Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА

Бурцев В.А. 1 Бурцева Е.В. 1 Данилова Г.Р. 1
1 ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры
В статье рассматривается проблема исследования уровня развития мотивационного компонента спортивной культуры,в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе игровых видов спорта. Авторами статьи выделено и раскрыто содержание девяти мотивов занятий физическими упражнениями, характеризующими три уровня развития спортивной направленности личности: физкультурно-оздоровительный, полуспортивный и спортивный, и, соответственно, три уровня развития мотивационного компонента спортивной культуры – низкий, средний и высокий. В статье приведены экспериментальные данные исследования, которые свидетельствуют о том, что занятия спортивными играми помогли студентам открыть для себя привлекательные стороны спортивной деятельности – возможность повысить свой социальный статус в учебной группе, получить удовольствие от специфической атмосферы общения, присущей спортивным командам, от процесса соревновательной борьбы, связанной с переживанием победы или временной неудачи.
спортивная культура личности
мотивационный компонент
спортивно ориентированное физическое воспитание студентов
игровые виды спорта
1. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Кисапов Н.Н. Характеристика видов физкультурно-спортивной деятельности студентов // Образование и саморазвитие: научный рецензируемый журнал / ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, ООО «Центр инновационных технологий». – Казань, 2012. – № 4 (32). – С. 113–118.
2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мартынова А.С. Критерии, показатели и методики измерения уровня развития спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11. – Ч. 5. – С. 1147–1151.
3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Евграфов И.Е. Исследование спортивной мотивации студентов физкультурно-спортивного вуза в процессе формирования спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2. – Ч.11. – С. 2450–2454.
4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Данилова Г.Р. Психологические механизмы развития ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности в процессе формирования спортивной культуры личности // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – Режим доступа: http://www.science-education.ru.
5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Симзяева Е.Н. Педагогические условия эффективного применения системы рейтингового контроля в управлении спортивно ориентированным физическим воспитанием студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. – Ч. 2. – Режим доступа: http://www.science-education.ru.
6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Никоноров В.Т. Экспериментальное исследование мотивов занятий физическими упражнениями у студентов, занимающихся спортом, с учетом спортивной квалификации // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2. – Ч. 2. – С. 369–373.
7. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Зотова Ф.Р. Технологическая модель формирования спортивной культуры студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2. – Ч. 23. – С. 5178–5182.
8. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Сущность и содержание готовности студентов к физкультурно-спортивной деятельности // Образование и саморазвитие: научный рецензируемый журнал / ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, ООО «Центр инновационных технологий». – Казань, 2012. – № 3 (31). – С. 140–146.
9. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е. В. Теоретические основы взаимодействия физической и спортивной культуры // Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 6. – С. 14–21.
10. Шаболтас А.В. Мотивы занятий спортом высших достижений в юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. – СПб., 1998. – 21 с.

В последнее время в научно-педагогической литературе активно используется термин «спортивная культура». Вместе с тем, как показал анализ и обобщение научно-методической литературы и программно-нормативных документов, в настоящее время не существует однозначной трактовки понятия «спортивная культура».

Исходя из признания обусловленности спортивной культуры целями и содержанием спортивной деятельности (деятельностный подход), свойствами личности (личностно ориентированный подход) и представления об ее системной организации (системный подход), мы понимаем под спортивной культурой личности – целостную, системно организованную и личностно обусловленную характеристику человека как субъекта спортивной деятельности, адекватную ее целям и содержанию и обеспечивающую ее практическую реализацию на личностно и социально приемлемом уровне [4, 5, 6, 7, 8].

Спортивная культура личности формируется в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов, которое основано на свободном выборе студентом избранного вида спорта, наиболее соответствующего его индивидуальным потребностям, способностям и возможностям, обеспечивающего единство и взаимосвязь учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, с целью подготовки к соревнованиям и участия в них [1, 2, 3, 9]. Ведущая системообразующая роль в структуре спортивной культуры личности принадлежит мотивационному компоненту, определяющему цель, содержание, развитие и функционирование остальных структурных составляющих компонентов спортивной культуры личности (личностно-поведенческий, физический, информационный, операционный, аксиологический, рефлексивный). Мотивационный компонент отражает потребностное отношение (направленность личности, мотивы) личности к спортивной деятельности. Цель функционирования мотивационного компонента заключается в побуждении и направлении человека к спортивной деятельности. Мотивы, занимающие в структуре компонента доминирующее положение, реализуют функцию смыслообразования, придают этой деятельности личностный смысл. На основании анализа и обобщения психологической литературы о мотивации занятий физической культурой и спортом, нами выделены девять мотивов занятий физическими упражнениями, характеризующих три уровня развития спортивной направленности личности: физкультурно-оздоровительный, полуспортивный и спортивный, и, соответственно, три уровня развития мотивационного компонента спортивной культуры – низкий, средний и высокий.

Физкультурно-оздоровительная направленность личности характеризуется доминированием трех мотивов занятий физическими упражнениями и соответствующими их содержанию мотивами-суждениями: физическое самоутверждение (ФУ) – «Я занимаюсь физическими упражнениями, потому что хочу быть в хорошей физической форме, обладать хорошей внешностью»; сохранение и укрепление здоровья (З) – «Я занимаюсь физическими упражнениями, потому что хочу быть здоровым»; потребность в двигательной активности (ПДА) – «Я занимаюсь физическими упражнениями, чтобы отдохнуть от умственной работы, чтобы получить удовольствие от движения, переживать «мышечную радость». Личность, побуждаемая этими мотивами, не относится к категории спортсменов.

Для полуспортивной направленности личности характерно доминирование мотивов, связанных преимущественно с процессуальной стороной спортивной деятельности. Это достаточно точно отражено в девизе олимпийского движения, который гласит: «Главное – не победа, а участие в соревнованиях». Личность, побуждаемая этими мотивами, относится к категории спортсменов-любителей. К данной группе мотивов относятся: социальное самоутверждение (СС) – «Я занимаюсь физическими упражнениями, чтобы получить удовольствие от процесса соревновательной борьбы, когда я могу проверить, на что я способен, и проявить себя с лучшей стороны. Главное для меня не победа, а участие в соревнованиях»; мотив принадлежности к группе (МПГ) – «Я занимаюсь физическими упражнениями, потому что мне нравится общаться с товарищами по команде и соперниками в соревновательной атмосфере»; социально-эмоциональный мотив (СЭ) – «Я занимаюсь физическими упражнениями, потому что мне нравится «вечный бой, покой мне только снится». Мне не хочется жить спокойно, мне нравится переживать стресс, связанный с участием в соревнованиях».

Спортивная направленность характерна для спортсменов-профессионалов, которые в качестве главной цели своей спортивной деятельности ставят достижение успеха. Они не ограничивают свое потребностное отношение к спорту мотивами, связанными с процессом участия в соревнованиях, а идут дальше, нацеливая занятия спортом на достижение наивысших для себя результатов. К данной группе мотивов относятся: мотив достижения успеха (ДУ) – «Я занимаюсь физическими упражнениями, чтобы изо дня в день повышать свое спортивное мастерство и достигать поставленной передо мной цели – побеждать, быть первым. Главное для меня – победа, а не только участие в соревнованиях»; социально-моральный мотив (СМ) – «Я занимаюсь физическими упражнениями, потому что моя спортивная команда должна занимать лидирующие места. Я хочу внести свой вклад в это дело. Я не хочу подводить своего тренера и товарищей по команде, это заставляет меня больше и лучше тренироваться»; гражданско-патриотический мотив (ГП) – «Я занимаюсь физическими упражнениями, чтобы показывать высокие спортивные результаты, защищать честь своего коллектива, спортивного общества, нашей страны».

Низкий уровень развития мотивационного компонента характеризуется доминированием мотивов физкультурно-оздоровительной, средний – полуспортивной, высокий – спортивной направленности. Возникновение и развитие мотивационного компонента спортивной культуры осуществляется по механизму сдвига «мотива на цель», функционирующему в процессе осуществляемой личностью спортивной деятельности.

Материалы и методы исследования

Для практического исследования уровня развития мотивационного компонента нами был проведен педагогический эксперимент.

В эксперименте приняли участие студенты 1, 2, 3-го курсов Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, которые были разделены на две группы – контрольную и экспериментальную. В каждой группе было по 100 студентов. Все испытуемые по состоянию здоровья относились к основной медицинской группе. В контрольную группу вошли студенты факультета иностранных языков, а в экспериментальную группу  студенты психолого-педагогического факультета. Испытуемые обеих групп не имели спортивных разрядов. Физическое воспитание испытуемых контрольной группы осуществлялось на основе типовой учебной программы по дисциплине «Физическая культура» для студентов вузов. Экспериментальная группа была скомплектована из студентов, проявивших интерес к занятиям спортивными играми (баскетбол, волейбол, гандбол, мини-футбол). Физическое воспитание испытуемых экспериментальной группы проводилось на основе разработанной нами программы личностно ориентированного физического воспитания на основе избранного вида спорта.

У испытуемых обеих групп в начале и в конце педагогического эксперимента определялся уровень развития структурных компонентов спортивной культуры личности. Нами в данной статье представлены результаты экспериментального исследования уровня развития мотивационного компонента спортивной культуры студентов.

Для определения мотивов занятий физическими упражнениями была использована модифицированная нами методика измерения и оценки их относительной значимости. За основу была взята методика «Мотивы занятий спортом», разработанная А.В. Шаболтас [10]. Методика основана на выборе испытуемым одного из двух предлагаемых мотивов-суждений как более значимого. При этом каждый мотив-суждение сопоставляется с другими по принципу «каждый с каждым». Суть методики заключается в том, что оценивается реакция (отношение) испытуемого на сочетание суждений, при этом перед испытуемым не ставится задача словесно охарактеризовать свои побуждения – он должен только непосредственно выбрать то суждение, которое соответствует его отношению. Выбранный мотив оценивается в один балл. Методика представляет собой количество пар суждений по формуле

К·(К – 1)/2,

где К – количество мотивов-суждений. При сопоставлении 9 мотивов-суждений получается 36 пар сопоставлений. По мнению А.В. Шаболтас, такая процедура очень сходна с реально существующей «борьбой внутри мотивов» [10]. Таким образом, оценка каждого мотива выполняется 8 раз и появляется возможность не только ранжировать мотивы (диапазон оценок мотивов от 0 до 8 баллов), но и выявить их структурные взаимосвязи.

Уровень развития спортивной направленности личности определялся по сумме баллов, выражающих степень проявления физкультурно-оздоровительной, полуспортивной и спортивной направленности.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты исследования, приведенные в таблице, свидетельствуют о том, что в начале эксперимента студенты обеих групп характеризовались доминированием физкультурно-оздоровительной направленности (19,75 и 20,23 баллов). В мотивационной структуре, отражающей отношение студентов контрольной (КГ) и экспериментальной групп (ЭГ) к занятиям физическими упражнениями, наибольшей относительной силой выделялись мотивы физического самоутверждения (7,00 и 6,96 баллов), сохранения и укрепления здоровья (6,52 и 6,99 баллов), потребность в двигательной активности (6,23 и 6,48 баллов). В меньшей степени выражена полуспортивная направленность (12,00 и 12,03 баллов). Мотивы, характеризующие спортивную направленность, находятся на последнем месте (4,28 и 3,80 баллов). За два года занятий физическими упражнениями в процессе обучения предмету «Физическая культура» мотивационная структура студентов контрольной группы практически не изменилась. В мотивационной структуре студентов экспериментальной группы наблюдалось существенное повышение показателей мотивов, характеризующих полуспортивную направленность (от 12,70 до 17,03 балла).

Наблюдалось усиление мотива социального самоутверждения – от 4,45 до 6,28 баллов, мотива принадлежности к группе – от 4,05 до 5,72 балла, социально-эмоционального мотива – от 3,53 до 5,00 балла. Эти показатели у студентов контрольной группы за время эксперимента не изменились.

Обобщая результаты опытно-экспериментальной работы, можно заключить, что занятия игровыми видами спорта создали возможность студентам открыть для себя привлекательные стороны спортивной деятельности – повышение своего социального статуса в учебной группе, получение удовольствия от специфической атмосферы общения, присущей спортивным командам, от процесса соревновательной борьбы, связанной с переживанием победы или временной неудачи. Следует отметить, что показатели спортивной направленности у студентов обеих групп до и после эксперимента были самыми низкими, поскольку все студенты были новичками в спорте.

Таким образом, спортивно ориентированное физическое воспитание на основе игровых видов спорта обеспечивает существенное развитие мотивационного компонента до уровня полуспортивной направленности спортивной культуры студентов.

Показатели относительной силы мотивов занятий физической культурой и спортом студентов контрольной и экспериментальной группы, баллы (Хср ± δ)

Мотивы занятий физической культурой и спортом

Показатели силы мотивов занятий физической культурой и спортом

КГ, n = 25

Р

ЭГ, n = 25

Р

до

после

до

после

Физическое самоутверждение

7,00 ± 2,31

6,72 ± 2,90

> 0,05

6,76 ± 2,11

4,72 ± 1,73

< 0,05

Сохранение и укрепление здоровья

6,52 ± 1,73

6,46 ± 2,25

> 0,05

6,99 ± 2,78

5,03 ± 2,01

< 0,05

Потребность в двигательной активности

6,23 ± 1,95

6,04 ± 2,42

> 0,05

6,48 ± 2,43

4,20 ± 1,58

< 0,05

Физкультурно-оздоровительная направленность

19,75 ± 5,34

19,22 ± 6,21

> 0,05

20,23 ± 7,05

13,95 ± 4,75

< 0,05

Социальное самоутверждение

4,20 ± 1,12

4,08 ± 1,62

> 0,05

4,45 ± 1,86

6,28 ± 2,37

< 0,05

Принадлежность к группе

3,80 ± 1,41

4,17 ± 1,21

> 0,05

4,05 ± 1,52

5,72 ± 1,83

< 0,05

Социально-эмоциональный мотив

4,0 ± 0,93

4,45 ± 1,37

> 0,05

3,53 ± 1,31

5,0 ± 1,65

< 0,05

Полуспортивная направленность

12,00 ± 3,42

12,70 ± 3,91

> 0,05

12,03 ± 4,42

17,00 ± 5,21

< 0,05

Мотив достижения успеха

1,76 ± 0,57

1,52 ± 0,63

> 0,05

1,56 ± 0,73

2,36 ± 1,05

< 0,05

Социально-моральный мотив

1,48 ± 0,74

1,23 ± 0,56

> 0,05

1,04 ± 0,41

1,20 ± 0,51

> 0,05

Гражданско-патриотический мотив

1,04 ± 0,25

1,28 ± 0,33

> 0,05

1,20 ± 0,39

1,40 ± 0,48

> 0,05

Спортивная направленность

4,28 ± 1,62

4,03 ± 1,41

> 0,05

3,80 ± 1,54

4,96 ± 1,9

> 0,05

 


Библиографическая ссылка

Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Данилова Г.Р. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 4-1. – С. 76-79;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35778 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674