Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В КУРСЕ «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ»: ПРОЦЕССУАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Винокурова Н.Ф. 1 Лощилова А.А. 2 Спиридонова С.О. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина» (Мининский университет)
2 МБОУ СОШ № 32
В статье раскрыта актуальная проблема формирования экологической ответственности средствами школьной географии, отражающая тенденции развития географического образования в русле идей коэволюции и устойчивого развития. Цель статьи состоит в раскрытии сопряженности этапов формирования экологической ответственности как совокупности познавательного, эмоционального, ценностно-нормативного и праксиологического компонентов и адекватных им педагогических технологий, способствующих развитию всех структурных компонентов экологической ответственности. Разработана следующая технологическая триада: «система личностно ориентированных геоэкологических задач – методы эвристического обучения – система ответственных дел». Изложен нравственно-экологический потенциал курса «География России», являющегося ключевым в системе школьного географического образования. Представлен процессуальный компонент формирования экологической ответственности, отражающий объективную логику интериоризации социально значимых требований и норм в структуре внутреннего мира личности. Раскрыта технология формирования экологической ответственности, направленная на развитие всех структурных компонентов данного качества личности. Рассмотрена взаимосвязь этапов и технологий формирования экологической ответственности с содержанием базового школьного курса «География России». Предложены конкретные методические рекомендации формирования экологической ответственности у учащихся средствами курса «География России» (8 класс). В статье подчеркивается важность взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности в процессе формирования экологической ответственности. Материалы статьи представляют практическую ценность для школьной практики, обеспечивая реализацию требований ФГОС и стратегических направлений модернизации отечественного образования.
экологическая ответственность
курс «География России»
система ответственных дел
система личностно-ориентированных геоэкологических задач
методы эвристического обучения
этапы формирования экологической ответственности
географическое образование
экологизация
технология формирования экологической ответственности
1. Винокурова Н.Ф., Лощилова А.А. Формирование экологической ответственности у учащихся 8 класса средствами школьной географии на основе взаимосвязи классно-урочной, внеурочной и внеклассной деятельности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета (серия «Педагогические науки») . – 2013. – № 7 (82). – С. 115–118.
2. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология: учебник для 10–11 классов профильной школы. М.: Просвещение. 1998. 270 с.
3. Геоэкология окружающей среды. 10–11 классы: учебное пособие / Н.Ф. Винокурова, Б.И. Кочуров, Н.Н. Копосова, В.М. Смирнова. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 136 с.
4. Дубынина Е. Мосты через вечность // Берегиня. – № 12. – 2004. – С. 13–14.
5. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – 122 с.
6. Каропа Г.Н. Теория и методы экологического образования школьников. – Гомель: Изд-во ГГУ, 2000. – 272 с.
7. Лощилова А.А. Развитие экологической ответственности у учащихся восьмого класса средствами элективного курса по географии // Вестник Томского государственного педагогического университета (серия «Педагогика»). – 2012. – № 7 – С. 229–233.
8. Мамедов Н.М., Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н. Феномен культуры устойчивого развития в образовании ХХ1 века // Вестник Мининского университета. – 2015. – № 2(2). – С. 6.
9. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Хазиахметов Р.М. Потепление климата: взгляд теоретиков-пессимистов и прагматика-оптимиста // Экология и жизнь. – 2010. – № 3(100). – С. 44–57.
10. Природопользование / Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина: учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений. 10–11 кл. – М.: Дрофа, 2007.
11. Суравегина И.Т. Междисциплинарный характер экологических знаний // Советская педагогика. – 1984. – № 12. – С. 21–26.
12. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 416 с.

Школьное географическое образование в условиях перехода на новые ФГОС основного общего образования второго поколения претерпевает серьезные изменения. Ключевыми векторами его модернизации становятся духовно-нравственная направленность, ориентация на воспитание личностных качеств, экологизация в русле идеологии устойчивого развития и коэвоюционных ценностей [8].

Данные инновационные ориентиры развития школьной географии детерминируют использование ее нравственно-экологического потенциала для формирования у учащихся такого важнейшего личностного качества, как экологическая ответственность. В его определении мы придерживаемся позиций И.Т. Суравегиной. Как нравственное качество личности, экологическая ответственность выражается в форме принятия системы ответственной зависимости человека и природы, представляющей собой высшую степень проявления ответственного отношения к требованиям экологической этики и права и предполагающей внутреннее действие личности, развитое самосознание. В структурном плане она представляет собой единство эмоционального, познавательного, ценностно-нормативного и праксиологического компонентов [10].

Значительными возможностями в формировании данного качества личности обладает курс «География России». В нем наиболее широко нашли отражение идеи экогуманизма, «сотворчества» человека и природы (И.И. Баринова, Н.Ф. Винокурова, Н.Н. Демидова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина, М.В. Рыжаков, В.Д. Сухоруков). Комплексный характер содержания курса «География России», включающего знания о природе, населении, хозяйстве, способствует изучению школьниками взаимодействий и противоречий в целостной системе «природная среда – общество – человек». Содержащиеся в курсе понятия экогуманистического характера содействуют осознанию «включенности» человека в социоприродную среду и личной ответственности за ее сохранение. Вместе с тем, анализ практики школьного географического образования выявил ряд методических проблем, связанных с отбором и структурированием содержания, определения последовательности и технологий формирования экологической ответственности. Представленная проблема определила цель нашей работы.

Целью исследования является обоснование и раскрытие процессуально-технологического аспекта формирования экологической ответственности, сопряженности этапов и технологий формирования экологической ответственности с содержанием базового школьного курса «География России».

Определено, что формирование экологической ответственности в курсе «География России» осуществляется в контексте культурно-экологического, аксиологического, личностно-деятельностного и средового методологических подходов и соответствующих им принципов. Использование данных подходов обуславливает переосмысление образовательных целей, содержания, технологий, методов и планируемых результатов.

На основе исследований Г.Н. Каропа [6] выявлено, что процесс формирования экологической ответственности отражает объективную логику интериоризации социальных норм и требований в компоненты внутренней структуры личности и включает в себя четыре этапа:

I. Мотивационно-ориентировочный этап.

II. Интеллектуально-ценностный этап.

III. Деятельностно-поступочный этап.

IV. Рефлексивно-преобразующий этап.

Реализация данных этапов предполагает использование совокупности технологий и методов, способствующих развитию всех структурных компонентов экологической ответственности. В этой связи, на основе исследований А.В. Хуторского, В.В. Серикова, Н.Ф. Винокуровой, И.П. Иванова нами была сконструирована следующая технологическая триада: «система личностно-ориентированных геоэкологических задач – методы эвристического обучения – система ответственных дел», которая реализуется на каждом этапе формирования экологической ответственности (таблица).

Рассмотрим сопряженность этапов и технологий формирования экологической ответственности с содержанием базового школьного курса «География России» (УМК «Полярная звезда» под ред. А.И. Алексеева).

I. Мотивационно-ориентировочный этап соответствует Введению и первому разделу курса «Россия в мире». У учащихся происходит развитие представлений об особенностях экологической ответственности, ее роли в решении экологических проблем и обеспечении «сотворчества» человека и природы. Реализация содержания осуществляется посредством мотивационных личностно-ориентированных геоэкологических задач, которые решаются посредством методов образного видения и эвристической беседы. Также учащимся предлагается выбрать и реализовать наиболее интересное для них мотивационно-стимулирующее ответственное дело.

Проиллюстрируем данный процесс на примере изучения первой темы курса «Мы и наша страна на карте мира».

Этапы и технологии формирования экологической ответственности

Этапы

Система личностно-ориентированных геоэкологических задач

Методы эвристического обучения

(по А.В. Хуторскому)

Система ответственных дел

(на основе КТД И.П. Иванова)

Мотивационно-ориентировочный этап

Мотивационные личностно-ориентированные геоэкологические задачи

Метод образного восприятия, эвристическая беседа

Мотивационно-стимулирующие ответственные дела

– Операция «Юный оратор»;

– Рассказ-эстафета

– Интернет-операция «Поиск»;

– Интернет-операция «Погружение»

Интеллектуально-ценностный этап

Информационно-познавательные и эмоционально-ценностные личностно-ориентированные геоэкологические задачи

Метод смыслового видения; метод символического видения; метод «исследование»; метод эвристических вопросов; метод конструирования правил

Ценностно-смысловые и эколого-просветительские ответственные дела

– Интернет-операция «Найди и оцени», «Я социолог»;

– «Эстафета «Составим вместе»;

– Операции: «Реклама» «Мультимедийная презентация» «Осмысление», «Листовка», «Книжка-малышка»

Деятельностно-поступочный этап

Поисково-творческие личностно-ориентированные геоэкологические задачи

Метод «мозгового штурма»; метод синектики;

метод «Если бы…»

Практико-созидательные ответственные дела

– Экологический проект;

– Экологическая акция

Рефлексивно-преобразующий этап

Нравственно-оценочные личностно-ориентированные геоэкологические задачи

Метод рефлексии; метод нормотворчества; методы самооценки

Рефлексивно-оценочные ответственные дела

– Операция «Знаки»;

– Операция «Погружение в себя»;

– Эстафета достижений;

– Эстафета «Письмо по кругу»

Педагог предлагает учащимся решить следующую мотивационную личностно-ориентированную геоэкологическую задачу «Россия: экологические парадоксы»:

Россия имеет ключевое значение для обеспечения экологически устойчивого развития. Это связано с сохранившимися сплошными массивами ненарушенных территорий, которые составляют 65 % площади нашей страны. В то же время в рейтинге самых экологически чистых экономик мира (Environmental Performance Index), подготовленном американскими учеными в 2012 г., Россия из 132 стран мира занимает 106 место, располагаясь рядом с такими государствами, как Марокко и Монголия. В исследовании утверждается, что даже Китай и Индия со своими гигантскими выбросами оказались в рейтинге выше России. С чем связано такое низкое место нашей страны в рейтинге? Как вы представляете себе экологически ответственного россиянина, какова его роль в улучшении экологической ситуации в стране?

Для решения данной задачи используется метод эвристической беседы и метод образного видения. Используя первый метод, учитель вовлекает учащихся в беседу, задавая им следующие вопросы:

– С чем для Вас ассоциируется экологическая ответственность? Попробуйте определить ее особенности? Какую роль играет экологическая ответственность в сохранении экологического равновесия и создании экологически чистой экономики страны?

– Влияют ли размеры страны на ответственное отношение ее граждан к природе? Какие виды безответственной деятельности могли привести к ухудшению экологической ситуации в стране? Приведите примеры природоохранной деятельности, проводимой в России, эффективна ли, на ваш взгляд, данная деятельность?

– Можете ли вы повлиять на улучшение экологической ситуации и способствовать решению экологических проблем вашего края?

Затем педагог применяет метод образного видения, предлагая школьникам составить образ «Экологически ответственного россиянина».

После решения мотивационной личностно-ориентированной геоэкологической задачи учитель в качестве домашнего задания поручает учащимся выбрать и выполнить наиболее интересное для них мотивационно-стимулирующее ответственное дело.

Мотивационно-стимулирующие ответственные дела:

1. Операция «Поиск». Используя Интернет-ресурсы, найдите высказывания ученых и известных общественных деятелей об экологической ответственности. Результаты оформите в виде мультимедийной презентации.

2. Операция «Юный оратор». Подготовьте сообщение на тему «Мой выбор – экологическая ответственность за родной край».

3. Операция «Погружение». Подумайте и определите зоны своей личной ответственности (за что вы отвечаете). Что бы вы лично смогли сделать для сохранения природы родного края?

II. Интеллектуально-ценностный этап соотносится со вторым разделом курса «Россияне» и нацелен на более глубокое осмысление и осознание школьниками правового и этического содержания экологической ответственности, важности коэволюционного взаимодействия в системе «общество – природа – человек». Учащиеся усваивают систему геоэкологических понятий и экологических ценностей, являющихся важнейшими регуляторами экологически ответственного поведения личности в окружающей среде. На данном этапе реализуются информационно-познавательные и эмоционально-ценностные личностно-ориентированные геоэкологические задачи. Решение учащимися задач осуществляется посредством следующих методов эвристического обучения: смыслового и символического видения, метода «исследование», метода конструирования правил. Школьникам предлагается выбрать наиболее интересные для них ценностно-смысловые и эколого-просветительские ответственные дела.

Реализацию данного этапа рассмотрим на примере темы «Расселение и урбанизация». Вниманию учащихся предлагается следующая информационно-познавательная личностно-ориентированная геоэкологическая задача «Урбанизация через призму экоответственности».

Современная урбанизация при всех своих плюсах сопровождается ухудшением состояния окружающей среды и здоровья человека. Например, загрязнение городской среды диоксидом серы повреждает респираторную систему человека, вызывая кашель, боль в груди, одышку. Во многих городах из-за загрязнения воздуха резко ухудшилось качество зеленых насаждений. И это далеко не полный список последствий урбанизации. Подумайте и назовите причины негативных последствий урбанизации? Связаны ли данные негативные последствия с качествами личности жителей городов? Как каждый горожанин может проявить свою экологическую ответственность, используя профессиональный и личный ресурс?

Решение задачи происходит посредством эвристического метода «Исследование». Педагог предлагает учащимся следующий алгоритм действий:

1) цель решения задачи (зачем ее решаем, что необходимо найти);

2) план решения (что необходимо сделать);

3) версии ответов, гипотезы;

4) систематизация собранных фактов;

5) выводы.

Далее учитель предлагает учащимся решить эмоционально-ценностную личностно-ориентированную геоэкологическую задачу «Экологически ответственные традиции россиян»:

Познакомьтесь с материалами этно-экологической экспедиции на Алтай и оцените отношение малочисленных алтайских народов к природе, выявите смысл данного отношения. «...Наша молодежь – парни двадцати-тридцати лет – договариваются между собой и ездят каждый год на родовое место и там, где деревни наши стояли, чистят реку, и озеро, и родники. Пока живо это место, жива связь с ним рода, жив и род». «...У наших предков существовал строгий запрет на рубки в лесу возле реки. Есть даже поговорка: если срубишь лес возле реки, то твоим внукам негде будет напиться» [4].

Для «включения» учащихся в решение задачи учитель использует методы смыслового и символического видения. Педагог предлагает школьникам следующие вопросы для смыслового «вопрошания»:

– Является ли отношение к природе малых народов экологически ответственным? Оцените его значение с вашей точки зрения.

– Как вы понимаете понятие «родовое место», с чем оно у вас ассоциируется? Зачем необходимо охранять и заботиться о родовом месте?

– Объясните смысл запрета на рубку леса возле реки?

– Во всех ли районах России в процессе урбанизации сохраняются традиции гармоничных взаимоотношений человека и природы? Разрывает ли урбанизация «связующие нити» между человеком и природой? Приведите примеры.

Затем используя метод символического видения, педагог просит учащихся подумать и изобразить в виде схемы или рисунка символы, с которыми у них ассоциируется экологическая ответственность, русская природа, родовое место. Перед выполнением задания учитель поясняет школьникам характер отношений символа и его объекта (например, свет – символ добра, спираль – символ бесконечности, голубь – символ мира).

В конце урока в качестве домашнего задания педагог предлагает школьникам выбрать и выполнить наиболее интересные для них ценностно-смысловые и эколого-просветительские ответственные дела:

1. Интернет-операция «Найди и оцени». Воспользуйтесь интернет-источниками и справочной литературой и оцените последствия изменений природы, вызванные урбанизацией, для человека.

2. Операция «Листовка». Разработайте листовку «Экологическая ответственность горожанина».

3. Операция «Мультимедийная презентация». Создайте мультимедийную презентацию на тему «Причины и последствия экологических проблем городов».

III. Деятельностно-поступочный этап соответствует разделам «Природа» и «Хозяйство». На данном этапе происходит реализация усвоенных учащимися знаний, ценностных отношений, методов решения экологических проблем в практической деятельности. Школьники проявляют самостоятельность в планировании, реализации, оценке собственной деятельности, выражают свою позицию по различным вопросам экологического характера. Данному этапу соответствуют поисково-творческие личностно-ориентированные геоэкологические задачи, решение которых происходит посредством таких методов эвристического обучения, как «Если бы…», мозговой штурм, метод синектики. Учащимся поручаются практико-созидательные ответственные дела.

Проиллюстрируем данный этап на примере изучения темы «Зима и лето в нашей северной стране».

Учащимся предлагается поисково-творческая личностно-ориентированная геоэкологическая задача «Моя позиция»:

Немецкие ученые Ш. Рамсторф, Х.И. Шельнхубер выделяют три главные стратегии отношения к потеплению климата:

а) смягчение последствий, с целью удержания повышения средней глобальной температуры на уровне 2 градусов по Цельсию, что предусматривает снижение концентрации углекислого газа и применение технологий энергосбережения;

б) адаптация к последствиям за счет экологизации всех сфер хозяйственной деятельности человека (сельского хозяйства, медицины, регулирования стока рек и т.д.), инвестиции в здравоохранение, образование, безопасность;

в) невмешательство – игнорирование процесса изменения климата. Эта стратегия рассматривается как самая опасная и аморальная. «…Отказавшись от борьбы с изменением климата, мы фактически превратим атмосферу в бесплатную помойку, расплачиваться за которую предстоит нашим потомкам» [9].

Какая стратегия отношения к потеплению климата вам наиболее близка? Предположите возможные климатические изменения, которые могут произойти на территории России, если:

а) ледники Гренландии и Антарктиды растают;

б) климат на большей части территории России станет субтропическим.

В ходе решения задачи используются методы «Если бы…» и «мозговой штурм».

После решения задачи педагог предлагает школьникам выбрать и принять участие в практико-созидательных ответственных делах:

1. Разработайте экологическую акцию на темы: «Скажем «Нет!» парниковому эффекту», «Лента жизни».

2. Разработайте информационный проект, целью которого станет создание видеотеки о климате России.

IV. Рефлексивно-преобразующий этап соотносится с пятым разделом курса «Наше наследие». Педагог создает условия для проявления учащимися самооценки и самоанализа, готовности брать на себя ответственность за полученный результат, осуществлять прогноз собственной деятельности в социоприродной среде. На данном этапе применяются нравственно-оценочные личностно-ориентированные геоэкологические задачи. Их решение подразумевает использование следующих методов эвристического обучения: рефлексии, нормотворчества, самооценки. Также учащимся предлагается на выбор наиболее интересное для них рефлексивно-оценочное ответственное дело.

Реализацию данного этапа рассмотрим на примере темы «Все связано со всем».

На одном из этапов урока педагог предлагает учащимся решить нравственно-оценочную личностно-ориентированную задачу:

В 70-х годах XX в. американский эколог Барри Коммонер сформулировал четыре закона экологии:

1. Все связано со всем. В природе все взаимосвязано, любое действие человека приводит к последствиям, часто непредвиденным.

2. Все должно куда-то деваться. Любые загрязнения вернутся к человеку обратно согласно первому закону.

3. Природа знает лучше. Природа разумна сама по себе. Вмешательство человека часто нарушает ее механизмы, поэтому нужно не завоевывать природу, а по возможности адаптироваться к ней.

4. Ничего не дается даром. Это закон рационального природопользования. Экономия средств на охрану природы возвращается болезнями, бедствиями, ухудшением условий жизни не только ныне живущим, но и их потомкам.

Приведите примеры проявления представленных законов в природно-территориальных комплексах? Учитывает ли экологически ответственный гражданин законы Б. Коммонера в своей жизнедеятельности, дайте собственную оценку данным законам? Составьте инструкции, в которых отразите нормы экологически ответственного поведения в природной среде.

В конце занятия в качестве домашнего задания учащимся предлагается выбрать и решить наиболее интересное для них рефлексивно-оценочное ответственное дело.

1. Операция «Самооценка». Японист, историк и литератор Александр Мещеряков отмечал: «Я лучше многих понимаю, насколько ничтожны мои личные силы, но я стараюсь как только могу, даже переступая через себя... Главное – по возможности облагораживать окружающую тебя среду и подавать пример другим, если ты считаешь себя образованным человеком». Можно ли автора данных строк назвать ответственным гражданином? Согласны ли вы с позицией автора? Проанализируйте собственную деятельность и поступки в социоприродной среде с позиции экологической ответственности?

2. Операция «Эстафета достижений». Т. Карлейль утверждал: «Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить». Оцените данное утверждение. Согласны ли вы с позицией автора? Составьте сообщение, в котором обобщите свой опыт экологически ответственного поведения.

Подчеркнем, что сформировать экологическую ответственность как качество личности в рамках базового курса «География России» довольно сложно, здесь важна взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, интеграция геоэкологического содержания. Эта проблема нами раскрыта в ряде статей [1, 7] и реализована в учебных пособиях, опубликованных в центральных издательствах [2, 3, 10].

Разработанная методика формирования экологической ответственности прошла апробацию в ряде школ Нижегородской области, в результате которой была установлена ее эффективность.


Библиографическая ссылка

Винокурова Н.Ф., Лощилова А.А., Спиридонова С.О. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В КУРСЕ «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ»: ПРОЦЕССУАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 6-1. – С. 101-106;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35987 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674