Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ГОРДИТЬСЯ СЛАВОЮ СВОИХ ПРЕДКОВ НЕ ТОЛЬКО МОЖНО, НО И ДОЛЖНО (ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ)

Хасанов Р.Ф. 1
1 Бирский филиал ФБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
В статье даны методические рекомендации, указания по изучению исторического романа Я. Хамматова «Северные амуры» в старших классах средней общеобразовательной школы. Предлагаемые учителю и ученикам методический материал, вопросы и задания направлены на раскрытие идейного содержания произведения, анализ системы образов, некоторых особенностей поэтики. При этом особое внимание уделяется образу центрального героя – Кахыма Ильмурзина. Ученики должны составить его портретную характеристику, назвать способы раскрытия внутреннего мира героя (монологи, диалоги, психологический параллелизм…), прочитать вслух некоторые батальные сцены с его участием. Также восьмиклассники должны работать над образами Сафии (жена Кахыма), Буранбая, портретами Александра I, Кутузова, Наполеона, Багратиона, Сергея Волконского. На основе всего этого ученики должны самостоятельно сформулировать идейное содержание романа.
обучение
патриотическое воспитание
исторический роман
теория литературы в школе
методика анализа
портретная характеристика
внутренний монолог
психологизм
1. Асфатуллин С. Северные амуры в Отечественной войне 1812 года // Агидель. – 2001. – № 3. – С. 73–80.
2. Давыдов Д. Тильзит в 1807 году // Военные записки. – М., 1982. – С. 85–93.
3. Раевский А.Ф. Воспоминания о походах 1813–1814 годов. В 2-х частях. – М., 1822.
4. Хамматов Я.Х. Северные амуры. – М.,1987. (В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием страницы).
5. Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа (ХVIII–ХIХ века). – Уфа, 1973.

В процессе обучения и воспитания школьников важное значение имеют произведения на темы истории. Их познавательный, воспитательный и эстетический потенциал может быть реализован как на уроках, так и во внеклассном чтении. В данной статье речь идет о башкирской исторической романистике, имеющей многолетний богатый опыт художественного осмысления истории родного народа. Классические образцы этой литературы включены в школьную программу по родной литературе. Среди них «Плач домбры» А. Хакимова, «Карасакал» Б. Рафикова, «Генерал Кусимов» Р. Уметбаева, «Кинзя» Г. Ибрагимова, «Кровавый пятьдесят пятый» Г. Хусаинова, «Северные амуры» Я. Хамматова. Эти и другие произведения открывают широкие возможности учителю-словеснику в изучении героического прошлого башкирского народа, в воспитании у учеников патриотических чувств.

В истории башкирского народа одну из славных страниц составляет его участие в Отечественной войне 1812 года, что нашло отражение в фольклорных и литературных произведениях, в мемуарах Д. Давыдова [2], С. Глинки, Н. Раевского [3], фельдмаршала М.Б. Барклая-де-Толли, наполеоновского генерала М. Марбо.

Историческая справка (на уроке она зачитывается заранее подготовленным учеником). В войне с Наполеоном принимало участие 28 башкирских полков (в основном кавалерийских), в каждом из которых было по 500 вооруженных конников и 30 человек командного состава. Силу башкирской конницы французы узнали еще в боях под Тильзитом в 1807 году. Исключительный героизм, истинный патриотизм, смекалку башкиры, как и другие народы, показали на бородинском поле. Кутузов высоко оценил подвиг башкир, многие из которых были удостоены наград. По преданию, при их вручении главнокомандующий, обнимая их, говорил: «Любезные вы мои, башкиры, молодцы!». Об этом впоследствии народ сложил песню «Любизар». Башкирские полки приняли активное участие и в заграничных походах русской армии в 1813–1814 годах, прошли боевой путь, в котором отмечены города Данциг, Берлин, Лейпциг, Дрезден, Гамбург, Веймар, Париж. Поэт К.Н. Батюшков, участник парижских событий, писал:

Кипел бульвар в Париже так,

Народы праздновали толпами

Когда на нем летал с нагайкою казак

Иль северный амур с колчаном и стрелами.

Так красиво и звучно прозвали европейцы башкирского воина-стрелка. Также образно и символично звучит название романа одного из корифеев башкирской литературы Яныбая Хамматова. Роман «Северные амуры» [4] изучается в 8 классе в объеме 4 часов и во внеклассном чтении. Изучение романа в классе предваряется домашним чтением учащихся. При этом организующими самостоятельную работу учеников являются вопросы и задания, направленные на выработку и закрепление знаний, умений и навыков, необходимых восьмиклассникам при работе над художественным текстом. Это знания по теории литературы (тема, идея, сюжет, композиция, система образов), умение находить элементы сюжета, композиции и определять их функции, давать характеристику героям (портретную, психологическую, речевую), определять авторское отношение к персонажам, роль языковых средств в образной системе произведения, умение выражать свое отношение к прочитанному. Вопросы, задания и методический материал для работы над романом предлагаются ниже.

1. Что вы знаете об участии башкир в Отечественной войне 1812 года?

2. Знакома ли вам личность Кахыма Ильмурзина?

3. Обратите внимание на приемы и способы создания образа главного героя:

а) портретная характеристика;

б) изображение внутреннего мира, роль внутренних монологов, несобственно-прямой речи и т.п.;

в) показ взаимоотношений героя и его любимой;

г) авторское отношение к герою;

д) черты романтизма в обрисовке главного героя;

е) какие черты национального характера отражены в его образе?

4. Какие еще исторические лица показаны в романе?

5. В чем смысл заглавия романа?

6. Сделайте выводы по идейному содержанию романа.

Роман «Северные амуры (1983–1985) повествует об участии башкирских полков во главе с Кахымом Ильмурзиным в заграничных походах русских войск. Незаурядная, легендарная личность одного из ярких представителей башкирского народа начала ХIХ века позволила автору воссоздать социально-политическую, нравственно-психологическую, бытовую атмосферу эпохи наполеоновских войн, жизнь народа в разных ее проявлениях.

Идейный смысл романа можно выразить в следующих словах: башкиры вместе с русским и другими народами вели войну против Наполеона за свободу России и Европы, всегда оставались верными своему союзническому долгу; многие сыны башкир сложили свои головы на полях сражений вдали от родины; они развеяли миф о варварстве, дикости, жестокости башкир, бытовавший среди некоторых европейских народов. Реализации этой художественно-публицистической задачи посвящено повествование Я. Хамматова.

Описывая путь башкирских воинов через города и селения Польши, Германии, Франции, он пишет об их любознательности, дружелюбии, гуманизме, уважительном отношении к культуре, искусству других народов. О многом говорит сцена встречи делегации «северных амуров» с великим Гёте, который поражен их умом и деликатностью, знанием языков.

Основная сюжетная линия романа связана с жизнеописанием Кахыма, его деятельностью в разные периоды жизни. Благодаря изображению его в различных ситуациях – в бытовой обстановке, на фронте, в общении со многими действующими лицами, в минуты раздумий – достигнута художественная полноценность, психологическая глубина характера героя. Через его образ писатель выстраивает концепцию личности исторического деятеля. Кахым предстает в романе как передовой, образованный человек, его духовный облик, черты характера свидетельствуют о большом личностном потенциале и внутреннем богатстве.

Первая часть романа посвящена детским и юношеским годам Кахыма. Автор показывает, как воспитывался будущий герой в условиях башкирской деревни. На первых страницах перед читателем предстает «стройный подросток, почти юноша, с нежным пушком на верхней губе», способный защитить мать от разъяренного отца и отстоять свое достоинство. Первые жизненные уроки Кахыма связаны с поэтом-сэсэном, кураистом Буранбаем Кутусовым. Именно от есаула Кутусова впервые слышит Кахым о Пугачеве и Салавате, о наглости начальников, поборах мужиков, тюрьмах, ссылке, каторге. Буранбай говорит: «Русские ссыльные открыли мне глаза: нечего надеяться на победу над угнетателями, пока не окрепнет дружба между русскими, башкирами, татарами, чувашами, словом, всеми народами. В единении – сила!» [4, с. 13]. Глубоко запали эти слова любимого наставника и покровителя в душу юного героя и во многом определили образ его мыслей и всю дальнейшую судьбу. Знакомство, а потом крепкая дружба с сыном генерал-губернатора Сергеем Волконским, поступление в офицерскую школу в Петербурге, новые знакомства, общение в столице с будущими декабристами и другими прогрессивными деятелями русской общественности, участие в заграничных походах в составе русской армии обогатили Кахыма знанием жизни, людей, научили трезво оценивать реальность и смотреть в будущее. Умелый, бесстрашный воин, опытный военачальник Кахым Ильмурзин думает и мечтает о процветании своей родины, видя путь к нему через культуру, образование, деятельность таких людей, как он сам.

При создании образа Кахыма писатель опирается на архивы, воспоминания современников, портреты и фольклорные источники. На этой основе он строит художественную версию, концепцию личности героя. Писателю важно не столько воссоздать облик реального исторического лица, сколько создать образ легендарного героя. Поэтому рассказ о внешних обстоятельствах жизни Кахыма Ильмурзина, известных из документов, часто сменяется психологическим анализом его духовного мира, изображением мыслей героя, способного на большую любовь к своей семье, родным и близким, родине, народу.

Его личность опоэтизирована, романтизирована благодаря показу его на лоне природы и в боевых эпизодах, использованию богатой палитры изобразительно-выразительных средств. Вот вечер застает его в степи по пути домой: «Запели, завели дорожную привольную мелодию колокольцы, раскинулась в вечерней тишине степь, словно распахнула объятия, чтобы сердечно принять родимого сына Кахыма, а небо, бездонное, бесконечное, было светлее земли, светлее и добрее, и сулило ему счастье в жизни и на войне…» [4, с. 183]. Герой способен тонко воспринимать окружающую красоту, чуток к голосам природы, ее звукам и краскам. Показ внутренней красоты человека, его духовного богатства, слитности с малой родиной является одной из составляющих концепции личности в романе.

Образ Кахыма объединяет все сюжетные линии в один узел, придает роману композиционную целостность, стройность и завершенность. Он является объектом пристального внимания со стороны автора, более того, выразителем его мыслей, оценок, точки зрения на многие вопросы истории и современности. Читатель также зорко следит за жизнью героя, за его действиями, поступками, становится соучастником его переживаний, раздумий, радостей и горестей.

Не менее ярки и самобытны образы других представителей народа. Это Буранбай, Бурангул, Азамат, Янтурэ, Сахиба, Карагуш, Ишмулла, Танзиля, Зулькарнай, Сажида, Татлыбикэ. Показывая их в социально-бытовом плане, обращаясь к чувствам, переживаниям, мыслям, поступкам героев, писатель проливает свет на башкирский национальный характер, реалистически воссоздает картину жизни башкир того периода, атмосферу всеобщего подъема на борьбу с врагом. Автор подчеркивает, что никакие жизненные невзгоды, бытовые неурядицы, лишения и трудности не могут искоренить в народе чувство патриотизма, ответственности за судьбу родины. В конце романа автор заключает, что Отечественную войну 1812 года выиграли не Александр I и его генералы, а народы России, в том числе башкирский. Они «спали в седле, питались в седле, брились в седле, умирали в седле», – читаем в романе [4, с. 313].

Наблюдения над жанрово-стилевыми особенностями романа свидетельствуют, что в нем историко-документальное повествование сочетается с лирико-романтическим сюжетом, фольклорными мотивами (в текст включены легенды, песни, предания, элементы обрядовой поэзии); рассказ о реальных событиях перемежается с вымышленными картинами и эпизодами, портреты исторических лиц соседствуют с художественными образами. Заметны и элементы романа-хроники, когда автор сообщает об отдельных исторических фактах и лицах. Например, о Барклае, Багратионе, Беннигсене, Сеславине и других героях 1812 года. Их портреты не доводятся до художественного обобщения, но они интересны в историко-познавательном плане.

Стилевой доминантой романа является документальность. О событиях, связанных с 1812 годом, об участниках сражений, о будущих декабристах автор пишет традиционно, опираясь на труды историков, произведения русских исторических романистов, воспоминания самих декабристов. Писатель включает документы в текст, напоминает о них в сносках, дает в изложении, цитирует. Заметно, что он стремится быть точным и в деталях, не нарушать исторической правды при создании портретов исторических лиц, описаниях событий, эпизодов из их жизни. При этом ему на помощь приходят произведения устного народного творчества и другие источники. Например, эпизод встречи башкир с немецким поэтом Гёте создан на основе одной исторической рукописи, которая хранится в научной библиотеке Стамбульского университета. В документе высоко оценивается доблесть башкирских войск – участников Отечественной войны 1812 года. Здесь также сообщается, что башкирские кавалеристы посетили театр в городе Веймаре, где их приветствовал Гёте. Об этом А.И. Харисов пишет так: «В ответ башкиры подарили ему лук со стрелами. Гёте хранил их дар в своей квартире и, будучи уже в преклонном возрасте, во время прогулок в саду тешил себя стрельбой из этого лука». [5, с. 128–129].

И все же Я. Хамматов выступает больше как романист, нежели документалист. Документальный в основе сюжет часто превращается в яркую картину, боевой эпизод, эмоциональный рассказ о каком-либо реальном лице. Например, в 1981 году, находясь в одном немецком городке, писатель увидел на церковной башне стрелу от лука и заинтересовался ею. От местных жителей он узнал о том, что она оставлена башкирским стрелком еще во времена наполеоновских войн. Эта история послужила толчком к созданию в романе захватывающего эпизода состязания стрелков в меткости, где молодой башкирский воин посылает свою стрелу в высокую башню. Еще пример подобного рода. Известно, что среди башкирских джигитов сражались и женщины. Об одной из них говорит и Я. Хамматов. Он описывает сцену боя с участием Сахибэ и ее мужа, когда пятеро башкирских всадников обращают в бегство отряд французов в полсотни человек. За этот бой Сахибэ награждается медалью «За отвагу». Так происходит художественное «освоение» документа, его органическое включение в художественный текст.

Документальность, фактологическая оснащенность романа обусловили его реалистическую суть. В то же время в нем нетрудно заметить черты романтического стиля. Определенный ореол таинственности, приподнятости создан вокруг личности Кахыма-турэ, что придает ему облик романтического персонажа. В героико-патриотические тона окрашено повествование и о других героях – Буранбае, Ильмурзе, Янтурэ. При этом автор опирается на народные предания о Кахым-турэ и Буранбае, в которых они предстают, словно былинные богатыри, в ореоле величия, физической и духовной мощи.

Анализируемый роман дает богатый материал для наблюдений над образной системой, портретной характеристикой персонажей. Примечательно то, что автор создал интересные, порой неожиданные, увиденные глазами башкирского воина портреты исторических лиц: Кутузова, Наполеона, Александра I, Багратиона, Александра Пушкина, Петра Чаадаева, декабристов Бестужева-Рюмина, Муравьева-Апостола, Сергея Волконского. Авторское к ним отношение проявилось в подборе эпитетов. Вот «толстый старик с добродушным лицом» – Кутузов; «приземистый, тучный, плаксиво жалующийся, морщинистый» – Наполеон; «тщеславный, с оловянными глазами, с болезненным лицом» – генерал Беннигсен. В теплые тона окрашены портреты представителей народа – Кахыма, Буранбая, Ильмурзы. Мы видим главного героя во время смотра войск Александром I «…в новом казачьем чекмене, эполеты с золотой бахромой, шапка круглая, приплюснутая, сапоги со шпорами. Усы браво закручены, бородка округло подстрижена. Серый иноходец так и рвется в намет, играет жилками, прядет ушами» [4, 6]. Таким он предстает и на картине известного художника-баталиста А.О. Орловского.

Отечественная война 1812 года – историческое событие, оставившее глубокий след в памяти башкирского народа, так как он принимал непосредственное участие в войне с французами. Не случайно на эту тему в народе сложены песни, легенды, предания, рассказы. Наиболее известные из них исторические песни «Кахым-турэ», «Кутузов» и «Баик», легенды «Кахым-турэ» и «Ирямялкай», «Рассказы башкира Янтурэ». В них нашли отражение многие яркие черты башкирского национального характера, а также башкирских воинов, прославившихся в Европе как «северные амуры». Ведущими в этих произведениях фольклора являются мотивы патриотизма и интернационализма, идея непобедимости и бессмертия народа.

В песне, посвященной Кахыму, создан образ воина-героя, наделенного яркими национальными чертами. Он изображен энергичным, умным и волевым руководителем солдат. В песне выражается печаль воинов по поводу безвременной утраты командира (Кахым-турэ после войны, возвращаясь со своей частью на родину, по неизвестной причине умирает в городе Владимире). В одноименной легенде Кахым показан человеком могучего телосложения, храбрым батыром, знатным мужем. При создании образа героя эти фольклорные источники творчески переработаны писателем; они стали той документальной, фактической основой, на которой зиждется авторский вымысел, благодаря чему создан масштабный и обобщенный образ легендарного героя.

На уроке важно подчеркнуть, что в романе сильно звучит антивоенная тема. И при этом обращаем внимание учеников на то, что она связана, прежде всего, с женскими образами. В восприятии писателя символом мира, домашнего очага, уюта, тепла, любви является женщина. А война врывается в мирную жизнь, нарушает ее привычное течение, отрывает мужей от родных мест, оставляет жен вдовами… Вот Сафия, жена Кахыма, провожает мужа на фронт. Сравнение ее с тонкой березой усиливает мотив одиночества, покинутости, беспомощности, беззащитности. Ученики читают следующие отрывки из романа: «У безлиственной тоненькой березки долго стояла Сафия, и не было в ней силы, чтобы догнать мужа, и не было желания возвращаться. А березка трепетала, толкаемая ветром, трепетала, как обреченная на одиночество Сафия» [4, с. 208]. И словно подкошенная, лежит она после известия о смерти мужа: «Сафия молча лежит на нарах, глядит в потолок, словно читая на нем летопись своего скоротечного счастья и отныне бесконечного горя» [4, с. 350]. Трогательно и эмоционально, психологически проникновенно и убедительно рассказывает автор о трудной женской доле. Кахым понимает, что война приносит несчастье, страдания простым людям, а богатым она приносит новые барыши.

Роман явился новаторским произведением, так как впервые в художественной практике широко и многогранно отразил участие башкир в заграничных походах, в Отечественной войне 1812 года. В нем писатель поставил и исполнил благородную цель: отдать должное героям прошлого, воскресить забытые и полузабытые имена, личности легендарных деятелей. О Кахыме Ильмурзине было известно, пожалуй, лишь из народных песен и легенд. Благодаря Я.Хамматову, о герое Отечественной войны 1812 года, об одном из видных деятелей башкирского народа стало известно массовому читателю.


Библиографическая ссылка

Хасанов Р.Ф. ГОРДИТЬСЯ СЛАВОЮ СВОИХ ПРЕДКОВ НЕ ТОЛЬКО МОЖНО, НО И ДОЛЖНО (ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ) // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 6-2. – С. 427-431;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36049 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674