Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО РАЗВИТИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Соколова И.Ю. 1 Борисова Е.Е. 1
1 Томский государственный педагогический университет
В статье представлены компоненты личностного потенциала человека и выявленные на основе анализа научной литературы теоретико-методологические основания развития личности. В соответствии с ними установлены психолого-педагогические условия развития личности в системах общего и профессионального образования (активная позиция, стремление личности к саморазвитию в образовательном процессе, его эффективность, обеспечиваемая педагогом; создание творческой образовательной среды в предметных областях знаний, образовательной системе в целом; разработка и реализация дидактических, программно-методических средств, активных, проблемных, проектных методов, информационных технологий обучения, внедрение в учебный процесс принципов здоровьесбережения). Реализация этих условий в образовательном процессе общего и профессионального образования способствует развитию гносеологического, творческого, аксиологического, интеллектуального, коммуникативного, художественного компонентов личностного потенциала человека и потенциалов саморегуляции, самоуправления; саморазвития, самообразования; самореализации, самоактуализации. Сказанное выше обосновано теоретически и подтверждено экспериментально в исследованиях авторов.
личностный потенциал человека (гносеологический
аксиологический
интеллектуальный
творческий и др.)
психолого-педагогические условия развития личности
1. Андреева С.Ю. Дидактические условия и технология активизации познавательной, творческой деятельности учащихся (на примере курса химии): автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Томск: ТГПУ, 2003. – 18 с.
2. Богданова О.В. Теоретическое обоснование и технология экономической подготовки студентов технического вуза: автореф. дис. ... канд. пед наук. – Томск: ТГПУ, 2005. – 20 с.
3. Гиль Л.Б. Развитие интеллектуальных умений и способности к саморазвитию студентов технического вуза в процессе математической подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Томск, 2010. – 23 с.
4. Голубева Л.М. Учебно-диагностический комплекс как средство развития интеллектуальных способностей школьников (на материалах алгебры 9 класса): автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Томск: ТГПУ, 2001. – 22 с.
5. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М.: Прометей, 1993. – 305 с.
6. Зюбанов В.Ю. Активизация самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе иноязычной подготовки на основе компьютерного комплекса: автореф. дис. ... канд. пед. наук – Томск: ТГПУ, 2007. – 22 с.
7. Иванова Т.В. Индивидуально-ориентированная система иноязычной подготовки студентов технического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук – Томск: ТГПУ, 2003. – 20 с.
8. Каган М.С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа). – М.: Политиздат, 1974. – 328 с.
9. Матвеева М.В. Активизация подготовки студентов к инженерно-конструкторской деятельности посредством компьютерных технологий (на примере изучения инженерной графики): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. – Красноярск, 2003. – 216 с.
10. Мишенина Л.С. Личностно-ориентированная система активизации познавательной и исследовательской деятельности школьников 5–9 классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Томск, 2005. – 18 с.
11. Муругова Е.Г. Подготовка управленческих кадров образования в системе повышения квалификации к командному менеджменту: автореф. дис. ... канд. пед. наук – Томск: ТГПУ, 2013. – 23. с.
12. Павленко Л.В. Оптимизация иноязычной подготовки студентов юристов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Томск, 2007. –22 с.
13. Пантиков В.А. Дидактические условия развития воображения и художественно-творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Томск: ТГПУ, 2003. – 18 с.
14. Пустынникова А.М. Дидактические повторения как средство развития комбинаторных способностей школьников 5–11 классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Томск: ТГПУ, 2004. – 19 с.
15. Савельева Н.Н. Подготовка будущих бакалавров машиностроения к профессиональной деятельности на высокотехнологичных предприятиях машиностроения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Томск: ТГПУ, 2015. – 24 с.
16. Салосина И.В. Формирование профессиональной текстовой компетентности будущих педагогов в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Томск, 2007. – 22 с.
17. Соколова И.Ю. Концепция природосообразного и культуросообразного образования… // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10 (8). – С. 1818–1824.
18. Соколова И.Ю. Насосы, вентиляторы, компрессоры: учебное пособие с СЛС. – Томск: Изд-во ТПУ, 2015. – 114 с.
19. Соколова И.Ю. Педагогическая психология: учебное пособие с СПС. Гриф УМО по ППО, Диплом лауреата Всероссийского конкурса учебно-методических изданий. Диплом лауреата и золотая медаль Международной книжной выставки-ярмарки на ВДНХ. – Томск: Изд-во ТПУ, 2013. – 328 с.
20. Соколова И.Ю., Терехина Л.А. Принципы здоровьесбережения как основа формирования культуры здоровья субъектов образовательного процесса вуза // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. – С. 35–38.
21. Степанченко Ю.В. Подготовка педагогов к формированию у школьников естественно-научного знания на основе биосфероцентрического подхода: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Томск, 2007. – 22 с.
22. Таброско Т.Н. Технологии профессионального образования; Технологии профессионального образования: краткий курс лекций. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2007. – 108 с.
23. Тарбокова Т.В. Дидактическая система активизации познавательной самостоятельности студентов как средство повышения эффективности их математической подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Томск: ТГПУ, 2009. – 25 с.
24. Ульянова Н.В. Формирование экологической культуры школьников 5–11 классов: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Томск, 2007. – 22 с.
25. Фикс Н.П. Теоретическое обоснование и опыт применения автоматизированного учебно-методического комплекса (на материалах ТОЭ): дис. ... канд. пед. наук. – Томск: ТГПУ, 2002. – 189 с.

Подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных, способных развивать свой творческий потенциал, физически и нравственно здоровых специалистов является основной задачей общего и профессионального образования, решение которой определяет цель исследования – создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие потенциальных, творческих возможностей подрастающего поколения и тех, «кто сеет разумное, доброе, вечное».

Одним из значимых условий подготовки таких специалистов, развития их личностного потенциала и сохранения здоровья является самопознание, за которым неизменно следует самовоспитание; саморазвитие, самообразование; самореализация, самоактуализация.

Какие же потенциальные возможности свойственны личности, индивидуальности? По мнению М.С. Кагана [8], в структуре личности можно выделить пять потенциалов:

1. Гносеологический потенциал личности. Характеризуется объемом, качеством информации, которой располагает личность. Она содержит знания о внешнем мире, природном, социальном, самопознание и зависит от природного ума, образованности, опыта личности.

2. Аксиологический потенциал личности. Определяется обретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентаций – ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями, как единством сознания личности и ее самосознания…

3. Творческий потенциал личности. Характеризуется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями, способностями к действиям, к труду, созидательному и (или) разрушительному, продуктивному и репродуктивному, а также мерой их реализации в той или иной сфере деятельности.

4. Коммуникативный потенциал личности. Определяется мерой, формами ее общительности, характером и прочностью контактов с другими людьми, содержанием межличностного общения, выражается в социальных ролях.

5. Художественный потенциал личности. Определяется содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет.

По мнению М.С. Кагана, личность определяется не своим темпераментом, характером, физическими качествами и пр., а тем, что и как она знает, как ценит; что и как созидает; с кем и как общается; каковы ее художественные потребности.

Анализ результатов исследований психофизиологов [5], психологов [3] и мнение И.П. Павлова о том, что человек – система, развиваемая и саморазвивающаяся, сама себя поддерживающая и даже совершенствующая, позволили сделать следующие выводы.

1. Личностный потенциал человека характеризуется различными способностями – познавательными, интеллектуальными, коммуникативными, художественными творческими, которые развиваются в процессе активной деятельности личности на основе природных предпосылок (задатков) и психолого-педагогических условий образовательной среды.

2. В каждом человеке природой заложен потенциал «мыслителя» (2-я сигнальная система, функции левого полушария) и «художника» – творческой личности (1-я сигнальная система, функции правого полушария) и, следовательно, потенциалы саморегуляции, самоуправления; саморазвития, самообразования; самореализации, самоактуализации. Развитие всех этих потенциалов связано с развитием функций правого и левого полушарий головного мозга (ФСА), что является одним из основных принципов природосообразного образования [17];

3. Развитие потенциалов «мыслителя» и «художника», в свою очередь, способствует развитию гносеологического, аксиологического, коммуникативного, художественного, творческого и других потенциалов человека.

4. Развитие личностного потенциала и соответствующих способностей может происходить в течение всей жизни человека, начиная от рождения, в процессе осуществления и смены ведущих видов деятельности и в деятельности исследовательской, проектной, творческой.

5. Определенные этапы жизнедеятельности человека являются сензитивными, наиболее благоприятными для развития тех или иных потенциальных возможностей, способностей личности, что связано в первую очередь со зрелостью физиологических функций и развитием соответствующих психических функций, поэтому обучение должно быть природосообразным.

Особенно важно учитывать сензитивные периоды развития личности на этапах дошкольного обучения и в начальной школе, что, к сожалению, очень часто не обеспечивается и приводит к недостаточному развитию личностного потенциала подрастающего поколения как в общеобразовательной школе, так и в последующих системах образования и профессиональных сферах.

Так, сензитивным периодом развития воображения, фантазии является возраст 5–7 лет, т.к. к этому времени у ребенка уже достаточно развито наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, развиваются мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, приобретен личный опыт ролевой игры.

Сензитивный период оперирования понятиями – 12–14 лет, развития логического мышления – 10–13 лет, т.к. к этому времени у ребенка развились не только наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, мыслительные операции и интеллектуальные умения, но и способности делать умозаключения.

Сензитивный период развития личности в целом – 18–20 лет. К этому времени у человека могут быть достаточно развиты способности самоуправления, саморазвития, самообразования, психические познавательные процессы – восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь. На их основе развиваются разные интеллектуальные способности, в т. ч: пространственное мышление, стили представления и решения проблем, а также способностей целеполагания, программирования, планирования, прогнозирования. имеющие большое значение в разных сферах профессиональной деятельности, жизнедеятельности личности в целом.

Анализ результатов исследований отечественных и зарубежных философов, психологов и педагогов по проблеме развития человека и становления личности позволил выявить теоретико-методологические основания развития личности, ее личностного потенциала, которые предусматривают реализацию в образовательном процессе:

  • антропоориентированного, системно-деятельностного, психолого-педагогического подходов;
  • трех взаимосвязанных составляющих единого процесса развития человека в онтогенезе:

социализацию – освоение социального опыта, знаний;

индивидуализацию – развитие качеств, отличающих одного человека от другого;

персонализацию – становление личности;

  • принципов единства сознания, личности и деятельности;
  • педагогически обоснованного комплекса деятельностей и общения, который обеспечивал бы активное взаимодействие развивающейся личности с ее социальным окружением;
  • подготовки внутри предыдущего возрастного периода (при успешной интеграции) перехода к новому периоду, чтобы предотвратить возникновение кризисного развития личности;
  • самопознания обучающимися своих индивидуально-психофизиологических личностных, интеллектуальных особенностей, что является основанием саморазвития, самореализации;
  • формирования направленности личности, в т.ч. развитие профессиональной направленности студентов, что является основанием для развития их психологической готовности к профессиональной деятельности, что в свою очередь способствует развитию их интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей, способностей к саморазвитию и др.

В связи с этим нами с позиций системного психолого-педагогического подхода [19] создана концепция качества обучения школьников, качества подготовки специалистов в системах профессионального образования, представленная на рисунке.

pic_85.tif

Концепция качества обучения школьников, качества подготовки специалистов в профессиональном образовании

Согласно концепции: качество обучения выпускников школ, качество подготовки специалистов, бакалавров, магистров оценивается по развитию их научного мировоззрения, интеллекта, разных интеллектуальных, в т.ч. творческих способностей и психологической готовности выпускников школ к деятельности в последующей образовательной системе или профессиональной сфере, а выпускаемых колледжами, вузами специалистов, бакалавров, магистров – к профессиональной деятельности на производстве; качество обучения школьников, подготовки специалистов обеспечивается при реализации в системах образования трех групп психолого-педагогических технологий обучения: исследования, проектирования и организации образовательного процесса, реализующих принципы гуманизации образования, развития, саморазвития, здоровьесбережения личности, ее психологической готовности к деятельности: познавательной, творческой, профессиональной и др.

В соответствии с концепцией, а также по результатам анализа собственных исследований авторов были установлены психолого-педагогические условия развития личности, личностного потенциала, сохранения здоровья и качества обучения, подготовки специалистов в системах общего и профессионального образования, к ним относятся:

  • активная позиция личности школьников, студентов в образовательном процессе, стремление к саморазвитию, самореализации, самообразованию на основе самопознания;
  • организация образовательного процесса с учетом принципов природо- и культуросообразного образования;
  • эффективность образовательного процесса, обеспечиваемая педагогом;
  • создание творческой образовательной среды, где личность активна и ей предоставлена свобода действий и деятельности в предметных областях знаний, системах образования;
  • применение информационных технологий, дидактических, программно-методических средств обучения, в т.ч. электронных учебников, комплексов;
  • реализация в образовательном процессе принципов здоровьесбережения:

1) следование законам развития природы, мироздания;

2) гармонии с окружающей средой;

3) гармонии телесной, душевной и духовной природы человека;

4) поисковой активности;

5) аксиологического;

6) самореализации, самоактуализации,

7) самоидентификации – быть самим собой, невзирая на обстоятельства, принцип самодостаточности.

Очевидно, что для развития потенциальных возможностей школьников, студентов, их интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей, которые характеризуют конкурентоспособность специалистов, необходимо создание творческой образовательной среды. Такая среда может быть создана в первую очередь в отдельных предметных областях педагогами-профессионалами, которые в своей педагогической деятельности опираются на личностно-ориентированный, системный психолого-педагогический – психодидактический, деятельностный, контекстно-компетентностный подходы в обучении.

Каковы же принципы создания творческой образовательной среды в учебном процессе школы, вуза? Основные из них отражены в разработанной нами концепции качества обучения школьников, качества подготовки специалистов – это реализация в образовательном процессе посредством технологий (в том числе компьютерных), форм, методов и средств обучения:

  • принципов гуманизации образования, развития, саморазвития, здоровьесбережения личности школьников, студентов в системах образования;
  • основных психологических концепций и дидактических принципов обучения,
  • концепции психологической системы деятельности (ПСД);
  • учета индивидуально-психологических особенностей и склонностей школьников, студентов к предметной, профессиональной деятельности (для технических вузов – к инженерно-технической или инженерно-гуманитарной деятельности).

Кроме того, это психолого-педагогические условия активизации познавательной деятельности обучающихся, основные среди них:

  • изменение функций участников образовательного процесса, когда педагог не транслятор знаний, а направляющий познавательной деятельности школьников, студентов, а они не пассивные слушатели, а активные преобразователи учебной и иной информации;
  • наличие мотивации познавательной деятельности школьников, студентов, в т.ч. при ее соответствии их склонностям к определенной предметной, профессиональной деятельности;
  • обобщение педагогом учебной информации, ее структурирование, систематизация и представление по дедуктивному принципу (от общего к частному) крупными блоками в виде схем: информационных, структурно-логических (СЛС), ориентировочной основы действий;
  • применение дидактических, программно-методических средств, интерактивных, проблемных, исследовательских, проектных методов, информационных технологий обучения;
  • совместная (в группах-диадах) познавательная деятельность школьников, студентов.

Следует отметить, что изменение функций педагога и студентов возможно, если педагог разрабатывает такой дидактический материал, применяет такие методы, технологии его реализации в образовательном процессе и систему контроля, которые обеспечивают активную самостоятельную познавательную деятельность школьников, студентов исследовательского, проектного, творческого характера. Таким дидактическим инструментарием являются учебно-методические комплексы (УМК), в том числе автоматизированные.

Эти комплексы, технологии обучения, ориентированные на развитие интеллектуальных, профессиональных способностей учащихся являются дидактико-технологическим обеспечением творческой образовательной среды в соответствующей предметной области знаний, образовательной системе в целом. При этом школьникам, студентам предоставлена возможность активной и эффективной (с меньшими затратами их времени и энергии), в большей степени самостоятельной познавательной деятельности по освоению соответствующей области знаний. Примерами являются созданные разными авторами – аспирантами и соискателями творческие образовательные среды по дисциплинам:

  • «Неорганическая химия» с применением СЛС – С.Ю. Андреевой [1];
  • «Экономика и менеджмент горного производства» с СЛС – О.В. Богдановой [2];
  • «Математика в вузе» – Л.Б. Гидь [3], Т.В. Тарбоковой [ 22] с применением СЛС;
  • «Математика» в 9 классе – Л.М. Голубевой [4], «Математика» в 5–11 классах – А.М. Пустынниковой [14];
  • «Иностранный язык» в вузе – В.Ю. Зюбановым [6], Т.В. Ивановой [7]; Л.В. Павленко [12];
  • «Инженерная графика» с применением СЛС – М.В. Матвеевой [9]; «Информационные технологии в профессиональной деятельности» с применением СЛС – Н.Н. Савельевой [15];
  • «Литература» в 5–9 классах – Л.С. Мишениной [10];
  • «Командный менеджмент в системах образования» – Е.Г. Муруговой [11];
  • «Изобразительное искусство» в школе – В.А. Пантиковым [13];
  • «Гидромеханика»(1994), «Насосы, вентиляторы, компрессоры»[18], «Педагогическая психология», все пособия содержат структурно-логические схемы – И.Ю. Соколовой [19];
  • «Естествознание» – Ю.В. Степанченко с СЛС [21], «Экология» – Н.В. Ульяновой [24];
  • Технологии профессионального образования – Т.Н. Таброско [22];
  • «Теоретические основы электротехники» с применением СЛС – Н.П. Фикс [25].

Исследования [17, 20], педагогический опыт автора [18, 19], его аспирантов свидетельствуют о том, что создание творческой образовательной среды в предметных областях знаний по разным дисциплинам в системах общего и профессионального образования способствуют развитию творческих [1, 4, 10, 13], интеллектуальных [4, 14] и др. способностей школьников [20, 23]; активизации, эффективности познавательной деятельности студентов [6, 7, 12, 21], развитию их интеллектуальных [3], профессиональных [2, 9, 11, 15, 16, 18, 19, 24] способностей и сохранению здоровья в системах общего, профессионального образования.

На послевузовском и последующих этапах жизнедеятельности развитие личностного потенциала человека, включая повышение квалификации, осуществляется в основном самостоятельно, чему способствуют предложенные нами принципы природосообразного и культуросообразного образования [17, с. 1118–1124] и здоровьесбережения [20, с. 103–106]. Объясняется это следующим. Реализация принципов природосообразного обучения (особенно в дошкольном и начальном образовании) и культуросообразного в школах, колледжах и вузах способствует активизации и эффективности познания и, следовательно, сохранению здоровья школьников, студентов и развитию их гносеологического, интеллектуального, аксиологического, творческого и др. потенциалов, развитию мировоззрения, сознания и т.д.

Кроме того, человек сможет сам следовать первым трем принципам здоровьесбережения – следование законам развития природы, мироздания; гармонии с окружающей средой; гармонии телесной, душевной и духовной природы человека, если у него развито соответствующего уровня мировоззрение и сознание. При этом личность активно познает окружающий мир, развивается и своим развитием способствует развитию всего того, что ее окружает, и тем самым сохраняет и укрепляет свое здоровье. Четыре других принципа: поисковой активности; аксиологический; самореализации, самоактуализации: самоидентификации – самодостаточности реализуются, если познавательная деятельность человека является исследовательской, проектной и вообще творческой.

Предложенные автором психолого-педагогические условия развития личностного потенциала школьников, студентов могут (с соответствующей коррекцией) быть применены в процессе повышения квалификации педагогических кадров и переподготовки не имеющих базового педагогического образования специалистов к профессионально-педагогической деятельности в определенной области знаний (см. представленный ниже список литературы).


Библиографическая ссылка

Соколова И.Ю., Борисова Е.Е. ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО РАЗВИТИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 6-2. – С. 421-426;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36048 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674