Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ

Волков А.А. 1 Мажаренко С.В. 1 Морозова Т.П. 1
1 ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»
В статье исследуется семантическое поле этнокультурной осведомленности, которое обозначено совокупностью знаний об этнических группах и их культуре. Знание как таковое представляет собой результат познания действительности, сведения, которые можно накопить, сохранить и передать. Знание – продукт, а не процесс, но в совокупности со словом интеллект оно приобретает характер наличного, работающего знания, творческого, созидающего проникновения в ранее неизвестное. В контексте социально-педагогической значимости данного явления целесообразным, по мнению авторов, является выделение структурных компонентов этнокультурной осведомленности, определяющих ее сущность и принципиальное отличие от других смежных категорий. Формирование этнокультурной осведомленности – прагматичная образовательная технология в аспекте эволюции национальных государств.
этнокультурная осведомленность
культура личности
поликультурная среда
знание
этнокультурные знания
социально-педагогическая значимость
этнокультурная идентичность
1. Бакланов И.С., Бакланова О.А., Ерохин А.М. Эпистемологические и лингвистические исследования в аналитической философии науки: семантика конструктов // Вестник СевКавГТИ. – 2015. – Т. 1. – № 2 (21). – С. 156–159.
2. Бакланова О.А., Бакланов И.С. Контуры типологического исследования социальности современного общества // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2014. – Т. 14. – № 2–1. – С. 5–10.
3. Бакланов И.С., Бакланова О.А. Методологические особенности исследования социальности как социально-философской проблемы // European Social Science Journal. – 2013. – № 12–1 (39). – С. 31–36.
4. Болховской А.Л., Говердовская Е.В., Ивченко А.В. Образование в глобализирующемся мире: философский взгляд // Экономические и гуманитарные исследования ре­гионов. – 2013. – № 5. – С. 80–85.
5. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. – М.: Лабиринт, 1998. – 336 с.
6. Говердовская Е.В., Болховской А.Л. Информационная парадигма современного общества: социально-философский и педагогический обзор концепций // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2013. – № 7–1. – С. 14–17.
7. Гончаров В.Н. Информационное общество в России: социально-политический аспект // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2012. – № 17. – С. 68–71.
8. Гончаров В.Н., Лобейко Ю.А. Научная информация и научные знания: социально-образовательный аспект // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2–25. – С. 5720–5724.
9. Гончаров В. Н., Лобейко Ю. А. Социально-философский и научно-образовательный аспекты исследования научной информации // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-25. – С. 5725-5729.
10. Гончаров В.Н., Колосова О.Ю., Аверкина Ю.С. Постиндустриальное общество: социально-философский анализ развития // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2–2; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22444.
11. Ерохин А. М. Религия и искусство в системе культуры // European Social Science Journal. – 2014. – № 7-2 (46). – С. 9-12.
12. Ерохин А. М. Научно-информационный аспект исследования социокультурного развития общества в области культуры и искусства // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2015. – № 2. – С. 123-128.
13. Колосова О. Ю. Синергетические аспекты развития современного общества // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2012. – № 4. – С. 17-20.
14. Колосова О. Ю. Социально-философские аспекты глобализации // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 45. – С. 130-134.
15. Лузина Л. М. Понимание как духовный опыт (о понимании человека). – Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 1997. – 168 с.
16. Несмеянов Е. Е., Колосова О. Ю. Информационная культура в контексте глобализационных процессов // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2014. – № 3. – 5-7.
17. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская АН; Российский фонд культуры. – М.: АЗЪ, 1995. – 928 с.
18. Петровский А. В. Введение в психологию. – М.: Издательский центр «Академия», 1995. – 496 с.
19. Руденко А. М., Греков И. М., Камалова О. Н. Теоретико-методологические и философские аспекты исследования творчества // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 4. – С. 109-119.

Осведомленность в словаре русского языка интерпретируется как обладание обширными сведениями в какой-нибудь области [17]. Как универсальная, общенаучная категория, осведомленность применима в различных сферах научного знания. В данной статье осведомленность рассматривается в области этнической культуры в аспекте социализации личности.

Анализ различных литературных источников указывает на недостаточное внимание к вопросу этнокультурной осведомленности. Лишь в исследованиях этнопсихологов Н.М. Лебедевой, О.В. Луневой, Т.Г. Стефаненко находим понятие этнической осведомленности, которая рассматривается в двух аспектах: как один из возможных способов реагирования на различия между людьми; в качестве когнитивного компонента этнической идентичности. В первом случае этническая осведомленность определяется как осознанное распознавание этничности (этнической принадлежности) людей и групп, что ограничивает данное понятие включением знаний только об этнической принадлежности этнофоров, безотносительно к их культуре. Во втором случае в работе группы авторов данное понятие выступает в виде совокупности знаний об этнических группах – своей и чужих, их истории, обычаях, особенностях культуры. Данный аспект этнической осведомленности, во многом базирующийся на процессах культурной дифференциации, пересекается с нашим пониманием этнокультурной осведомленности и принимается нами за основу. Однако психологический феномен осведомленности отличается от нашего понимания предмета несоответствием контекста интерпретации: рассматриваемая как узконаправленная, качественная характеристика психосоциального явления (этнической идентичности), этническая осведомленность не совпадает с подходом к этнокультурной осведомленности, как интегративного качества личности, обладающего функциональной значимостью в развитии процессов социализации и инкультурации индивида.

Следует отметить, что в последнее время в психолого-педагогических исследованиях получает активное изучение явление компетентности в сфере этнических культур и межэтнического взаимодействия. Обзор словарных источников позволил установить семантическую близость понятий компетентность и осведомленность, но не тождественность. Так, большинство современных словарей трактует категорию компетентность как: обладание компетенцией; обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо. Компетенция, в свою очередь, может рассматриваться как узаконенный круг, объем полномочий и прав, знание и опыт в определенной области, а также круг вопросов чьей-либо осведомленности, осведомленность, область знания какой-либо сферы. Данный анализ позволяет установить, что понятие «компетентность» всегда предполагает категорию осведомленность, и обнаружить непосредственную связь между имеющимися дефинициями в контексте показателя, характеризующего эрудицию субъекта. Однако необходимо отметить, что семантический диапазон компетентности шире значения понятия осведомленность и предполагает наряду со знаниевым критерием деятельностную активность субъекта. В данной ситуации имеет смысл рассмотреть некоторые подходы к феномену этнокультурной компетентности с целью выявления сущности этнокультурной осведомленности, а следовательно, дать определение последней.

Смысловым стержнем всех определений этнокультурной компетентности является акцентуация устойчивых базовых элементов данного понятия: знаний, умений, навыков, обусловливающих наличие информационного показателя и практику реального взаимодействия. Более того, отдельные ученые (Г. Грош и В. Леен) рассматривают этнокультурную компетентность только через призму деятельной доминанты как продолжительную способность конструктивно, осмысленно, независимо и к взаимному удовлетворению взаимодействовать с представителями других культур.

Этнокультурную компетентность мы представляем как системное образование, включающее этнокультурную осведомленность, условно выделяемую в качестве ядра. Кроме того, мы полагаем, что данные категории характеризуют одно явление, а именно ту составляющую в структуре личности, которая способствует успешной этносоциальной адаптации индивида и направлена на оптимизацию межэтнической ситуации в обществе. Этнокультурная осведомленность представляет собой содержательную основу этнокультурной компетентности и выступает базовым элементом развития культуры межэтнического взаимопонимания и взаимодействия.

Формирование этнокультурной осведомленности – важная составляющая новой стратегии образования, ориентированная на эффективную динамику этнокультурных процессов в современном мире, воспитание подрастающего поколения в интересах личности, этноса, государства и общества в целом, «коренным образом отличающегося в двадцатом столетии от развития всех цивилизованных сообществ во все предыдущие века» [10]. Рассматриваемая как образовательная технология, этнокультурная осведомленность предполагает трансляцию этнокультурных знаний, воспитание чувства уважения к своему и другим народам, их традициям, духовным ценностям, которые «являются формами духовно-практического освоения мира» [11], понимание и признание всего этнического многообразия мира. В своей целевой ориентации этнокультурная осведомленность направлена на формирование гармоничной личности как субъекта этноса и гражданина многонационального государства [7], способного к самоактуализации и интеграции в современном, общемировом глобализирующемся пространстве [14; 16]. «Тенденции мирового развития все более определяются вызовами истории в рамках глобальных проблем, требуя от человечества согласованных и неординарных мер по обеспечению своего права на дальнейшее существование» [13].

Детерминанта этнокультурной осведомленности в современном образовании опосредуется усилением следующих факторов:

– синхронное нарастание в современном мире процессов интеграции и дифференциации, необходимость их оптимальной корреляции в аспекте сочетания глобального и индивидуального культурного сознания;

– усиление транскультурных миграционных процессов, сопровождаемых значительными демографическими сдвигами, возрастание роли межкультурной коммуникации, для которой характерно «выявление сложного взаимодействия различных видов социальной коммуникации» [2] и «введение во всевозможные сферы жизнедеятельности человека информационных технологий» [19];

– необходимость адаптации человека к различным ценностям в условиях существования разнородных культур, аккультурации членов социумов, соединяющих «в определенной, фиксирующей этот мир структуре … в сознании» [1] разные культурные модели, вступление в равноправный диалог;

– движение сознательного мирового сообщества в направлении культуры, основанной на взаимопонимании и солидарности представителей различных культур, толерантности, открытости;

– стремление к снижению межэтнической напряженности в полиэтническом социуме, направленность на мирное разрешение противоречий и конфликтов;

– диверсификация системы образования в аспекте соотношения инвариантного и вариативного компонентов, внедрение культуросообразного подхода и основ этнопедагогики в процессы социализации и инкультурации личности.

Одна из приоритетных позиций обновления содержания образования, ориентированного на формирование толерантной, культурной личности, этнокультурная осведомленность, которая:

– раздвигает рамки внутреннего мира через приобщение к реалиям разных культур, способствует культурной децентрации личности;

– способствует развитию уважения прав других людей, в том числе культурных, языковых, формирует внутреннюю готовность индивида выполнять роль субъекта диалога культур;

– подводит к осознанию многополюсности мира, пониманию взаимовлияния и взаимообогащения культур в современном мире;

– закладывает основы культуры личности, которые определяются лучшими образцами общечеловеческих и национальных ценностей, способствует интеграции личности в мировую и этническую культуру;

– обусловливает формирование позитивной этнокультурной идентичности, что является условием полноценной адаптации молодого поколения к реалиям жизни в поликультурной среде.

Выделены следующие структурные компоненты данного феномена.

Когнитивный компонент является стержневым в структуре этнокультурной осведомленности и предполагает включение знаний об особенностях своего и других народов, их традициях, обычаях, социально-бытовом укладе жизни, представлениях о мире. Это не простая совокупность знаний, а целостный механизм, предусматривающий способность осмысления этнокультурной информации, ее понимания, научно-информационный аспект исследования [12]. Такой подход вытекает из диалектической взаимосвязи понятий знание и интеллект. Знание ориентировано на поиск, нахождение и оценивание связи между явлениями, соотнесение фактов по различным признакам [8; 9]. Отсюда познание этнической культуры отождествляется не с количеством усвоения знаний, а с качеством их усвоения, осмыслением культурно-информационной среды современного глобализирующегося общества [4; 6]. А.А. Брудный, подчеркивая роль понимания в образовательном процессе, указывает на необходимость учить пониманию текстов, пониманию других людей (в первую очередь – пониманию представителей другой культуры), пониманию самого себя, так как образование – это не то, чему человека учили, а что он в этом понял [5]. В данном контексте когнитивный компонент этнокультурной осведомленности выступает в виде своеобразного информационного поля, на котором должны появиться ростки понимания того, что не только один способ существования в мире является правильным.

«Культуру, осваивая, следует наделить смыслом моим и только моим, интерпретируя ее, то есть, переживая, означивая. Культуру следует понимать и тогда она будет усвоена» [15, с. 138]. Процесс понимания культуры своего и другого народа предполагает интерпретацию культурных ценностей, их осмысление, выяснение сущности и содержания культурных значений, которые «создают и многократно воспроизводят исторически обусловленную модель общественных отношений» [3].

Понимающее вхождение в иную культуру позволяет ее признать. В словаре русского языка признать означает согласиться считать законным, существующим, действенным [17]. Признание многообразия культур, культурных различий позволяет осознать поливариантность человеческого существования, выражающегося в неоднородности правил и социальных норм, моделей поведения. Культурные различия должны именно признаваться, а не только допускаться, восприниматься и фиксироваться. В противном случае речь идет о недопущении отличий или безразличии к существованию разных взглядов и практик.

Когнитивный компонент этнокультурной осведомленности представляет собой своеобразный этнокультурный тезаурус, позволяющий личности объективно воспринимать окружающее этническое разнообразие, постигать смысл значений культуры своего и других народов, уважать и признавать их самобытность и право на существование.

Однако простой информированности о культурно-этническом разнообразии мира недостаточно в построении структурной основы этнокультурной осведомленности. Процесс присвоения этнокультурных знаний во многом определяется характером возникающих при этом эмоций. Выявленное в психологии единство интеллектуально-эмоциональных проявлений личности обусловливает выделение аффективного компонента этнокультурной осведомленности. Аффективный компонент, в нашем понимании, эмоциональная реакция, возникающая при усвоении фактического материала, определяющая эмоциональное состояние субъекта и трансформирующаяся в эмоциональное отношение, приобретающее форму взглядов и убеждений личности. Очевидно, что можно достигнуть высокого уровня знаний разных культур, но испытывать острую неприязнь или индифферентность по отношению к их представителям. Адекватный процесс понимания культуры опосредуется становлением позитивного отношения к культурным ценностям и межкультурным различиям. Следовательно, мало обрести соответствующие знания, важно, чтобы они стали внутренне своими, приобрели личностный смысл. Ведущее значение здесь имеет процесс чуствования, сопереживания. В данном контексте гносеологический аспект природы понимания как интерпретативной деятельности дополняется психологическим аспектом способности понимания другого на уровне эмпатии. Эмпатия в психологии рассматривается как постижение индивидом эмоциональных состояний других людей, проникновение в их переживания [18]. В аспекте восприятия членов иных этнических групп, их норм и ценностей, особенностей жизни эмпатия проявляется в виде способности субъекта стать на позиции другого, посмотреть на чужую культуру изнутри, исходя из ее собственной картины мира. Установлено, что возникновение эмпатии приводит к уменьшению предубеждений, ведет к благоприятным изменениям в установках по отношению к представителям иной культуры, что облегчает адаптацию этнических групп друг к другу и установление взаимопонимания. Следует отметить, что формирование позитивных эмоциональных отношений к иной культуре происходит на фоне преобразования отношений к собственной культурной традиции: наряду с самоуважением и аутосимпатией происходит развитие способности к дистанцированному восприятию собственной культуры.

Аффективный компонент этнокультурной осведомленности, как эмоциональное образование, возникающее на когнитивной основе, предусматривает проявление адекватных эмоций относительно восприятия своей и других культур, поддержание их в выбранной тональности и направлен на создание позитивного эмоционального образа иной культуры при сохранении адекватного восприятия своей собственной.

Выделение когнитивного и аффективного компонентов этнокультурной осведомленности определяет схожесть данного понятия с категорией этнокультурной компетентности, также включающей знаниево-эмоциональный аспект. Однако произведенный ранее анализ данных понятий подводит нас к целесообразности их разведения в сфере деятельностного параметра. Этнокультурная компетентность характеризует личность как в ситуации межкультурного взаимодействия, так и вне ее, а этнокультурная осведомленность, в соответствии с семантической интерпретацией, ограничивается совокупностью когнитивно-ценностных установок личности.

Таким образом, опираясь на произведенный сравнительный анализ смежных дефиниций, а также определение содержательных компонентов понятия этнокультурной осведомленности, не претендуя на универсальную дефиницию, дадим определение этнокультурной осведомленности. Под этнокультурной осведомленностью мы понимаем качество личности, выражающееся в наличии совокупности объективных знаний и представлений о своей и других этнических культурах, определяющих понимание существования и развития этнокультурного разнообразия и формирование позитивного отношения к нему.


Библиографическая ссылка

Волков А.А., Мажаренко С.В., Морозова Т.П. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 9-1. – С. 108-112;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36187 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674