Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ

Ганьшина Г.В. 1 Шляпина Е.Д. 1
1 Московский городской педагогический университет
В статье рассматривается роль социально-культурной анимации в формировании лидерских качеств подрастающего поколения, которая позволяет стимулировать интеллектуальную, творческую, эмоциональную жизнь детей и подростков, тем самым создавая необходимые условия для более высокой степени самореализации и самовыражения. Необходимость формирования лидерских качеств в подростковом возрасте связана со склонностью к социально активному поведению в силу психофизиологических особенностей данного возрастного периода. Социально-культурная анимация, удовлетворяя потребности личности в активной творческой деятельности, становится важнейшим средством формирования лидерских качеств подростков в процессе становления полноценной многогранной личности, тем более что современная социокультурная ситуация в России предоставляет юному поколению все необходимые возможности для проявления социальной активности во всех сферах общественной жизни.
социально-культурная анимация
анимационная деятельность
лидер
лидерские качества
подростки
дети
1. Бабаева Е.В.. Ганьшина Г.В. О роли студенческого самоуправления вузов Москвы в интернациональном воспитании молодежи: исторический опыт 1970–1980 гг. Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/article/view id=24963.
2. Ганьшина Г.В., Бабаева Е.В. Анимация в системе организованного досуга туристов // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 6–3 (59–3). – С. 554–557.
3. Ганьшина Г.В., Бабаева Е.В, Умеркаева С.Ш. // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2015. – № 10. – С. 225–230.
4. Ганьшина Г.В., Грибкова Г.И., Бабаева Е.В. Интерактивные технологии в образовательных программах учреждений музейного типа // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 6–3 (59–3). – С. 870–873.
5. Ганьшина Г.В., Левина И.Д. Сущность и содержание рекреативных технологий социально-культурной деятельности // Общество и экономика в эпоху глобализации: сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции. ООО «Экспертно-консалтинговый центр Интеллект». – 2016. – С. 75–80.
6. Ганьшина Г.В., Шляпина Е.Д. Развитие социально-культурной анимации в России // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 6–3 (59–3). – С. 49–52.
7. Ганьшина Г.В., Шляпина Е.Д. Социально-культурная анимация как конструктивный способ преодоления социального отчуждения личности // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 6–3 (59–3). – С. 956–960.
8. Глинчиков В.В. Кому нужен детский лагерь // Народное образование. – 2011. – № 3. – С. 210–215.
9. Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года». – URL: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf. (дата обращения: 15.03.2016).
10. Мосволонтёр. Проекты. – URL: https://mosvolonter.ru/static/projects (дата обращения: 29.06.16).
11. Никитский М.В. Теоретические и исторические аспекты современной социокультурной анимационной деятельности // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. – 2008. – Вып. 3(10). – 36 с.
12. Проблемы личностного роста и личностного роста и личностной зрелости / Ильясов А.А., Усова А.В. // Череповецкие научные чтения – 2014: материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 3 ч. Ч. 2: Педагогика, психология, методика преподавания / отв. ред. Н.П. Павлова. – Череповец: ЧГУ, 2015. – С. 84–85.
13. Пушкарева Т.Г. Социально-культурная анимация как средство формирования социальной компетентности обучающихся // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы международной научно-практической конференции. – М.: Литера, 2013. – № 10. – С. 321–328.
14. Фомина А.Б. Публичный доклад в системе управления деятельностью учреждения дополнительного образования детей / А.Б. Фомина, М.В. Богомолова. – М: МГДД(Ю)Т, 2011. – 48 с.
15. Цепкова А.Н. Личностный подход как фактор становления личностной парадигмы образования // Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов IХ Международной научно-практической конференции / под. общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: НГТУ, 2011. – С. 85–90.
16. Шляпина Е.Д. Организация досуга подростков средствами социально-культурной анимации // Социально-гуманитарные науки: история, теория, практика: сборник материалов научно-практической конференции. – М., 2015. – С. 51–52.

Интенсивные изменения в социально-экономической сфере России ставят перед обществом новые задачи, определяют новые приоритеты. Модернизация сферы образования ориентируется на самоопределение личности, создание условий для личностной самореализации каждого. Особенно актуальной остается проблема активного включения детей и подростков в социальные отношения, ведь именно в школьном возрасте формируется личность человека, расставляются ориентиры и приоритеты. Повышение общекультурных и профессиональных требований общества к молодежи влечёт за собой необходимость в её самообразовании, саморазвитии [1]. Это находит отражение в «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р), Законе РФ «Об образовании» 2012 г. [9].

Современное состояние российского социума обуславливается следующими противоречивыми процессами: активизацией социокультурного творчества различных групп населения и одновременным усложнением процесса адаптации молодого поколения в обществе. Данное противоречие создает необходимость развития социально-культурной сферы, включения молодого поколения в различные формы содержательного досуга, направленного на формирование здоровой многогранной личности [16, с. 85–90].

Развитие отечественного образования характеризуется переходом к личностной парадигме. Ориентация на личность становится закономерным этапом, ведь только усвоение некой суммы знаний не является фактом становления человека личностью. Личность – это не только природное и социальное существо, это человек, наделенный речью, сознанием, творческим началом, обладающим способностью выбора собственного жизненного пути, в ходе которого он преобразует не только окружающий мир, но и самого себя. Исходя из этого, мы рассматриваем личностный подход как необходимое условие организации обучения и воспитания. Ориентация на личность позволяет не только раскрыть воспитаннику свои внутренние возможности, но и сформировать необходимые социальные, гражданские, ценностные ориентиры через непосредственное включение его в активную деятельность. Личностный подход позволяет отойти от таких понятий, как успеваемость и качество полученных знаний, тем самым ориентируясь на уникальность и целостность каждого воспитанника [15, с. 85–90]. Личностные установки, смыслы, особенности поведения человека зависят от характеристики личности, соответственно, смена ценностных ориентиров человека приводит к изменениям в его поведении. Трактовка понятия «личность» представлена в трудах отечественных и зарубежных ученых. Концепция Э. Эриксона состоит в том, что человек за свою жизнь проходит некоторое число ступеней, характерных для всего общества в целом. Процесс этот связан с процессом личностного взросления, созревания, т.е. с поэтапным развитием личности, когда человек готов развиваться и двигаться дальше, расширять свой кругозор, расти в своих собственных глазах и глазах общества в целом. З. Фрейд считал, что развитие личности проходит 4 стадии психосексуального развития. Остановка на какой-либо стадии связана с неразрешенными внутренними конфликтами человека. А. Адлер связывал формирование личности с развитием социального интереса и «стилем жизни», который зависит от выбора друзей, работы и любви. А. Маслоу утверждал, что для зрелой личности характерна мотивация самореализации, которая возникает на основе потребностей, среди которых выделял потребности в пище, крове, уюте, безопасности, признании и самовыражении [12, с. 84–85].

Среди большого количества разнообразных теорий и концепций можно проследить общую мысль – личность и личностный рост рассматривается как безусловная ценность. Человек должен стремиться к самореализации, находя тем самым себя и свое место в мире. Уровень развития личности ярко отражается в выборе человеком видов досуговой деятельности, ведь чем активнее используется свободное время, тем целенаправленней формируется жизненная позиция личности.

Яркой чертой личности, позволяющей статусно выделиться среди сверстников, является проявление лидерских качеств. Для подростков лидерство – это возможность показать себя и свое отношение к миру, это умение ставить цели и достигать их, способность быстро ориентироваться в абсолютно разных жизненных ситуациях и стараться находить оптимальные решения.

Решить проблему эффективной социализации и актуализации личности способен относительно новый, но стремительно развивающийся особый вид культурно-досуговой деятельности общества, основанный на технологиях оживления окружающей социальной среды и включенных в нее субъектов – социально-культурная анимация [11]. Социально-культурная анимация удовлетворяет потребности личности в разнообразной насыщенной деятельности, в общении, творчестве. Анимация отвечает за духовное развитие, гармонизацию общества, личностный рост участников социокультурного процесса, а также способствует преодолению социокультурного отчуждения и интеграции различных категорий населения посредством включения в разнообразные досуговые программы, решая тем самым проблемы социализации и самоактуализации личности [13, с. 49–52].

Анимационная деятельность может выступать эффективным средством формирования способности личности к преобразованию окружающей действительности, т.к. социокультурная анимация обусловлена широким потенциалом и полифункциональностью [7, с. 956–960]. Мы считаем, что при правильно организованной анимационной деятельности возможно создание условий для гармоничного развития личности или же корректировки уже существующих личностных установок воспитанников. Эффективность использования социокультурной анимации для формирования здоровой многогранной личности заложена в самой ее структуре, в многообразии методов, форм, технологий работы с населением и отдельными группами людей, в том числе детьми и подростками [13, с. 321–328].

Рассмотрение феномена личностной ориентации применительно к подростковому возрасту объясняется тем, что именно этот жизненный период наиболее связан с проявлением социальной активности, в этом возрасте подрастающее поколение максимально старается проявить себя, и не всегда позитивно. Ограждение от нежелательных форм активности, девиантного поведения, стимулирование общественно значимой деятельности дает возможность воспитать высоконравственное и общественно активное поколение, способное к проявлению инициативы и ответственности за принятые решения.

Наиболее эффективным периодом времени для формирования этих качеств выступает досуговая сфера. Осуществляясь в свободное время, досуг привлекает своей демократичностью, многообразием форм и видов деятельности, добровольностью [16, с. 51–52].

Выделим несколько уровней досуга:

– отдых, необходимый для восстановления сил и душевного баланса, пассивный или активный;

– развлечение, выполняющее роль «психической разрядки», компенсирующее отсутствие разнообразия бытовой жизни;

– просвещение, служащее средством повышения уровня образования, воображения, а также приобщающее к культурным и нравственным ценностям;

– творчество, необходимое для самовыражения и самореализации;

– созерцание природы, освобождающее от рутинности бытия;

– праздник, служащий для преобразования и окрашивания действительности в яркие цвета [14].

Все перечисленные уровни досуга неразрывно связаны между собой, образуя тем самым особую среду, где у подрастающего поколения появляются все условия для гармоничного развития, стимулирования свободы творчества в многообразии форм и видов досуговой сферы. Рационально используя свое свободное время, участвуя в увлекательных анимационных программах, подросток реализует свой творческий потенциал и формирует необходимые жизненные ценности.

Организуя свободное время молодежи, прививая ей умения и навыки культурного проведения досуга, вовлекая ее в различные виды анимационных программ, мы не только повышаем эффективность воспитания и обучения, но и создаем необходимые предпосылки для того, чтобы развитие личности протекало максимально продуктивно и в зрелые годы человека, когда он совершенно самостоятельно организует свое свободное время, свой досуг, общение с людьми, с миром науки, искусства, культуры, с природой, со всей окружающей действительностью [2, с. 554–557].

Взаимодействие в сфере анимационной деятельности носит добровольный и избирательный характер. Такое взаимодействие в значительной мере дифференцировано, индивидуализировано и вариативно, его воспитательная эффективность определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они себя ощущают личностями и видят личность в каждом, с кем общаются [3, с. 227].

Функционирование анимационной деятельности происходит по нескольким направлениям: в деятельности учреждений культуры, туризма, средств массовой информации, реабилитационных центров, учреждений дополнительного образования и т.д. [4, с. 872]. Функциональный подход к анимационной деятельности превращает ее в эффективный технологический процесс, нацеленный на получение позитивных результатов. Технологии анимационной деятельности активно реализуются в сфере туризма, спортивно-оздоровительного отдыха, гостиничных комплексах, санаториях, курортных здравницах, домах и базах отдыха, профилакториях, оздоровительных центрах, театрах, музеях, выставках, культурно-досуговых центрах, парках культуры и отдыха, центрах семейного досуга, летних и зимних лагерях отдыха, детских и подростковых учреждениях дополнительного образования, центрах реабилитации, а также в работе социально-педагогических учреждений [5, с. 77].

Одним из примеров такого грамотно организованного пространства для развития личности подрастающего поколения является социально-культурная деятельность детского оздоровительно-образовательного центра «Команда». Появившийся благодаря поддержке Департамента образования города Москвы детский центр «Команда» стал местом притяжения актива ученического самоуправления. Попасть в «Команду» можно только заслужив, «заработав» право находиться в списке активным трудом. В лагере отдыхают мотивированные дети, случайных людей там практически нет. Основная часть любой программы детского центра «Команда» образовательная. На базе центра проходит финал ежегодного конкурса актива ученических школьных самоуправлений города Москвы «Вожатый и его команда». Участвуют в конкурсе команды активистов школьного самоуправления вместе со своим педагогом. Районные и окружные этапы конкурса выявляют самую сплоченную, дружную команду. Участвовать в этом конкурсе не только престижно, но и просто увлекательно. Ведь у ребят и педагогов появляется возможность познакомиться с единомышленниками, набраться опыта, поделиться идеями и наработками.

Также центр осуществляет подготовку детского актива ученического самоуправления и старших вожатых школ, развивая детское самоуправление и общественное движение. Образовательная программа состоит из трех модулей-смен:

– Модуль «Команда» для 5–6 классов – введение в школьное самоуправление, организация активной работы в группе;

– Модуль «Основа» для 7–8 классов, студентов колледжей – подходит для активистов самоуправления;

– Модуль «Лидер» для учащихся 9–11 классов, студентов колледжей – подходит для организаторов ученического самоуправления, обучает социальному проектированию, моделированию школьного самоуправления в школе.

Образовательная программа строится на основе принципа деятельностного образования: дети в течение смены создают и работают над собственными проектами команд и вожатских отрядов, моделируют различные ситуации, находятся в поиске путей решения моделируемых проблем. И даже при завершении смены и возвращении домой ребята могут продолжать свое обучение дистанционно, на базе Методического центра – в школьных компьютерных классах и у себя дома, решая задания и задавая вопросы онлайн, а также на краткосрочных сессиях от двух до семи дней в детском центре «Команда» [8, с. 210–215].

Еще одно активно развивающееся движение в мире и России – волонтерство. Волонтером может стать каждый, вне зависимости от возраста, вероисповедания и политических взглядов. Сейчас волонтерство – актуальное явление, а добровольцы, участвующие в различных акциях, - творческие, активные, инициативные личности. В Москве создан общий информационный портал, который включает все волонтерские инициативы столицы, где каждый желающий может найти интересные мероприятия для себя и поучаствовать в различных социально значимых проектах. Ресурсный центр «Мосволонтер» создан при поддержке Департамента культуры города Москвы 21 февраля 2014 г. с целью популяризации, развития добровольческой деятельности в г. Москве. Приведем несколько примеров постоянно действующих проектов:

– Добрая Москва – проект, созданный для оказания помощи в социализации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Волонтеры проводят различные профориентационные занятия, знакомят воспитанников с миром профессий, дают возможность приобрести необходимые умения и навыки для последующей самореализации. Проект «Добрая Москва» – это 20 детских домов, 3000 воспитанников, 1500 волонтеров.

– Проект «ВНУК» – «ветеранам нужен уход и компания». Это общественное волонтерское движение поддержки пожилых людей. Добровольцы оказывают различную помощь маломобильным и одиноким пенсионерам – от закупки продуктов питания, лекарств до уборки и мелкого ремонта. И, конечно же, составляют одиноким дедушкам и бабушкам компанию, ведь им необходимо общение и заинтересованные собеседники. Вместе волонтеры и подопечные участвуют в различных культурных программах, посещают концерты. Также волонтеры реализуют проект «Бабушка Блогер» – обучение пожилых людей компьютерной грамотности и работе в интернете.

– Проект «Арт-волонтерство» – направление работы волонтеров в сфере культуры и искусства, в различных пространствах (от библиотек до театров и музеев). Арт-волонтеры помогают проводить различные фестивали, ярмарки, крупные городские мероприятия. Добровольцы могут попробовать себя в роли художника, фотографа, аниматора, экскурсовода и многих других [10].

Социокультурная анимация, как современное направление работы с различными категориями населения, способствует самоорганизации всех слоев общества, активизации внутреннего потенциала каждого участника социально-культурного процесса. Главная цель анимации в первую очередь удовлетворение потребностей людей в разнообразной, интересной деятельности, которая будет способствовать социализации, самореализации, раскрепощению, оздоровлению, рекреации и приобщению к культурным ценностям. Необходимо отметить, что развитие социальной активности и лидерских качеств подрастающего поколения средствами социально-культурной анимации способствует не только расширению кругозора и круга общения, но и позволяет подростку реализовать свой творческий потенциал, расширить спектр своих возможностей, проявить свою индивидуальность и сформировать блок моральных, культурных, гражданских ценностей.


Библиографическая ссылка

Ганьшина Г.В., Шляпина Е.Д. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 10-1. – С. 123-127;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36290 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674