Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОБЛЕМЫ И ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ СПОРТИВНОЙ КОМАНДЫ

Марков К.К. 1
1 Иркутский национальный исследовательский технический университет
Рассмотрен процесс создания команды, ориентированный на ключевые факторы: мотивацию, коммуникацию и управление. Анализ характера внутригруппового общения по содержанию выделяет ориентирующее и стимулирующее общение, побуждающее партнеров к действию, повышение позитивных оценок и снижение негатива и критики. Описаны отдельные области, связанные с работой команды: окружающая среда, тактическое и социальное поведение, мастерство, ценности и убеждения, командные солидарность и характер. Эти различные области представляют стадии развития, через которые в ходе тренировки должны пройти любая команда и ее члены, прежде чем они достигнут определенного единства, приобретут определенную индивидуальность и выработают определенный характер. Предложены практические методы совершенствования командной деятельности, создавая необычные ситуации, используя командные символы и пирамиду успеха, индивидуализируя деятельность спортсмена в рамках командной работы на основе его типологических характеристик личности и уровня развития психомоторных качеств.
создание команды
мотивация
коммуникация
управление
пирамида успеха
типология личности
психомоторные качества
1. Кафедра – Центр – Факультет / В.Ю. Лебединский, Э.Г. Шпорин, М.М. Колокольцев, О.В. Рязанцева, Е.Б. Колчина, М.Г. Епифанова, Е.А. Власов, Л.В. Косыгина, Л.Ф. Наталевич, Е.М. Шелемин, К.К. Марков, Е.С. Булгаков, А.В. Вайнер-Кротов, А.И. Несмеянов, А.Г. Демидов, П.И. Казаков, П.А. Матвеев, М.В. Куклина, Ю.Ю. Татарченко, М.П. Лисовая и др. Посвящается 80-летию ИрГТУ. История кафедры физической культуры. – Иркутск, 2010.
2. Клещев Ю.Н., Марков К.К. Волейбол. Книга тренера. Ч. 2. – Иркутск: ИрИИТ, 2000. – 168 с.
3. Марков К.К. Психолого-педагогические основы тренерской деятельности: монография. – Красноярск: КГПУ, 2007. – 200 с.
4. Марков К.К. Руководство тренера по волейболу. – Иркутск: ИрИИТ, 1999. – 276 с.
5. Марков К.К. Содержание соревновательной деятельности в волейболе и методика функциональной подготовки спортсменов. Методическое пособие. – Иркутск: ИрГТУ, 1994. – 48 с.
6. Марков К.К. Тренер – педагог и психолог. – Иркутск: ИрИИТ, 1999. – 236 с.
7. Марков К.К., Кудрявцев М.Д., Николаева О.О. Проблемы оценки и формирования психомоторных качеств спортсменов в сложно-координированных видах спорта // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10–1. – С. 121–125.
8. Марков К.К., Николаева О.О. Формирование психомоторных качеств в современном спорте: теоретические и методологические проблемы // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 8–4. – С. 943–947.
9. Марков К.К., Николаева О.О. Совершенствование качеств внимания игроков в современном волейболе // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6–1. – С. 164–168.
10. Марков К.К., Николаева О.О. Современные направления совершенствования методик обучения двигательным действиям в спорте // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 6–1. – С. 34–38.
11. Марков К.К., Пашкова Н.В. Проблемы совершенствования методики двигательного обучения в волейболе // Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в современных условиях: материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 50-летию ФФКиС. – 2007. – С. 113–116.
12. Марков К.К., Сивохов В.Л., Чечев И.С. Экспериментальные исследования уровня психомоторных ка честв высококвалифицированных кикбоксеров // Вестник ИрГТУ. – 2013. – № 5 (76). – С. 269–274.
13. Марков К.К., Чечев И.С., Николаева О.О. Экспериментальные исследования дифференцирования силовых характеристик ударных действий в кикбоксинге // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view id=9778.
14. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. – М., 1980.
15. Alberda J., Murphy P. Team building // The Coach. – 1997. – № 1.
16. Murphy P. The sporting group and the process of team building. – Load in Volleyball. FIVB Coaches Symposium, Bremen, 1995.
17. Team building in Volleyball. FIVB Coaches’ Digest, 1997.

Процесс создания команды ориентируется на несколько важных принципов, из которых ключевыми являются: мотивация, коммуникация и управление. Каждый тренер должен иметь свою собственную философию, определяющую культуру общения со спортсменами (рис. 1).

pic_72.wmf

Рис. 1. Принципы создания команды

Он должен поставить цели и определить стратегии их достижения. Следовательно, для этого необходимо сотрудничество спортсменов, членов команды, принимающих их общую взаимозависимость. Для процесса создания команды, ориентированного на нормы и ценности, важно также четкое определение ролей и ответственности. Тренер должен быть руководителем и принимать четкие решения. Особое значение для решения всех вышеперечисленных проблем имеет совместное, целенаправленное общение и связь со спортсменами. При анализе характера внутригруппового общения по содержанию выделяют следующие категории [6; 14]:

  • ориентирующее общение, уточнение, изменение, согласование своих действий;
  • стимулирующее общение, побуждающее партнеров к действию, поддерживающее внимание и игровой настрой;
  • оценочная позитивная, одобряющая действия партнеров, поддерживающая (их и себя) в процессе соревнований и тренировок;
  • оценочная негативная, замечания, критика, упреки.

В связи со спецификой вида спорта типовой профиль общения предполагает нужный уровень стимулирующего общения при достаточно высоком уровне ориентирующего и оценочно-позитивного компонента, при низком уровне негативных оценок. Сравнение профилей общения у спортсменов и команд разного класса показывает, что с ростом их уровня растет значение стимулирующей информации при низком снижении оценочно-негативной. В этом проявляется групповая сплоченность команды, нацеленная на достижение общего результата (характерная для высших стадий развития группы).

Любая подготовка к турниру, сезону или просто к тренировочному занятию (сознательно или нет) является составляющей процесса, в котором спортсмены соглашаются друг с другом в групповом контексте, образующем социальное общение для адаптации, и в котором их собственный личный вклад будет внесен в каркас общей задачи. Для успеха команды важно, что ее игроки «вкалывают» вместе и практически реализуют принцип: «Вместе каждый достигнет большего».

Эти положения являются ключевыми компонентами в процессе построения, создания команды, и хотя такой девиз не предлагает какого-либо особого психологического отношения к тренировочной работе, но он устанавливает базовый подход, отражающийся на практике во всей работе, выполняемой членами команды, во всех их взаимодействиях и отношениях.

Существует пять отдельных областей, связанных с работой команды: окружающая среда (внешние условия), поведение (тактическое и социальное), мастерство (техническая и тактическая подготовленность), ценности и убеждения (взгляды и отношения) и тождественность (командные солидарность и характер). В то же время эти различные области представляют стадии развития, через которые в ходе тренировки должны пройти любая команда и ее игроки, прежде, чем они достигнут определенного единства, приобретут определенную индивидуальность и выработают определенный характер [1, 3; 6; 15–17].

Вопрос состоит в том, как достигнуть сплоченности в этих областях и на всех различных стадиях развития команды, как она может сосредоточиться на будущем успехе, и, таким образом, точно определить перспективы ее развития в плане достижения цели, сплоченности и духовного единения. Ключевой здесь является проблема, как продвигаться дальше после фазы, в которой команда прошла все испытания и кое-чего добилась в достижении цели этой стадии (как необходимой для успеха), включая определение внутренних задач и правил, которые затем могут быть реализованы и внедрены.

На этой основе при выполнении поставленных задач и добровольно принятых ролей все спортсмены будут полностью свободны от любого постороннего влияния на них при достижении общей цели. Когда процесс создания команды рассматривается с этой точки зрения, ясно, что в отношении роли каждого члена в команде компромисса быть не может.

В то же время все процессы развития в группе должны создавать естественную социальную нишу для личности игрока, место, в котором каждый может найти себя, убедиться в значении его действий для команды и сделать свободный выбор на основе глубокого внутреннего убеждения в его роли в той команде, к которой он принадлежит. С этой точки зрения вся жизнь игрока в команде представляет сложный процесс движения между «хочу» и «надо», между свободой выбора и принятыми обязательствами.

Члены команды – это «рабы на галерах», но этот выбор каждый сделал сознательно и добровольно, на основе своих личных мотивов и устремлений (чего тренеры, к сожалению, часто не учитывают, а иногда просто не знают). Если этот процесс идет в команде успешно, принципиально важно сделать его основой разрешения всех проблем и конфликтов, сбалансированных взаимоотношений между спортсменами, командой и целью, общей и каждого [6].

Реальное движение к общей цели начнется только, когда каждый член команды проникнется ею и начнет раскрывать свой собственный потенциал в этом направлении. Только при достижении такого состояния все, что делается в команде, начнет действительно продвигать ее к оптимальной спортивной деятельности.

И плодотворное взаимодействие начнется только при возникновении взаимоотношений между членами и командой, которую они составляют, когда каждый начнет реализацию его собственного потенциала и группа востребует все возможности каждого ее члена. Следовательно, только когда группа готова встретить ее задачи как единая, сплоченная команда, можно говорить о достижении высокого уровня мастерства в ее деятельности.

pic_73.wmf

Рис. 2. Модель синергии

Если усилия всех этих отдельных процессов развиваются конструктивно, однонаправленно и совместно, то команда будет способна реализовать первоклассную соревновательную деятельность. На рис. 2 схематично представлены качества и требования, составляющие предпосылки, необходимые для общего успеха.

Практические следствия

Практика работы с командой дает примеры [2–4; 6; 15–17] того, как могут быть воплощены описанные выше принципы и процессы создания уверенности и распределения ролей.

Создание необычных ситуаций

Приходя в классную команду и привлекая в нее спортсменов высокого класса, тренер для необходимого взаимодействия с ними создает ситуации, в которых внешние обстоятельства приводили бы и команду, и каждого ее члена в раздумья об их задачах в команде, взаимоотношениях с партнерами, их ожиданиях и готовности нести ответственность за остальных членов команды. В каждом случае тренер стремится противопоставить команде другие виды ролей, с которыми они могли бы справиться только вместе. Если они действовали как команда, в которой каждый ее член видел себя и своих партнеров, действующими заодно в этой ситуации, то это вынуждает их устанавливать взаимоотношения с партнерами, и команда делает новый шаг в своем развитии [6].

При использовании тренировочного сбора в непривычных условиях, где наряду со специальными тренировками члены команды пробуют свои силы в других видах деятельности (горные виды спорта, альпинизм, парусный спорт с упражнениями, требующими от них действительного совместного управления яхтой и т.д.). При этом каждый член команды в трудной и необычной для него ситуации зависел от вклада еще кого-нибудь для достижения общей цели (управление яхтой), сохранения безопасности (альпинизм) и, кроме того, получил приятный опыт в необычных условиях.

Эти необычные для команды ситуации помогают разрушить сложившуюся структуру взаимоотношений и оценок партнеров по команде и решать (на воде или в горах) задачи, важные для команды в соревнованиях.

Возможности командных символов

Вторым аспектом, который помогает сосредоточить усилия всей команды на одной цели и, следовательно, дает возможность минимизировать внутренние разногласия, является предложение девиза, символа, который представляет решающие для команды элементы взаимодействия ее членов. Так девиз: «Вместе каждый достигнет большего», принятый как символ команды, помогает спортсменам отождествить себя с понятием «работать вместе» и руководствоваться ее принципами: доверие и открытость, понимание, уверенность и честность.

Каждая грань пирамиды успеха символизирует определенный принцип и усилия, ведущие к совместному действию. Устремленные к вершине-цели грани-девизы символизируют ее достижение только при действительном участии в этом процессе всех членов команды. Такой взгляд на проблему позволяет также собрать все процедуры для каждого игрока в комплекс и представить очевидный способ участия каждого в общем развитии команды (а в рамках реализованной структуры – в приказном порядке). Девизы, образующие пирамиду-символ команды, содержат вопросы [6]:

  • Что ты готов сделать для команды?
  • Какие личные слабости твои партнеры и команда помогут тебе компенсировать?
  • Готов ли ты считать каждого в команде выдающимся спортсменом?
  • Готов ли ты двигаться к любой цели, которую установит твоя команда?

Ответы на эти вопросы будут надежными, если только они даются свободно и индивидуально каждому. Эта свобода в то же время перекладывает на плечи спортсменов всю ответственность, что делает команду исключительно надежной и укрепляет солидарность ее членов. В итоге символ работает во всех процессах принятия решений, при разрешении конфликтов, которым команда подвергается при построении пирамиды. Команда способна идентифицировать эту цель. Как только все предварительные условия установлены, команда включается в процесс так, что она сама распределяет обязанности, ставит условия и определяет правила. Каждый игрок обеспечивает и гарантирует свою поддержку команды и своих партнеров.

Командная работа и пирамида успеха

Команда может добиться успеха, только если все ее члены научатся сотрудничать и поддерживать во всем друг друга. Только при этом становится возможным процесс совместной, целенаправленной командной работы и высокий спортивный результат (рис. 3) [6].

Это – долговременный процесс, в котором каждому надо качественно делать свою работу. Чтобы добиться этого, каждый спортсмен должен действовать с предельными усилиями, он должен быть тесно связан с командой, в которой целенаправленно развивается сплоченность. Процессы развития команды, ее движение к успеху и идеи относительно этих проблем могут быть суммированы в виде пирамиды успеха (рис. 4) [6; 16].

Необходимая и возможная индивидуализация деятельности спортсмена в рамках командной работы

Пожалуй, самая сложная тренерская проблема в командных видах спорта состоит в максимальном учете индивидуальных особенностей спортсменов и рациональном их использовании для решения спортивных командных задач. Зачастую тренер команды не изучает глубоко личностные характеристики своих спортсменов, не хочет и не умеет это делать. Помощь узких специалистов-психологов в командных видах спорта, как правило, успеха не приносит, и автор глубоко убежден, что формула «Тренер – педагог и психолог» единственно верная.

pic_74.wmf

Рис. 3. Модель командной работы

pic_75.wmf

Рис. 4. Пирамида успеха

Наибольшую значимость в решении вышеперечисленных задач и специфики командной работы, на взгляд автора, имеют типологические характеристики личности спортсмена [3; 14], а также уровни развития его психомоторных качеств [3; 6–8] и возможности их совершенствования с учетом специфики вида спорта, спортивного амплуа спортсмена в команде и особенностей сложившихся технико-тактических взаимодействий в соревновательной практике, общей командной культуры, языковых и национальных традиций различных спортсменов.

В указанных работах были достаточно подробно рассмотрены отмеченные вопросы, как в общетеоретическом и методическом плане [3; 6–8], а также применительно к некоторым конкретным видам спорта, таким как волейбол [2; 4; 5; 9–11], отдельные виды легкой атлетики, кикбоксинг и рукопашный бой [12; 13], сноуборд и экстремальные виды спорта [1]. В большинстве этих исследований не ставилась задача интеграции отдельных индивидуальных характеристик личности спортсменов в групповой спортивной деятельности в сложную командную структуру. Их использование в реальном избранном виде спорта представляет сложную творческую задачу для тренера спортивной группы-команды.


Библиографическая ссылка

Марков К.К. ПРОБЛЕМЫ И ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ СПОРТИВНОЙ КОМАНДЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 6-2. – С. 374-379;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36039 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674