Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,858

АТРИБУТЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Севрюкова А.А. 1
1 ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
В современных условиях государство и общество ожидают от школы духовного, нравственного, активного, инициативного выпускника. Отсюда вытекает цель определения атрибутов воспитательной деятельности в современной школе. Это позволит педагогам-практикам их осознать, а затем творчески применить в своей профессиональной деятельности. При этом принимается во внимание значимость конкретно-культурного подхода в той или иной педагогической ситуации без шаблонов и трафаретов. Автором представлены следующие атрибуты воспитания учащихся: создание Программы воспитания школьников, использование современных технологий воспитания, разработка индивидуальных образовательных программ, тьюторское сопровождение школьников, использование ресурсной модели воспитания с учётом возможностей социальных партнёров. В работе показано, как эти атрибуты действуют в практике образования, как их использовать, добиваясь эффективных результатов в процессе воспитания школьников.
воспитание
атрибуты воспитания
программа воспитания
современные технологии воспитания
индивидуальная образовательная программа
тьюторское сопровождение школьников
ресурсная модель воспитания
социальные партнёры
1. Ковалева Т.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании: Лекции 1–4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 47 с.
2. Кудинов В.В., Синтяева Г.А. Знания учащихся в реализации учителем технологии исследовательской деятельности. – Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 1. – С. 99–101.
3. Кудинов В.В. Причины, препятствующие инновационной деятельности педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2013. – № 2 (15). – С. 34–39.
4. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
5. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности учителя. В 4-х ч. Ч. 4: Ресурсные возможности образовательных технологий: учеб. пособие для слушателей курсов повышения квалификации педагогических кадров / Д.Ф. Ильясов, В.Н. Кеспиков, А.А. Севрюкова, В.В. Кудинов, Е.А. Селиванова, Н.Ю. Андреева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 320 с.
6. Севрюкова А.А. Отражение аспектов стратегии развития воспитания школьников в содержании курсовой подготовки педагогических работников // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 5. – С. 199.
7. Севрюкова А.А. Развитие исследовательского потенциала учителя в системе дополнительного профессионального образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Челябинск, 2010. – 24 с.
8. Севрюкова А.А. Развитие исследовательского потенциала учителя в системе дополнительного профессионального образования: дис. канд. пед. наук. – Челябинск, 2010. – 225 с.
9. Селиванова Е.А. Использование учителем методов психологического воздействия на подростков в образовательном процессе // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 3–2. – С. 422–426.
10. Селиванова Е.А., Андреева Н.Ю., Курышова Л.А. Психологические особенности организации обучения педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2014. – № 2 (19). – С. 20–30.

Воспитание человека является сложным многогранным процессом. Государство и общество ожидают от школы духовного, нравственного, активного, инициативного выпускника. Для поддержки целесообразного педагогического процесса формирования личности ученика важно исследовать атрибуты воспитательной деятельности в современной школе. Это можно сделать в процессе повышения квалификации педагогов в системе дополнительного профессионального образования, обладающей мощными ресурсами для развития инновационной исследовательской направленности учителя [6; 7; 8; 10]. Определение и описание существенных признаков воспитания позволит педагогам-практикам творчески применить изученный материал, принимая во внимание значимость конкретно-культурного подхода в той или иной педагогической ситуации, избегая любого шаблона и трафарета. В данной статье будут представлены следующие атрибуты воспитания в современной школе:

– создание Программы воспитания школьников;

– использование современных технологий воспитания;

– разработка индивидуальных образовательных программ;

– тьюторское сопровождение школьников;

– использование ресурсной модели воспитания с учетом возможностей социальных партнеров.

Создание обоснованной Программы воспитания школьников. Для реализации стратегий и отобранных концептуальных положений воспитания необходим специальный механизм. Таким механизмом может выступить программа воспитания школьников. Программа является нормативным документом, в котором раскрывается содержание образования по воспитанию в каждом возрасте и определяется система научных знаний, мировоззренческих и нравственно-этических идей, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся. В программе осуществляется соотнесение содержательных, процессуальных и организационных аспектов образовательной деятельности так, что предопределенный уровень воспитанности присваивался бы (достигался) учащимися без угрозы их здоровью. Программу воспитания следует рассматривать в двух планах: как средство фиксации содержания образования и как руководящий документ для процесса воспитания. В программе важно сформулировать источники, концептуальные основы, цели и задачи, ожидаемый результат. Структура Программы может иметь следующие примерные разделы:

1. Пояснительную записку.

2. Анализ результатов выполнения предыдущей программы.

3. Раздел «Содержание воспитания». Это ценности воспитания, которые определены в выбранной Концепции воспитания. Здесь представлены те качества, умения, навыки, которые необходимо сформировать и развить у школьника. Уместным будет использовать портреты выпускников (по ступеням обучения), обозначенные в документах, представляющих новый школьный стандарт.

4. Формы деятельности для достижения цели.

5. Механизмы реализации Программы.

6. Мониторинг сформированности качеств, определенных портретом выпускника.

7. Необходимые ресурсы для достижения цели.

8. Способы контроля за реализацией Программы.

9. Список литературы.

Стоит отметить, что данная структура является ориентировочной основой, в практике представлено достаточно большое количество авторских программ воспитания, отражающих организацию творческого, уникального процесса в той или иной образовательной организации. В силу того, что процесс воспитания многогранен, в школах появляются наряду со стратегическим документом и отдельные подпрограммы, касающиеся различных сторон воспитательной деятельности. Это определяется и закрепляется локальными нормативными актами. Однако подпрограммы не должны противоречить главной Программе воспитания школьника, а лишь дополнять её. Для того чтобы созданная Программа действительно была практически реализуемой, целесообразно на этапе ее проектирования включить в команду разработчиков как можно больше заинтересованных участников: обучающихся, их родителей, педагогов, социальных партнеров, консультантов.

Использование современных технологий воспитания. Как известно, воспитательная концепция служит основой для проектирования Программы воспитания школьников. Для успешного же осуществления на практике всех дел, предусмотренных Программой, необходим специальный инструментарий – педагогическая технология.

Педагогический энциклопедический словарь определяет педагогическую технологию как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели. С дидактической точки зрения педагогическая технология – это разработка прикладных методик, описывающих реализацию педагогической системы по ее отдельным элементам [4].

Подчеркнем обязательное соотнесение применения конкретной педагогической технологии с целью процесса воспитания. В полном объеме технологичность все же не может быть присуща образовательному процессу, так как его субъектом и объектом выступает личность. В современных условиях приоритет отдается деятельностным, продуктивным технологиям, где обучающийся выступает субъектом в образовательном процессе. Наиболее актуальными остаются зарекомендовавшие себя технологии коллективной творческой деятельности, проектной деятельности, творческие, исследовательские, технологии открытого пространства (ТОП), кейс-технологии, робинзонада, игровые, модераторство и др. [2; 5].

Разработка индивидуальных образовательных программ. Современные требования к качеству общего образования определяют новые подходы к управлению процессами индивидуализации воспитания посредством разработки и реализации индивидуальных образовательных программ (ИОП) в различных условиях организации педагогического процесса. Осуществление ИОП выступает фактором обеспечения достижения учащимися с различными образовательными потребностями и возможностями новых образовательных результатов, определенных Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

Итак, разработка индивидуальных образовательных программ обучающихся определена как один из эффективных механизмов достижения современного качества общего образования.

В практике наблюдается многообразие форм представления индивидуальных образовательных программ учащихся. Это индивидуальная учебно-самообразовательная программа, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальный коррекционный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный учебный план, индивидуализированный план внеурочной деятельности. В контексте разговора о воспитании рекомендуется в ИОП включать задачи личностного роста, перспективы развития школьника, ценностные установки, а также все механизмы достижения личностных результатов, объединяющие как урочную, так и богатую и разнообразную внеурочную деятельность.

Педагогам важно при составлении индивидуальных образовательных программ ориентироваться на следующие примерные этапы:

1 этап. Проведение комплексной диагностики возможностей, склонностей, познавательных интересов и потребностей ученика, личных и профессиональных намерений.

2 этап. Осуществление анализа полученных результатов диагностики с участием всех специалистов: классного руководителя, психолога, врача, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования; разработка общих подходов. Информирование родителей и учащихся о результатах диагностики.

3 этап. Совместное проектирование индивидуальной образовательной программы школьника. В этом процессе участвуют и классный руководитель, и ученик, могут непосредственно включаться и родители. Обоснование механизма разработки индивидуальной образовательной программы (понятной, доступной и реальной для ученика и родителей).

4 этап. Промежуточный мониторинг достижения результатов ИОП.

5 этап. Внесение изменений, дополнений в индивидуальную программу.

6 этап. Предметом интереса на этом этапе выступают конечные результаты реализации ИОП. Здесь уместными выступают диагностика и определение достижений (а также и проблем, неудач) школьника. Затем возможна организация публичного творческого отчета школьника перед детским коллективом с приглашением педагогов, родителей. Это мероприятие послужит отправной точкой для продумывания стратегии дальнейшего личностного роста ученика в процессе значимой для него деятельности.

Подчеркнем, что именно индивидуальная образовательная программа интегрирует в себе направленность обучающегося на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов. В плане формирования ценностей этому документу принадлежит исключительная роль. И хотя для педагогов и обучающихся на первых порах составление индивидуальной образовательной программы представляет собой достаточно трудный процесс, стоит понимать, что от этого документа во многом зависит целенаправленность воспитательного процесса, его индивидуализация и развитие субъектной позиции школьника. Поэтому в образовательной организации важно объединить усилия участников образовательного процесса на этапе освоения технологии проектирования индивидуальной образовательной программы.

Тьюторство. Наиболее актуальной и целесообразной для решения задачи создания и сопровождения реализации индивидуальной образовательной программы школьника может считаться позиция педагога-тьютора. Можно сказать, что в современной школе уже имеются специалисты, которые сопровождают развитие и воспитание школьника (классный руководитель, социальный педагог, психолог, врач, коучи и т.д.). Однако тьютору в этом списке отводится особое место.

Прежде всего, вспомним, что в переводе с английского интересующее нас понятие означает «педагог-наставник». Реформируемая школа требует появления новой фигуры, совершенно нового специалиста, который не будет воспитывать, как классный руководитель, передавать знания, как учитель, а по-особому поможет ученику создать свою уникальную индивидуальную образовательную программу (ИОП).

Емкое определение тьютора мы находим у Т.М. Ковалевой, доктора педагогических наук, разработчика квалификационной характеристики, президента Межрегиональной общественной организации «Межрегиональная тьюторская ассоциация». Тьютор – это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы [1].

Итак, в подобном толковании заключается главный принцип работы тьютора – принцип индивидуализации, который подразумевает организацию деятельности с возможным учеником (создание среды, возможности, личный результат).

Исходя из этого, становятся понятными отличительные особенности работы тьютора и его роль в воспитании школьника. Педагог-психолог занимается диагностикой и развитием психических процессов школьников. Классного руководителя заботит организация взаимодействия учеников в коллективе. А тьютор направляет свои усилия на работу с индивидуальной образовательной программой обучающегося, оказывая ему помощь в выборе стратегии реализации собственных интересов. Когда речь идет о реализации собственной программы, каждый школьник должен осознавать, на какие свои личностные качества он может опереться, а какие ему еще только предстоит сформировать. Функция тьютора состоит в том, чтобы высветить антропологические требования к конкретному обучающемуся со стороны его индивидуальной образовательной программы. Конечно, только сам тьюторант может решить: принять ли этот вызов или изменить образовательную программу таким образом, чтобы она не требовала новых качеств.

Особо выделяется в работе тьютора его умение работать с вопросом. В качестве опоры предлагается огромный пакет активных технологий: технологии проектирования, кейс-стади, дебаты, портфолио, исследовательские, проблемные методы, развитие критического мышления при чтении и письме, творческие мастерские, технологии открытого пространства (ТОП), социокультурные игры, образовательный туризм, технологии рефлексивных сессий, технологии модерации и т.д.). Использование этих технологий обеспечивает объединение индивидуального ресурса школьника с ресурсами социума. На всех этапах тьюторского сопровождения обязательно используется портфолио. Причем так же, как и ученик формирует свой портфолио, тьютор наполняет отдельно портфолио на своего подшефного.

Таким образом, тьютор выступает «проводником» между подопечным и социальной средой, опытным дирижером, помогающим подопечному самостоятельно преодолевать ступени личностного развития, культурного, профессионального самоопределения [9]. Педагог-тьютор может выступать в качестве индивидуального научного руководителя, воспитателя, осуществляя сопровождение реализации ИОП, проектов, учебно-исследовательской работы, спортивной подготовки, иных видов деятельности. Поэтому в зависимости от содержательной наполненности, от смысла того или иного этапа продвижения школьников в современной образовательной организации тьюторами могут выступать различные специалисты: завучи, классные руководители, педагоги дополнительного образования, психологи, родители.

Итак, тьютору в воспитании принадлежит исключительная роль: он ведет школьника по дороге субъективных открытий, он управляет творческой, проблемно-поисковой или исследовательской деятельностью тьюторанта, направляя последнего на саморазвитие и самореализацию. При этом тьютору необходимо уметь преодолевать собственную инертность, боязнь инноваций [3].

Использование ресурсной модели воспитания с учетом возможностей социальных партнеров. Как было уже отмечено выше, школа, выполняя заказ государства, общества, семьи, становится открытой организацией. Безусловно, для успешного осуществления процессов воспитания и социализации детей не обойтись без использования ресурсных возможностей социума. Это предполагает организацию системной работы с множеством воспитательных предложений, связанных с инфраструктурой различных учреждений.

Школьник, находясь в конкретной точке образовательного пространства (классе, секции, студии и т.д.), очень часто не подозревает, какие образовательные возможности имеются, например, в другом классе, другой школе и т.д. Это обязывает педагогов составить карту воспитательных возможностей ближнего окружения для того, чтобы затем вместе со своими воспитанниками проанализировать ресурсы социума для реализации конкретной индивидуальной образовательной программы каждого школьника. Для школьников это напрямую связано с удовлетворением их различных потребностей, в результате чего они выходят на новый уровень развития.

Расширение «географии» в воспитательном процессе связано с открытием тех мест в социальной среде, где можно развить свои таланты, сильные стороны (спецсеминары, тренинги, конференции, клубы и т.п.). Затем осуществляется выбор формы и места занятий ученика. Стоит помнить, что этот этап каждый раз является индивидуальным, поэтому при выборе соответствующей формы, адекватной личности конкретного школьника, рекомендуется проявлять вариативность и гибкость. Совершенно очевидно, что решение воспитанника отдать предпочтение тем или иным занятиям обусловлено мотивационно-ценностными отношениями личности. Отсюда вытекает актуальная задача тщательного изучения мотивации школьников. В процессе привлечения социальных партнеров в воспитательный процесс весьма актуальной будет координация усилий и целей, так как согласованность действий обеспечивает достижение результата. Педагогам следует обратить внимание на учет интересов партнеров, применяя стратегию «подстраивания» и ведения успешных деловых переговоров. Администрация школы при этом заключает с социальными партнерами соответствующий договор, управленческая и педагогическая рефлексии будут уместны на протяжении всего взаимодействия.

Старшеклассники часто выходят с инициативными предложениями к социальным партнерам при осуществлении социальных проектов, широко представленных в структуре воспитательной деятельности сегодняшней школы. На всех этапах разработки и реализации проекта успешность достижения целей связывают с привлечением социальных партнеров. Действительно, очень важно определить социальные силы, заинтересованные в реализации проекта (силы поддержки, потенциальных и реальных партнеров, источники финансирования). Целесообразной выступает педагогическая поддержка учеников в виде консультаций о формах обращения к партнерам, о стиле изложения проблемы, о представлении желаемого результата взаимодействия.

Подводя итог сказанному, еще раз подчеркнём важность использования в практике ресурсной модели воспитания с учетом возможностей социальных партнеров, так как специально организованная работа с ресурсными возможностями социума поможет развить различные стороны личности обучающегося: активность, инициативность, креативность, коммуникативность и др.

Подводя итог сказанному, можно смело утверждать, что умелое применение в современной школе описанных атрибутов воспитания существенно обогатит процесс духовно-нравственного развития личности школьника.


Библиографическая ссылка

Севрюкова А.А. АТРИБУТЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2-1. – С. 144-148;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35590 (дата обращения: 18.08.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252