Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

КАТЕГОРИИ «ЦЕННОСТЬ» И «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ» В ФИЛОСОФСКИХ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУКАХ

Дюльдина Ж.Н. 1 Шустова Л.П. 1
1 ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»
В статье рассматриваются категории «ценность» и «семейные ценности» через призму философских, психологических и социально-педагогических наук. Авторами предпринята попытка анализа отечественных и зарубежных источников, позволяющих рассматривать сущность и содержание понятий «ценность» и «семейные ценности», лежащих в основе концепции ценностного воспитания. В статье рассматриваются основные классификации ценностей и ценностных ориентиров по различным отраслям научного знания (философии, социологии, психологии, педагогике) и акцентируется внимание на ценности семьи и семейных ценностях, как основополагающих в обществе. Делается вывод о стратегической задаче отечественного образования на современном этапе – формировании у подрастающего поколения ценности семьи и семейных ценностей. Проведенное авторами статьи исследование сущности и содержания данных дефиниций позволит выстраивать воспитательную работу в образовательной организации на научной основе и будет тем самым способствовать формированию у подростков и молодежи традиционных культурных и исторических ценностей.
семья
семейное воспитание
ценности
ценностные ориентиры
семейные ценности
1. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С.Ф. Анисимов. – М.: Мысль, 1988. – 253 с.
2. Брожик В. Марксистская теория оценки / В. Брожик. – М.: Прогресс, 1982. – 188 с.
3. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей / Н.И. Лапин // Социологические исследования. – 1996. – № 5. – С. 3–24.
4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: АЗЪ, 1996. – 928 с.
5. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики / С.Д. Поляков. – М.: Новая школа, 1996. – 160 с.
6. Радугин А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Владос, 1995. – 304 с.
7. Ручка А.А. Ценностный подход в системе социологического знания / А.А. Ручка. – Киев: Наукова думка, 1987. – 289 с.
8. Тугаринов В.П. Избранные философские труды / В.П. Тугаринов. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1988. – 344 с.
9. Фролов И.Т. Наука – ценности – гуманизм / И.Т. Фролов // Вопросы философии. – 1981. – № 3. – С. 27–41.
10. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В.А. Ядов. – М., 1972.

Одной из приоритетных задач педагогической науки на современном этапе является изучение воспитательного потенциала современной семьи с позиции его влияния на подрастающее поколение. Исторически сложилось, что семья является основой общества. Именно в семье и благодаря семье формируются ценностные ориентиры, идеалы, жизненные установки человека в различных сферах его жизнедеятельности.

Семья – это источник духовно-нравственного воспитания детей, первичная модель для построения в дальнейшем собственной будущей семьи. Именно в семье у ребенка формируются различные ценности и ценностные ориентиры. Одной из значимых ценностей, несомненно, является патриотизм. Известно, что патриотизм с латинского языка переводится как отец («pater» – отец). Во всем мире считается, что два таких понятия, как любовь к отцу и любовь к Отечеству, тесно связаны между собой. Именно с них и начинается духовно-нравственное воспитание личности, формирование ответственности за семью, Отечество, формирование семейных ценностей.

Указом Президента РФ от 01.01.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей. Национальную стратегию планируется реализовывать по следующим направлениям: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания; культурное развитие и информационная безопасность несовершеннолетних; здравоохранение и правосудие, дружественные к ребёнку; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства, и пр.

В Федеральном государственном образовательном стандарте указывается на важность осознания школьниками значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи. Это возможно через формирование осознанного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Как видно из вышеперечисленных документов, стратегия развития современного государства нацелена на возрождение традиционных культурных и исторических ценностей, прежде всего семьи, семейных ценностей и государственности.

Современное образование подчеркивает приоритет семьи в воспитании подрастающего поколения и стратегическую важность формирования семейных ценностей. Под ценностями в науке понимаются специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества: благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы (Л.М. Архангельский, В.П. Бездухов, Л.В. Безрукова, В.П. Василенко, В.А. Караковский, А.В. Кирьякова). Ценности выступают также как формы общественного сознания (справедливость и несправедливость), которые не только описывают явления, но и дают им оценку, одобряют, или осуждают их, требуют их осуществления или устранения и в силу этого являются нормативными по своему характеру.

Ценности являются предметом изучения различных наук, в том числе педагогической аксиологии как области знания, рассматривающей образовательные ценности с позиции самоценности человека и осуществляющей ценностные подходы к образованию на основе признания ценностей самого образования.

Приступая к анализу данного понятия, следует отметить, что в разное время в категорию «ценность» вкладывались различные значения. Само понятие «ценность» было введено в 1860-е гг. немецким философом Г. Лотце и отождествлялось им со значимостью, являясь одной из трех сфер: действительности, истинности и ценности. В словаре русского языка С.И. Ожегова значение данного понятия объясняется следующим образом: ценность как цена, стоимость; важность, значение; ценный предмет, явление [4].

Различные аспекты изучения ценностей стали предметом исследований А.И. Арнольда, Л.М. Архангельского, Ю.Д. Гранина, Ю.А. Ефимова, М.С. Кагана, И.С. Кона, В.А. Малахова, И.М. Поповой, А.А. Ручки, В.А. Ядова и др.

Так, согласно В.П. Тугаринову, ценности – это предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны) членам определенного общества, класса или отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала [8].

По мнению С.Ф. Анисимова, «Ценность – есть все значимое для человека, воображаемые предметы или явления (в том числе сам человек как высшая ценность), которые данный объект оценивает, избирает и использует для прогресса общества и развития человеческой личности» [1].

При дальнейшем толковании смысла понятия «ценность» возникает необходимость в классификации дефиниции по различным отраслям научного знания (философии, социологии, психологии).

Так, при анализе философских определений понятия «ценность» (В.Я. Головных, В.И. Плотников, И.Т. Фролов и др.) можно выделить три основные концепции [9]:

– «экономическая» концепция, где ценность рассматривается как общественный предмет, в который вложен необходимый труд, причем не вообще, а в определенной пропорции ко всему совокупному социально-ценностному содержанию общественного труда;

– «социальная» концепция, согласно которой ценности есть специфически социальные явления, некоторые проявления общественных отношений и нормативно-оценочной стороны общественного сознания;

– «потребностная» концепция, с позиции которой ценность – это своеобразная форма проявления отношения между субъектом и объектом, при котором свойства объекта подвергаются оценке в соответствии с тем, как они удовлетворяют потребности субъекта.

Через призму социологических наук ценности рассматриваются как обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения [3].

В психологических исследованиях ценность является важным структурным наполнением личности, интегративной основой индивида, отвечающей за организующую, направляющую и регулятивную роль жизнедеятельности.

Попытки представить типологию понятия «ценность» предпринимались различными исследователями: В.П. Бездуховым, Д.А. Леонтьевым, Г.П. Выжлецовым и др. Одна из наиболее известных классификаций определений исследуемого понятия принадлежит А.А. Ручке, который объединил все многообразие значений данного понятия в четыре группы:

– первая группа – это те определения, в которых делается упор на способности вещей, явлений, процессов, идей, идеалов выступать средством удовлетворения потребностей и интересов людей, служить общественному прогрессу и всестороннему развитию личности;

– вторая группа дефиниций достаточно близка к первой, но в ней указывается на значимость вещей, явлений, процессов, идей для жизнедеятельности социальных субъектов, их потребностей и интересов;

– третья группа акцентирует внимание на том, что ценность является специфической формой проявления отношения между субъектом и объектом по поводу удовлетворения потребностей и интересов субъекта;

– характерной чертой четвертой группы дефиниций считается утверждение о том, что ценности являются специфическими образованиями сознания, выступают в структуре общественного и индивидуального сознания идеалами, обобщенными представлениями о предпочитаемых благах и приемлемых способах их получения, идеальными критериями оценки и ориентаций личности и общества [7].

Помимо указанной, существует множество других классификаций ценностей. Так, А.А. Радугин предлагает следующую систему ценностей:

1) смысложизненные (представление о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);

2) универсальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование, квалификация, правопорядок и т.д.);

3) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т.д.);

4) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);

5) демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет и т.д.) [6].

Согласно В.А. Ядову, можно выделить две группы ценностей: ценности-цели (терминальные ценности) и ценности-средства (инструментальные ценности). В качестве первых, терминальных ценностей, он рассматривает красоту, любовь, свободу, творчество, познание, мудрость, работу, друзей, семью, активную жизненную позицию, уверенность в себе, здоровье, самостоятельность, общественное признание, сохранение мира. В качестве инструментальных ценностей у автора выступают образованность, жизнерадостность, исполнительность, ответственность, терпимость, рационализм, честность, твердая воля, самоконтроль, эффективность в делах [10].

Один из наиболее любопытных подходов к классификации ценностей принадлежит В. Брожику, который выделил основные типы ценностей, определив классификационные признаки:

– во-первых, ценности материальные и духовные;

– во-вторых, ценности действительные и воображаемые или, возможно, «концептуальные» ценности;

– в-третьих, по происхождению и характеру выполняемых функций ценности, согласно автору, можно разделить на первичные, вторичные и третичные, например: биологические потребности, средства труда, средства коммуникации;

– в-четвертых, исходя из генезиса потребностей, различаются априорные и апостериорные ценности;

– в-пятых, с временной точки зрения ценности можно разделить на настоящие, прошлые и будущие;

– в-шестых, можно выделить финальные и инструментальные ценности;

– в-седьмых, деление ценностей на утилитарные, эстетические, правовые, религиозные и т.д. [2].

Если рассматривать ценностные ориентиры, то С.Д. Поляков предлагает разделять их по основанию «человек – общность»:

– человек, как интерес и уважение к своему личностному развитию, физическому Я, реализации себя в деятельности;

– близкие, как семья, друзья, группа, коллектив;

– отечество, как принадлежность к обществу, определенной культуре, ценность демократического общества;

– человечество, как восприятие себя принадлежащим к разнообразной человеческой культуре, ценность согласия, принятие экологических ценностей [5].

Проанализировав различные классификации ценностей и ценностных ориентиров, мы хотели бы акцентировать внимание в нашем исследовании на ценности «семьи» и «семейных ценностях», как основополагающих в любом обществе. Именно в семье, благодаря родителям и другим родственникам, формируются у детей ценности, в том числе семейные, ценностные ориентиры, жизненные установки, которые будут проявляться в разных сферах жизнедеятельности.

Семейные ценности – это взаимосвязь моральных, нравственных, культурных, традиционных особенностей в малой социальной группе, основанная на браке, кровном родстве, при заключении брака, когда два образца ценностей приобретают единый характер в зависимости от социально-исторического значения для общества и учитывая межличностное взаимодействие.

Согласно О.Г. Дробницкому, О.В. Дыбиной, Н.Н. Никитиной, Н.С. Розову, семейные ценности являются ценностями-нормами и выступают как идеальная основа ориентации, идеальные критерии, на базе которых оценивается действительность и совершается выбор поступка, действия.

А.Б. Федулова определяет семейные ценности как социокультурные предпочтения в брачно-семейных сферах (сфере добрачного поведения, выбора брачного партнера, сфере родительства, сфере брачно-семейных отношений, сфере брачно-семейных ролей, сфере супружества). Семейные ценности в этом понимании связаны с ценностными ориентациями членов семьи и способны удовлетворять потребности индивидов, служить их интересам и целям.

В формировании ценностного отношения к семье, по мнению В.В. Абраменковой и О.А. Карабановой, необходимо учитывать позицию детей в системе отношений с родителями, то, какой образ дома, образ своей семьи, образ родителей и системы семейного воспитания сложился у них на данный момент, как активных участников семейной событийной жизни и творцов вместе с родителями семейных отношений.

Что касается развития семейных ценностей, то можно выделить следующие этапы:

1) любовь, (гармония, взаимопонимание, верность, уважение, справедливость, доверие, внимание, доброта, искренность, надежность, ответственность, честность, порядочность);

2) сексуальные отношения;

3) дети;

4) хозяйство, быт, экономика;

5) преемственность поколений, родные, близкие;

6) традиции (семейные, культурные, национальные, светские);

7) здоровье;

8) счастье.

Таким образом, отвечая на вызов современности и отечественного образования, – формирования у подрастающего поколения ценности семьи и семейных ценностей, актуальным и значимым становится исследование многообразия подходов к рассмотрению данных понятий. Анализ современной отечественной и зарубежной литературы с позиций философии, психологии, педагогики и других наук позволил нам определить сущность и многослойную структуру указанных понятий, выделить основные классификационные характеристики. Проведенное исследование сущности и содержания категорий «ценность» и «семейные ценности» с позиции их формирования у подрастающего поколения позволит выстраивать воспитательную работу в данном направлении на научной основе и будет в определенной мере способствовать взращиванию у подростков и молодежи традиционных культурных и исторических ценностей.


Библиографическая ссылка

Дюльдина Ж.Н., Шустова Л.П. КАТЕГОРИИ «ЦЕННОСТЬ» И «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ» В ФИЛОСОФСКИХ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУКАХ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 11-1. – С. 96-99;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36365 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674