Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Алексеева Т.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения»
В статье рассматривается проблема организации информационно-образовательной среды, являющейся обязательным компонентом учебного процесса в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения, подчеркивается важность наличия рекомендаций по созданию электронных образовательных ресурсов для педагогов, не имеющих профильного образования по информационным технологиям. Автор акцентирует внимание на технологии создания композитных электронных образовательных ресурсов, поскольку именно детальное изучение технологии позволит выбрать оптимальный компьютерный инструментарий. Исследованы и проанализированы мнения теоретиков и практиков об организации информационно-образовательной среды, проектирование которой сопряжено с таким сложным педагогическим процессом, как осуществление запланированных видов деятельности субъектов по формированию соответствующих компетенций. Кроме того, в условиях имеющегося многообразия современного компьютерного инструментария, как правило, ориентированного на уверенного пользователя информационных технологий, установлено, что приоритет необходимо отдавать платформонезависимым технологиям. При этом совершенно очевидно, что окончательный выбор технологии создания электронных образовательных ресурсов зависит от многих взаимосвязанных факторов, таких как квалификация педагога, специфические особенности предметной области электронного ресурса и т.д.
информационное обеспечение образовательных процессов
структурирование мультимедийных данных
инновационная готовность педагога
проектирование информационно-образовательной среды
создание электронных образовательных ресурсов
1. Агапонов В.С. и др. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 336 с.
2. Алексеева Т.В. Консолидация учебного контента как основа ресурсного проектирования // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12, Ч. 3. – С. 462–466.
3. Осин А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы. – М.: Агентство «Издательский сервис», 2010. – 328 с.
4. Матросов А.В., Сергеев А.О., Чаунин М.П. HTML 4.0. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004. – 672 с.
5. Минькович Т.В. Обучение моделированию в школьном курсе информатики: метод. материалы. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2001. – 37 с.
6. Миррисон М. HTML и XML. Быстро и эффективно. – СПб.: Питер, 2005. – 303 с.
7. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) [Сайт]. – URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения: 04.11.2016).

Исследование проблемы создания электронных образовательных ресурсов, удовлетворяющих задачам обучения: рациональность и эффективность использования мультимедиа, органичность включения в общую систему обучения различных форм представления информации – это серьезный вопрос, с одной стороны, методической целесообразности, который до сих пор продолжает оставаться весьма актуальным, а с другой стороны, технико-технологической.

При ресурсном проектировании необходимо основываться на том, что наилучший результат усвоения информации достигается при условии восприятия информации одновременно всеми органами чувств. Выполнение данного условия гарантируется при использовании возможностей, предоставляемых средствами мультимедиа. Графика, анимация, фото, видео, звук, текст в интерактивном режиме работы формируют сорганизованную информационно-образовательную среду, в которой обучающийся получает качественно другие возможности, а также оптимальные и комплементарные условия для образования. Достоинство средств мультимедиа состоит не только в том, что эти средства комплексно воздействуют и на зрительную, и на слуховую модальность, но и в том, что появилась возможность создавать определенный эмоциональный фон, который позволяет повысить эффективность восприятия предъявляемого материала. В связи с этим одной из важнейших технико-технологических задач ресурсного проектирования является организация разнородной информации в виде единой информационно-образовательной среды, представляющей собой адекватный учебный курс.

На основе анализа имеющегося опыта организации обучения с использованием таких средств обучения нами был сделан вывод, что электронные образовательные ресурсы не являются «калькой» традиционных учебников и учебных пособий, снабженной банком вопросов и заранее заложенных ответов на них. Кроме того, процесс познания в такой среде требует пересмотра ряда важных принципов, касающихся не только тактики, но и стратегии обучения. Электронные образовательные ресурсы располагают некими новыми, недоступными традиционному учебнику, инновационными техническими возможностями:

– наличие интерактивного взаимодействия между субъектами процесса обучения;

– использование развитой гипертекстовой структуры в понятийной части курса (определения, понятия, формулировки, аксиомы и т.п.), а также в логической структуре изложения учебного материала для организации непоследовательного его изучения (последовательность, взаимозависимость частей);

– наличие подсистемы контроля знаний, интегрированной непосредственно в проверяемый электронный материал;

– использование мультимедийных средств: аудио, видео, анимация, графические вставки, слайд-шоу и т.п.;

– возможность оперативного внесения изменений;

– компактность хранения (в хранилищах данных и базах данных);

– электронный учебный материал должен быть доступен обучаемому, по возможности, несколькими способами при доступе на университетском сервере или в интернете;

– возможность передачи на большие расстояния с помощью средств телекоммуникации.

Однако для использования существующих возможностей информационных технологий, способных результативно и эффективно реализовать учебно-методические задачи обучения, необходимо знание технической стороны дела, которое поможет снизить как технические, так и некоторые материальные затраты. Речь идет о таких затратах, как мощности и возможности технических средств (аппаратного и программного обеспечения), виртуальное пространство информационно-образовательной среды и различных носителей информации, использование менее дорогостоящего технического инструментария и т.п. Кроме того, знание технологии применения и использования инструментальных средств поможет элиминировать различного рода ошибки и пробы, затягивающие процесс проектирования, а также придать процессу ресурсного проектирования прогностический характер с целью сокращения временных затрат.

При изучении возможных модификаций организации функционирования электронных образовательных ресурсов было выявлено, что вопросы технологии создания композитных электронных образовательных ресурсов являются наиболее актуальными для создателей таких ресурсов. Проведенный анализ показал, что поскольку авторами электронных образовательных ресурсов являются педагоги, как правило, не имеющие профильного образования по информационным технологиям, то существует потребность в детальной проработке и описании технологии создания композитных электронных образовательных ресурсов.

Прежде чем перейти к описанию технологии создания электронного образовательного ресурса, в стремлении найти более точные понятия, считаем уместным пояснить семантику используемого слова «композитных». Здесь в качестве базовой лексемы взято слово композиция (лат. compositio) – составление, связывание, сложение, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Понятие «композиция» означает произведение, структуру, состав, соединение – все это как результат творческого процесса, в котором создатель стремится к некоторому совершенству. При этом существенными факторами успеха оказываются оригинальность идеи, мастерство исполнения, терпение.

Механика поведения композиции определяется соотношением структурных элементов, а также логичностью связей между ними. Характеристики создаваемого ресурса, как и его дидактические свойства, зависят от выбора мультимедиа компонентов и технологии их совмещения. В результате совмещения структурных элементов образуется композиция, обладающая набором свойств, отражающих не только исходные характеристики его компонентов, но и включающих новые свойства, которыми изолированные компоненты не обладают.

Для ресурсного проектирования достаточно важным является выбор программных средств компоновки электронных образовательных ресурсов – от выбора той или иной авторской системы зависят не только внешний вид приложения, его эстетический уровень, но и его функциональность, способность поддерживать различные форматы данных, соответствие стандартам мультимедиа, зависит – будет ли он привязан к авторской системе, в которой разрабатывался, или сможет работать на любом компьютере вне зависимости от установленного на нем программного обеспечения. Также данные средства отличаются степенью доступности и сложностью освоения для преподавателя. Поэтому после того, как завершен такой трудоемкий этап, как консолидация учебного контента [2], необходимо сделать выбор из разнообразия существующих технологий и инструментальных средств компоновки электронной образовательной среды.

Используя имеющиеся готовые материалы (файлы лекций, файлы отсканированных фотографий и репродукций, файлы оцифрованных звуковых и видеофрагментов и т.д.), творческие замыслы можно реализовать с помощью специальной программы так называемого конструктора мультимедийных приложений.

С помощью такого конструктора из исходных материалов можно собрать интересный и увлекательный мультимедийный учебный курс. Как правило, в таких программах предусмотрены шаблоны оформления, которые значительно упрощают организацию электронного образовательного ресурса, а также корректировку и дополнение курса. Разработчику предоставляется множество вариантов готовых прототипов учебных курсов, автоматически создаются перекрестные гипертекстовые связи и генерируется дистрибутив учебного курса для записи на CD-ROM. По мнению В.С. Агапова, З.О. Джалиашвили, Д.Л. Кречмана, И.С. Никифорова, Е.С. Ченосова, А.В. Юркова, в современных условиях основной учебный информационный массив может и должен помещаться на компакт-дисках [1, с. 173].

Совершенно очевидно, что структура электронного образовательного ресурса зависит от выбора программного обеспечения, с помощью которого оно будет создано. При этом существующие программы имеют множество функций для реализации замыслов в создании мультимедийных приложений. И хотя доступ к ним можно получить через меню и диалоговые окна, все же необходимо предварительно изучить интерфейс, возможности данной программы и последовательность действий, даже если используемое программное обеспечение не требует подробного изучения, а рассматривается просто как инструмент, необходимый для достижения результата.

В настоящее время существуют отдельные программные пакеты, содержащие только конструкторы мультимедийных приложений, например разработки компании ГиперМетод IBS: eAuthor CBT, eLearning CMS, HyperMethod. Однако, как правило, такие пакеты разрабатываются на определенной платформе и входят в состав какой-либо программной оболочки, созданной специально для поддержки системы дистанционного обучения. Сегодня существует ряд различных платформ для организации системы дистанционного обучения как отечественных, так и зарубежных разработчиков: Прометей, ОРОКС, Доцент, Lotus, Moodle, eLearning Server, BlackBoard, WebCT и т.д. Все эти платформы представлены на рынке и востребованы. Совершенно очевидно, что реализованная функциональность платформ имеет широкий спектр и каждая имеет свои особенные отличительные возможности. Например, платформа Прометей позволяет создавать учебный курс без подключения к сети Интернет, что является достаточно важным фактом в случае отсутствия выделенного канала сети. И если углубиться в изучение возможностей каждой платформы, то, совершенно очевидно, что найдутся как достоинства, так и недостатки.

Следует отдельно назвать один из крупнейших российских проектов отечественных исследователей совместно с практиками в области мультимедиа образования, начавшийся в контексте информатизации в начале 2000 г. и продолжающийся по настоящее время. Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) [7] направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. Определяющий вклад по реализации архитектурных и программных решений проекта такого масштаба был внесен специалистами и сотрудниками различных организаций и учреждений страны, и не только образовательных, но и бизнес-сообщества. Значительное количество государственных организаций и частных компаний при поддержке федеральных органов управления образованием участвовало и продолжает работу по созданию и распространению электронных образовательных ресурсов нового поколения.

Авторами проекта предложена открытая образовательная модульная мультимедиа система (ОМС) как единая программная среда функционирования (создание, хранение, передача по сети и т.п.) электронных образовательных ресурсов с интерактивным мультимедиа контентом. Концептуальной основой электронных образовательных ресурсов нового поколения является модульная архитектура, имеющая три типа электронных учебных модулей: модуль получения информации, модуль практических занятий и модуль контроля (аттестации). При этом каждый электронный учебный модуль автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. При создании электронного учебного модуля возможно использование всех известных инструментов разработки мультимедиакомпонентов в любых форматах [3]. Совокупность электронных учебных модулей размещается на сервере глобальной компьютерной сети. Интернет-доступ к хранилищу и доставка электронных учебных модулей по сети осуществляется on-line, для дальнейшего использования доставленный модуль размещается в локальном хранилище на компьютере пользователя.

Однако для функционирования открытой образовательной модульной мультимедиасистемы на компьютере пользователя должно быть установлено (инсталлировано) программное обеспечение, так называемая клиентская часть функциональной среды ОМС, представляющая собой комплект оригинальных программных компонентов (ОМС-плеер, органайзер и типовые мультимедиаприложения). И хотя единый инсталляционный пакет можно скачать в свободном бесплатном доступе с сайта ФЦИОР, программное обеспечение должно быть установлено на компьютер пользователя до начала работы с электронными учебными модулями.

Одним из достоинств открытой образовательной модульной мультимедиасистемы можно назвать минимальные требования к компьютеру, которым удовлетворяет практически любой персональный компьютер, выпущенный после 2002 г. Кроме того, к основным преимуществам ОМС относятся: отсутствие содержательных ограничений (полноценное использование таких педагогических инструментов, как интерактив, мультимедиа, коммуникативность и т.д.); возможность построения авторского учебного курса преподавателем и создание индивидуальной образовательной траектории учащегося; неограниченный жизненный цикл системы, поскольку каждый учебный модуль автономен и открыт для изменений, дополнений, полной модернизации, ОМС является динамически расширяемым образовательным ресурсом.

В целом можно сказать, что электронные образовательные ресурсы нового поколения, функционирующие в открытой образовательной модульной мультимедиасистеме, решают актуальные проблемы образования, обеспечивая инновационный путь развития для достижения искомой цели – повышения доступности, эффективности и качества образования в условиях информационного общества.

И все же обычно работа, организованная на использовании таких платформ, влечет за собой множество трудностей: необходимость обслуживания компетентными системными администраторами; необходимость в большом дисковом пространстве; иногда необходимость использования платного хостинга; необходимость технической поддержки и т.д. Кроме того, все платформы имеют свой собственный интерфейс, в большей массе являются коммерческими и, как правило, учебные курсы, созданные на определенной платформе, являются платформозависимыми. И хотя сегодня платформы отличаются большим разнообразием и доступностью, имеющийся опыт действующих систем дистанционного образования, а также вышеперечисленное дает основание говорить о том, что использование определенной платформы является возможным вариантом скорее для вуза, образовательной организации, центра и т.д., поскольку они призваны обслуживать учебный процесс целиком: составление списков учащихся, расписание, учебная нагрузка, контроль и анализ успеваемости и т.д.

Другим способом организации электронных образовательных ресурсов является технология HTML, основанная на создании гипертекста с помощью специального языка HTML (HyperText Markup Language) [4, 5]. На основе языка разметки гипертекста HTML создаются Web-сайты и интерактивные документы различной сложности и тематической направленности. Этот язык используется для описания информации в том виде, в каком она будет отображена в браузере [6, с. 21].

Вследствие постоянного развития HTML-технологий, возникновения новых свойств и параметров, а также появления новых версий популярных браузеров, знание основ языка HTML становится обязательным и неотъемлемым атрибутом, а также превращается в систему знаний, необходимых практически каждому пользователю Всемирной сети. Кроме того, знание основ, внутреннего устройства и возможностей HTML-технологии позволит эффективнее провести подготовительный этап учебного материала и основательнее подготовиться к практическому воплощению проекта. Также знание HTML важно для творческой и профессиональной работы, т.е. стимулирует возникновение (появление) новых интересных идей, дает большую свободу и гибкость при создании (реализации) проекта.

Сегодня язык разметки HTML является основой всех размещенных в интернете электронных документов. Он выступает в роли некоего фундамента, на базе которого реализуются прочие сетевые программные технологии, призванные в конечном итоге повысить общую привлекательность, эффективность и интерактивность носителей информационных данных в Сети. HTML является простейшим и незаменимым средством создания гипертекстовых документов, которое в совокупности с более гибкими и функциональными интернет-технологиями позволяет получать действительно высокие результаты.

Таким образом, вышесказанное дает основание утверждать, что HTML-технология, хотя и является трудоёмкой, всё же позволяет организовать достаточно функциональную, структурированную среду мультимедиаобучения, а также оформить ее с помощью приемов дизайна. При этом язык HTML является платформонезависимой технологией и поддерживается всеми популярными браузерами, что является существенным преимуществом при выборе из имеющегося многообразия современного компьютерного инструментария.


Библиографическая ссылка

Алексеева Т.В. К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 11-2. – С. 336-340;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36411 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674