Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПАСПОРТА И ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО МАГИСТЕРСКИМ ПРОГРАММАМ НАПРАВЛЕНИЯ 44.04.03 «СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ»

Лапп Е.А. 1 Ярикова С.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Современный этап подготовки педагогов-дефектологов связан с методологическим обоснованием системы двухуровневого обучения этих специалистов. Профессиональная подготовка дефектологов опирается на принципы фундаментальности, вариативности, мобильности, регионализации. Проектирование содержания образования учитывает содержательную и процессуальную стороны обучения. Важным представляется также и учет международных тенденций и региональных условий подготовки дефектологических кадров. Совокупность общемировых тенденций развития образования позволяет определить миссию, идеологию и цель подготовки магистра по направлению 44.04.03 – «Специальное (дефектологическое) образование». Эти важные компоненты основной образовательной программы выступают ориентирами для проектирования вариативных профильных программ в рамках одного направления подготовки. Проблемным полем для проектировщиков образовательных программ является корреляция содержания образования и описанных в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования компетенций. Основная трудность заключается в предварительной детализации компетенций с учетом направления подготовки. В статье описаны основные методологические подходы решения описанных трудностей. По мнению авторов статьи, проектирование структуры и содержания компетенций, программы ее формирования должно опираться на системный, комплексный и интеграционный подходы. Авторами представлены сущностные характеристики общекультурных компетенций в терминах «знать, уметь, владеть». На примере общепрофессиональных компетенций авторы показывают взаимосвязь компетенций и обеспечивающих их освоение дисциплин из разнопрофильных программ. Особое место в профильных программах отводится профессиональным компетенциям. Декомпозиция профессиональных компетенций используется как пример авторского подхода к проектированию содержания компетенций любой группы. Содержание компетенций этой группы зависит от ведущей идеи подготовки магистра по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Авторами статьи показана важность профессиональных компетенций для профессионально-личностного развития студента. Отмечается роль каждой отдельной компетенции в совокупном образовательном результате освоения дисциплин по программам обучения в магистратуре. Выводы по результатам исследования определяют вектор деятельности разработчиков профильных магистерских программ.
дефектологическое образование
методологический подход
профессиональная подготовка
компетенция в терминах «знать
уметь
владеть».
1. Лапп Е.А. Проектирование модульной программы с учетом анализа потребности в умениях на региональном рынке труда // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2012. – № 1(21). – С. 53–58.
2. Лапп Е.А. Паспорт специальной профессиональной компетенции в области коррекционно-педагогической деятельности студентов-дефектологов // Бизнес.Право. Образование. – 2015. – № 3 (32). – С. 266–270.
3. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов / науч. ред. д-ра техн. наук, профессора Н.А. Селезневой. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009. – 84 с.
4. Сергеева Е.В., Чандра М.Ю. Мониторинг результатов освоения основных образовательных программ в педагогическом вузе: учебно-методическое пособие. – М-во образования и науки РФ, Волгогр. гос. соц.-пед. ун-т. – Волгоград: Принт, 2013. – 116 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлениям магистратуры. – URL: // http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440403.pdf (дата обращения: 29.02.2016).
6. Ярикова С.Г. Проектирование магистерской программы с учетом регионализации образования // Подготовка бакалавров и магистров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»: материалы заседания Учеб.-метод. комиссии по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» УМО по образованию в области подготовки пед. кадров, г. Волгоград, 26–27 окт. 2011 г. / сост.: Б.П. Пузанов, Е.А. Лапп, Е.З. Яхнина; Моск. пед. гос. ун-т:. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2012. – 117 с. – С. 76–83.

Идеологию подготовки магистра по направлению 44.04.03 – «Специальное (дефектологическое) образование» определяют важнейшие методологические и теоретические положения личностно-ориентированного образования, психолого-педагогических исследований и современных направлений развития специальной педагогики и психологии (Р.Г. Аслаева, Е.В. Бондаревская, И.А. Коробейников, Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, В.В. Сериков, И.М. Яковлева и др.). Основным условием реализации компетентностной модели магистра, обучающегося по направлению 44.03.44 – «Специальное (дефектологическое) образование», является соблюдение ряда принципов: фундаментальности научного знания и развития научной школы; преемственности и структурного единства содержания на разных ступенях обучения; соответствия содержания общим целям магистерского образования; вариативности, мобильности и научно-исследовательской ориентации обучения; учета содержательной и процессуальной сторон обучения; взаимообусловленности теоретического знания и его практического внедрения, учета международных тенденций развития и региональных условий [6].

Миссия подготовки специалистов по образовательным магистерским программам формулируется нами следующим образом: обеспечение потребностей субъектов регионального образования в высококлассных специалистах, осуществляющих педагогическое сопровождение и поддержку лиц с задержкой психического развития, нарушениями речи и другими видами нарушений, родителей и педагогов, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, а также становление педагога-дефектолога как субъекта специфической коррекционно-развивающей профессиональной деятельности в области образования лиц с ОВЗ, реализуемое в условиях различных государственных и негосударственных образовательных, социальных структур и структур здравоохранения. Магистр по направлению подготовки 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» должен быть готов к проектированию и реализации коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной, профилактической научно-исследовательской деятельности [5]. При разработке и реализации программ магистратуры эти виды деятельности были избраны исходя из научно-исследовательского и материально-технического ресурса образовательной организации, потребностей регионального рынка труда [1].

Целью подготовки специалиста по направлению является формирование современного конкурентного на рынке труда педагога-дефектолога, совмещающего широкую образованность и углубленную профессиональную специализацию. Введение магистратуры в систему специального (дефектологического) образования призвано решать специфические задачи: освоение научного знания с позиции его использования как элемента трансляции социального опыта и средства развития личности, как обязательного содержательного компонента подготовки педагогов-дефектологов; формирование и развитие способности к коррекционно-развивающей деятельности педагогов на базе организаций, осуществляющих работу с лицами с ограниченными возможностями здоровья, диссеминация дефектологических знаний путем применения дистанционных технологий.

Успешность разработки и реализации образовательных программ магистерской подготовки дефектологов во многом определяется тщательностью проработки вопросов, касающихся теоретического, методического, дидактического и практического обеспечения содержания образования в соответствии с современными профессиональными квалификационными требованиями. Смещение акцента требований с содержания образования на его результаты (выходные данные, выраженные в форме компетенций) приводит к настоятельной потребности проектировать содержание образования (состав учебных, дисциплин, курсов по выбору и практик) в соответствии с прописанными во ФГОС ВО обязательными компетенциями. Такое видение развития высшего профессионального образования направлено на обоснованную и предварительную детализацию компетенций с учетом направления подготовки, что представляет определенную трудность.

Анализ результатов теоретических исследований [3], а также собственный опыт разработок образовательных программ по магистратуре, паспортов и программ формирования компетенций [2] позволяет нам предложить методологическую основу решения этой проблемы в комплексе взаимодополняющих методологических подходов:

- системного – позволяющего рассматривать компетенцию как совокупность взаимосвязанных элементов (знать, уметь, владеть), каждый из которых имеет свои функции. Основная функция компетенции – установление корреляции между результатами освоения компетенций и профессионально-важными качествами магистранта, она нацелена на отбор адекватного сущности компетенций содержания образования;

- комплексного – компетенция должна демонстрировать взаимодействие разных сторон коррекционно-педагогического и научно-исследовательского процессов подготовки специалистов;

- интеграционного – элементы компетенции реализуют взаимосвязь между видами профессиональных деятельностей, содержанием дисциплин и результатами на выходе обучения.

Процесс работы над содержанием компетенции, ее качественной характеристикой, выступающей ориентиром в ходе подготовки педагога-дефектолога, служит основой для выработки преподавателями «согласованных контрольных параметров (требований) по предметным областям, необходимым для обеспечения сопоставимости, совместимости и прозрачности учебных программ дисциплин» [4].

Группа общекультурных компетенций – это компетенции, формирующие и выявляющие когнитивные способности выпускника, базовые знания, способности к выбору и принятию решений и саморазвитию. Фактически их проявление у выпускников является признаком уровня общей образованности специалиста. Формирование компетенций этой группы осуществляется в ходе освоения дисциплин базовой части: группа Б.1.Б. Эти дисциплины реализуются в каждой образовательной программе по направлению 44.04.03 – «Специальное (дефектологическое) образование». Проект понимания сущности компетенций в терминах «знать, уметь, владеть» представлен в табл. 1.

Таблица 1

Сущностные характеристики компетенций в терминах «знать, уметь, владеть»

Компетенция ОК-1 «способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу»: понимается как владение когнитивными способностями, в том числе способностью понимать и использовать идеи и замыслы, знать и понимать теоретические знания в академической области специальной педагогики и психологии; выстраивать стратегии обучения, принятия решений; извлекать и анализировать информацию из различных источников. Компетенция является обязательной для выпускника-магистранта. Формирование этой компетенции направлено на овладение будущим дефектологом культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

Структура компетенции

Знать: обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые профессиональные знания и опыт; тенденции и основные направления развития процессов дифференциации и интеграции в системе специального образования лиц с ОВЗ с учетом структуры нарушения; достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний; а также прикладных дисциплин магистерской программы; современные теории и системы обучения и воспитания и возможности их использования для создания инновационных технологий, расширения жизненного опыта и обогащения социальных контактов детей с ОВЗ; возможные пути получения и обработки информации

Уметь: вычленять, формулировать основные идеи, понятия или теории в результате чтения, проведения исследований, обсуждения и проведения «мозговых штурмов» в рамках узких тем, как академических, так и профессиональных; самостоятельно интерпретировать, оценивать различные классификации, а также обмениваться накопленными знаниями в ходе дебатов и в форме письменных работ; выявлять свои собственные и ставить под сомнение чужие безосновательные утверждения; выявлять связи между современными концепциями, интегрировать новые выводы в существующие знания в области специальной педагогики и психологии, помещать конкретные события и/или задачи в более широкие контексты, искать доказательства или контрпримеры

Владеть: процедурами добывания знаний и проведения с ними интеллектуальных операций; способностью к преобразовательной, творческой деятельности; способами обобщения и логического изложения материала; навыками проведения методологического анализа исследований по специальной педагогике и психологии и /или анализа образовательных систем; навыком объективного описания, категоризации и установления связей между категориями; навыком обобщать, мыслить логически, рационально, рассматривать, прогнозировать, обеспечивать, решать

Компетенция ОК-2 «готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения, критически анализировать и оценивать собственную деятельность»: понимается нами как владение профессиональным оперативным мышлением как процессом, направленным на осознание и решение нестандартных психолого-педагогических задач в постоянно меняющихся ситуациях, структуру которого составляет интуитивный, свернутый процесс поиска ранее не встречавшихся схем действий. Компетенция является обязательной для совершенствования профессиональной подготовки выпускника магистра. Формирование данной компетенции необходимо для демонстрации успешного развития оперативного мышления и снижения психической напряженности будущих специалистов в ходе решения нестандартных психолого-педагогических задач

Структура компетенции

Знать: социальные, общественные явления и традиции для создания адаптивной образовательной среды, обеспечивающей качественное образование и воспитание лиц с ОВЗ; закономерности воспитания, обучения и развития личности с ОВЗ во всех стадиях онтогенеза; влияние среды на процесс социализации личности; основы педагогики и психологии, нравственных норм и обязанностей человека; принципы организации и функции управления; сущность профессионального мышления специалиста-дефектолога как процесса решения психолого-педагогической задачи, поиска и открытия нового, ранее неизвестного, посредством операций анализа, синтеза, обобщения; закономерности взаимодействия личности и общества, социального поведения и формирования личности

Уметь: формулировать и анализировать конкретную психолого-педагогическую задачу, мысленно «проигрывать» варианты ее решения, оперативно выбирать и обосновывать оптимальный из них; разрабатывать проекты и управлять ими, проявляя инициативу; нести ответственность за разрешение конфликтных ситуаций; делать обоснованный выбор и грамотное применение методов и форм организации профессиональной деятельности для разрешения нестандартных ситуаций; снижать психическую напряженность и адаптироваться к реальной действительности нестандартной ситуации; выявлять методические ошибки при проведении коррекционно-развивающей работы; разрабатывать инструментарий оценки эффективности реализации АООП и/ или результатов обучения и воспитания детей с ОВЗ; объективно оценивать эффективность и качество выполнения работы

Владеть: способностью определять меру ответственности за принятые решения; опытом решения стандартных и нестандартных педагогических, психологических и методических задач; опытом организации собственной деятельности для решения нестандартных ситуаций образования учащихся с ОВЗ; анализом проблемных психолого-педагогических ситуаций в профессиональной сфере; анализом причин достоинств и недостатков своей профессиональной деятельности; опытом оценивания и прогнозирования последствий своей социальной и профессиональной деятельности с детьми с ОВЗ

Компетенция ОК-3 «готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала» понимается нами как нравственная и волевая готовность к актуализации и реализации личностного потенциала в самостоятельном проектировании профессионально-личностного развития, проявление интеллектуальной инициативы, рефлексии, самостоятельного выбора целевых и смысловых установок для своих действий и поступков. Формирование этой компетенции необходимо для подготовки дефектолога к разным сферам профессиональной деятельности, а также для развития способности к непрерывному самосовершенствованию и самообразованию

Структура компетенции

Знать: технологии профессионального и личностного самообразования; задачи профессиональной деятельности в области научно-исследовательской работы; специфику взаимообусловленности научного знания и его практической реализации

Уметь: выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать обоснованные решения; оценивать свою готовность к проявлению специальных компетенций для создания образовательных и социальных проектов; организовывать самостоятельную научную деятельность: целеполагание, планирование, анализ, рефлексию своей научной деятельности

Владеть: умениями актуализации и реализации своего личностного потенциала; опытом постоянного повышения образовательного уровня; творческими технологиями создания социо-культурных и социальных условий для жизнедеятельности лиц с ОВЗ

Группа общепрофессиональных компетенций (ОПК) направлена на демонстрацию соотношения теоретических знаний с практикой, способности к проектированию новых социально-профессиональных отношений, определению места каждого субъекта коррекционно-педагогического процесса с целью его совершенствования.

Эти компетенции как целевые ориентиры профессиональной подготовки магистра и содержательные характеристики результатов осваиваемых курсов могут быть задействованы как в группе Б1.Б, так и группе дисциплин Б1.В и Б1.В.ДВ. Совокупность дисциплин, «работающих» на одну компетенцию, представлена в табл. 2.

Компетенции группы ПК определяют профессиональную и социальную готовность специалиста, необходимую для работы в постоянно реформируемой сфере специального (коррекционного) образования. Профессиональные компетенции образуют взаимосвязанную совокупность профессиональных норм отношений и взаимодействий разного уровня и типа по отношению к определенному направлению подготовки (профилю). Комплексность каждой из шести групп ПК (по ФГОС ВО) означает представленность в них всей совокупности знаний, умений и навыков выпускника программы по отношению к его профессиональной и социальной готовности работать в образовательной среде и вузовской системе в целом. ОПК и ПК определяют профессиональную квалификацию дефектолога.

Таблица 2

Компетенция и обеспечивающие ее освоение дисциплины

ОПК-4 «готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия» понимается как

Профиль

Дисциплина и ее код

Профиль «Педагогическое сопровождение социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Б1.В.

Консультирование педагогов образовательных учреждений, осуществляющих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья

Б1.В.ДВ.

Организация деятельности междисциплинарной команды специалистов

Культурно-просветительская миссия педагога-дефектолога

Б4.

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (диагностико-консультативная и профилактическая практика)

Профиль: «Логопедическая работа с лицами с нарушениями речи»

Б1.В

Психолого-педагогическое сопровождение детей с недостатками речевого развития

Проектирование и разработка коррекционно-развивающих программ в работе с детьми разного возраста

Б4.

Коррекционно-педагогическая практика

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

Профиль: «Обучение и воспитание детей с ЗПР»

Б1.В

Инновационная деятельность педагога в условиях доу для детей с ЗПР

Б1.В.ДВ

Организация деятельности междисциплинарной команды специалистов

Культурно-просветительская миссия педагога-дефектолога

Б4.

Коррекционно-педагогическая практика

Разработка содержания этих компетенций и проектирование значимости различных дисциплин магистерской программы в русле компетенций зависит от ведущей идеи подготовки магистра специального (дефектологического) образования. В этом заключается реализация интегративного подхода при проектировании программ обучения в магистратуре в рамках одного направления. При этом важным нам видится учет роли каждой отдельной компетенции в совокупном образовательном результате освоения дисциплин по программам обучения в магистратуре.

Таблица 3

Декомпозиция знаний, умений и навыков ПК-2 в разных дисциплинах профильных программ

ПК-2 «способность к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ» понимается как способность к индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с их особыми образовательными потребностями. Компетенция является обязательной для выпускника. Формирование этой компетенции необходимо для подготовки дефектолога к разным сферам профессиональной деятельности, в данном случае работе по преодолению несоответствия между процессом обучения ребенка с психофизическим нарушением по программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей

Дисциплина: Подготовка специалистов для работы с детьми с задержкой психического развития в условиях современных ФГОС (дистанционный курс представлен на сайте ФГБОУ ВПО «ВГСПУ» – sdm.vspu.ru)

Знать: психологические особенности детей с задержкой психического развития и их влияние на обучение; современные классификации задержки психического развития у детей; технологии составления индивидуальных маршрутов развития

Уметь: определять содержание коррекционной работы с ребенком, направленной на формирование возрастных психологических новообразований и становление всех видов развивающей деятельности; корректировать индивидуальную программу развития с учетом конкретных темпов освоения ребенком программного материала, уровня психофизического развития, личностных особенностей ребенка, внешних факторов

Владеть: навыком проектирования индивидуальных маршрутов развития детей с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения; навыком отслеживания, своевременного корректирования и отбора адекватных форм обучения с учетом уровня развития и потенциальных возможностей детей с ОВЗ

Дисциплина: Моделирование активной образовательной среды в контексте инклюзивного образования

Знать: организационные возможности образовательного учреждения и профессионально-педагогические затруднения учителя, осуществляющего адаптацию обучающегося с ОВЗ;

сущность комплексного анализа образовательной среды, ее влияние на формирование личности обучающегося с ОВЗ

Уметь: выявлять психолого-педагогические условия эффективной интеграции детей с ОВЗ; обобщать опыт социальной адаптации ребенка с ОВЗ; выявлять возможности образовательной среды с целью создания условий социализации для лиц с ОВЗ; применять параметры экспертизы образовательной среды для оценки ее качества

Владеть: умением принимать самостоятельные решения; умениями выявлять потенциальные способности детей с ОВЗ к обучению как базовой характеристике, определяющей проектирование индивидуального образовательного маршрута; умением выполнять диагностику образовательной среды; умением проектирования образовательной среды

Дисциплина: Внедрение коррекционно-развивающего компонента в преподавание русского языка детям с ЗПР

Знать: содержание федерального государственного образовательного стандарта НОО для обучающихся с ОВЗ; технологии составления индивидуальных образовательных маршрутов

Уметь: соотносить знания об основных условиях, формах и направлениях коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР с фактами педагогической реальности; обосновывать выбор формы организации психолого-педагогического взаимодействия субъектов с целью получения необходимой информации

Владеть: умением принимать самостоятельные решения; умениями выявлять потенциальные способности детей с ОВЗ к обучению как базовой характеристике, определяющей проектирование индивидуального образовательного маршрута

Дисциплина: Диагностика и преодоление дизорфографии

Знать: содержание федерального государственного образовательного стандарта НОО для обучающихся с ОВЗ; закономерности психического развития лиц с речевыми нарушениями; организационные возможности образовательного учреждения и профессионально-педагогические затруднения учителя, осуществляющего адаптацию обучающегося с ОВЗ

Уметь: корректировать индивидуальную программу развития с учетом конкретных темпов освоения ребенком программного материала, уровня психофизического развития личности, особенностей проявления нарушений у ребенка, внешних факторов; проводить дифференциальную диагностику для определения типа нарушений

Владеть: навыком отслеживания, своевременного корректирования и отбора адекватных форм обучения с учетом уровня развития и потенциальных возможностей детей с ОВЗ; навыком выбора и систематизации коррекционных средств с точки зрения их методической целесообразности

Дисциплина: Проектирование и разработка коррекционно-развивающих программ в работе с детьми разного возраста с нарушениями речи

Знать: закономерности психического развития лиц с речевыми нарушениями; технологии составления индивидуальных маршрутов развития; требования к реализации коррекционно-развивающих программ работы с детьми разного возраста, в том числе с нарушениями речи

Уметь: определять содержание коррекционной работы с ребенком, направленной на формирование возрастных психологических новообразований и становление всех видов развивающей деятельности; корректировать индивидуальную программу развития с учетом конкретных темпов освоения ребенком программного материала, уровня психофизического развития, личностных особенностей ребенка, внешних факторов

Владеть: навыком проектирования индивидуальных маршрутов развития детей с ОВЗ, в том числе с нарушениями речи, на основе результатов психолого-педагогического изучения; навыком отслеживания, своевременного корректирования и отбора адекватных форм обучения с учетом уровня развития и потенциальных возможностей детей с ОВЗ, в том числе с нарушениями речи

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (диагностико-консультативная и профилактическая практика)

Знать: содержание федерального государственного образовательного стандарта НОО для обучающихся с ОВЗ и общего образования для обучающихся с умственной отсталостью; технологии составления индивидуальных маршрутов развития; психологические особенности детей с ОВЗ и их влияние на обучение; содержание профилактической работы по коррекции социальной ситуации развития ребенка с ОВЗ

Уметь: соотносить знания об основных условиях, формах и направлениях коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ с фактами педагогической реальности; выявлять психолого-педагогические условия эффективной интеграции детей с ОВЗ; обобщать опыт социальной адаптации ребенка с ОВЗ

Владеть: навыком консультирования родителей детей с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогической диагностики; навыком отслеживания, своевременного корректирования и отбора адекватных форм обучения с учетом уровня развития и потенциальных возможностей детей с ОВЗ; умениями выявлять потенциальные способности детей с ОВЗ к обучению как базовой характеристике, определяющей проектирование индивидуального образовательного маршрута; умением принимать самостоятельные решения

Выводы

Выбор направления академической или прикладной программы магистратуры связан с отбором основных видов деятельности. Виды деятельности определяют соответствующие им компетенции, формирование которых предполагает проектирование модулей дисциплин в рамках учебных планов по одному направлению подготовки.

Определение структуры компетенций и разработка их содержания является при этом одной из приоритетных задач, решение которой вносит значительный вклад в методологическое обоснование теории подготовки кадров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Разработка содержания компетенций в нашем исследовании выполнена с учетом концептуальных основ компетентностного подхода, интегрированных с системным, комплексным и интеграционным подходами.

Комплексное и всестороннее описание компетенции выступает инструментом унификации и установления единых требований к результатам образовательного процесса в рамках направления подготовки по магистерским программам. Предложенные подходы проектирования результатов освоения основных образовательных программ гарантируют объективную оценку уровня сформированности профессиональных компетенций у магистров по направлению 44.04.03 – «Специальное (дефектологическое) образование».


Библиографическая ссылка

Лапп Е.А., Ярикова С.Г. ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПАСПОРТА И ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО МАГИСТЕРСКИМ ПРОГРАММАМ НАПРАВЛЕНИЯ 44.04.03 «СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ» // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 3-2. – С. 365-371;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35752 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674