Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

Яшина Л.И. 1
1 Тюменский государственный нефтегазовый университет
В мире, переживающем период радикальных преобразований, ощущается необходимость в новой парадигме высшего образования, которое должно быть ориентировано на студента. Высшие учебные заведения должны обеспечивать такое образование обучающихся, которое воспитывает в них хорошо информированных и глубоко мотивированных граждан, способных к критическому мышлению, анализу общественной проблематики, поиску и использованию решений проблем, стоящих перед обществом, умеющих брать на себя социальную ответственность. Возросшие требования к уровню общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов в современном обществе делают проблему инноваций в образовании одной из приоритетных. Это ориентирует систему образования на использование внутренних резервов ее образовательного, научного и инновационного потенциала, структурную перестройку и поиск эффективных форм деятельности, повышение роли и места учебно-научно-инновационных комплексов системы образования. В организации образовательного процесса с применением инновационных технологий особое место отводится преподавательским кадрам высших учебных заведений. Для достижения поставленных целей требуется корректировка содержания учебных программ с использованием инновационных методов, которые содействовали бы овладению навыками и развивали компетентность и способности, связанные с коммуникацией, творческим и критическим анализом, независимым мышлением и коллективным трудом в многокультурном контексте.
система образования
инновации
инновационный процесс
образовательная технология
активные методы обучения
1. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Academia, 2005. – С. 27.
2. Краевский В.В. Инновации и традиции – два полюса мира образования // Магистр. – 2000. – № 1. – С. 7.
3. Максиянова Т.В. Особенности реализации открытых инновационных технологий в системе высшего профессионального образования // Инновации. – 2010. – № 6 (140). – С. 14.
4. Социологический справочник. – Киев, 1990. – С. 41.
5. Семенов П.П. Развитие инновационного образовательного учреждения как открытого социально-воспитательного института. – М., 2008.
6. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 57.
7. Чучалин А. Формирование компетенций выпускников основных образовательных программ // Высшее образование в России. – 2008. – № 12. – С. 10–18.

Система образования имеет сложную иерархическую структуру, ключевым сегментом которой выступает высшее профессиональное образование. Переход на инновационный путь развития отечественной экономики обеспечивают «кадры нового времени», подготовку которых осуществляет высшая школа, что обусловливает необходимость ее модернизации, внедрения инновационных технологий в организацию учебного процесса.

В последние годы в условиях происходящих инновационных процессов возрастает роль системы высшего образования в подготовке конкурентоспособных специалистов. Процесс модернизации затрагивает многие стороны системы высшего образования, в частности информационную базу, образовательные технологии обучения, человеческий капитал, институциональные основы и организационную структуру, что предполагает выработку и обоснование инновационных подходов к организации учебного процесса.

Современное высшее учебное заведение, являющееся частью социальной жизни общества, в быстро меняющихся условиях претерпевает глубокие преобразования, что подтверждается огромным количеством внедряемых в образовательный процесс вуза инноваций и экспериментов, способствующих повышению качества обучения студентов. Конкурентоспособность вуза в настоящее время во многом определяется его способностью оказывать современные образовательные услуги, реализация которых связана с внедрением инноваций в образовательный процесс. В сложившихся условиях особую актуальность приобретают вопросы изучения и внедрения в образовательный процесс инновационных образовательных технологий организации занятий в высшем учебном заведении, основанных на концепции развивающего обучения и опирающихся на активную познавательную позицию обучающегося [3] .

Организация любого обучения должна быть основана на конкретных исходных позициях, которые определяются выбором целей, содержания, форм, методов и средств обучения.

В настоящее время система образования во главу угла ставит вопрос о личностно ориентированной подготовке молодых специалистов, главной задачей которого является раскрытие интеллектуально-познавательного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление широкой возможности в проявлении их устремлений в достижении поставленных целей, что невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов. В связи с этим возникает необходимость в использовании инновационных форм и методов в оказании образовательных услуг, зарождение новых видов учебных заведений, деятельность которых требует глубокого научного и практического осмысления.

Успешное развитие системы высшего образования неразрывно связано с такими понятиями, как «инновация», «инновационный образовательный процесс». Термин «инновация» происходит от латинского понятия «innovati» – нововведение. В социологическом словаре инновация определяется как «процесс целесообразного создания, распространения и реализации общественно полезной инициативы, направленной на качественные изменения в различных сферах жизнедеятельности общества, рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов» [4].

Термин «инновация» продолжительный период времени отражался лишь в научной литературе в аспекте экономических исследований. Однако со временем возникла потребность в определении инновационных процессов и в области образования. Рассматривая данный вопрос, М.М. Поташник, B.C. Лазарев утверждают, что «инновационный процесс – это комплексная деятельность по созданию, разработке, применению новшеств». Аналогичное определение инновационному процессу дает В.И. Загвязинский, утверждая, что под инновациями в педагогической отрасли понимаются «не только идеи, подходы, технологии, но и весь комплекс элементов педагогического процесса, несущий в себе прогрессивное начало и позволяющий эффективно решать образовательные задачи» [1].

При этом академик В.В. Краевский указывает, что «необходимость и неизбежность взаимосвязи инноваций и традиций в развитии педагогической науки и практики ни у кого не вызывают сомнений. Однако эта связь редко бывает ровной, сбалансированной» [2]. Не следует забывать, что способность системы образования удовлетворять потребности личности и общества в качественных образовательных услугах определяет перспективы экономического и духовного развития страны.

Как показывает практика, существуют объективные и субъективные факторы, побуждающие учебное заведение к инновационной деятельности. К объективным факторам можно отнести современную образовательную политику государства, прикладные исследования в области образования, опыт инновационной деятельности образовательных учреждений. К субъективным факторам – социально-региональные потребности, развитие методологической грамотности и научного потенциала преподавателей, творческие возможности преподавателей и студентов, рост технического потенциала учебного заведения, изменение управленческих характеристик. В системе высшего образования инновационный процесс представляет собой комплексную деятельность, связанную с применением инновационных форм и приемов обучения, использованием эффективных механизмов управления, созданием новых образовательных продуктов и оказанием услуг. В качестве образовательных инноваций часто рассматриваются: научно-практическое знание новизны, применение новых образовательных технологий обучения, проект эффективного инновационного образовательного комплекса.

Инновационный подход в образовании представляет собой процесс и результат учебной и социально-воспитательной деятельности, которая стимулирует и проектирует новый тип образовательной деятельности как отдельной личности, так и общества в целом [5]. Одной из мер, способствующих повышению качества функционирования образовательной системы, является стандартизация образовательного процесса, которая придает образовательной деятельности четкую целевую направленность и повышение ответственности за результаты труда всех участников образовательного процесса. Современной тенденцией в образовательном процессе является перенос центра тяжести на отдельно взятую личность, на выявление и всемерное развитие её способностей, её интеллектуального потенциала. В связи с этим личностно ориентированное содержание процесса образования структурировано по отдельным образовательным областям и интегрировано по новым и традиционным учебным предметам в обучении студента. Неуклонно возрастает потребность в обеспечении конкурентоспособными специалистами промышленного сектора, формировании компетентных специалистов с логическим складом ума, способных к определению творческой жизненной траектории с применением инновационных методов в профессиональной деятельности.

pic_62.tif

Рис. 2. Модель организации маркетинга на рынке труда

Формирование модели современного специалиста возможно в условиях инновационного образования, которое осуществляется путем сочетания самообразования с применением наукоемких образовательных технологий.

Применение современных образовательных технологий рассчитано на деятельность педагога при активной субъектной позиции в процессе обучения личности студента. Используемые инновации нередко приводят к весьма противоречивым результатам. С одной стороны, они позволяют совершенствовать деятельность преподавательского состава, задают определенный импульс его творческой инициативе, тем самым создают студентам комфортные условия для обучения. С другой стороны, они обладают лишь внешней привлекательностью, создавая сложные проблемы в социально-воспитательном плане.

По этому поводу важно мнение М.М. Поташника, который утверждал, что «инновационная школа, и профессиональная в том числе, есть такое образовательное учреждение, сущностью которого является поиск, эксперимент, применение новых образовательных технологий» [6].

Существуют различные подходы к определению понятия «образовательная технология». В большинстве случаев данное понятие трактуется неоднозначно. С одной стороны, она предполагает совокупность методов и средств разработки и предъявления учебной информации. С другой стороны, рассматривается как наука о способах воздействия преподавателя на студента в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Чаще всего под образовательной технологией понимается организованная учебная деятельность участников образовательного процесса с использованием инновационных методов обучения и направленная на приобретение студентами знаний, умений и опыта, формирование у них профессиональных компетенций, соответствующих целям образовательной программы [7]. В системе высшего образования преподавателями активно используются различные формы организации образовательной деятельности: лекция, практическое или лабораторное занятие, семинар, коллоквиум, самостоятельная работа, консультация, курсовое проектирование, производственная и преддипломная практика, защита выпускной квалификационной работы.

Многообразие подходов к определению образовательной технологии можно представить как разнообразие методов реализации учебных программ. Внутреннее содержание формы организации обучения раскрывается через методы обучения, которые являются составной частью процесса обучения. Метод обучения имеет большое воспитательное значение: он должен не только способствовать расширению объема знаний, но и активизировать познавательную деятельность студентов. Кроме того, метод обучения несет практическую направленность, поскольку именно с помощью метода происходит формирование компетенций обучающихся. Существуют различные подходы к классификации методов обучения (таблица).

Методы активизации образовательной деятельности

№ п/п

Методы

Характеристика

1

Методы проблемного обучения

стимулирование студентов к самостоятельному получению знаний в решении конкретной проблемы

2

Групповые методы

совместная деятельность студентов в группе под руководством преподавателя, направленная на решение общей задачи

3

Ситуационные методы (сase-study)

анализ реальных проблемных ситуаций, имеющих место в определенной области профессиональной деятельности, поиск альтернативных вариантов решений

4

Методы IT

доступ к интернет-ресурсам, обеспечение удобства преобразования и структурирования информации для трансформации ее в знание

5

Игровые методы (деловые, ролевые)

деловая, учебная или ролевая имитация студентами реальной профессиональной деятельности с выполнением функций специалистов

6

Методы индивидуального обучения

выстраивание собственной образовательной траектории в ходе реализации учебных программ с учетом интересов студентов

7

Метод опережающего обучения

изучение студентами нового материала до его изложения преподавателем на аудиторных занятиях

8

Метод междисциплинарного обучения

использование знаний из разных областей и концентрация в контексте конкретной решаемой задачи

Применение различных форм образовательной деятельности и методов обучения направлено на достижение определенных результатов, соответствующих целям образовательной программы.

Внедрение и широкое использование в процессе обучения инновационных образовательных технологий является важным направлением реформирования профессиональной подготовки. Критериями, определяющими образовательную технологию как инновационную, по мнению автора, являются:

- использование активных методов обучения, предоставляющее студентам практические навыки анализа ситуаций и оперативного нахождения решений, развивающее способности аргументировать и чётко излагать свои мысли;

- использование информационных технологий в обучении;

- использование методов обучения, формирующих профессиональные компетенции студента-выпускника, в условиях, максимально приближенных к будущей профессиональной деятельности.

Управлять качеством образовательной технологии можно при постоянном совершенствовании образовательной деятельности. Опыт внедрения новых форм и методов обучения позволяет сделать вывод, что основным направлением интенсификации образовательного процесса является сближение учебной и профессиональной деятельности.

Неотъемлемой частью любой педагогической технологии является педагогический дизайн. Педагогический дизайн – новое направление в педагогике, которое также рассматривает различные организационные формы и методы обучения. Это систематическое формирование педагогических характеристик с использованием учебных и педагогических теорий для обеспечения качества преподавания. Педагогический дизайн предусматривает разработку учебных материалов, методов, средств деятельности педагога, оказывая помощь в активизации мыслительной деятельности студентов.

В завершение следует отметить, что необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности преподавателей определяется рядом обстоятельств:

- социально-экономические преобразования предполагают необходимость инновационного обновления содержания системы образования, методологии и технологии организации образовательного процесса в учебных заведениях;

- непрерывное изменение перечня учебных дисциплин требует постоянного поиска новых организационных форм и технологий обучения;

- изменение характера отношения педагогов к оценке используемых педагогических инноваций, созданию условий для их эффективного применения;

- вхождение в единое мировое образовательное пространство, преимущество многоуровневой образовательной системы, обеспечивающей широкую мобильность в темпах обучения и выборе будущей специальности студентами.


Библиографическая ссылка

Яшина Л.И. ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 4-1. – С. 202-206;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35804 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674