Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,916

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В РЕЖИМЕ РАЗВИТИЯ

Долгих Н.Н. 1
1 Национальный исследовательский Томский государственный университет
В статье представлены результаты эксперимента, проводившегося на базе Детской художественной школы № 2 города Томска. Гипотеза исследования: художественная школа будет способствовать развитию личности, если: педагоги школы постоянно повышают профессиональную компетентность и готовность к работе с развитием личности, имеют возможности для творческой работы; образовательно-воспитательная деятельность обеспечивает возможность для перехода от мотивов учебного долга к ценностным мотивам и осуществляется в условиях благоприятного микроклимата, переживания ситуации успеха; предметно-пространственная среда школы обладает развивающим потенциалом; разработана и апробируется модель системного мониторинга для отслеживания динамики развития школы. Система оценки результатов эксперимента включает индикаторы деятельности, индикаторы результатов, или непосредственные результаты, а также следующий уровень индикаторов – индикаторы результатов, отложенных во времени, эффект от реализации программы.
художественное образование
развитие
образовательная среда
организационно-педагогические условия
эксперимент
1. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. – Ростов- на-Дону, 1999. – 560 с.
2. Долгих Н.Н. Педагогические условия обеспечения непрерывности становления профессиональной компетентности преподавателя изобразительного искусства: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Томск, 2005. – 20 c.
3. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
4. Петровский А.В., Слободчиков В.И., Бим-Бад Б.М., Громыко Ю.В. Задачи и направления перестройки педагогической науки // Вопросы психологии. – 1988. – № 2. – С. 14.
5. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 2002. – 96 с.

Художественное образование в России реализуется в учреждениях различного уровня. Особенностью детских художественных школ является то, что школы работают по программам предпрофессиональным, предназначенным для подготовки профессиональноориентированных детей, и общеразвивающим программам, предназначенным для общеэстетического развития. Художественные школы – это учреждения дополнительного образования, обучение в которых не является обязательным, его выбирают дети, выбирают родители. Наличие ситуации выбора детерминирует ценностные ориентиры и стиль взаимоотношений в коллективе. Исследования показывают значимость для преподавателей школы гуманных качеств личности. Эта установка отражается в направленности всей деятельности школы [2], где в центре внимания – личность ребенка, для развития которой создаются наиболее благоприятные условия. В этой связи особое значение приобретают вопросы выявления и апробации развивающих условий, что актуализировало обращение к исследованию различных аспектов гуманистической педагогики. Значительное число публикаций посвящено рассмотрению представлений о педагогической действительности как культурно-образовательной среде (Е.В. Бондаревская, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и др.) [1, 4, 5]. Вопросам образовательной среды рассматриваются в современных исследованиях (А.В. Хуторской, В.И. Слободчиков и др.) [3, 4]. Во второй половине ХХ века большую популярность приобрела гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу), в которой развитие человека трактуется как процесс свободной самореализации и самоактуализации. Несмотря на значительное количество исследований, посвященных вопросам создания условий для развития личности обучающихся, проблема организации гуманистической образовательной среды художественной школы изучена недостаточно.

Наше исследование выполнено в рамках Детской художественной школы № 2 города Томска. В течение 2009–2015 гг. проведен эксперимент, целью которого было выявление характеристик образовательной среды художественной школы, позитивно влияющей на личность учащихся и педагогов.

В данном исследовании понятие образовательная среда – это целенаправленно создаваемые условия, обеспечивающие реализацию собственного потенциала участников образовательного процесса.

Задачи эксперимента: разработать и апробировать организационно-педагогические условия, обеспечивающие развитие творческих способностей личности, творческую самореализацию учащихся и педагогов. Начало эксперимента связано с выбором направлений изменений и анализом исходной ситуации.

Кадры. Анализ исходной ситуации.

1. Сильные стороны. Преподаватели владеют предметными знаниями, методикой, имеют опыт творческой деятельности, проявляют интерес к инновациям.

2. Слабые стороны. Отсутствует целостное изучение личности ребенка, недостаточный уровень психолого-педагогических знаний, владения педагогической рефлексией. Отсутствие условий для самостоятельного творчества как художника.

3. Задачи развития школы. Анализ состояния кадров позволил сформулировать подходы в работе с кадрами: поддержка инициативы, обеспечение возможностей для творческой работы, создание условий для повышения готовности педагогического коллектива к работе с развитием личности. Создание условий для повышения художественной составляющей профессиональной компетентности художников-педагогов.

Образовательно-воспитательная деятельность. Анализ исходной ситуации: учебный план и программы.

1. Сильные стороны. Учебный план учитывает запросы обучающихся.

2. Слабые стороны. Декларативное принятие «личностного компонента» в содержании образования.

3. Задачи развития школы: создание условий для удовлетворения потребностей обучающихся в обучении и развитии. Обеспечение возможности выбора как предпосылки для перехода от мотивов учебного долга к ценностным мотивам, основанным на понимании личностной значимости образования.

Развивающий потенциал предметно-пространственного компонента среды школы может быть реализован через создание материальных, эстетических условий, выставочной деятельности.

Информационно-методическое обеспечение: создание информационного банка данных в области культурно-образовательной развивающей среды школы (сбор, систематизация, хранение информации); организация научно-методического консультирования хода экспериментальной деятельности специалистами вузов.

Акцент в просветительской деятельности – на организацию взаимодействия с ОУ и другими учреждениями, повышение имиджа школы.

Менеджмент. Анализ исходной ситуации.

1. Сильные стороны. Стремление администрации повысить профессиональный уровень, понимание необходимости постоянного улучшения в работе школы.

2. Слабые стороны. Наличие стереотипов в методах руководства, недостаточная продуманность организационной структуры, отсутствие системы мониторинга.

3. Задачи развития школы. Обеспечить интеграцию школьных подсистем в единую среду школы как гуманитарной системы.

Мероприятия. Реализация стратегии управления, нацеленного на организацию работы школы как саморазвивающейся культурно-образовательной среды, обеспечивающей успешное развитие и саморазвитие учащихся и педагогов, повышение эффективности управления на основе мониторинга результатов развития школы.

Таким образом, анализ исходной ситуации и предполагаемый образ будущей школы позволил предположить, что художественная школа будет способствовать развитию личности если:

1. Педагоги школы постоянно повышают профессиональную компетентность и готовность к работе с развитием личности, имеют возможности для творческой работы.

2. Образовательно-воспитательная деятельность обеспечивает возможность для перехода от мотивов учебного долга к ценностным мотивам и осуществляется в условиях благоприятного микроклимата, переживания ситуации успеха.

3. Предметно-пространственная среда школы обладает развивающим потенциалом, в учебном процессе используются также ресурсы других ОУ в рамках взаимодействия учреждений.

4. Разработана и апробируется модель системного мониторинга для отслеживания динамики развития школы.

Для оценки результатов образования важно определить индикаторы качества образования. Ориентация образования на интересы личности определяет индикаторы развития образовательной среды художественной школы. Система индикаторов включает индикаторы деятельности, отражающие наличие действий, затраты ресурсов на решение задач. Определены индикаторы результатов, или непосредственные результаты. Следующий уровень индикаторов – индикаторы, характеризующие решение поставленной задачи, эффект от реализации программы. Таким образом, осуществляется анализ как процесса, так и результатов: непосредственных и отложенных по времени.

Эксперимент проводился по следующим направлениям:

1. Направление «Работа с кадрами» как поддержка инициативы, обеспечение возможностей для творческой работы, как создание условий для повышения квалификации педагогических и управленческих кадров.

Процесс решения задач в данном направлении был обеспечен следующими мероприятиями. Разработка «Индивидуальных планов профессионально-личностного саморазвития педагога». Организация семинаров, курсов с целью повышения психолого-педагогической готовности педагогического коллектива к работе с развитием личности. Научно-методическое сопровождение хода экспериментальной деятельности специалистами вузов: экспертиза качества методических разработок преподавателей, консультирование администрации и педагогов. Привлечение в школу, в том числе к экспериментальной деятельности, молодых специалистов. Сопровождение процесса адаптации молодых специалистов через внутришкольное кураторство. Создание условий для творчества: организация для педагогов мастер-классов известных художников. Организация всероссийского пленэра с участием педагогов школы. Проведение персональных выставок художников-педагогов. Разработка системы мер мотивации и материального стимулирования: оплата труда педагогов в зависимости от результатов.

В соответствии с Программой мониторинга был осуществлен анализ условий формирования развивающей профессиональной среды, анализ динамики профессиональной компетентности педагогов, структуры кадрового состава, мотивации. Применялись методы исследования: наблюдение, анкетирование, методы экспертно-педагогической диагностики, анализ документов, портфолио педагога. К непосредственным результатам можно отнести положительную динамику в знании личностных особенностей ребенка, владении технологиями организации образовательного процесса с целью создания «личностного содержания образования», умении анализировать свою деятельность. Мы наблюдаем положительную динамику в результативности участия в профессиональных конкурсах: за последние четыре года победителей профессиональных конкурсов в среднем 13 человек ежегодно (60 % от всего педсостава). К индикаторам эффекта можно отнести: стабильность кадрового состава, приток и закрепление молодых специалистов, удовлетворенность педагогов деятельностью образовательного учреждения. В настоящее время преподавателей в возрасте до 30 лет в школе 7 человек (32 %), в 2011 году было 3 человека (17 %). Проведенное в 2015 году анкетирование выявило, что на вопрос «Если Вы нуждаетесь в повышении квалификации, то удовлетворены ли Вы теми возможностями, которые предоставляет администрация ОУ?», ответ «полностью удовлетворен» дали 83 % педагогов. Вопрос «Насколько Вы удовлетворены условиями труда и оснащенностью рабочего места?» получил ответ «полностью удовлетворен» у 84,6 % педагогов. Анкетирование выявило переход внешних мотивов («Если я работаю, у меня есть чувство защищенности») во внутренние мотивы («Работа интересна мне, составляет часть моей жизни»).

2. Направление «Образовательно-воспитательная деятельность» школы как создание условий для удовлетворения потребностей обучающихся в обучении и развитии.

Образовательную деятельность можно рассматривать как фактор развития личности при условии перехода от мотивов учебного долга к ценностным мотивам, основанным на понимании личностной значимости образования. К индикаторам деятельности относится создание условий для возможности выбора за счет обогащения и дифференциации содержания образования. В этом направлении произошло значительное увеличение образовательных программ, создающих условия для выбора: учащимися – программ обучения, педагогами – программ, форм и методов обучения и воспитания. Личная значимость образования обеспечивается за счет тематического планирования, в частности через краеведческое содержание. Важным фактором является обеспечение эмоционального благополучия участников образовательно-воспитательного процесса, благоприятного микроклимата в учебной и внеучебной деятельности, переживание ситуации успеха в рамках выставочной деятельности и участия в конкурсах.

Содержание анализа процесса и результатов деятельности в данном направлении включало анализ целей и приоритетов образовательного процесса. Методы исследования: анализ документации (концепции обучения, воспитания, учебные планы, программы, оценка достижений, социологические опросы выпускников, анализ списков поступивших). Обеспечение личностного содержания образования отслеживалось через анализ тематической направленности образовательных программ, оценку знаний и ценностного отношения к истории родного края, оценку мотивации. Методы исследования: анализ документов, творческих работ, тестирование, анкетирование. К непосредственным результатам образовательной деятельности можно отнести положительную динамику количества обучающихся. К пролонгированным результатам, или эффектам – динамику поступления выпускников в профильные вузы.

3. Направление «Материально-техническая база». Разработка и апробация особенностей предметно-пространственного компонента среды школы.

Материальное обеспечение образовательного процесса сегодня – это, безусловно, обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм, охраны труда и пожарной безопасности при осуществлении учебно-воспитательного процесса. Кроме того, это приобретение мебели, специального оборудования, технических средств обучения, поддержание в рабочем режиме компьютерного класса, обновление лицензионного программного обеспечения, натюрмортного и гипсового фондов.

Важная составляющая предметно-пространственной среды художественной школы – гармоничное, эстетичное решение интерьеров школы, прилегающей территории, создающие не только комфортную среду обитания, но и воспитывающие художественный вкус, эстетическое отношение к действительности.

Художественная школа имеет особые возможности создания развивающей среды – систему выставочной деятельности. В выставочном пространстве школы размещаются выставки работ учащихся разных отделений: подготовительного, основного, вечернего. Периодически в стенах школы размещаются выставки учебных работ студентов, профессиональных художников. Выставки работ студентов и художников дают возможность сравнить профессиональный уровень учащихся школы, студентов художественных учебных заведений, художников-профессионалов. В целом участие в выставках является одновременно и стимулом к творческому самосовершенствованию, и признанием состоятельности художника.

Информационно-методическое сопровождение обеспечивается работой библиотеки и методического кабинета. Обновление фонда библиотеки за 2015 год – 287 экземпляров (11 %). В течение последних трех лет полностью обновлено лицензионное программное обеспечение компьютерного класса. Информационно-методическое обеспечение включает также создание информационного банка данных в области культурно-образовательной развивающей среды школы. Оценка материального обеспечения и развивающих возможностей предметно-пространственного окружения включала оценку динамики качества материального обеспечения, анализ содержания выставочной деятельности, использовались методы: наблюдение, анкетирование, анализ документов. Непосредственный результат выставочной деятельности – культурно развивающая выставочная среда. Развивающий эффект – сформированность художественного вкуса.

4. Направление «Просветительская деятельность», организация взаимодействия с образовательными и другими учреждениями, повышение имиджа школы.

Планирование мероприятий, направленных на повышение имиджа школы, привело к непрерывному, системному решению текущих и стратегических задач в этом направлении. Большое внимание уделялось развитию культуры обобщения и распространения педагогического опыта в разных формах: оформление авторских программ, научно-исследовательских текстов, печатных материалов для публикации. За последние три года опубликовано более шестидесяти статей в материалах конференций и научных журналах. Обновленный сайт школы вошел в число победителей общероссийского конкурса сайтов образовательных учреждений. Оценка отношения к школе учащихся, педагогов, родителей, общественности, руководителей города выявлялась путем анкетирования, тестирования, сравнительного анализа количества поступающих в школу. Мониторинг хода эксперимента позволил выявить следующие итоги.

1. Система работы с кадрами как поддержка инициативы, создание условий для творчества привела к следующим непосредственным результатам. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов (знание личностных особенностей ребенка, владение технологиями организации образовательного процесса с целью создания «личностного содержания образования»). Итоги участия в профессиональных конкурсах. Здесь мы наблюдаем положительную динамику: за последние четыре года победителей профессиональных конкурсов в среднем 13 человек ежегодно (60 % от всего педсостава). К индикаторам эффекта можно отнести: стабильность кадрового состава, приток и закрепление молодых специалистов, удовлетворенность педагогов деятельностью образовательного учреждения. В настоящее время преподавателей в возрасте до 30 лет по сравнению с 2009 годом в 2,3 раза больше. Результаты анкетирования показывают, что 83 % педагогов «полностью удовлетворены» условиями труда и оснащенностью рабочего места. Остальные 17 % преподавателей ответили: «частично удовлетворен». Анкетирование также выявило переход внешних мотивов («Если я работаю, у меня есть чувство защищенности») во внутренние мотивы («Работа интересна мне, составляет часть моей жизни»).

2. Непосредственным результатом организации образовательно-воспитательного процесса как создания системы непрерывного психолого-педагогического обеспечения развития личности можно считать положительную динамику количества обучающихся. К пролонгированным результатам, или эффектам – динамику поступления выпускников в профильные вузы. В настоящее время около 30 % выпускников выбирают профессиональное художественное образование.

3. Развивающий потенциал материального, информационно-методического компонента проявился в организации культурно развивающей предметно-пространственной и выставочной среды. Развивающий эффект – сформированность художественного вкуса.

4. Просветительская деятельность, корректировка управления системой развития школы.

К непосредственным результатам всех вышеперечисленных изменений можно отнести следующее: в 2014 году школа вошла в 50 лучших школ России, стала лауреатом премии администрации города Томска, лауреатом премии Культ-гордость Управления культуры. Эффекты от реализации программы развития: последние три года при поступлении в первый класс ДХШ № 2 конкурс составляет 2–3 человека на место. Возросла удовлетворенность процессом и результатами образования всеми участниками образовательного процесса.

Произошло повышение имиджа, укрепление ресурсности школы, увеличение позитивного влияния на социокультурную жизнь города.


Библиографическая ссылка

Долгих Н.Н. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В РЕЖИМЕ РАЗВИТИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 3-2. – С. 327-331;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35744 (дата обращения: 30.05.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074