательной и практической деятельности обучающегося.

Использование web-сайта на занятиях в мастерской дает возможность педагогу дополнительного образования:

– организовать активное информационное взаимодействие между участниками учебного процесса;

– перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному;

– визуализировать учебный материал;

– обеспечить широкую вариативность обучения;

– акцентировать внимание родительской общественности на деятельности детского творческого объединения.

Студентами НГПУ им. К. Минина был разработан сайт для Мастерской художественной обработки дерева Центра детского творчества. Сайт является информационной площадкой для ознакомления с историей образовательного учреждения, специальностями и направлениями обучения, проектами и т.д.

На страницах сайта Мастерской художественной обработки дерева можно найти:

– даты ближайших мероприятий по месяцам (например, главное событие апреля – участие обучающихся мастерской во Всероссийском конкурсе учебных проектов);

– подробное расписание занятий учебных групп на учебный год;

– дополнительную информацию о новостях учреждения дополнительного образования и местонахождении мастерской на карте;

– контактную информацию, форму заявки в мастерскую и др.

Сайт, разработанный студентами для Центра детского творчества, служит также образовательной площадкой для размещения учебно-методических материалов преподавателями Центра.

gruz1.tif

Рис. 1. Страница сайта Мастерской художественной обработки дерева

gruz2.tif

Рис. 2. Страница сайта Мастерской художественной обработки дерева

Например, в разделе «Методическая копилка» размещены фотоматериалы и небольшая статья о мастер-классе, который проводился руководителем мастерской на тему «Перспективные средства обучения в мастерской. Изготовление 3D пазлов» для педагогов дополнительного образования и учителей технологии образовательных учреждений г. Н. Новгорода.

Web-сайт также является имиджевой площадкой для поддержания статуса образовательного учреждения, который формирует общественное мнение об образовательном учреждении, поэтому основополагающими принципами, формирующими контент и оформление сайта, являются простота, прозрачность, лаконичность, удобство и наглядность.

gruz3.tif

Рис. 3. Страница сайта Мастерской художественной обработки дерева

В рамках работы экспериментальной площадки были проведены мониторинговые исследования с педагогами и воспитанниками Центра детского творчества Автозаводского района, студентами НГПУ им. К. Минина – будущими педагогами дополнительного образования в области технического творчества. После анализа полученных при мониторинге материалов преподавателями НГПУ им. К. Минина был разработан пакет рекомендаций использования программных средств в учебном процессе для целенаправленного формирования информационных компетенций у участников экспериментальной площадки: педагогов и воспитанников Центра детского творчества Автозаводского района, студентов НГПУ им. Минина – будущих педагогов дополнительного образования в области технического творчества.

В частности, были представлены механизмы, направленные на развитие информационной компетентности у участников экспериментальной площадки.

Дистанционная поддержка работы участников экспериментальной площадки – форма деятельности, направленная на оказание информационно-методической помощи и сопровождение работы педагогов и воспитанников Центра детского творчества Автозаводского района, педагогов и студентов НГПУ им. К. Минина в открытой информационно-образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования. В ходе дистанционной поддержки формируется пространство обмена информацией, активизируется обсуждение полученного опыта педагогов и студентов, осуществляется консультирование по актуальным вопросам и проблемам.

Реализация дополнительных программ с применением дистанционных образовательных технологий. Данный механизм направлен на обеспечение возможностей слушателей учиться в удобное время и в удобном месте. В 2016–2017 у.г. в рамках работы экспериментальной площадки планируется разработка и внедрение в учебный процесс Центра детского творчества Автозаводского района электронных учебных курсов «Конструирование и моделирование», «Роботы и мы», «Игровой практикум по ПДД». Обучение с применением дистанционных образовательных технологий позволяет каждому слушателю выстраивать индивидуальный маршрут профессионального обучения, а педагогу дополнительного образования – обеспечивать его индивидуальное сопровождение.

Организация сетевых мастерских. Этот механизм направлен на сопровождение педагогов, активно применяющих информационные технологии в учебном процессе. В ходе участия в сетевой мастерской педагоги имеют возможность освоения теоретических основ и методических особенностей применения информационных технологий; спроектировать учебные занятия на основе осваиваемых знаний и умений; представить и обсудить результаты первых практических шагов по внедрению информационных технологий в практику работы.

Внедрение информационных технологий обогащает процесс обучения, позволяет сделать обучение более эффективным; активизирует деятельность обучающихся, мотивирует их интерес, ответственность к выбранной творческой деятельности, способствует росту самостоятельности детей при решении образовательных задач, планированию, прогнозированию деятельности [6]. Применение информационно-технологических методов позволяет разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса. Для педагога – это изменение содержания обучения и методик преподавания. И как итог – повышение качества образования.


Библиографическая ссылка

Груздева М.Л. ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 11-2. – С. 346-350;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36413 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674