Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Лаврентьева М.А. 1 Мельникова Е.Е. 1
1 Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева
Статья отражает результаты научного поиска авторов в сфере разрешения актуальной проблематики модернизации отечественной логопедической службы – представлены итоги деятельности по установлению эффективных электронных образовательных ресурсов, определяющих потенциал совершенствования работы учителя-логопеда. Значимость популяризации полученных авторами результатов определяется тем фактом, что успешность освоения учителем-логопедом инновационных образовательных ресурсов позволит ему соответствовать запросам современного общества и быть востребованным на рынке труда, что невозможно без изменения «классической» парадигмы обеспечения коррекционно-развивающей среды. Статья имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Это заключается, с одной стороны, в осмыслении проблемы специфики использования электронных образовательных ресурсов учителем-логопедом, а с другой, в создании структурированной модели IT-поддержки профессиональной деятельности логопеда образовательной организации в рамках ее диагностико-консультативного, коррекционно-педагогического, научно-методического и культурно-просветительского аспектов.
электронные образовательные ресурсы
логопедическая практика
виды деятельности логопеда
1. Азарина Е.Л. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе логопедической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). – Уфа: Лето, 2013. – С. 136–139.
2. Брындикова Н.А. Использование авторских электронных образовательных ресурсов в коррекционной деятельности учителя-логопеда // Информационные технологии в образовании: материалы XV Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки (г. Ростов-на-Дону, 11–12 ноября 2015 года). – Ростов-н/Д: ИTO-Ростов, 2015. – С. 67–73.
3. Вихрова С.В. Использование инновационных методов в работе с детьми, имеющими речевые нарушения // Логопед. – 2011. – № 4. – С. 19–26.
4. Гирфанова Г.Ю. Применение информационно-коммуникативных технологий в работе логопеда ДОУ // Ресурсы развития образовательной среды дошкольных образовательных организаций в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования: материалы межрегиональной научно-практической конференции (г. Златоуст, 26–28 июня 2014 года). – Златоуст: Первопечатник, 2014. – С. 26–32.
5. Игнатьева Т.В. Использование интернет-ресурсов в работе учителя-логопеда с родителями [Электронный ресурс] / Т.В. Игнатьева, О.П. Платонова // Социосфера. – 2014. – Режим доступа:http://sociosphera.com/publication/conference/2014/258/ispolzovanie_internet resursov_v_rabote_uchitelyalogopeda_s_roditelyami/ – Загл. с экрана.
6. Карабанова О.А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
7. Осипова О.П. Процесс создания и внедрения электронных образовательных ресурсов // Народное образование. – 2015. –№ 4. – С. 127–133.
8. Чебыкин Е.В. Наглядность в обучении детей с нарушениями речи // Специальное образование. – 2010. – № 4. – С. 36–44.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) прочно укрепились в отечественной педагогике. На сегодняшний день создание качественных и эффективных электронных образовательных ресурсов является одной из главных задач в области информатизации образования в Российской Федерации. Изучением ЭОР активно занимаются ученые из разных научных сфер – это информатики, педагоги, психологи, экономисты, менеджеры. Результаты научных поисков предопределили появление достаточно значительного количества дефиниций данного феномена.

О.П. Осипова определяет ЭОР как совокупность средств программного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемая на машиночитаемых носителях и / или в сети. ЭОР – это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства [7, с. 129]. Н.А. Брындикова подразумевает под ЭОР некое образовательное содержание, облеченное в электронную форму, для воспроизведения которого используются электронные устройства, представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса [2, с. 69]. Е.Л. Азарина утверждает, что ЭОР в широком смысле – это все компьютерное и программное обеспечение, которое может быть применено педагогом и обучающимся в образовательном процессе для достижения целей обучения. Это компьютер и сопутствующая ему техника – интерактивная доска, планшет, сканер, принтер, камера, видеопроектор; средства коммуникации и связи (модем, сетевая карта, космический спутник и т.п.); необходимые программы (операционная система, системы промежуточного уровня и т.п.) [1, с. 137].

Сегодня наибольшее распространение получили термины «образовательные электронные издания и ресурсы» и «информационный ресурс образовательного назначения». «Электронное издание» в трактовке С.В. Вихровой представляет собой «совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации. В одном электронном издании могут быть выделены информационные (или информационно-справочные) источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие структуры. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в электронной компьютерной сети» [3, с. 21].

О.А. Карабанова уточняет, что каждый электронный образовательный ресурс, спроектированный на основе собственной научно-исследовательской и учебно-методической деятельности педагога, включает в себя теоретическое, методическое, экспериментальное исследования, например разработку авторского учебного материала, педагогического сценария, апробацию и коррекцию ЭОР в процессе обучения. Электронные образовательные продукты могут содержать в себе одно или несколько взаимосвязанных компьютерных средств, например отдельно электронный учебник и отдельно тестировщик, предполагают их распространение, то есть разработку рекламных материалов, гарантию качества, меры по обучению пользователей и сопровождению ЭОР [6, с. 47]. Е.В. Чебыкин констатирует, что процесс проектирования ЭОР может включать в себя разработку его программного обеспечения, элементы программирования, а может и не включать, так, ЭОР могут формироваться на основе линейного текста или из готовых библиотек, тогда программное обеспечение не разрабатывается вовсе, а ЭОР выполняются, например, с применением текстовых редакторов. Разработка же программного обеспечения, исходного кода программы может не предусматривать целого комплекса мероприятий по проектированию ЭОР, например подготовку сценариев интерактивности, планов активного включения обучающихся, взаимодействия между ними. Проектирование ЭОР включает в себя подготовку авторского учебного материала, что методически сходно с разработкой традиционных научно- и учебно-методических материалов, тем не менее имеется ряд отличий: предъявляются требования в плане систематизации учебной информации; в стиле учебного материала ЭОР преобладает краткость и лаконичность, практическая направленность изложения; формируется схема компьютерных модулей и связей между ними, которые, в отличие от традиционных, могут быть и нелинейными; разрабатывается система гиперссылок; мультимедийные эффекты [8, с. 39].

Г.Ю. Грифанова конкретизирует преимущества ЭОР по сравнению с бумажными и техническими средствами обучения: мультимедийность, обеспечивающая визуализацию целостного образа в удобном темпе, очередности и форме; индивидуализация обучения при наличии навигации, определяющей потенциальные пути решения задач, реализации контроля и оценки результатов поиска решения; производительность; моделинг, восполняющий нехватку оборудования и незаменимый при исследовании микро- и макромира, общественных процессов; интерактивность, обеспечивающая оперативную реакцию педагога и детерминирующая результативность процессов самообучения, индивидуального тренинга, контроля, объективного оценивания результатов обучения; коммуникативность, определяемая потенциалом сетевого взаимодействия разной модальности и уровня [4, с. 27].

Внедрение ЭОР в логопедическую практику набирает обороты. Всё больше детских садов приобретают компьютеры, ноутбуки, планшеты, интерактивные доски, интерактивные столы, проекторы с экранами. Но наличие оборудования не обеспечивает повышения качества предоставляемых образовательных услуг без наличия соответствующего программного обеспечения. Поэтому вопрос о подборе ЭОР и программ для работы логопедов в настоящее время становится всё более актуальным для организации деятельности.

Применение ЭОР в работе логопедов имеет ряд очевидных достоинств, таких как наглядность (сочетание текста и мультимедиа), интерактивность, доступность в любое время, в любом месте (при использовании дистанционных технологий), гибкость и т.д. Во вводимом в настоящее время профессиональном стандарте учителя-логопеда в качестве одной из ключевых трудовых функций представлена такая функция, как «организация деятельности лиц с тяжелыми нарушениями речи по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также программ логопедической помощи», в свою очередь, предполагающая готовность учителей-логопедов к реализации конкретного трудового действия: «…применение в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий (специализированных компьютерных программ) с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи». Эта компетенция дает логопеду определенные преимущества: мобильность, востребованность и перспективы развития.

Была разработана и апробирована анкета для выявления особенностей использования электронных образовательных ресурсов.

Результаты анкетирования позволяют предположить, что ЭОР в работе учителя-логопеда стоит рассматривать в зависимости от направлений деятельности и ее видов. Особенно распространена информационная поддержка деятельности логопеда средствами сети Internet. Современное нормативно-правовое обеспечение деятельности логопедов можно найти на сайтах «Гарант», «Консультант+». В консультативной, культурно-просветительской и методической работе логопед может использовать информационные интернет-ресурсы для удобства хранения, редактирования и доступа к большим объемам информации; оформления отчетной и текущей документации; использования сети Интернет для самообразования (нахождения электронных учебников, статей по необходимой тематике); создания электронного банка данных: воспитанников, педагогов, родителей; медиатеки наглядных, демонстрационных, электронных материалов к занятиям; создания, копирования, редактирования, тиражирования стимульного материала для занятий, бланков заданий; создания своего электронного адреса, блога, интернет-сайта. Может проводиться работа с электронными документами: планы работы / циклограммы деятельности, журналы учета / мониторинга, журналы рабочих контактов, отчеты, речевые карты и логопедические дневники.

При использовании образовательных порталов и сайтов учителя-логопеды знакомятся с инновациями в научном и методическом обеспечении, обмениваются опытом, подбирают дидактический материал. Такие действия возможны на следующих сайтах: «Игробуквотека», «Логопед.ru», «Логопедия для всех», «Логопункт», «Логопеды.ru», «Логопед-мастер», «Заикание.ru», «Логозаврия», «logopediya.com: Логопед», «Мерсибо».

В диагностической деятельности существуют специализированные программы «Видимая речь», «Технология экспресс-диагностики речевого развития старших дошкольников» Т.Л. Вербицкой. Последняя помогает автоматизировать сам процесс, обработки и учета полученных результатов с использованием программных средств пакета офисных документов Microsoft Office. Многие учителя-логопеды предпочитают создавать базы данных по итогам диагностики; которые позволяют проводить мониторинг работы; отслеживать динамику работы; составлять графики и диаграммы.

Наиболее популярными ЭОР в коррекционно-педагогической деятельности учителя-логопеда являются электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике: электронные книги (детские, энциклопедии, справочники); DVD, CD диски и аудиокассеты («Веселая азбука» Маршака, «Уроки тетушки Совы», «Голоса птиц и зверей»); специальные компьютерные игры («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для тигры», «Домашний логопед», игры-раскраски). Многие логопеды используют видео- и звукозаписи речевой работы ребенка на занятии.

Многие педагоги адаптируют ЭОР для решения собственно логопедических задач: для работы над звукопроизношением, артикуляционной гимнастикой, автоматизацией звуков, дифференциацией звуков, для формирования навыков фонематического анализа и синтеза, для формирования лексико-грамматических категорий, наращивания словарного запаса, словоизменения, словообразования, для пересказов (составления) текстов с опорой на наглядность, для формирования зрительно-пространственных координаций.

Однако на настоящий момент эту сферу можно охарактеризовать как практически неизученную. При попытках использования электронных образовательных ресурсов логопеды сталкиваются со многими сложностями: степень наполнения электронных библиотек учебной, научной и методической литературой; необходимость проектирования для поддержки современных образовательных технологий массового электронного образовательного продукта; повышение требований к педагогическим кадрам в условиях обновления и нарастающей информатизации образования и уровнем компетентности педагогов в проектировании ЭОР, которые, как правило, данной компетентностью просто не обладают. Недостаточное материально-техническое обеспечение образовательных организаций не дает логопедам возможности использовать имеющиеся электронные образовательные ресурсы, находящиеся в «закрытом» доступе. Многие электронные пособия невозможно приобрести без значимых финансовых вложений, средства на которые директора образовательных организаций не выделяют.

У практикующих логопедов отсутствуют знания в проектировании и создании электронных образовательных ресурсов. Многие получали образование еще до введения понятия «электронная образовательная среда», что лишает их возможности создавать собственные электронные продукты. Хотя многие педагоги и повышают свою квалификацию каждый год, на настоящий момент отсутствуют полноценные курсы, способные раскрыть особенности и научить создавать ЭОР именно в логопедической практике. Те из логопедов, кто пытается создать собственный ЭОР, сталкиваются с рядом трудностей. Многие образовательные организации не способны обеспечить логопедов с материально-технической стороны.

Результаты опытно-исследовательской работы предоставляют возможность дифференциации групп логопедов на основании учета степени сформированности компетенций использования ЭОР: первая группа логопедов свободно использует ЭОР в логопедической практике; у второй группы отмечается недостаточная степень сформированности компетенций – процесс использования ЭОР затруднен, однако логопеды обладают потенциальной готовностью к осуществлению данного трудового действия; логопедов третьей группы характеризует отсутствие мотивационной и технологической готовности к осуществлению данного трудового действия.

Для выхода логопедов первых двух групп на новый, качественно иной уровень использования ЭОР возможны два пути: самообразование и прохождение программ повышения квалификации в обозначенной сфере.

Таким образом, электронные образовательные ресурсы являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

Вместе с тем пока в области электронных ресурсов в логопедии наблюдается недостаточная проработка вопросов организации, методики, программного обеспечения, такие проблемы, как:

– «ресурсный хаос»: учебной информации в сетях много, но она не организована, не структурирована, часто дублируется, единая образовательная среда не сформирована. Поиск адекватных образовательным целям ресурсов представляет большую проблему;

– многообразие форматов представления учебных ресурсов. Отсюда проблемы с переносимостью учебных ресурсов из одной среды в другую, с совместным использованием ресурсов, созданных с применением различных программных средств;

– внутренняя неструктурированность учебных ресурсов. Максимум, что позволяют общеупотребительные редакторы (например, Word, FrontPage) – графическая разметка текста, не связанная с его логической структурой;

– сложность технологий создания электронных ресурсов для педагогов; отсутствие развитого рынка электронного образования.

Один из путей решения вышеперечисленных проблем – создание специализированного программного обеспечения для разработки электронных образовательных ресурсов, которое позволит педагогам формировать автономные, переносимые, хорошо структурированные учебные объекты [5].


Библиографическая ссылка

Лаврентьева М.А., Мельникова Е.Е. ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 9-3. – С. 520-524;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36262 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674