Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, КАЧЕСТВО

Иванов Н.П. 1 Малкина Л.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет»
Статья содержит анализ трансформации экономического образования в современной России. Авторы рассмотрели особенности конструирования образовательных программ от «достандартового» времени до сегодняшнего дня на примере медицинского вуза, что позволило выявить положительный опыт и обозначить основные проблемы. Сравнительный анализ соответствия основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) образовательным и профессиональным стандартам показывает, что включение в учебные планы около 30 процентов дисциплин, ориентированных на интересы адресных групп абитуриентов медицинского вуза, структуры которых ежегодно меняются, позволяет обеспечить динамичность формирования образовательных программ, что является необходимым условием качественной подготовки специалистов для практического здравоохранения и его органов управления и в полной мере согласуется с требованиями работодателей и профессиональных сообществ. Непрерывная профильная двухуровневая подготовка бакалавров экономики (профиль – «Экономика и управление в учреждениях здравоохранения») и магистров экономики (магистерская программа – «Экономика здравоохранения») в медицинском вузе позволяет формировать у выпускников необходимые практическому здравоохранению профессиональные компетенции в соответствии с профильными портретами представителей адресных групп обучающихся.
государственные стандарты
профессиональные стандарты
образовательные программы
профильность образовательных программ
компетенции
принцип динамичности формирования образовательных программ
адресные группы
1. Каспржак А.Г., Калашников С.П. Конструирование образовательных программ прикладной магистратуры // Университетское управление: практика и анализ. – 2016. – № 102 (2). – С. 14–24.
2. Малкина Л.В., Воропинова О.А. Основной вектор развития современного экономического образования в России // Современные траектории образовательного процесса в медицинском вузе: материалы I Междунар. науч.-практ.конф. / гл. ред. В.И. Кошель, В.Н. Мажаров. – Ставрополь: Изд.-во СтГМУ, 2016. – С. 90–94.
3. Образование в Ставропольском крае: Статистический сборник/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. – 2015. – С. 46–57.
4. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: законодательно-нормативная база проектирования и реализации: учебно-информационное издание. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009. – С. 4.
5. Чистова Я.С., Динамическое моделирование системы подготовки магистров профессионального обучения: дис. ... канд. пед. наук. – М.: ФГБОУВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева, 2016. – 193 с.
6. O’Neill G., Donnelly R., Fitzmaurice M. Supporting programme teams to develop sequencing in higher education curricula // International Journal for AcademicDevelopment. – 2014. – Vol.19, № 4. – P. 268–280. DOI:10.1080/1360144X.2013.867266.

Продолжающаяся системная перестройка отечественного образования вызывает оживленную дискуссию научной общественности и работников высшей школы относительно его ступеней и уровней, дизайна федеральных государственных образовательных стандартов, целевых ориентиров, моделей организации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП), соответствия тех или иных направлений подготовки обучающихся профилю образовательных организаций.

Поиск путей повышения качества подготовки обучающихся в рамках укрупненной группы направлений и специальностей «Экономика и управление» предопределяются, прежде всего, высоким спросом, сохраняющимся в данном сегменте рынка образовательных услуг на протяжении последнего десятилетия. Так, согласно статистическим данным, в Ставропольском крае ежегодно свыше 30 процентов выпускников государственных вузов и около 50 процентов выпускников негосударственных вузов осваивают образовательные программы в рамках данной группы [3].

Важно подчеркнуть, что необходимость получения экономических знаний в современных условиях выходит далеко за рамки собственно экономического образования. Активное внедрение в Российской Федерации стандартов профессиональной деятельности, стремление к четкой регламентации требований к квалификации работников, способных стать успешными в современных рыночных условиях, их развитое экономическое мышление являются неотъемлемыми компонентами профильного портрета лиц, осуществляющих деятельность во всех отраслях национального хозяйства, в том числе в здравоохранении и социальной сфере.

Ориентированность на профессиональные стандарты, как отправную точку формирования профильного портрета будущих специалистов, позволяет через ОПОП задавать (программировать) конечные результаты обучения в виде приобретаемых итоговых административно-управленческих компетенций, что является веским основанием для включения экономических дисциплин в образовательные программы и учебные планы специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Стоматология» в Ставропольском государственном медицинском университете.

Многие отечественные (А.Г. Каспржак, С.П. Калашников [1], Я.С. Чистова [5] и др.) и зарубежные (Дж. О’Нил, Р. Доннэли) [6] исследователи проблем университетского образования придерживаются точки зрения, что образовательная программа не может быть статична, она должна представлять собой «динамическую среду, развивающуюся во времени». Соблюдение принципа динамичности формирования образовательных программ в профессиональном образовании является необходимым условием, обеспечивающим способность высшей школы адаптироваться к меняющимся экономическим, социальным и производственным условиям.

Анализ эволюции образовательных программ высшей школы в России конца XX – начала XXI в. (табл. 1) показывает, что в советское время проблема острой потребности в развитии сферы материального производства, помноженная на необходимость формирования коммунистического мировоззрения, решалась на основе конструирования образовательных программ подготовки инженеров-экономистов, получавших углубленные знания, в том числе в области технологии производства, на экономических факультетах профильных и политехнических вузов [2].

В перестроечный период, при реальной угрозе развала единого образовательного пространства, встала задача обеспечения нормативно-правового регулирования содержания и результатов образовательного процесса.

В 1992 г. Законом Российской Федерации «Об образовании» вводится понятие государственного образовательного стандарта как документа, регламентирующего формирование основных образовательных программ. С этого момента начался «стандартовый» период конструирования образовательных программ.

В 1994–1996 гг. вводилось в действие первое поколение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Основное назначение данного отрезка «стандартового» времени – сохранение единого базового ядра образования за счет введения инвариантного минимально допустимого уровня содержания и требований к подготовке выпускников.

Как справедливо отмечают отечественные эксперты, ГОС ВПО первого поколения разрабатывались в период стагнации экономики, когда по таким профилям подготовки, как экономика и управление, высшее образование переживало полную ломку привычных марксистско-ленинских догм, в связи с чем содержание программ носило эклектический характер [4]. В подавляющем большинстве содержание стандартов соответствовало требованиям академических сообществ, «при этом были сохранены лучшие традиции советского образования – фундаментальность и широта подготовки».

Однако, обеспечив стабилизацию системы отечественного образования, стандарты первого поколения стали одновременно и факторами ее консервации, так как не представлялось возможным адаптировать разработанные в соответствии с их требованиями образовательные программы к новым проблемам, возникающим в поликультурном обществе, предъявляющим повышенные требования к профессиональной мобильности будущих специалистов и их коммуникативному взаимодействию.

В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.) в 2000 г. были введены в действие ГОС ВПО второго поколения, к позитивным особенностям которых необходимо отнести их согласованность с тарифно-квалификационными характеристиками Минтруда России и требованиями работодателей.

Таблица 1

Эволюция образовательных программ в России

Периодизация

Характеристика социально-экономических условий

Содержание образовательных программ

Советский период («достандартовый» период) – до 1992 г.

Ориентация экономики на развитие отраслей материального производства, прежде всего тяжелого машиностроения, военно-промышленного комплекса. Догматизм в науке и образовании

Образовательные программы носят консервативный характер, основная цель – фундаментальная подготовка специалистов с высшим образованием

«Стандартовый» период

Период действия стандартов первого поколения* (ГОС ВПО) – стандарты вводились с 1994 г. по 1996 г., действовали до 2000 г.

Стагнация экономики, развал единого образовательного пространства, отсутствие учета требований работодателей к подготовке выпускников вузов.

Эклектизм в образовании как реакция на ломку привычных догм

Образовательные программы носят консервативный характер.

ГОС ВПО устанавливает обязательный минимум содержания образовательных программ по циклам дисциплин, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников.

Дидактические единицы для каждой дисциплины определены требованиями стандартов

Период действия стандартов второго поколения (ГОС ВПО) с 2000 г.

до 2010 г.

Преодоление стагнации в экономике, её переход к цивилизованному рынку.

Ориентация образования на потребности национального хозяйства – согласованность требований стандартов с тарифно-квалифицированными характеристиками Минтруда России, учёт требований работодателей

Образовательные программы носят консервативный характер.

ГОС ВПО устанавливает обязательный минимум содержания образовательных программ по циклам дисциплин и требования к условиям их реализации, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников.

Дидактические единицы для каждой обязательной дисциплины определены требованиями стандартов

Период действия стандартов третьего поколения (ФГОС ВПО) с 2010 г. до 2020 г.

Стремительное распространение рыночных отношений в традиционно «нерыночных» сферах национального хозяйства, в том числе здравоохранении, сфере социального обслуживания населения.

Образование ориентировано на запрос со стороны как работодателей, так и потребителей образовательных услуг

ФГОС ВПО устанавливает обязательный минимум содержания образовательных программ по циклам дисциплин и требования к условиям их реализации, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников.

Конструирование образовательных программ переходит от административной к либеральной модели уровневого образования: отказ от жесткой регламентации трудоемкости, состава дисциплин циклов, введение вариативной части.

В стандарте прописаны общекультурные и профессиональные компетенции

Период актуализации стандартов третьего поколения (ФГОС ВО) – с 2015 г., подготовка к введению стандартов четвертого поколения – с 2020 г.

Динамичное развитие рыночной экономики, переход к новому технологическому укладу, структурные сдвиги в экономике.

Системная перестройка образования как ответ на вызовы современности.

Согласованность образовательных стандартов с профессиональными стандартами

ФГОС ВПО устанавливает обязательный минимум содержания образовательных программ и требования к условиям их реализации, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников. Отказ от деления дисциплин по циклам.

Конструирование образовательных программ носит либеральный характер.

В стандарте уточнены общекультурные и профессиональные компетенции, прописаны общепрофессиональные компетенции

Примечание. * – Термины «стандартовый» период, «поколения» (применительно к стандартам) относятся к ненормативной терминологии в том смысле, что они отсутствуют в законодательных и нормативных актах, но тем не менее получили широкое распространение в профессиональном сообществе (прим. авторов).

Вместе с тем в стандартах по-прежнему жестко регламентировались наименования дисциплин, а также дидактические единицы, подлежащие обязательному изучению в рамках реализации образовательных программ. Так, образовательные стандарты по медицинским специальностям предусматривали включение в учебный план дисциплины «Экономика», содержание которой составлял набор дефиниций, стандартный для всех неэкономических высших учебных заведений и формирующих основы экономических знаний, но не затрагивающий рассмотрение вопросов экономики здравоохранения, входящих в сферу профессиональных интересов будущих работников здравоохранения.

Жесткая административная регламентация учебного процесса вступила в противоречие с либеральной моделью государственного регулирования образовательных программ в современной России и уже с середины 2004 г., в целях повышения качества образования, Минобрнауки России активизировало процесс взаимодействия профессионального образования с работодателями, в том числе и за счет регламентированного включения их представителей в состав профессорско-преподавательского состава образовательных организаций.

Переход к третьему поколению стандартов ознаменован лидирующей ролью профессиональных стандартов, т.е. требований, которые предъявляет к работнику конкретная область трудовой деятельности.

В учебных планах подготовки студентов медицинских специальностей СтГМУ сохранена дисциплина «Экономика», но она наполнена принципиально новым содержанием. Её включение в вариативную часть блока 1 «Дисциплины» ОПОП на младших курсах позволило, в соответствии с направленностью программ специалитета, дополнить содержание рабочей программы дисциплины вторым разделом «Экономика здравоохранения», что обеспечивает формирование у будущих медицинских работников новой компетенции, а именно – способность применять и основы экономических знаний в конкретной сфере деятельности – в здравоохранении.

Как показала практика, выполнение студентами второго курса лечебного факультета СтГМУ творческого проектного задания по обоснованию бизнес-идеи создания негосударственной организации медицинского профиля способствует развитию у них мотивации к получению в дальнейшем профильного экономического образования.

На старших курсах студенты специалитета медицинского вуза вновь обращаются к проблемам отраслевой экономики в рамках изучения дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения», что способствует закреплению и углублению профессионального интереса в данной области. Таким образом, стало возможным формировать у обучающихся дескрипторы компетенций, соответствующих требованиям профессиональных стандартов.

Актуализация стандартов через уточнение набора компетенций, планируемый переход к стандартам четвертого поколения, позволила сделать процесс управления образовательными программами динамичным и непрерывным.

В этой связи авторы разработали две основные профессиональные образовательные программы подготовки укрупненной группы направлений «Экономика и управление»: ОПОП направления подготовки 38.03.01 – «Экономика» (уровень бакалавриата) профиль «Экономика и управление в учреждениях здравоохранения» и ОПОП направления 38.04.01 – «Экономика» магистерской программы «Экономика здравоохранения» для подготовки кадров в медицинских вузах страны.

В рамках реализации динамичного подхода к конструированию образовательных программ особо учитывалась необходимость создания соответствующего образовательного пространства, ориентированного на обеспечение условий для самостоятельного формирования обучающимся выбранной им образовательной траектории. В этой связи в рамках университетских образовательных программ были выделены адресные группы получателей экономических знаний в динамике (рисунок).

Именно от адресной группы зависит не только конкретное наполнение реализуемой образовательной программы (в части выбора дисциплин вариативной части и дисциплин по выбору ОПОП), но и формулировка образовательных результатов, определение их критериев и способов измерения.

Причем при выборе оценочных процедур, форм промежуточного и итогового контроля, проработке их содержательного наполнения следует учитывать, что на освоение одной и той же образовательной программы нацелены различные адресные группы, структура которых также изменчива во времени.

pic_50.wmf

Адресные группы образовательных программ СтГМУ

Таблица 2

Структура адресных групп абитуриентов ОПОП направления подготовки 38.03.01 «Экономика» (уровень бакалавриата), %

№ п/п

Адресные группы

Годы

2011

2016

1

Организаторы здравоохранения

62

3

2

Работники практического здравоохранения

14

23

3

Преподаватели вузов

10

3

4

Прочие категории

14

7

5

Выпускники и студенты СтГМУ

64

Как показано в табл. 1, структура потребителей образовательных услуг, предлагаемых университетом в 2016 г. по программе бакалавриата «Экономика», профиль «Экономика и управление в учреждениях здравоохранения», претерпела кардинальные изменения по сравнению с 2011 г. (первый набор обучающихся).

Организаторы здравоохранения (главные врачи, заместителей главных врачей), составлявшие в 2011 г. ядро обучающихся по данной ОПОП (свыше 60 процентов), с момента открытия магистратуры в 2015 г. стали основной адресной группой магистерской программы «Экономика здравоохранения». Их профильный портрет формировался авторами в том числе с учётом проекта профессионального стандарта «Руководитель в организации».

Вместе с тем возможность расширить экономические знания, полученные в ходе освоения программ специалитета, получить высшее экономическое образование как дополнительное к медицинскому, сформировало новую адресную группу бакалавриата – выпускники и студенты специалитета СтГМУ, удельный вес которых в 2016 г. составил 64 процента. В рамках динамичного подхода при формировании профильного портрета данной адресной группы разработчики учли требования, прописанные в профессиональных стандартах «Специалист по педиатрии» (код 02.001), «Специалист в области медико-профилактического дела» (код 02.002), «Врач-стоматолог» (код 02.005), утвержденных в 2015–2016 гг. соответствующими приказами Министерства труда России.

По результатам анкетирования обучающихся, относящихся к данной адресной группе, свыше 90 % респондентов отметили высшую степень заинтересованности в исследовании отраслевых проблем экономики здравоохранения (выбрав по 10-балльной шкале 10 баллов). Высокая мотивации к аналитической и научно-исследовательской деятельности адресных групп послужила обоснованием выбора авторами академической направленности образовательных программ бакалавриата и магистратуры для подготовки укрупненной группы направлений «Экономика и управление», а сфера интересов – их профиль, соответствующий профилю медицинского вуза.

Большинство обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры – это взрослые люди, совмещающие обучение с профессиональным становлением и способные самостоятельно выбирать пути достижения поставленных целей при освоении образовательной программы. Как видится авторам статьи, основная задача администрации и профессорско-преподавательского состава университета – всемерно способствовать данному процессу, динамично изменяя содержание учебного, научно-исследовательского, воспитательного и прочих компонентов образовательного процесса, исходя из современных реалий.

Своевременность реализации такого подхода предопределяется также приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 844 от 26 ноября 2015 г. «Об организации работы по формированию научно-образовательных медицинских кластеров».

В частности, для научно-образовательного медицинского кластера «Северо-Кавказский» координация действий его участников по разработке и реализации образовательных программ, актуализации их формата и содержания позволит обеспечить развитие горизонтальной и вертикальной мобильности обучающихся с предоставлением им возможностей перехода с одного образовательного уровня на другой или с изменением образовательной траектории в пределах одного уровня профильного образования.

В целом же развитие межкластерного сотрудничества в Российской Федерации является определяющим условием для развития и повышения качества системы уровнего профессионального образования.


Библиографическая ссылка

Иванов Н.П., Малкина Л.В. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, КАЧЕСТВО // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 10-1. – С. 141-146;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36294 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674