Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,909

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ XIX ВЕКА

Преснякова Л.В. 1 Пресняков С.В. 1
1 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Настоящая статья посвящена анализу некоторых вопросов системы российского профессионального музыкального образования в XIX в. Анализ базируется на архивных материалах, нормативных правовых актах и опубликованных источниках. Выводы: на протяжении XIX в. в России была сформирована уникальная система по подготовке профессиональных музыкантов. Огромную роль в организации профессионального музыкального образования сыграло Императорское русское музыкальное общество. Отделения общества способствовали формированию системы образовательных музыкальных учреждений: музыкальных классов, училищ, консерваторий. Консерватории стали не только поставщиками образованных певцов для Императорских театров, но и в целом влияли на развитие русской музыкальной культуры.
система профессионального музыкального образования
музыкальная школа
музыкальное училище
консерватория
профессиональный исполнитель
1.История РМО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.irms.ru/history.html (дата обращения: 2.12.15).
2.Кремлев Ю. Ленинградская государственная консерватория (1862–1937). – М.: Музгиз, 1938. – 178 с.
3.Ларош Г. Избранные статьи. Вып.3. Опера и оперный театр. – Л.: Музыка, 1975. – 376 с.
4.Раппапорт М.Я. Театральная летопись// Сын Отечества. – 1863. 7 дек.
5.Очерк 50-летия деятельности Санкт-Петербургской консерватории. – СПб.: Тип. Глазунова, 1912. – 184 с.
6.Преснякова Л.В. Русская опера. Страницы истории. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2004. 188 с.
7.Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020годы и план мероприятий по ее реализации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mkrf.ru/ministerstvo/departament/list.php?SECTION_ID=59536 (дата обращения: 8.12.15).
8.РГИА, ф.497, оп.17, ед. хр.109.
9.РГИА, ф.497, оп.2, ед. хр.19741.
10.Стасов В.В. Избранные сочинения. Т.3. – М.: Искусство, 1952. – 888 с.

Всовременной России массовое приобщение подрастающего поколения к музыкальному творчеству и профессиональное музыкальное образование приобретают особое значение. Основы национальной системы профессионального музыкального образования были сформированы в XIXв. Эволюция выработанной системы происходила в течение более чем двух веков. Анализ истории организации подготовки профессиональных музыкантовв XIXв. позволяет систематизировать основные этапы профессионального музыкального образования от музыкальных классов до консерваторий. Вопыте организации системы музыкального образования мы черпаем ответы на вопросы, которые сегодня ставит перед нами педагогическая действительность. Современная трактовка развития российского музыкального образования связана с системой музыкального образования, которая рассматривается как «совокупность образовательных учреждений и реализуемых в них образовательных программ в области музыкального искусства и педагогики, направленных на подготовку профессиональных музыкантов, распространение в обществе знаний о музыкальном наследии человечества, развитие творческого потенциала и формирование целостной личности, ее духовности, интеллектуального и эмоционального богатства» [7].

Цель статьи  анализ системы российского профессионального музыкального образования в XIXв.

Материалы и методы исследований

Анализ базируется на архивных материалах, нормативных правовых актах и опубликованных источниках. Встатье применены общие методы социально-гуманитарного исследования: сравнительно-исторический, историко-генетический и системный.

Результаты исследования и их обсуждение

Начало профессионального музыкального образования восходит к XVIIIв. В1738г. по именному указу императрицы Анны Иоанновны была открыта Глуховская певческая школа, которая готовила профессиональных придворных певцов к выступлениям при императорском дворе. Кроме пения в школе обучали еще игре на гуслях, бандуре и скрипке. Для подготовки профессиональных актеров в 1779г. в Петербурге под руководством И.А.Дмитревского была создана первая в России Театральная школа, где среди прочих предметов изучали специальные: искусство декламации, вокал, танец, сценическое движение. В1783году Школа получила статус Императорского театрального училища. Училище принадлежало к министерству императорского двора и состояло в ведомстве театральной дирекции. Главным начальником театрального училища был директор Императорских театров. Ближайшее заведование, как по учебной, так и по хозяйственной частям, осуществлялось управляющим училищем.

Длительное время других музыкально-образовательных заведений в Петербурге и Москве не было, и Императорским театрам приходилось быть в постоянной зависимости от Императорского театрального училища при пополнении трупп Императорских театров профессиональными исполнителями. Современники так характеризовали деятельность Императорского театрального училища: «Самая серьезная часть этого учреждения – балетная: масса танцовщиков и танцовщиц, нередко весьма замечательных, выходит из стен этого привилегированного, дорого стоящего учреждения; некоторые из этих балетных артистов приобретали значение европейское. Драматический и музыкальный отделы не развивают такой обширной деятельности и существуют более, как «с боку припека»; ангажемент певца или певицы из театрального училища на театральную сцену есть исключение, ангажемент балерины – правило» [3, с.224].

В оперный класс Императорского театрального училища набирали до 10лиц обоего пола. Прежде чем попасть в этот класс, «претендент должен был пройти испытание – в вокализации и сольфеджио, в чем они должны быть совершенно тверды» [8]. Требовалось также основательное знание элементов курса теории музыкальных сочинений. Обучение длилось 2года. Воспитанники были на казенном обеспечении. Курс специализированного обучения оперному пению составлял:

1)лирическая декламация и мимика;

2)изучение отдельных партий из различных опер;

3)исполнение на театре училища опер серьезных и комических под руководством преподавателей;

4)итальянский язык.

По окончанию обучения были выпускные экзамены, которые проходили в течение Великого поста. Выпускники получали аттестаты 1, 2, 3разряда, согласно своим способностям. «По выпуске из училища казенные воспитанники и воспитанницы, коих определение, по изъявленному ими желанию, на службу к Императорским театрам признано будет полезным, обязаны прослужить в Дирекции не менее 5лет, считая со дня выпуска» [8]. ВПоложении также оговаривалось, что выпускники театрального училища, в случае оставления службы при театрах ранее установленного срока, обязаны внести за себя сумму, употребленную на их воспитание.

В 50–60-хгодах XIX в. оперным классом Императорского театрального училища руководил Ф.Риччи. Главную задачу этого класса он видел в «подготовке актеров, знающих пение и немного музыку», для императорской сцены. Ф.Риччи пользовался особыми преимуществами благодаря покровительству министра Двора графа В.Адлерберга, в доме которого он был своим человеком. Его ученики пользовались большими правами; они скоро пристраивались на службу и непременно на лучший оклад жалования. Благодаря этому все певицы и певцы стремились сделаться его учениками, но он был строго разборчив и не каждого удостаивал своим милостивым вниманием. Риччи готовил со своими учениками оперы, в основном, итальянских композиторов: «Любовный напиток» Доницетти, «Риголетто» Верди (на итальянском языке). Поскольку Риччи обучал своих учеников итальянской манере пения, им с трудом давались партии в операх русских композиторов. «Большая часть наших певцов исключительно образовывается в итальянской школе, и новые наши приобретения все более итальянские певцы, способные, как известно, петь одну лишь итальянскую музыку. Таким образом, будущее готовит нам не русскую оперу, а итальянскую на русском языке» [4] Другой итальянец, замечательный педагог Н.Ф.Вителяро, сыграл большую роль в воспитании молодых русских певцов. Он был учителем хоров в Русской опере до 1871г. и репетитором партий. Вотличие от Ф.Риччи, обучавшего своих питомцев по всем правилам итальянской школы, Вителяро глубоко изучил особенности русского вокального искусства. Свой педагогический опыт он подытожил в книге «Школа и метода пения» (1886). Учениками Н.Вителяро были выдающиеся артисты Русской оперы Д.Леонова, Ф.Никольский, Ю.Платонова, Д.Орлов.

В 1860-егоды в труппе Русской оперы были солисты – выпускники театрального Императорского училища: Васильев1-й, Васильев2-й, Шредер, Дюжиков, Майкова, Кох, Мео. Хор Русской и Итальянской опер состоял сплошь и рядом из выпускников театрального училища. Так, например, хор Русской оперы пополнился в 1864г. такими артистами-выпускниками училища, как Дьячкова, Немчинова, Бубнов, Литвинов, Денисьев, Спиридонова [9].

Таким образом, в начале 60-хгодов XIXв. Императорское театральное училище было важнейшим источником пополнения профессиональными исполнителями трупп Императорских театров.

В целом период общественного подъема конца 1850-х – начала 1860-хгг. стал этапом, положившим начало созданию национальной системы профессионального музыкального образования. Вэто время возникают учебные музыкальные заведения с различной направленностью. Во множестве открываются частные музыкальные школы. В1862г. по инициативе М.А.Балакирева была открыта Бесплатная музыкальная школа, целью которой было дать рядовому любителю музыки основные музыкально-теоретические сведения и навыки хорового пения, а также игры на оркестровых инструментах.

В 1859г. по инициативе Великой княгини Елены Павловны, композитора и пианиста А.Г.Рубинштейна, других музыкально-общественных деятелей в России появилось РМО, «Русское музыкальное общество», которому «суждено было сыграть важнейшую роль в поднятии отечественной музыкальной культуры» [1]. В1869г. императорская фамилия выделила на содержание общества правительственную субсидию в 15тыс.руб. и взяла на себя покровительство над обществом. Стого времени РМО было переименовано в ИРМО (Императорское русское музыкальное общество). Роль общества трудно переоценить. Отделения РМО открылись во многих крупных городах России, при них создавались музыкальные классы, где обучали теории музыки, пению, игре на музыкальных инструментах. Отделения общества способствовали формированию музыкальной культуры провинциальной России и организации профессионального музыкального образования. При ИРМО существовали: музыкальные классы, училища, консерватории.

Большим событием в музыкальной жизни России 60-хгодов было открытие консерваторий. Сначала в Петербурге в 1862г., потом в Москве – в 1866г. Вопросы музыкального образования широко обсуждались в печати. Русская музыкальная культура остро нуждалась в кадрах профессиональных музыкантов – в первую очередь исполнителей. Консерватории эти «по плану занятий представляют собой много общего с театральными училищами Императорской Дирекции, хотя и отличаются от них как специальною целью учения, так и всем своим устройством. При всей недавности своего существования, при всех недостатках, неразлучных с новизной и непривычкой дела, консерватории у нас обнаружили весьма оживленную и почтенную деятельность», – писал Г.Ларош в 1869г. [3, с.39].

Факт создания консерваторий в России трудно переоценить. Консерватории стали не только поставщиками образованных певцов для Императорских театров, но и в целом влияли на развитие русской музыкальной культуры. Характерна записка Маркевича, помощника председателя ИРМО, от 16марта 1883г.: «Независимо от развития эстетического вкуса в интеллигентной части общества, занятие музыкой начинает проникать и внарод. Со времени открытия в России консерваторий и музыкальных училищ Императорского русского музыкального общества, в некоторых губерниях России учителя сельских народных школ стали образовывать из детей и взрослых хоры». На этой записке АлександрIII написал: «Желаю от души еще большего развития этому полезному и благородному учреждению» [2, с.52].

В связи с плодотворной деятельностью консерваторий решительно изменился состав русской оперной труппы Императорских театров [6]. Так, в Санкт-Петербурге в русской опере из молодых артистов, пополнивших труппу в 70-хгодах, 10 – выпускники консерваторий. Выпускниками Петербургской консерватории в разные годы являлись: В.Рааб, М.Каменская, А.Бичурина, М.Славина, Васильев 3-й, В.Соколов, И.Прянишников, Ф.Стравинский. [6, с.19]. Cреди певцов, окончивших консерваторию, – настоящие «звезды» русской оперной сцены. Ф.Стравинский, о котором писал В.Стасов, что он «один из самых крупных, замечательных и оригинальных художников, являвшихся на подмостках русского оперного театра» [10, с.281]. «Едва ли не самым драгоценным приобретением русской оперной труппы за последние годы» называли современники И.Прянишникова. Настоящей «звездой» Русской оперы была М.Славина. Можно назвать и других талантливых исполнителей – выпускников консерватории. Однако подготовка именно оперных певцов была в консерватории не достаточно удовлетворительной. Дело в том, что оперный (сценический) класс был учрежден в Петербургской консерватории только в 1869–1870учебном году. Профессором был приглашен оперный артист императорских театров и режиссер Русской оперы И.Сетов. Но Н.И.Заремба, тогдашний директор Петербургской консерватории, «весьма заинтересованный этим классом, встретил недоброжелателей, которые указали Покровительнице консерватории/ Великой княгине Елизавете Павловне/ на его бесцельность и на большие преимущества усиления оркестрового отдела с целью выпускать как можно больше оркестровых музыкантов. Это нововведение, заинтересовавшее Великую Княгиню, послужило причиною отмены оперного класса» [5, с.35]. Таким образом, оперный класс, необходимость которого сознавалась еще со времен директорства А.Г.Рубинштейна (1862–1867) и который несколько раз начиная с 1869г. возникал и упразднялся, большею частью за недостатком денежных средств, окончательно утвердился только в 1885г. И, тем не менее в 1870–1880-хгодах педагоги консерватории – замечательный певец К.Эверарди и Г.Ниссен-Саломан – воспитали выдающихся певцов, таких как Е.Лавровская, А.Левицкая, А.Бичурина, Ф.Стравинский.

Помимо консерваторий подготовка профессиональных музыкантов – певчих и руководителей хоров велась в Придворной певческой капелле в Петербурге (бывший хор государевых певчих дьяков) и Синодальном училище в Москве (бывший хор патриарших певчих дьяков). Эти учреждения традиционно совмещали функции концертной организации и учебного заведения. Вконце XIXв. ими руководили виднейшие музыканты: Придворную певческую капеллу возглавляли М.А.Балакирев и Н.А.Римский-Корсаков, а во главе Синодального училища находился С.В.Смоленский, ставший одной из значительных фигур в истории отечественного профессионального музыкального образования.

Таким образом, к началу ХХв. Россия обладала сложившейся системой профессионального музыкального образования, включавшей консерватории, музыкальные училища и школы.

Заключение

Таким образом, в работе были систематизированы этапы музыкального образования в России XIXв. от музыкальных классов до консерваторий, выявлена роль ИРМО в организации профессионального музыкального образования. Начало профессиональному музыкальному образованию было положено в XVIIIв. открытием Глуховской певческой школы и Императорского театрального училища. До открытия консерваторий в Петербурге и Москве театральное училище было важнейшим поставщиком профессиональных музыкальных кадров для Императорских театров. Во второй половине XIXв. возникают множество частных и бесплатная музыкальные школы. Огромную роль в организации профессионального музыкального образования сыграло Императорское русское музыкальное общество. Отделения общества способствовали формированию целой сети образовательных музыкальных учреждений: музыкальных классов, училищ, консерваторий.

Вывод

На протяжении XIXв. в области музыкального искусства в России сложилась уникальная система трехуровневого образования, обеспечивающая качество и эффективность подготовки профессиональных кадров, о чем свидетельствуют высочайшие достижения российской культуры. Программой развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020годы определены условия для функционирования этой системы в рамках законодательства Российской Федерации и предпринимаются меры по созданию нормативной базы для ее сохранения как объекта национального достояния.


Библиографическая ссылка

Преснякова Л.В., Пресняков С.В. К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ XIX ВЕКА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2-2. – С. 372-375;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35636 (дата обращения: 21.01.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074