Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Вялкина Т.Г. 1 Инёв М.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет» Министерства образования и науки России
Низкий уровень физической подготовленности выпускников школ, поступивших на I курс технического вуза, свидетельствует о недостаточной работе по физическому воспитанию с данным контингентом в школах и определяет необходимость формирования специализированной программы качественной подготовки студентов-призывников к будущей службе в армии. Студенты из сельской местности к началу учёбы имеют более высокие показатели физического развития по сравнению со студентами крупного промышленного города. После года занятий физическими упражнениями по авторской программе показатели физического развития, физической подготовленности студентов допризывного возраста технического вуза улучшились, тем не менее уступают требованиям устава вооружённых сил Российской Федерации и зарубежных стран (США, Израиля, Германии) по результатам в беге на длинные дистанции, прыжках, скоростной подготовке.
функциональное состояние
физическое развитие
физическая подготовленность
студент допризывного возраста
1.Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах: учебное пособие для техникумов. – М.: Высш. шк., 1986. – 255с.
2.Вялкина Т.Г. Система проведения занятий по физической культуре со студентами специального медицинского отделения: учебное пособие/ Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет. – Волгоград: Сфера, 2015. – 72с.
3.Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. – И.: Питер, 2003. – 382с.
4.Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. – М.: Питер,2005. –411с.
5.Солодков А.С. Физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам. – Л.: ГАФК имени Лесгафта П.Ф., 1995. – 47с.

Сложные условия армейской службы предъявляют жесткие условия к здоровью и физическому развитию допризывной молодежи.

Физическое развитие и физическая подготовленность лиц допризывного возраста, поступающих на учебу в вуз, не соответствуют нормативным требованиям устава вооруженных сил РФ и показателям солдат вооруженных сил ряда государств (США, Израиль, Германия). По данным Волгоградского областного военного комиссариата (2013–2015) призвать можно не более 40 % состоящих на учете лиц призывного возраста. 70 % новобранцев имеют те или иные заболевания, но и они призываются на службу со степенями ограничения в различные рода войск. Требования к уровням физической подготовленности и функционального состояния военнообязанных высокие, что, в свою очередь, накладывает на кафедры физического воспитания еще большую ответственность за подготовку лиц призывного возраста, обучающихся в вузах. Необходимо отметить, что было бы ошибочно в работе со студентами при планировании занятий и составлении контрольных нормативов по физической культуре копировать все нормативы бойца, рекомендуемые ВС РФ, и ставить задачу выполнения этих требований, в связи с тем что не во всех вузах для этого есть условия (например, помосты, количество гирь различного веса, полосы препятствий и т.д.).

Цель исследования. Планируя работу с допризывниками, следует применять те физические упражнения, которые способствуют развитию силы, выносливости, быстроты – необходимых физических качеств будущему солдату для овладения военной специальности.

Материалы и методы исследования

Наши наблюдения за 2013–2015годы показывают, что 25 % от контингента студентов – мужчин призывного возраста, поступающих на Iкурс университета, после медицинского осмотра зачисляются в специальную медицинскую группу с диагнозами: ВСД по кардинальному или смешанному типу, бронхиальная астма, пиелонефриты, язва желудка, миопия средней и высокой степени. 33 % студентов Iкурса отнесены в подготовительную медицинскую группу [2]. Лишь 42 % первокурсников практически здоровы и соответствуют требованиям основной медицинской группы, могут выполнять большой объем физических упражнений и вдальнейшем могут быть ресурсом для призыва в вооруженные силы РФ.

Широкий ассортимент физических упражнений даёт возможность планирования каждого занятия с четкой задачей развития одного физического качества, например, «сила»: сгибание рук в упоре лёжа (нагрузка на трехглавую мышцу плеча); приседание с грузом (мышца бедра, икроножные, спины); подтягивание на перекладине (двуглавая мышца плеча); переворот в упор на перекладине (мышцы спины, живота, рук); лазание по канату вверх – вниз (двуглавая мышца плеча, живота, спины), варьируя очередность выполнения упражнений на различные группы мышц.

Анализ результатов допризывников, поступивших на учебу в ВолгГАСУ в 2013, 2014 и 2015годах, показал, что у студентов основной и подготовительной групп (40 %) выявлена недостаточная физическая подготовленность, что является причиной низкой физической работоспособности и устойчивости к стрессовым факторам.

Определение исходных значений показателей физического развития и функционального состояния организма студентов-допризывников осуществлялось дважды – в октябре, после поступления на Iкурс и после окончания Iкурса в мае, для выявления динамики под воздействием физических упражнений авторской программы.

Под наблюдением в течение 3лет находились 643студента допризывного возраста. Из них≈25 % выпускники сельских школ.

Авторская программа включала: бег на длинные дистанции; бег с различной скоростью; бег по песку; бег с грузом 5–10кг; бег по ступеням; бег с преодолением естественных и искусственных преград; бег с изменением направления; челночный бег; приседания с грузом; выпрыгивания; занятия на тренажерах; подвижные и спортивные игры; элементы рукопашного боя; метание гранаты на дальность и точность.

Таблица 1

Нормативы по физической подготовке согласно уставу Вооружённых сил Российской Федерации для военнослужащих срочной службы

№ п/п

Наименование упражнений

Военнослужащие срочной службы, прослужившие менее 6 месяцев

Военнослужащие срочной службы, прослужившие более 6 месяцев

отл.

хор.

уд.

отл.

хор.

уд.

3

Подтягивание на перекладине

12

10

7

13

11

9

18

Поднимание гири 24кг (рывок)

вес.кат. до 70кг

32

30

26

38

35

32

вес.кат. 70кг и выше

40

38

34

46

43

40

19

Толчок 2-хгирь 24кг по длинному циклу

вес.кат. до 70кг

8

6

5

вес.кат. 70кг и выше

12

9

7

43

Бег на 100м

14,4

15,0

16,0

14,2

14,6

15,6

44

Челночный бег 10×10м

27,0

26,0

29,0

27,5

28,0

29,0

46

Бег на 1км

3,30

3,40

4,10

3,25

3,35

4,05

47

Бег на 3км

12,45

13,10

13,45

12,30

12,45

13,20

51

Бег на 5км

25,00

26,00

27,00

24,00

25,00

26,0

Таблица 2

Исходные показатели физической подготовленности (М±m) студентов-допризывников, поступивших на учебу в ВолгГАСУ

 

Годы поступления

2013

2014

2015

Среднее значение

100м (с)

14,4±0,17

14,1±0,2

13,8±0,16

14,1±0,18

3км (мин)

13,8±0,81

14,25±1,05

14,00±1,17

14,02±1,01

Подтягивание (кол. раз)

10,9±1,1

8,1±1,2

9,8±1,2

9,6±1,4

Челночный бег 10×10(с)

29,8±1,1

31,1±1,3

28,8±1,2

30,3±1,2

Отжимание от пола (кол. раз за 30с)

36±4,7

32±4,4

34±4,2

34±4,43

Тройной прыжок с места (см)

6,38±0,47

6,50±0,54

6,31±0,44

6,39±0,48

Результаты исследования и их обсуждение

Мониторинг функционального состояния включал показатели: пробы Штанге, Генчи и Рюфье; жизненную ёмкость лёгких (ЖЕЛ); физическую работоспособность (PWC170) по В.Карпману, З.Белоцерковскому (1988) в кгм/мин/кг и кгм/мин.

Таблица 3

Динамика показателей функционального состояния и физической работоспособности студентов-допризывников за 1 год учёбы

 

Исходные показатели (M±m)

После 1года занятий (M±m)

Функциональное состояние

Проба Штанге

40

50

Проба Генчи (с)

38

45

Проба Рюфье (с)

10,1

7,6

ЖЕЛ

3324

3608

Физическая работоспособность

PWC170 (кгм/мин)

889

1064

МПК (мл/мин/кг)

43,13

48,7

Анализ результатов, показанных студентами-допризывниками после года занятий по авторской программе, позволил определить, что показатели функционального состояния организма и физической работоспособности улучшились.

Физическое развитие студентов допризывного возраста определялось методом антропометрии. Измерялись тотальные размеры тела: длина тела (ДТ); масса тела (МТ); окружность грудной клетки (ОГК в покое, на вдохе, на выдохе); (экскурсия) грудной клетки (ЭГК) (см); индекс Кетле (гр/см); жизненный индекс (ЖИ) (мл/кг); динамометрия (Д) (кг); силовой индекс (%).

Следует отметить, что исходные показатели физического развития у выпускников сельских школ оказались достоверно выше, чем у жителей города. Результаты: длина тела у жителей сельской местности и городской примерно одинакова 176,7±6,6 и 177,1±6,4см (p>0,05); масса тела на 2–3кг у студентов-горожан (72,5–74,7кг) больше (p<0,05); окружность грудной клетки, жизненная ёмкость лёгких, жизненный и силовой индексы меньше на 5–8 % (p<0,05). Это можно объяснить условиями сельской жизни: физической работой на подсобных участках, экологически удовлетворительным качеством атмосферного воздуха и воды, низким уровнем шума, здоровым образом жизни.

Таблица 4

Динамика показателей физического развития студентов-допризывников за 1 год учёбы

 

Исходные показатели

После 1 года занятий

Длина тела (см)

175,2

175,7

Масса тела (г)

73,1

73,8

Индекс Кетле (г/см)

417,2

421,4

Жизненный индекс (мл/кг)

45,5

48,8

ОГК в покое (см)

88

90

ОГК на вдохе (см)

93

96

ОГК на выдохе (см)

85

85

ЭГК (см)

8

11

Д. правой кисти (кг)

36,4

38,7

Д. левой кисти (кг)

31

35,1

Силовой индекс (%)

42,5

52,4

Уровень развития физических качеств определялся по 6тестам: бег 100м, челночный бег 10×10м, 3000м, подтягивание на перекладине, сгибание рук в упоре лёжа, тройной прыжок с места. Также следует отметить, что уровень развития физических качеств зависит от мест проживания. Жители сельской местности с раннего детства выполняют длительные физические упражнения, связанные с физическими качествами «выносливость» и «сила». Большинство городских школьников, занимающихся в довольно разветвлённой сети спортивных школ, быстрее и более координированные, чем их сверстники из сёл.

Таблица 5

Динамика показателей физической подготовленности студентов-допризывников за 1 год учёбы

Физические упражнения

Исходные показатели (M±m)

После 1года занятий (M±m)

P

100 м (с)

14,1±0,18

13,2±0,2

<0,05

3 км (мин)

14,02±1,01

13,16±0,35,0

<0,01

Подтягивание (кол.раз)

9,6±1,4

12,8±1,3

<0,01

Челночный бег 10×10 (с)

30,3±1,2

27,4±1,2

<0,05

Отжимание от пола (кол.раз за 30 с))

34±4,43

39,4±3,4

<0,05

Тройной прыжок с места (см)

6,39±0,48

6,58±0,21

<0,05

Выводы

Анализ показал, что после года занятий физическими упражнениями по авторской программе все показатели достоверно (p<0,01–0,05) улучшились, разница между показателями выпускников сельских школ и городских нивелировалась.

Показатели функционального состояния, физического развития и физической подготовленности дают возможность утверждать, что возможна качественная подготовка по специализированной программе студента к будущей службе в армии, реализация которой позволит за период учёбы развить его основные физические качества (выносливость, сила, быстрота, ловкость); укрепить состояние здоровья за счёт увеличения объёма физических упражнений и интенсификации физической нагрузки; закрепить навыки здорового образа жизни; обучить навыкам и умениям будущего солдата РФ.

Следует отметить, что физическое развитие и физическая подготовленность студентов допризывного возраста технического вуза после 1года занятий тем не менее уступают требованиям Наставления по физической подготовке устава Вооружённых сил РФ и значительно ниже требований к солдатам ведущих иностранных армий (США, Израиля, Германии) по результатам в беге на длинные дистанции, прыжках, скоростной подготовке. Лишь показатель физического качества «сила» (подтягивание на перекладине, сгибание – разгибание рук в упоре лёжа) соответствует данным как российской, так и зарубежных армий

Заключение

Позитивные изменения по всем исследуемым показателям подтвердили правильность применения физических упражнений, способствующих развитию качеств, необходимых будущим солдатамРФ для овладения военными специальностями.


Библиографическая ссылка

Вялкина Т.Г., Инёв М.А. ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2-2. – С. 307-310;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35622 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674