Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

О ЗНАЧЕНИИ ТЕЗАУРУСА КАК ПОНЯТИЙНОЙ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Алексеева Т.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения»
В статье рассматривается проблема подготовки педагогов, способных к применению инновационных технологий в своей профессиональной деятельности, подчеркивается важность инновационной готовности педагога для совершенствования образовательного процесса. Автор акцентирует внимание на изучении педагогами понятийно-категориального аппарата как основы успешной инновационной деятельности, поскольку именно в нем отражается научная действительность. Исследованы и проанализированы мнения ученых о значении тезауруса, усвоение которого сопряжено с таким сложным процессом человеческой психики, как интериоризация. Кроме того, в условиях подготовки педагогов к непрофильной инновационной деятельности установлено, что приоритет необходимо отдавать изучению базисных понятий, при этом структуризацию и формирование понятийно-категориального аппарата производить с целью создания у педагога оптимально необходимого денотата, максимально приближенного к предметно-тематической действительности. В заключение обозначена необходимость интерпретации понятийно-категориального аппарата инновационной деятельности в зависимости от предметной области педагога, что, несомненно, окажет содействие в формировании инновационной готовности педагога.
педагогические технологии
педагогическая деятельность
инновационная готовность педагога
педагогический понятийно-категориальный аппарат
информационно-педагогический тезаурус
1. Бовтенко М.А., Гарцов А.Д., Ельникова С.И., Жуков Д.О., Руденко-Моргун О.И. Компьютерная лингводидактика: теория и практика: курс лекций / под ред. А.Д. Гарцова. – М.: Изд-во РУДН, 2006. – 204 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
3. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.
4. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.: Политиздат, 1982. – 250 с.
5. Моррисон М. HTML и XML. Быстро и эффективно. – СПб.: Питер, 2005. – 303 с.
6. Мусницкая Е.В. Учебник французского языка: учеб. для вузов / Е.В. Мусницкая, М.В. Озерова. – М.: Гардарики, 2000. – 756 с.
7. Носкова Т.Н. Психодидактика информационно-образовательной среды: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 171 с.
8. Роботова А.С. Учебное пособие как введение в педагогику // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2009. – № 5. – С. 27–34.
9. Хорбенко И.Г. Звук. Ультразвук. Инфразвук. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Знание, 1986. – 192 с.

В современном обществе в эпоху стремительно развивающегося технического прогресса, сатурирования информационными технологиями большинства сфер человеческой деятельности существует потребность в специалистах широкого профиля, владеющих профессиональными знаниями как в своей области деятельности, так и в области компьютерных технологий. Информатизация активно проникает и в гуманитарные области, такие как экология, социология, юриспруденция, лингвистика и т.д. Четко прослеживается информатизация образования. Сложившиеся условия объективно создают предпосылки для создания структуры инновационного типа всей педагогической деятельности. Результативная интеграция информационных технологий в образовательное пространство зависит от многих причин, поэтому необходимо найти такие научные подходы, которые позволят прогнозировать, выявлять условия и факторы, влияющие на качество организации информационно-образовательного пространства.

Одним из приоритетных направлений, влияющих на качество организации информационно-образовательного пространства, процесса информатизации образования, является подготовка инновационных педагогических кадров. В целом мировая тенденция перехода к формам образования, использующих информационные технологии, прослеживается практически во всех вузах. Сегодня современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения (лекции, семинары, лабораторные занятия, уроки и т.д.). Однако расширение объема и доступности информации, к сожалению, не означает улучшения и повышения качества образовательного процесса. При этом важна инновационная готовность педагога, которая претерпевает существенные преобразования под влиянием развития новых информационных технологий. Инновационные технологии со всеми своими возможностями и ресурсами являются результативным средством реализации определенных целей и задач в процессе обучения.

В практике обучения наряду с основным учебником всегда использовался (и продолжает использоваться) сложный комплекс обучающих средств: печатные издания (учебники, пособия, сборники упражнений, заданий, тестирующие материалы, тренажеры, наглядные пособия и т.п.); аудиоресурсы; учебные кинофильмы, электронные ресурсы и т.д. Сегодня теория обучения в парадигме формирования нового стиля жизни человечества и глобальной информационно-образовательной среды непосредственным образом связана с развитием электронных, цифровых, телекоммуникационных технологий и их непрерывным сверхдинамичным усовершенствованием. Возможности, предоставляемые современными информационными технологиями, настолько значимы для обучения, что уже сложно представить себе одно без другого. Использование электронно-образовательного контента в учебном процессе позволяет повысить эффективность воздействия на формирование различных компетенций и совершенствование компетентностей обучающего. Необходимость применения информационных технологий в обучении в настоящее время общепризнана, обучение с использованием компьютеров становится неотъемлемой частью учебного процесса, растет интерес к этой области методики.

Современное развитие технологии телематики способствовало появлению новых моделей обучения – виртуальных университетов. В структуре этой модели четко вырисовываются две составляющие. Первая составляющая полностью реализует потенциальные возможности технологии видеоконференцсвязи, используемой в учебных целях. Эти технологии позволяют группам учащихся и отдельным обучаемым встречаться с преподавателями и между собой, находясь на любом расстоянии друг от друга, также они могут быть использованы для проведения семинаров, индивидуальных консультаций, обсуждения отдельных сложных вопросов изучаемого курса. Помимо передачи звука и изображения компьютерные видеоконференции обеспечивают возможность совместного управления экраном компьютера: создание чертежей и рисунков на расстоянии, передачу фотографического и рукописного материала и т.д. Однако средства коммуникации должны быть дополнены образовательными электронными ресурсами, которые будут второй составляющей, обеспечивающей оперативный доступ к образовательным информационным ресурсам, представленным в виде мультимедийных технологий: удаленные базы данных, информационно-справочные системы, библиотеки, средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний). Проектирование электронных образовательных ресурсов, направленных на осуществление запланированных видов деятельности субъектов по формированию соответствующих компетенций, является приоритетной задачей инновационного педагогического образования для решения проблемы совершенствования системы обучения и повышения качества обучения. Исследование проблемы ресурсного проектирования, удовлетворяющего задачам обучения, – это серьезный вопрос методической целесообразности, который до сих пор продолжает оставаться весьма актуальным.

Для создания качественной современной автоматизированной обучающей программы разработчику необходимо кроме знаний в своей предметной области обладать компетентностью в различных областях научного знания: психолого-педагогической, методической, информационно-технической, психолингвистической и др. Для эффективного функционирования обучающего в электронной среде обучения с целью реализации результативного влияния на познавательный процесс (усвоение, обработка, хранение, анализ и синтез учебной информации), особое значение приобретают методы представления и визуализации исходных данных, промежуточных результатов обработки. Они должны обеспечивать единую форму представления текущей и конечной информации в виде отображений, адекватных зрительному восприятию человека и удобных для однозначного толкования полученных результатов.

Следует отметить, что от умения реализовывать потенциальные возможности составляющих виртуального университета зависит интенсификация учебного процесса. Требуется реализация максимально рациональной структуры и функций модели виртуального университета. Необходимо по-детальное изучение составляющих и связи между ними, т.к. очевидно, что просто перевода имеющегося и появляющегося учебного материала в компьютерную форму недостаточно. Интеграция самостоятельной работы студентов с режимом видеоконференцсвязи позволит получить автоматизированную обучающую среду качественной, обоснованной, высокоорганизованной, результативной, отвечающей изменяющейся действительности и человеческим потребностям в коммуникации.

Основная проблема проектирования и создания электронных образовательных материалов связана с недостаточной подготовкой и готовностью педагогов к перспективным изменениям в профессиональной деятельности. Даже сверхсовременные инновационные технологии не обеспечат необходимого эффекта, если они будут использоваться неумело, без необходимой методической подготовки и разработки дидактических материалов, с нарушением эргономических и психолого-педагогических требований, с необоснованным расширением областей их применения, т.е. методически неграмотно. Также еще одна из причин слабого использования инновационных технологий многими педагогами состоит в том, что не все педагоги, особенно с гуманитарным образованием, умеют обеспечить техническую работоспособность различных средств обучения. Боязнь технической сложности аппаратуры и затруднений, возникающих при ее неисправности, является сильнейшим психологическим барьером для широкого использования инновационных технологий. И чем современнее и дороже по цене они становятся, тем менее охотно многие педагоги склоняются к их использованию. Поэтому организация современного учебного процесса обучения с использованием инновационных технологий обязывает педагога, независимо от его предметной области деятельности, пройти определенную подготовку в области компьютерных технологий с целью адекватного использования их возможностей в своей предметной области.

Предметная область информационных технологий, как любая другая научная область, является достаточно информативной. Обязательное постоянное изучение, растущих возможностей информационных технологий в ракурсе их профессионального практического использования в учебном процессе диктуется некоторыми обстоятельствами в сложившихся условиях: стремительное замещение аналоговых технологий цифровыми, появлением новых отношений между субъектами образовательного процесса, постепенным изменением в законодательной базе, обеспечивающей развитие компьютерных форм обучения на основе современных информационных технологий. Осведомленность о текущем положении дел, подготовленность и грамотность в области инновационных технологий позволит педагогу влиять на качество и совершенствование компьютерных продуктов, т.е. позволит педагогу не попадать в зависимость от программиста и стать субъектом информационных процессов в своей предметной области и, следовательно, создавать и прогнозировать педагогические инновации, которые неизбежно появляются в связи с развитием информационных технологий.

Компьютер является неотъемлемым атрибутом информационных технологий, без знания которых современный педагог не может в полной мере ориентироваться в происходящих событиях, а как педагогу ему еще нужно этими событиями управлять, видя вновь возникающие события. И хотя с формальной точки зрения компьютер относится к техническим средствам обучения, всё же с появлением все более совершенного программного обеспечения все четче проявляются тенденции, которые свидетельствуют об изменении роли средств компьютерного обеспечения для педагога. Если еще недавно педагогу предлагалось лишь совместное сотрудничество с программистом по созданию, как правило, замкнутой обучающей программы, то сейчас стратегия изменилась кардинально. Анализ современных процессов, происходящих в педагогической деятельности, показывает, что неуклонно растет процент программных средств, позволяющих педагогу самостоятельно создавать учебные материалы для разных видов деятельности, при этом перенос в новые технологические условия уже накопленного педагогом опыта в своей предметной области облегчит задачу и ускорит процесс проектирования и создания электронных образовательных ресурсов.

Для современного этапа развития отраслей науки и жизнедеятельности общества характерно, считает О.Н. Шилова, образование новых информационных понятий. В данных условиях в интересах современного педагога сделать информационный поток помощником своей многообразной профессиональной деятельности, т.е. уметь как можно точнее, надежнее и оперативнее управлять информационными понятиями [9]. Инновационная деятельность педагога также требует изменения качества образовательной информации в сторону научности, абстрактности, применения разных способов ее представления, хранения, поиска: вместе с вербальной формой используются другие – невербальные, символические, визуальные; предусматриваются кардинальные преобразования в организации учебного процесса, обеспечивающие процесс нововведений.

Многие исследователи отмечают, что средством отображения меняющейся действительности является понятийно-категориальный аппарат мышления и деятельности, который только тогда может быть достаточно адекватным, когда он сам тоже постоянно меняется, внутренне совершенствуется, поскольку именно в нем отражается динамика развития науки и ее продвижения вперед. Процесс расширения, приращения понятийно-категориального аппарата связан, прежде всего, с пониманием объектов и предметов, представленных новыми направлениями научного знания. В этой связи процесс формирования, структурирования, описания и обоснования тезауруса как понятийной основы инновационной деятельности педагога, образующей информационный потенциал инновационной деятельности, оказывающей систематизирующее влияние на формируемые знания и мышление, становится предметом научного исследования.

Каждая наука имеет свою терминологию и понятийно-категориальный аппарат, вписывающиеся в логику научных рассуждений, формирующие научную позицию, занимающие свое место в системе научного знания, в научной картине мира. По-мнению П.Д. Павленока [6], усвоение и пользование понятийно-категориальным аппаратом является свидетельством профессионализма в той или иной области (или в нескольких) знания. Тезаурус представляет собой сложное личностное образование – динамично развивающуюся открытую систему накопления, преумножения, представления информации, знаний, человеческого опыта, являющуюся информационно-знаниевой основой образования, инновационной деятельности; характеризуется наличием интегративной системы знаний, уровни и компоненты которой могут активизироваться под влиянием внешних стимулов и внутренних побуждений, представлений, отношения к инновационной деятельности; определяет осуществление и реализацию индивидуальных возможностей в инновационном самосовершенствовании; проявляется в различных видах профессиональной деятельности, а также выполняет организующую, управляющую и стимулирующую роль, способствует приобщению педагога к инновационной деятельности [5].

В связи с этим внимание следует сконцентрировать на базовых знаниях, ведущих понятиях конкретной предметной области. Трактовка базисных понятий чрезвычайно важна, поскольку от них зависит понимание учебной дисциплины как системы, отражающей науку. А.С. Роботова считает, что отказ от унифицированных, стереотипных определений приводит к размыванию языкового и, как следствие, научного базиса науки. Особенное значение надо придавать понятиям и терминам, имеющим длительную историю существования, поскольку их «языковая закрепленность» [8] выступает условием всеобщего понимания их значений.

Владение педагогами, осваивающими или освоившими информационные технологии, разным тезаурусом может привести к тому, что знания будут выстраиваться в систему вокруг разных по смыслу понятий и категорий, значение которых отличается часто не тонкостями семантических оттенков, а сущностно [1]. Учитывая вышесказанное, а также для активизации познавательного, научно-теоретического отношения к информационным технологиям и с целью овладения их научной идеей, необходимо обязательное усвоение системой базовых знаний данной научной области.

При усвоении базовых знаний научной области особую значимость приобретает учет особенностей протекания внутренних познавательных процессов человека – процесс интериоризации, который неразрывно связан с предшествующим ему процессом обработки поступающей информации. Термин интериоризация (франц. interiorisation – переход извне внутрь, лат. interior – внутренний) был впервые введён Л.С. Выготским и означает формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоение жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом [2, 3]. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Так, Т.Н. Носкова считает, что в процессе передачи учебной информации возникает необходимость создания таких условий, «при которых учащийся ее интериоризирует – присвоит, сделает своей собственной, включит ее в свой внутренний психологический мир» [7]. Именно формирование соответствующего тезауруса поможет педагогу в процессе восприятия поступающей информации облегчить процесс интериоризации и устранить возникающие «смысловые скважины» [4], образующиеся при денотативном мышлении субъекта, вследствие чего при формировании у педагога собственного понимания предметного содержания инновационной деятельности формирование соответствующего тезауруса поможет создать оптимально необходимый денотат, максимально приближенный к предметно-тематической действительности.

Одним из направлений инновационной деятельности современного педагога является процесс создания электронно-образовательного контента на основе аудио/видео-технологий. Процесс создания педагогом цифровых аудио/видеофрагментов, которыми можно иллюстрировать учебный материал, требует определенных знаний и не столь прост, как может показаться поначалу. Так, например, при работе с программным пакетом Studio Pinnacle основные этапы процесса оцифровки – процесс дискретизации, процесс квантования и процесс цифрового кодирования – остаются невидимыми для педагога, поскольку всю техническую черновую работу выполняет аппаратное и программное обеспечение. Однако оцифровка сигнала происходит с определенными параметрами, которые могут оказаться важными в последующей работе с записанным сигналом, например при монтаже или при добавлении видеопереходов между кадрами. И именно по этой причине большое значение имеет детальное знание процесса цифровой обработки сигналов, что, несомненно, поможет педагогу в результате работы с видео получить требуемое качество конечного продукта. Поэтому учитывая всю сложность предметной области цифровой аудио/видеотехнологии для устранения возникающих у педагога «смысловых скважин», изучение компьютерных технологий начать следует с освоения тезауруса в области обработки аудио/видеосигналов.

Таким образом, владение профессиональным тезаурусом информационных технологий становится важной методологической основой и актуальной задачей, способствующей формированию инновационной готовности педагога, а также информационной культуры и информационной компетентности, выступающих как способ ориентации в информационно-образовательном пространстве, как результат его освоения и как способ проектирования информационно-образовательной среды обучения своей предметной области.


Библиографическая ссылка

Алексеева Т.В. О ЗНАЧЕНИИ ТЕЗАУРУСА КАК ПОНЯТИЙНОЙ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 10-1. – С. 114-118;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36288 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674