Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РОЛЬ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ВОПРОСЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Блинов П.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения»
Рассматриваются актуальные вопросы, правовые и организационные основы системы подготовки кадров в области обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте в Российской Федерации. Представлены особенности обязательной подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в учебных центрах транспортной безопасности, созданных в подведомственных Росжелдору вузах. Перечислены категории работников субъектов транспортной инфраструктуры и подразделений транспортной безопасности, подлежащие обязательной подготовке и аттестации по транспортной безопасности. Отражены требования к учебно-тренажерной базе, в том числе инженерно-техническим средствам и тренажерам, которыми должны быть оснащены организации, ведущие образовательную деятельность в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности. Кратко охарактеризовано современное состояние учебно-тренажерной базы учебного центра транспортной безопасности Омского государственного университета путей сообщения.
транспортная безопасность
железнодорожный транспорт
нормативно-правовое обеспечение
учебные центры
силы обеспечения транспортной безопасности
подготовка
аттестация
аппаратно-программные комплексы-тренажеры
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 г. № 172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности».
2. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2014 г. № 212 «Об утверждении порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности».
3. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21.08.2014 г. № 231 «Об утверждении требований к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, включая особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности применительно к отдельным видам транспорта».
4. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 08.09.2014 г. № 243 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности».
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 г. № 1285-р «Об утверждении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте».
6. Федеральный закон Российской Федерации от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (в редакции Федерального закона РФ от 03.02.2014 г. № 15-ФЗ).
7. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Специфика транспортного комплекса в плане уязвимости для террористических проявлений заключается в его большой протяженности, наличии большого количества объектов обеспечения перевозочной деятельности и транспортных средств. Учитывая такие характерные факторы для пассажиро- и грузоперевозок, как массовость, интенсивность движения, доступность посещения пассажирообразующих объектов – аэропортов, железнодорожных вокзалов, метрополитена, речных и морских портов – угроза совершения актов незаконного вмешательства в деятельность данных комплексов транспорта возрастает.

Принятый в феврале 2007 г. Федеральный закон «О транспортной безопасности» № 16-ФЗ [6] предусматривает создание системы обеспечения транспортной безопасности (ОТБ) на основе определенного на государственном уровне единого подхода к оценке угроз, планированию и реализации мероприятий по обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (ОТИ и ТС).

Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности, установленных Федеральным законом «О транспортной безопасности» № 16-ФЗ, является подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности.

Задачами создания системы профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности, являются: разработка методики и программ профессиональной подготовки и обучения, определение требований, порядка, способов и методов аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности; создание сети учебных центров профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности; обучение, подготовка и аттестация специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности.

В соответствии с Федеральным законом от 03.02.2014 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности» (далее закон 15-ФЗ) уточнены или установлены некоторые понятия, в том числе:

1) силы обеспечения транспортной безопасности – лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств;

2) подразделения транспортной безопасности – осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица;

3) аттестация сил обеспечения транспортной безопасности – установление соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности требованиям законодательства РФ о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) сил обеспечения транспортной безопасности к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы.

Работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица, не прошедшие в порядке, установленном законом 15-ФЗ, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.

Подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется в порядке, установленном приказом Министерства транспорта РФ от 31 июля 2014 г. № 212 «Об утверждении порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности» [1]. Этим порядком предусмотрено, что подготовка сил обеспечения транспортной безопасности должна включать в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам в области подготовки сил ОТБ, должны иметь учебно-тренажерную базу, в том числе тренажеры, соответствующие следующим требованиям: обеспечение наглядности и доступности в обучении, эффективное использование учебного времени, обеспечение интереса и повышение активности обучаемых лиц в процессе обучения; создание в процессе занятий различных условий для действий обучаемых, требующих от них самостоятельности и практического применения ранее полученных знаний, умений и навыков; осуществление объективного контроля за действиями обучаемых и усвоением изучаемого ими материала, выявление ошибок, допускаемых обучаемыми, и недостаточно усвоенных вопросов; простота устройства, надежность в работе; обеспечение полной безопасности обучаемых в ходе занятий.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в зависимости от требований, установленных типовыми основными программами профессионального обучения и типовыми дополнительными профессиональными программами, оснащается одним или несколькими тренажерами.

Тренажеры обеспечивают работу в двух режимах: режим обучения; режим проверки знаний.

Преподаватель (инструктор) контролирует работу каждого обучающегося.

Тренажеры, разработанные на базе аппаратно-программных комплексов тестирования и развития знаний, умений, навыков сил ОТБ (рис. 1), обеспечивают оценку и повышают уровень знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения силами ОТБ работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, а также формируют навыки саморегуляции психоэмоционального состояния.

pic_51.tif

Рис. 1. Стартовая страница аппаратно-программного комплекса-тренажера для подготовки сил обеспечения транспортной безопасности

Применяемая в тренажерах автоматизированная обучающая система обеспечивает достижение обучаемыми заданного качества усвоения программы обучения и рост эффективности процесса обучения.

Разрабатываемые и внедряемые автоматизированные образовательные системы соответствуют существующей системе организации и планирования учебного процесса по срокам проведения и видам занятий в соответствии с установленными программами и тематическими планами, а также по количественному составу групп обучаемых и продолжительности учебных занятий.

Полученные при подготовке сил ОТБ знания, умения, навыки подлежат проверке в ходе обязательной аттестации сил ОТБ, проводимой в порядке, установленном статьей 12.1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2015 г. № 172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности» [2].

В целях принятия решения об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности органы аттестации, аттестующие организации, осуществляют проверку соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности требованиям законодательства РФ о транспортной безопасности.

Требования к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности установлены приказом Министерства транспорта РФ от 21 августа 2014 г. № 231 «Об утверждении требований к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, включая особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности применительно к отдельным видам транспорта» [3].

Особенности реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности установлены статьей 85.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [7].

В области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности реализуются следующие образовательные программы:

а) основные программы профессионального обучения;

б) дополнительные профессиональные программы.

Типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности утверждены приказом Министерства транспорта РФ от 8 сентября 2014 г. № 243 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности» [4].

Реализация образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку, обеспечивающую приобретение обучающимися необходимых знаний, умений и навыков, а также преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки работников различных уровней ответственности в соответствии с программами, утвержденными Министерством транспорта РФ.

Организации, ведущие образовательную деятельность в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, должны иметь учебно-тренажерную базу, в том числе тренажеры, требования к которым установлены приказом Министерства транспорта РФ от 31 июля 2014 г. № 212 «Об утверждении порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности».

В учебных центрах транспортной безопасности, созданных в рамках утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 г. № 1285-р «Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте» [5] в подведомственных Росжелдору вузах, ведется подготовка различных категорий специалистов в области обеспечения транспортной безопасности, включая студентов. Такой учебно-методический центр по транспортной безопасности (УМЦ ТБ) создан и в Омском государственном университете путей сообщения (ОмГУПС).

УМЦ ТБ ОмГУПС ведет подготовку студентов железнодорожных специальностей по дисциплине «Транспортная безопасность», а также обучение (повышение квалификации) по восьми дополнительным профессиональным программам, согласованным Росжелдором, для следующих категорий работников:

– назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры;

– назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве;

– работников субъекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, руководящих выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства;

– включенных в состав группы быстрого реагирования;

– осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности;

– осуществляющих наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности;

– управляющих техническими средствами обеспечения транспортной безопасности;

– иных работников субъекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, выполняющих работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства.

УМЦ ТБ ОмГУПС оснащен современной учебно-тренажерной базой, в том числе аппаратно-программными комплексами-тренажерами, в полном соответствии с требованиями приказа Министерства транспорта РФ от 31 июля 2014 г. № 212 «Об утверждении порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности» (рис. 2).

pic_52.tif

Рис. 2. Внешний вид лаборатории «Инженерно-технические средства транспортной безопасности» УМЦ ТБ ОмГУПС


Библиографическая ссылка

Блинов П.Н. РОЛЬ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ВОПРОСЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 3-1. – С. 96-100;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35699 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674