Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,916

ВЫБОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Ахмедьянова Г.Ф. 1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
В работе исследован уровень тревожности студентов как фактор, препятствующий глубокому усвоению профессиональных знаний. Выделено два вида тревожности по поводу отчислений на младших курсах и по поводу не уверенности в профессиональной состоятельности на старших. При этом первый вид тревожности имеет самый высокий уровень на первом курсе и уменьшается по мере роста курса, ровно наоборот ведет себя другой вид тревожности. В работе в связи с тезисом, что прогресс в любой области протекает от творчества к технологии, рассматривается возможность организации образовательного процесса с большой долей творчества на младших курсах и акцентом на технологические навыки на старших. Поэтому преподавателю необходимо чаще применять творческие, интерактивные методы обучения, в то время как на старших курсах делать упор на информационное наполнение, практическую сторону обучения, включая практику на реальном производстве, при этом важно добиваться гармоничного сочетания технологической грамотности и творческой активности. Такая методика выбора педагогических средств, учитывающая уровень тревожности студентов, позволяет значительно ослабить влияние этого фактора на результат образовательного процесса.
уровень тревожности
выбор педагогических средств
технология
творчество
творческий потенциал
мастерство преподавателя
1. Астапов В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия /Сост. и общ. ред. В.М. Астапова: ПЕР СЭ; Москва; 2008. – 241 с.
2. Ахмедьянова Г.Ф. Креативно-технологический образовательный маршрут развития инженерной компетентности будущих бакалавров. / Г.Ф Ахмедьянова // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12–7. – С. 1522–1526.
3. Ахмедьянова Г.Ф. Повышение компетентности будущего специалиста на основе сочетания творческой и технологической составляющих обучения // Образование и саморазвитие. – 2009. – Т. 4, № 14. – С. 65–70.
4. Ахмедьянова Г.Ф Организация образовательного процесса на основе креативно-технологического подхода / Ахмедьянова Г.Ф. // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view id=24512.
5. Воробьёв Н.Е. Развитие творческой активности студентов при изучении дисциплин гуманитарного цикла. Монография – Волгоград: «Перемена», 2001. – 184 с.
6. Галимуллина Э.З. Механизмы интеграции интерактивных форм и методов в учебный процесс высшей школы. / Галимуллина Э.З. // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view id=13972
7. Грецов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.
8. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с.
9. Колпакова М., Корни тревоги [Текст] / М. Колпакова // Московский психотер. журнал. – 2003. – № 3. – С. 74–85.
10. Пищухин А.М. Развитие творческого потенциала студентов на примере использования спутниковых технологий / А.М. Пищухин, И.Д. Белоновская, Г.Ф. Ахмедьянова // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11–1. – С. 90–94.
11. Пищухин А.М. Автоматизация и технологизация – два аспекта технического оснащения производства. / Пищухин А.М., Ахмедьянова Г.Ф. // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2015. – № 9 (184). – С. 170–174.
12. Прихожан А.М. [Текст]: Причины, профилактика и преодоление тревожности. Анна Прихожан // Психологическая наука и образование. – 1998. – № 2. – С. 21–29.
13. Прыгин Г.С. Проявление феномена «автономности-зависимости» в учебной деятельности / Прыгин Г.С. // Новые исследования в психологии. – 1984. – № 2. – С. 48.
14. Энгельмейер П.К. Творческая личность и среда в области технических изобретений / П.К. Энгельмейр. – М.: Образование, 1911.
15. The development of university students self-sufficiency based on interactive technologies by their immersion in the provessional. / Ljubimova E.M., Galimullina E.Z., Ibatullin R.R. International Education Studies. – 2015. – Т. 8, № 4. – Р. 192–199.
16. Motivation within role-playing as a means to intensify college students educational activity. / Burenkova O.M., Arkhipova I.V., Semenov S.A., Samarenkina S.Z. // International education studies. – 2015. – Т. 8 – Р. 211–216.

Тревожность является влиятельным фактором в образовательном процессе, поэтому ее анализ весьма актуален [1, 9]. Это явление изучалось психологами и первым привлек к ней внимание З. Фрейд. Кроме него этой проблемой занимались К. Хорни, А. Фрейд, Дж. Тейлор, А.М. Прихожан, Р. Мэй.

По мнению З. Фрейда, «проблема тревожности – узловой пункт, в котором сходятся самые различные и самые важные вопросы, тайна, решение которой должно пролить яркий свет на всю нашу душевную жизнь» [1, с. 2].

Ч.Д. Спилбергер выделил «реактивную» и «активную», «ситуативную» и «личностную» тревожность. Ситуативную тревожность могут вызывать экзамены, отсутствие позитивного контакта с преподавателем, проблемы в общении с сокурсниками и т.д. Личностная тревожность становится чертой личности человека и отражается на его отрицательном отношении к любым жизненным ситуациям.

Другую классификацию видов тревожности предлагает А.М. Прихожан. По ее мнению, тревожность связана с процессом обучения (учебная тревожность); представлениями о себе (самооценочная тревожность); общением (межличностная тревожность) [12].

С другой стороны, тревожность, сигнализируя об опасности, сосредотачивает внимание на возможных трудностях, препятствиях при достижении цели, позволяет мобилизировать силы для достижения положительного результата. Поэтому невысокий уровень тревожности можно рассматривать в качестве необходимого условия для эффективного приспособления к действительности.

ahm1.wmf

Гистограммы уровней тревожности по курсам

Начало и окончание обучения в вузе связано с большими переменами в жизни обучающегося. Отличающаяся от школы обстановка, большая предоставляемая свобода, отсутствие опеки со стороны преподавателя настраивает обучающегося на «вольную» жизнь. С другой стороны, чем ближе завершение обучения, тем чаще задумываются обучающиеся о будущей работе и о своей профессиональной деятельности.

Ответы на соответствующие вопросы анкеты, предложенной студентам всех курсов инженерной специальности, показывают изменение уровня тревожности. На рисунке видно, что самый большой уровень тревожности, связанный с началом обучения в вузе, наблюдается у первокурсников. Однако уже на третьем курсе этот уровень тревожности достаточно низок. С другой стороны, на рисунке видим, что в конце третьего курса начинает заметно возрастать уровень тревожности, связанный с будущим профессиональным трудоустройством.

Понятно, что источники возникновения тревожности на первых курсах и на последних имеют разную природу. На первых курсах обучающийся тревожится из-за того, что чего-то не знает, чего-то не сумеет сделать, что требования к нему будут слишком высоки. На старших курсах он начинает тревожиться по поводу того, какая деятельность его ожидает, как он будет справляться со своими обязанностями, хватит ли ему полученных знаний.

Обучение в вузе выступает как время принятия ответственных решений, выбор профессии и своего места в жизни и поэтому к концу третьего курса часто возникает вопрос о правильности выбора специальности, профессии и решается вопрос о профессиональном самоопределении.

Очевидно, что высокий уровень тревожности обучающегося становится также проблемой преподавателя. Опытный преподаватель обязательно должен учитывать этот фактор в своей работе и находить особые педагогические средства. Наверное, педагогические средства, направленные на снижение тревожности по поводу отчисления на первых курсах, должны кардинально отличаться от педагогических средств укрепляющих уверенность в своих способностях в области профессиональной деятельности. Исследуем этот вопрос более подробно.

Между преподавателем и обучающимся в образовательном процессе находится целый арсенал педагогических средств. Они призваны в первую очередь повышать качество обучения, обеспечивать необходимую глубину усвоения профессиональных знаний. По степени владения этими педагогическими средствами оценивается мастерство преподавателя [8]. С другой стороны, необходимо особо выделить из них те, которые способствуют снижению уровня тревожности или, несмотря на него, поддерживать высокий уровень познавательной активности обучающихся.

Педагогические средства можно поделить на два больших класса: педагогические технологии и творческие методы [2, 4]. Первые характеризуются настолько большой степенью отработанности, что при обеспечении необходимых условий приносят гарантированный результат. Второй класс педагогических средств рассчитан на значительные творческие усилия со стороны преподавателя, а также со стороны обучающегося. Педагогические средства этого класса призваны разбудить творческий потенциал в первую очередь обучающегося, что может стать хорошим отвлечением его от внутренних страхов и неуверенности.

В соответствии с законами диалектики творческие приемы по мере их отработки и повышения гарантированности положительного результата могут превратиться в свою противоположность – педагогическую технологию.

Массу примеров этому мы находим в промышленном производстве, когда первая продукция – творческая, на которой мастер вырабатывает приемы ее изготовления, и по мере отработки и научения творчество плавно переходит в технологию. Неслучайно поэтому поднимался вопрос о процессе технологизации как предшественнике процесса технического оснащения производства [11].

Такой подход делает так же очевидным ответ на вопрос, что первично, а что вторично – творчество или технология, точно так же, как в соотношении материи и сознания первично первое.

Только что поступивший на обучение в вуз студент сталкивается с совершенно новым для него делом и потому его труд на первых курсах пронизан творчеством. И только на старших курсах умение учиться превращается в совокупность технологических навыков. Следовательно, преподаватель должен действовать на первых курсах с учетом этой тенденции, усиливая акценты на творческих методах обучения: проблемных лекциях, интерактивных занятиях [6, 7, 16], а на старших курсах можно усилить информационный аспект в обучении, увеличить практическую составляющую, в том числе на реальном производстве.

В начале обучения самая важная задача преподавателя – добиться от обучающегося осознания причастности к образовательному процессу. Конечно, не все обучающиеся нуждаются в этом, поэтому необходимо выявить группу обучающихся с высоким уровнем тревожности, применяя к ним индивидуальный субъектно-ориентированный подход. Для начала необходимо поручать им подготовку рефератов, эссе и публичный доклад по итогам проделанной работы. Это позволяет обучающемуся переместить центр своего внимания на материал дисциплины, отвлечься от психологического анализа собственного «Я» и, соответственно, снизить уровень тревожности.

Особую роль при этом играют интерактивные методы обучения: деловые игры, метод «жужжащих групп», разновидности мозгового штурма, исполнение обучающимся роли преподавателя.

Совершенно другие педагогические средства должны использоваться при обучении на старших курсах. Преподавателю необходимо стремиться к усилению профессионального аспекта при изучении материала дисциплины путем подбора соответствующих задач. Усилия преподавателя должны быть направлены на повышение готовности обучающихся старших курсов к будущей профессиональной деятельности, что естественным образом повышает уверенность в себе.

Уровень готовности обучающегося это в большой степени внутренняя характеристика, которую теоретически можно оценить вероятностью, осуществления выпускником профессиональных функций. Управлять такой идеальной величиной (вероятностью) можно, лишь создавая условия для появления желаемого события и устраняя причины его непоявления. Следовательно, в задачу вуза, и в первую очередь, преподавателя, входит реализация мероприятий, способствующих возрастанию уровня профессиональной готовности выпускников, начиная от обеспечения соответствующих рабочих мест, специализированных аудиторий для подготовки выпускных квалификационных работ, предоставления компьютерного времени и заканчивая соответствующим методическим обеспечением.

Большое значение в этом плане должно придаваться производственным и преддипломным практикам. Будущий выпускник должен реально осознавать все тонкости и условия своей профессиональной деятельности. Для этого необходимо требовать от него подробных отчетов, он должен делиться своими впечатлениями с преподавателем. При этом последний должен вносить коррективы в применяемые педагогические средства в зависимости от полученной информации. К сожалению, в настоящее время не все выпускники могут устроиться на работу по избранной специальности. Об этом тоже нужно говорить и ни в коем случае это не должно стать препятствием глубокому усвоению знаний по избранной специальности, поскольку впереди у выпускников долгая профессиональная деятельность и профессионализм всегда найдет себе применение в ней.

В творчестве важна индивидуальность личности, находящаяся в прямой взаимосвязи с различиями между личностями в восприятии информации, в действиях в соответствии с принятыми решениями, что особенно ярко проявляется в нестандартных ситуациях, где необходимо творчески подходить к решению проблем. В работе русского изобретателя и ученого П.К. Энгельмейера дано следующее определение: «Творческая личность представляет собой прогрессивный элемент, дающий все новое» [14].

Активизация творческого потенциала должна, в первую очередь, снижать уровень тревожности у студента, отвлекая его на акты творения. Творчество в широком смысле рассматривается как деятельность в ситуации неопределённости, направленная на получение результатов, обладающих объективной или субъективной новизной. Нестандартное мышление, проявление творческого подхода к решению задач важно в будущей профессиональной деятельности. Люди, имеющие высокий творческий потенциал, демонстрируют большую работоспособность, полны новых идей, глубже вникают в процесс достижения цели, эффективнее справляются с проблемами.

Н.Е. Воробьев подчеркивает интегративность в творческой активности, рассматривая ее в виде совокупности стремления к творческой деятельности (мотивационный компонент) и умения осуществлять творческую деятельность самостоятельно (операционный компонент) [5].

При обучении в высшем учебном заведении особенно важно добиваться гармоничного сочетания технологической грамотности и творческой активности, что потребуется потом от выпускника вуза в его профессиональной деятельности. Поэтому преподавателю, исключая младшие курсы и старшие, на которых необходимо выбирать педагогические средства наиболее успешные в уменьшении тревожности, как сказано выше, необходимо создать такую атмосферу на занятиях, которая бы способствовала возникновению интереса к знаниям, желанию учиться и узнавать что-то новое, параллельно с развитием творческой активности [10].

В середине обучения, как показывают исследования Г.С. Прыгина, обучающиеся ведут себя как две полярные группы, одну из которых можно назвать «автономными», другую «зависимыми» [13]. В первую группу попадают студенты настойчивые, целеустремлённые, уверенные в себе, при этом самостоятельные и самоорганизованные. Во второй группе студенты при выполнении различных заданий рассчитывают на указания, подсказки, ориентиры со стороны педагога или студентов из первой группы.

Соответственно задания для развития творческой активности и технологических навыков для этих групп должны различаться. В первой группе можно ограничиться информативными методами и заданиями с большей долей самостоятельности его выполнения. Во второй группе необходимо выдавать задания творческого характера, при этом не бросая студентов. С этой группой преподавателю необходимо больше работать, показывая примеры решения подобных задач, максимально развивая метод аналогий, стимулируя воображение, фантазию, максимально пробуждая при этом интеллект, подхватывая и развивая всякую инициативу со стороны студентов.

Комбинирование форм работы имеет ряд преимуществ. Так, выполняя задание индивидуально, студент выбирает тот или иной способ решения проблемы, полагаясь сугубо на свои ощущения; при работе в парах он должен учитывать мнение партнёра, при этом идёт взаимообогащение идеями, мнениями.

При организации групповой работы студент знакомится с широким кругом мнений других людей; такая работа придаёт занятию оттенок соревнования, что является дополнительным стимулом к достижению успешного результата. Как показывают наблюдения, результаты, полученные группой, всегда выше, чем результаты, достигаемые любым из её членов в отдельности.

При работе же с группой активных студентов преподаватель выступает в роли консультанта, оказывая помощь в случае необходимости, студенты же самостоятельно выбирают для себя способы решения той или иной задачи.

Таким образом, в соответствии с разработанной методикой на младших курсах преподавателю необходимо чаще применять творческие, интерактивные методы обучения [6, 15], в то время как на старших делать упор на информационное наполнение, практическую сторону обучения, включая практику на реальном производстве.

В середине обучения важно добиваться гармоничного сочетания технологической грамотности и творческой активности [3], что потребуется потом от выпускника вуза в его профессиональной деятельности. Поэтому преподавателю необходимо разделить группу студентов на активных и пассивных. В первой подгруппе можно ограничиться информативными методами и заданиями с большей долей самостоятельности его выполнения. Во второй подгруппе необходимо выдавать задания творческого характера, при этом не бросая студентов. С этой группой преподавателю необходимо больше работать. Такой выбор педагогических средств, учитывающий уровень тревожности позволяет значительно ослабить влияние этого фактора на результат образовательного процесса.


Библиографическая ссылка

Ахмедьянова Г.Ф. ВЫБОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 11-2. – С. 341-345;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36412 (дата обращения: 04.06.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074