Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Николина В.В. 1 Фефелова О.Е. 1
1 ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
В статье раскрывается актуальность поиска и применения новых образовательных технологий, способствующих формированию нового педагогического профессионализма. Определено основание для придания нового смысла категории «педагогическая позиция» и введения новой функциональной позиции – педагога-дизайнера. Осуществлен лингвистический и научный анализ категории «педагогический дизайн». Авторами представлено определение понятия «социально-педагогический дизайн», рассматриваются особенности социально-педагогического дизайна и специфика новой функциональной позиции «педагог-дизайнер». В статье описаны пять проектных шагов технологии социально-педагогического дизайн-проектирования (аналитический, проектировочный, конструкторский, шаг реализации, рефлексивно-оценочный), в процессе прохождения которых осуществляется формирование функциональной позиции педагога-дизайнера. В заключении статьи представлен ее практический аспект: цель, задачи и главный смысл проектного эксперимента «Центр социально-педагогического дизайна», реализуемого в рамках образовательной организации и направленного на воспитание детей и молодежи.
социально-педагогический дизайн
функциональная позиция педагога
позиция «педагог-дизайнер»
технология социально-педагогического дизайн-проектирования
1. Абызова Е.В. Педагогический дизайн: понятие, предмет, основные категории // Вестник ВятГГУ. – Т. 3. – Педагогика и психология. – 2010. – № 3(3). – С. 12–15.
2. Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления: доклад дис. … д-ра психол. наук. – М.: МПГУ, 2002. – 54 с.
3. Атлас новых профессий: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://atlas100.ru/. Дата обращения: 3.05.2016.
4. Большой англо-русский словарь / под ред. И.Р. Гальперина. – М.: Русский язык, 1979.
5. Игнатьева Г.А. Проектно-ресурсное управление инновациями в образовании: антропологическая проекция / Г.А. Игнатьева, О.В. Тулупова // Современные исследования социальных проблем. – 2015. – № 5.
6. Исаев Е.И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах: учебное пособие / Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.
7. Кожуховская С.М. Дизайн-образование. Структура. Содержание и методы реализации: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. – М., 2011. – 42 с.
8. Слободчиков, В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009.
9. Уваров А.Ю. Педагогический дизайн. – М., 2003.

Изменение социокультурной ситуации привело к актуализации одной из наиболее важных проблем дополнительного профессионального образования, связанных с необходимостью формирования нового педагогического профессионализма. Система дополнительного профессионального образования сегодня должна стать не просто местом подготовки педагога к дальнейшему осуществлению его профессиональной деятельности, но точкой становления личности, профессионала нового типа, осваивающего культурный опыт человечества, способного занять профессиональную позицию, способного к саморазвитию в своем непрерывном образовании. Реализация подобных замыслов возможна лишь у педагога, готового – при наличии сформированной проектной культуры мышления – к освоению инновационной и проектной деятельности, способного к созданию новых идей и продуктов, не только материальных, но и духовных ценностей.

Введение новых норм профессиональной деятельности педагогов, зафиксированных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования и профессиональном стандарте «Педагог», является основанием для формирования у него новых профессионально-деятельностных позиций. Позицию мы рассматриваем как «наиболее целостную характеристику поведения человека, свободно и ответственно определившего свое мировоззрение, принципы и поступки во взаимоотношениях с другими» [8, с. 221].

По мнению Н.Г. Алексеева и В.И. Слободчикова, профессионально-педагогическая позиция представляет собой единство профессионального сознания и профессиональной деятельности, где сама деятельность оказывается одним из способов реализации базовой ценности [2]. Педагогическая позиция является уникальной, поскольку включает в себя личностную позицию и профессионально-деятельностную. Личностная позиция наполнена ценностно-смысловым содержанием, которое формируется в процессе жизнедеятельности субъекта, в процессе его образования и самообразования. Деятельностная позиция выстраивается в соответствии с ценностно-смысловым содержанием и целевыми ориентирами деятельности, которая реализует выявленные ценности и смыслы посредством реальных способов и условий их осуществления.

Новые нормы профессиональной деятельности педагогов дают нам основание ввести новый смысл в понятие «профессиональная позиция» (или позиции), позволяющий рассматривать их как «способ реализации действующей ценности в том месте, которое человек занимает в совместном действии». Сегодня профессиональную позицию можно рассматривать не как ролевое место, занимаемое педагогом по статусу, а как функциональное. Так, под функциональной позицией мы понимаем способ деятельности педагога, определяемый тем набором функций, то есть кругом деятельности, обязанностей, работой, которые он выполняет.

Учитывая высокую скорость изменений в современном обществе и возрастающую сложность профессиональных задач, современные педагоги должны обладать принципиально новыми знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими им возможность формировать у своих подопечных в соответствии с их личностными и возрастными особенностями те качества, которые сделают их в последующем востребованными в новом мире [5, с. 507; 3]. Помочь в решении этой задачи может формирование у педагога новой функциональной позиции – педагога-дизайнера, складывающейся в процессе социально-педагогического дизайн-проектирования.

Поиск новых форм организации процессов обучения, воспитания и развития детей, характеризующихся высокой эффективностью и результативностью, а также нацеленностью на формирование условий для реализации сценария их успешного будущего, актуализировал обращение к новому междисциплинарному направлению в педагогической науке, возникшему на стыке педагогики, психологии, социологии и эргономики и именуемому как педагогический дизайн.

В современных исследованиях суть «педагогического дизайна» сводится к решению проблемы организации эффективного образовательного процесса, его оснащению современными учебными материалами и средствами. Само понятие «педагогический дизайн» является аналогом термина «instructional design», применяемого с 70-х годов XX века за рубежом, заимствованного из английской литературы. Согласно англо-русскому словарю, слово instructional переводится как образовательный, воспитательный, учебный [4, с. 722], а слово design:

1) замысел, план;

2) цель, намерение;

3) замысел, план, проект;

4) чертеж, эскиз, конструкция, рисунок, узор;

5) произведение искусства [4, с. 367].

Совокупность сочетания двух слов, из которых состоит понятие «педагогический дизайн», дает многообразие трактовок в определениях у зарубежных исследователей, занимавшихся данным вопросом (Р. Бриггз, Р. Ганье, Г. Маккардл, Р.С. Ричей). Среди отечественных исследователей, занимающихся вопросами изучения педагогического дизайна, можно выделить Е.В. Абызову, Д.Ю. Адоняева, С.М. Кожуховскую, М.Н. Краснянского, М.В. Моисеева, В.Н. Подковырову, Е.В. Тихомирову, А.Ю. Уварова и других.

Анализ научной литературы позволяет утверждать, что существующие концепции «педагогического дизайна» условно можно поделить на два направления: в одних педагогический дизайн применяется с точки зрения разработки качественного электронного образовательного ресурса в рамках осуществления дистанционного обучения, в других целью применения педагогического дизайна является организация образовательной среды (условий) с помощью образовательных материалов и ресурсов в процессе проектирования.

Профессиональным субъектом в обеих концепциях является педагогический дизайнер как специалист, обладающий полипрофессиональным набором компетенций, связывающий в единой команде разработчиков учебного контента разных специалистов: по предметной области; художников; дизайнеров; верстальщиков; мультипликаторов; видеооператоров; звукорежиссеров; программистов и т.д. [9, с. 2], тем самым осуществляющий эффективное управление через постановку педагогической задачи; определение целей обучения; выбор используемых средств обучения; определение ожидаемых результатов.

На наш взгляд, понимание сущности педагогического дизайна наиболее оригинально представлено Е.В. Абызовой, поскольку исследователь определяет педагогический дизайн в двух ипостасях: как теорию и как практику. С точки зрения теоретической науки педагогический дизайн рассматривается как область науки, занимающаяся исследованием эффективности учебных материалов и средств, которые создают благоприятные ситуации, условия и среду обучения. С точки зрения практики педагогический дизайн рассматривается как процесс разработки, создания, применения и оценки учебно-воспитательных ситуаций, условий и средств [1, с. 12]. Так, педагогический дизайн является инструментом, благодаря которому обучение и учебные материалы становятся более привлекательными, эффективными, результативными и в результате чего появляется стилистически оформленный продукт.

Функциональная позиция педагога-дизайнера, обладающего высоким уровнем проектной культуры и мышления, наиболее актуально представлена в диссертационном исследовании С.М. Кожуховской, которая обозначает ее через наличие способности у педагога к осуществлению проектной деятельности в процессе обучения и воспитания детей и подростков, а также через воспитание проектного мышления, трансляцию учащимся методов проектирования различных предметных форм и сред, которые пригодятся им в будущем [7, c. 5].

В рамках социально-ориентированной дидактики мы используем категорию социально-педагогический дизайн, которую рассматриваем как технологию профессионального развития педагога, направленную на обучение его проектированию эффективных, рациональных и комфортных способов организации образовательных процессов в соответствии с задуманным желаемым образом будущего объекта (продукта), а также согласно требованиям антропоцентричности, эргономичности (психофизических удобств) и четкой социальной ориентации.

Социально-педагогический дизайн является сферой профессиональной педагогической деятельности, связанной с рефлексивными и профессионально-деятельностными усилиями педагогов в ходе осуществления социально-педагогического проектирования, направленными решение целого ряда различных задач – будущих индивидуальных проектов, на решение которых должно быть вариативным, что связано с творческим характером проектной деятельности педагога.

К особенностям социально-педагогического дизайна, выделяющим его из других направлений профессиональной педагогической деятельности и обуславливающим необходимость формирования функциональной позиции педагога-дизайнера, мы относим следующее:

1. «Социально-педагогический дизайн» – это собственно творческая проектная деятельность педагога-дизайнера в образовательной организации, ориентированная на создание прототипа, абстрактного образа будущего, ориентира, к которому стремится в ходе социально-педагогического проектирования команда педагогов-дизайнеров, стремящихся к ситуации преобразования образовательного пространства своей образовательной организации. Поэтому можно сказать, что дизайном занимается каждый, кто разрабатывает варианты действий, направленные на изменение существующих ситуаций в предпочтительные.

2. Дизайн как деятельность и результат этой деятельности по проектированию эстетических свойств промышленных изделий предполагает опору на эстетику, но внешнюю эстетику проектируемого объекта. Социально-педагогическое проектирование опирается на внутреннюю эстетику, предполагающую обогащение внутреннего мира человека, повышение уровня его духовности, человечности, присутствие вектора духовного и нравственного совершенствования. Такое преобразование возможно в рамках антропопрактики как «гуманитарной практики, ставящей задачи культивирования фундаментальных способностей человека» [6, с. 413]. Именно поэтому мы считаем возможным определение социально-педагогического дизайна как антропопрактики профессионального развития педагога, ориентированной на выращивание и формирование в образовательном процессе нового профессионализма педагога, обеспечивающего всю полноту его человеческих проявлений.

3. Социально-педагогический дизайн ориентирован на формирование сегодняшними педагогами человеческого капитала нового качества, предполагающего в будущем наличие способности к системному мышлению, навыков видения будущего межотраслевой коммуникации, умения проектировать, осуществлять эффективную коммуникацию, строить сетевые сообщества и успешно позиционировать себя в качестве субъекта собственной деятельности.

Таким образом, мы рассматриваем технологию социально-педагогического дизайн-проектирования как уникальную гуманитарную технологию создания внутри образовательной системы прототипов будущего общества, т.е. того общественного порядка, который будут строить выпускники школы, став полноценными гражданами России и профессионалами в определенной выбранной ими области деятельности.

Реализация технологии социально-педагогического дизайн-проектирования возможна лишь в мыследеятельностном пространстве, предполагающем реализацию пяти проектных шагов (аналитический, проектировочный, конструкторский, шаг реализации, рефлексивно-оценочный), в процессе прохождения которых – в процессе активного делания – осуществляется формирование функциональной позиции педагога-дизайнера.

1. Аналитический шаг связан с осуществлением процесса концептуализации, заключающегося в мыслительной деятельности по поиску оснований для формирования идеальных представлений об образе желаемого будущего и способах его проектирования в рамках образовательной деятельности образовательной организации. Концептуализация предполагает анализ реальной ситуации (предпроектный анализ); проблематизация, которую можно определить как ценностное самоопределение в проблемном поле проектной деятельности педагога-дизайнера; выделение основных подходов к решению проблемы, т.е. осуществление культурно-исторического анализа; определение общего направления движения в проекте и способов достижения цели, потребностей, условий. Данный этап является стартовым в процессе формирования функциональной позиции педагога-дизайнера, который должен осуществить позиционное самоопределение относительно тех целей и ценностных оснований, на которых он будет строить свою проектную деятельность в данном направлении. Это могут быть цели профессионального развития, формирования проектного мышления, заботы о создании условий для успешного будущего обучающихся, развития их творчества, ориентация на ценности гражданского общества (патриотизм, развитие, самоуправление, ответственность), гуманитарные и антропологические ценности.

2. Проектировочный шаг связан с подготовкой планов осуществления проектных работ, разработкой прототипов образа будущего ребенка и условий образовательной организации, где он будет «выращиваться». Кроме того, на данном этапе осуществляется программирование, связанное с выстраиванием конкретных проектных действий, направленных на достижение проектной цели, выбор основных конструкционных решений. Затем составляется сценарий социально-образовательных событий, в которых раскрывается зона ответственности каждого из участников театра проектных действий. На данном этапе формирование функциональной позиции педагога-дизайнера осуществляется в процессе выполнения таких интеллектуальных видов деятельности, как программирование и планирование проектной деятельности и связанных с ними процессов.

3. Конструкторский шаг в технологии осуществляется за счет превращения планов, сценариев, прототипов проектируемого будущего продукта в набор учебных материалов. Конструирование образовательного процесса основано на конструировании содержания образования (конструктивно-содержательная деятельность), конструировании материально-технических и дидактических средств (конструктивно-материальная деятельность) и конструировании способов деятельности (конструктивно-операциональная деятельность). Формирование функциональной позиции педагога-дизайнера на данном этапе технологии социально-педагогического дизайн-проектирования будет заключаться не только в продумывании действий педагога и возможностей использования эстетически оформленных и современных по содержанию дидактических средств, но прежде всего ориентацией на интересы и развитие обучающихся: группы учеников и каждого в отдельности, продумывание и предположительное конструирование действий учащихся.

4. Шаг реализации социально-педагогического дизайн-проекта связан с осуществлением планов, сценариев с применением созданных учебных материалов. На данном этапе технологии формирование функциональной позиции педагога-дизайнера заключается в организации серии образовательных событий, содержательно ориентированных на формирование ценностей гражданского общества (патриотизм, самоуправление, ответственность, саморазвитие). Образовательное событие рассматривается нами как ситуация «социального развития» (Л.С. Выготский), которая переживается и осознается ребенком как ценностная и личностно значимая и может быть реализована в различных формах: фестивалях, семинарах, предметных неделях и т.д. Цель образовательного события состоит в приобщении обучающихся, родителей, партнеров к гуманитарным ценностям, смысловая нагрузка которых связана с пониманием, принятием и стремлением к внутренней красоте, красоте человеческой мысли и поступка, к выращиванию «человеческого в человеке» [8]. Организация образовательных событий такого рода станет возможностью укрепления связей и отношений в детско-взрослой общности, объединяющей детей и взрослых.

5. Рефлексивно-оценочный шаг, суть которого заключается в оценке эффективности реализации социально-педагогического дизайн-проекта. Данный этап является финальным в процессе формирования функциональной позиции «педагог-дизайнер» и предполагает проведение им различных оценочно-диагностических мероприятий, позволяющих получить ответы на вопросы рефлексивного характера.

Необходимо отметить, что данная технология в обязательном порядке включает в себя элементы кооперации и рефлексии на каждом дизайнерском шаге, а отдельные шаги не выстраиваются в жесткой последовательности, а переплетаются подобно ребрам в «безумном треугольнике» Эшера.

В соответствии с данными представлениями о новой функциональной позиции педагога, формирующейся в процессе социально-педагогического дизайн-проектирования, в МБОУ СОШ № 8 г. Выксы Нижегородской области, которая имеет статус Федеральной инновационной площадки «Проектно-сетевого института инновационного образования» Нижегородского института развития образования на кафедре педагогики и андрагогики успешно проводится проектный эксперимент «Центр социально-педагогического дизайна».

Цель проекта, реализуемого в рамках образовательной организации, направлена на создание и внедрение модели центра социально-педагогического дизайна как системообразующего ресурса, в рамках которого будет обеспечено создание, распространение и освоение эффективных технологий развития и социализации всех участников образовательного процесса.

Технология социально-педагогического дизайна, применяемая в данной образовательной организации, используется как наиболее адекватный требованиям информационного общества инструмент решения поставленных перед общеобразовательной организацией важнейших задач социальной политики:

1. Обеспечение освоения молодым поколением социальных норм и ценностей (идеологии, мировоззрения), принятых обществом на данный момент времени.

2. Осуществление на практике согласования интересов различных социальных групп в пространстве образования, формирования практических навыков общения школьников в многообразии форм совместной деятельности, что позволяет им в дальнейшем конструктивно взаимодействовать в жизни.

3. Предоставление каждому из учащихся возможности получения личного практического опыта социализации в процессе создания «социальной ситуации развития» (Л.С. Выготский) в ходе заинтересованного взаимодействия с государственными учреждениями и освоения их организационной культуры, что позволит сформировать у учащихся готовность участия в работе институтов гражданского общества.

4. Оказание влияния на общественную мотивацию и общественную производительность труда через научение нового поколения планированию жизненного пути и основным умениям, необходимым для реализации этих планов.

В школе реализуется концептуальная модель «Центр социально-педагогического дизайна», которая включает в себя три крупных дизайн-проекта, в совокупности обеспечивающих культивацию прототипа гражданского общества.

Главный смысл проекта заключается в создании особого типа образовательной общности – центра социально-педагогического дизайна – характеризующейся направленностью образовательного процесса на воспитание личности человека, для которого характерно мировосприятие, основанное на антропологических, гуманитарных ценностях, приоритетах созидания над разрушением, способности применять креативные качества в процессе решения проблем.

Практический опыт демонстрирует необходимость создания адекватной современным социально-экономическим условиям системы социально-педагогического дизайна, конечной целью которой является формирование культурной, интеллектуально развитой, психически и физически здоровой личности, устойчивой к дестабилизирующим факторам и агрессивным вызовам развивающейся социально-экономической среды. Использование такой системы позволит сформировать в учебном процессе ведущие черты личности: креативность, духовность, интеллект, укрепить нравственное и физическое здоровье, а также обеспечить саморазвитие, самодисциплину и самореализацию обучающихся в их успешном будущем.

Таким образом, мы полагаем, что наибольшую значимость в системе дополнительного профессионального образования сегодня приобретают исследования, ориентированные не только на поиск новых технологий профессионального развития педагогов, позволяющих в ходе проектной деятельности профессионально заниматься созданием идей, моделей и концепций, но и на развитие и выращивание в человеке «собственно человеческого» средствами самого образования.


Библиографическая ссылка

Николина В.В., Фефелова О.Е. ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 6-2. – С. 390-395;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36042 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674