Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Осипова Л.Б. 1
1 Тюменский государственный нефтегазовый университет
Образование относится к числу центральных проблем современного общества, которое сегодня испытывает глубокую потребность в гражданах, способных к самореализации в динамичной и весьма многообразной социокультурной среде. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. В условиях перехода на стандарты нового поколения организация образовательного процесса предполагает ориентацию не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей, формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. В связи с этим необходимым условием модернизации образования является повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни. Современный педагог призван иметь четко сформулированную позитивную Я-концепцию, отличаться зрелостью и эмоциональной стабильностью, высоким уровнем собственного интеллектуального развития. При этом автор акцентирует внимания на то, что повышение профессиональной компетенции педагогов невозможно без освоения и внедрение передовой педагогической практики, овладения системой обоснованных в теории, проверенных практикой приемов и методов обучения обучающихся.
система образования
модернизация
оптимизация образовательного процесса
обучение
качество образования
инновационные технологии
1. Граждан В.Д. Социология управления. – М.: КноРус, 2008. – 512 с.
2. Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления. – М.: Гадарики, 2008. – 272 с.
3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.ozhegov.org/words/12094.shtml.
4. Образовательные программы – маршрут ученика / науч. ред. А.П. Тряпицына. – СПб.: Нева, 2008. – 44 с.
5. Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»: приказ от 06 октября 2009г. № 373 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2010. – № 12. – С. 32.
6. Пиддэ А.Л. Реформы образования в России: Лекция. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 267 с.
7. Сахарчук Е.И. Управление качеством подготовки специалистов сферы образования. – Волгоград: Перемена, 2006. – 136 с.
8. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». rg.ru›2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
9. Шамова Т.И. Федеральный образовательный стандарт второго поколения и перспективы развития системы управления образованием // Управление образованием. – 2009. – № 3. – С. 19–24.

В условиях модернизации отечественная система образования претерпевает революционные потрясения, результатом которых по всем объективным показателям стало существенное снижение качества образования. Масштабность перемен доказывает, что они объективно обусловлены общественными потребностями и могут считаться стратегическими ориентирами государственной политики в области образования. При этом система образования должна перейти в особый инновационный режим развития, сохранить лучшие ее традиции и одновременно учитывать мировые тенденции развития образовательных систем. Государством, властными структурами предпринимаются стратегические и концептуальные шаги в данном направлении.

В Концепции модернизации российского образования основной целью профессионального образования обозначена подготовка компетентного, конкурентоспособного и социально мобильного работника соответствующего уровня и профиля на рынке труда, свободно владеющего профессией на уровне мировых стандартов.

Современное понимание образовательной реформы заложено в содержании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [9]. Согласно данному Закону образование представляет «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [9]. В новой редакции Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» за педагогическими работниками сохраняется право на свободу преподавания, выбора и использования педагогических форм, методов и приемов обучения, разработку авторских учебных программ; занятие консультативной деятельностью.

По этому поводу А.Л. Пиддэ говорит, что «система образования открытая система, способная к самопознанию, количественному и качественному обогащению, перманентному преобразованию в силу тех изменений, которые непрерывно происходят как в макросоциуме, так и внутри самой системы» [5]. Это предоставляет широкие возможности ученым с разных научных позиций трактовать понятие «образование». Так, социологи представляют образование как процесс передачи знаний, навыков, ценностей от одного человека или группы другим людям [1]. В педагогике под образованием понимается результат усвоения человеком социального опыта, необходимого для жизни в обществе [2]. Следовательно, образование нацелено на процесс формирования личности молодого человека, способного к адекватному восприятию действительности.

Дискуссионным продолжает оставаться и вопрос о соотношении понятий «образование» и «обучение». Следует отметить, что понятие «образование» по смыслу гораздо шире понятия «обучение». Как правило, под обучением понимается совместная деятельность обучающегося и педагога по достижению учебных целей, овладение знаниями для их практического применения в жизни.

В рамках приоритетных направлений развития российской образовательной системы XXI века решение проблемы повышения качества образования связано с модернизацией содержания и структуры образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса, переосмыслением цели и конечного образовательного результата. Это предусматривает переход к новой образовательной политике через обновление содержания учебного материала, формирование компетенций у обучающихся, умения самостоятельно получать и применять знания на практике, создание инновационных моделей системы управления. Активно внедряются государственные образовательные стандарты нового поколения, основанные на применении компетентностного подхода [4].

Согласно С.И. Ожегову, качество – это «совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность; то или иное свойство, признак, определяющий достоинство чего-нибудь» [3]. В свою очередь, Т.И. Шамова утверждает, что качество – это «не только нормативный уровень, которому должен соответствовать результат образования, но и содержание, условия его обеспечивающие» [10]. В связи с этим можно предположить, что качество образования следует рассматривать как продукт самостоятельной деятельности образовательного учреждения.

Повышение качества образования происходит через инновационное развитие муниципальной системы образования в соответствии с требованиями современной образовательной политики и потребностями личности. Сегодня образ современного студента-выпускника становится ориентиром для проектирования инновационных образовательных процессов, главным инструментом для совершенствования мастерства педагогического коллектива. Современная модель выпускника должна включать в себя сформированность таких качеств, как способность к аналитическому и творческому мышлению, умение принимать нестандартные решения, проявлять инициативу, быть конкурентоспособным. Это и определяет инвестиционную привлекательность образования [4].

Однако движение по пути выхода из кризиса образования исходит не только из политической воли государственной власти. Особая роль в этом принадлежит педагогическому сообществу. Предпринимаемые государственные шаги по обновлению содержания образования ложатся на плечи педагогов. При этом никакие универсальные стандарты и программы, учебные пособия и компьютеры не могут заменить непосредственного управленца образовательным процессом – педагога-профессионала.

Деятельность педагога – сложный по содержанию труд, требующий от человека высокого уровня профессионализма и компетентности, знания психологических особенностей обучающихся. Все эти качества характеризует личность современного преподавателя. Тенденция к повышению роли педагога-профессионала особенно просматривается в условиях современного общества, которое характеризуется высокой степенью неопределенности происходящих общественных процессов, а также инновационными подходами в образовательной практике.

Не случайно, что в последнее время становится актуальным изучение проблемы профессионального развития преподавателя вуза, поскольку данный процесс крайне сложен и обладает некоторой противоречивостью. В условиях внедрения инноваций содержание преподавательской деятельности претерпевает серьезные коррективы. Сегодня преподавателям приходится решать совершенно новые образовательные задачи. Заметно меняется трактовка роли профессорско-преподавательского коллектива. Происходят существенные перемены в рейтинге качеств личности, которые педагогам необходимо сформировать у современного специалиста.

Кардинальные изменения в образовательной политике страны повлекли разработку новых требований к современному педагогу. Отличительными чертами современного преподавателя являются постоянное повышение педагогического мастерства и профессиональной компетентности, эрудиция и высокая культура педагогического труда. «Педагогическое мастерство, – как пишет В.А. Скакун – это синтез разнообразных качеств личности педагога, его научных знаний и умений, позволяющих ему с помощью системы педагогических средств добиваться наилучших результатов в обучении» [7].

Сегодня много говорится о компетентности и профессионализме, индивидуальном стиле работы и имидже педагога, который призван создавать условия для развития творческих способностей обучающихся, способствовать развитию у них стремления к творческому восприятию знаний, формированию самостоятельного мышления, полной реализации образовательных потребностей, повышению мотивации к изучению учебных дисциплин. Так, под профессиональной компетентностью преподавателя системы высшего образования Л.И. Гурье понимает «высокий уровень психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в сочетании с соответствующим культурно-нравственным обликом, обеспечивающим на практике социально востребованную подготовку будущих специалистов» [8]. Все это позволяет выявлять лучшие качества, заложенные в душе студента, а после завершения обучения четкому определению своего места в социуме и готовности к решению перспективных задач в обществе. Следует отметить, что профессиональный рост педагога невозможен без наличия самообразовательной потребности. Новые приоритеты в образовательной политике побуждают его к поиску новых подходов в обучении, к профессиональному саморазвитию. Педагогическая деятельность находит свое проявление в креативных подходах к организации процесса обучения, использовании всевозможных психологических методик, культивирующих проявление творческой активности обучающихся, направленной на активизацию теоретических знаний в рамках профессионального обучения.

Значимым аспектом построения модели педагога будущего становится проектирование и планирование профессионально-методического образования учителя на основе анализа педагогических потребностей педагога. Важную роль в развитии профессиональных качеств педагога играет прохождение курсовой переподготовки, эффективное педагогическое самообразование, организация методической работы по изучению передового педагогического опыта.

Одним из средств повышения качества образования преподаватели видят в применении инновационных технологий, обеспечивающих эффективное достижение результатов педагогической деятельности. Основными объектами инновационных преобразований образовательной политики являются:

– проектирование новых моделей образовательного процесса;

– разработка концепций стратегий развития образования;

– обновление содержания учебных дисциплин;

– совершенствование подготовки научно-педагогических кадров;

– проведение мониторинга образовательного процесса и развития студентов;

– разработка учебников и учебных пособий нового поколения.

При этом необходимо отметить, что современное образование нуждается в комплексном совершенствовании процесса формирования готовности преподавателей к инновациям в педагогической деятельности, в использовании новых средств с учетом постоянно обновляющихся требований со стороны общества.

К инновационным технологиям обучения следует отнести интерактивные технологии обучения и компьютерные технологии. Главная цель лекций с применением интерактивных технологий обучения – приобретение знаний студентами при действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает их к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.

Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Как правило, он проводится в форме диалогического общения его участников и предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, лаконично и ясно излагать мысли.

Учебная дискуссия как метод проблемного обучения используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы. С целью включения в дискуссию всех присутствующих целесообразно использовать методику кооперативного обучения. Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе студентов в малых группах.

Технология проектного обучения способствует созданию педагогических условий для развития креативных способностей и формирования качеств личности обучающихся, необходимые для творческой деятельности, независимо от будущей профессии.

С внедрением интернет-технологий в образовательный процесс происходит становление системы открытого образования. Сеть интернет для студентов является неотъемлемой частью их жизни. В связи с данным обстоятельством происходит модификация роли преподавателя вуза, которая трансформируется от роли педагогического воздействия к роли проводника в море информации и создателя учебно-ориентированных ситуаций, направленных на развитие творческих способностей и отражающих суть будущей профессии.

В связи с этим руководители образовательных учреждений обращают существенное внимание на повышение квалификации педагогов, формирование у них положительной мотивации, потребности в саморазвитии, самообразовании. Для этого в образовательных учреждениях созданы условия для оказания постоянной научно-теоретической, методической и информационной поддержки педагогических работников, по вопросам реализации основной образовательной программы, использования инновационного опыта других образовательных учреждений, проведения мониторинговых исследований результатов образовательного процесса и эффективности инноваций [7]. Преподаватель должен уметь применять инновационные технологии; использовать методы убеждения и аргументации своей позиции; знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; устанавливать контакты с обучающимися, родителями и коллегами.

Ежегодно возрастает информационная компетентность преподавателей. На сегодняшний день функционируют различные образовательные порталы, облегчающие доступ к электронным учебным материалам, размещенным в сети интернет, в частности: Федеральный портал «Российское образование»; Российский общеобразовательный портал; сайт Фестиваля педагогических идей и др.

Созданная база современных электронных ресурсов предоставляет возможность доступа педагогов к бесценным педагогическим наработкам, которые пополнят их методический арсенал, а также будет способствовать развитию их виртуальной мобильности. Следовательно, постепенное решение задач информатизации образования и развитие дистанционного образования в значительной мере способствует развитию виртуальной мобильности педагога, а следовательно, расширению единого информационного и образовательного пространства.

Гарантией соответствия педагога современным требованиям может служить не только повышение квалификации в системе переподготовки, которое традиционно является его обязанностью, самообразование, но и регулярное прохождение аттестации. В последние годы для повышения качества преподавания Приказом Министра образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209 утверждён новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Основными задачами аттестации являются:

- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;

- повышение эффективности и качества педагогического труда;

- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

- учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;

- определение необходимости повышения квалификации педагогических работников.

Таким образом, использование педагогами инновационных подходов к преподаванию учебных дисциплин способствует не только повышению качества профессиональной подготовки будущих специалистов, но и предоставляет им возможность быть конкурентоспособными на рынке труда.


Библиографическая ссылка

Осипова Л.Б. ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 4-1. – С. 172-176;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35798 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674