Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Каштанова С.Н. 1 Шестакова Е.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина» (НГПУ)
В статье описан опыт подготовки преподавателей к решению задач проектирования образовательных программ. Представлены идеологические ориентиры модернизации педагогического образования. Детализированы компетенции для осуществления проектирования и реализации образовательных модулей и программ. Проанализированы возможности проектирования новых образовательных модулей в педагогическом вузе через моделирование содержания курсов повышения квалификации для НПР. Дана характеристика самостоятельной работы для выполнения слушателями курсов повышения квалификации. В работе показана необходимость погружения преподавателей в процесс проектирования новых ОПОП. Материалы статьи написаны в логике ответов на вопросы, которые выступают необходимыми элементами технологии проектирования новых образовательных программ. Особое внимание обращается на командную работу преподавателей, проектирующих не только образовательные результаты отдельных дисциплин, но и модуля, программы в целом.
модуль
образовательна программа
проектирование
профессонализация программ
профессиональный стандарт
академическая мобильность
1. Воронин Д.И., Каштанова С.Н. Механизм создания нового образовательного продукта. В сборнике: Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки. – Нижний Новгород, 2015. – С. 262–264.
2. Ермакова Г.Г. Педагогические условия развития профессиональной рефлексии педагога: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Оренбург, 1999. – 153 c.
3. Каспржак А.Г., Калашников С.П. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование, 2014. – Т. 19, № 3. – C. 87–104.
4. Каштанова С.Н., Кудрявцев В.А. Диссеминация опыта проектирования профессиональных модулей в педагогическом вузе // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2015. – № 3(33). – С. 31–44.
5. Каштанова С.Н., Кудрявцев А.В. Проблема формирования команды преподавателей под задачи проектирования и реализации модульных образовательных программ [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2015. – Том 7, № 4. – C. 115–127.
6. Каштанова С.Н. Проектирование образовательных результатов в парадигме модернизации педагогического образования [Текст] / С.Н. Каштанова, В.А. Кудрявцев // Приоритетные направления развития науки и образования: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 12 июня 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 151–154.
7. Кудрявцев В.А., Каштанова С.Н. Опыт реализации «Клинические базы практик» в педагогическом вузе // Современнные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – С. 78.
8. Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование, 2014. – Т. 19, № 3. – C. 41–57.
9. Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование, 2014. – Т. 19, № 3. – C. 41–57.

Инновационные позиции модернизации педагогического образования в России связаны в первую очередь с подготовкой педагогических кадров, что предполагает приведение образовательных программ в соответствие с требованиями профессионального стандарта педагога. Деятельность педагога предполагает овладение профессиональными (трудовыми) действиями (описаны в профессиональном стандарте) и компетенциями, которые востребованы для их реализации. Профессионализация подготовки педагога предполагает внедрение модели практико-ориентированного обучения, в котором важнейшим образовательным результатом является способность строить будущую профессиональную деятельность в соответствии с профессиональным стандартом и ФГОС ВО. Педагогическая профессия является примером реализации сложной системы социальных взаимодействий (педагог – учащиеся, педагог – педагоги, педагог – родители учащихся, педагог – администрация). В процессе обучения студентов предполагается вхождение в профессиональноt сообщество.

Профессионализация педагогических программ предполагает изменение требований к результатам путем анализа и соотнесения осваиваемых компетенций со списком компетенций, определенных профессиональным стандартом. При этом важнейшей задачей является изменение структуры образовательной программы: от дисциплинарного типа построения к модульному принципу. Модуль является комплексной практико-теоретической единицей, направленной на формирование определенного набора профессиональных действий, соответствующих профессиональному стандарту педагога. Обязательным элементом модуля является отработка необходимых методов и приемов в условиях специально организованной учебно-лабораторной среды. Предполагается моделирование профессионального действия (имитационные или реальные условия). Ресурсы программы должны быть переориентированы в сторону увеличения практики. Это дает возможность говорить о профессионализации подготовки студентов. Осуществляется переход с репродуктивного слушания на формирование профессиональных действий [8].

Практико-ориентированное обучение не исключает академическую подготовку специалистов. В модуле находит отражение научно-исследовательская работа студентов. Таким образом, строится единое пространство образовательной программы (модуля). Внутреннее принятие концепции модернизации педагогического образования является неотъемлемой частью рефлексии профессиональной деятельности [2].

В рамках государственного заказа Министерства образования и науки РФ коллективом авторов Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина была разработана модульная образовательная программа «Педагогика и психология потенциальных возможностей» для подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Рефлексия профессиональной деятельности преподавателей при планировании образовательной деятельности в рамках реализации образовательного модуля «Педагогика и психология потенциальных возможностей» исходит из следующих инновационных идей:

– планируется в первую очередь не деятельность преподавателя, а деятельность студентов;

– образовательные результаты (совокупность умений или компетенций) выступают стартом проектирования образовательной деятельности студентов;

– моделирование образовательного процесса осуществляется на основе деятельностного подхода.

Идеология проектирования новых образовательных программ основывается на командной работе. Важным элементом является единство намерений преподавателей, определяющих образовательные результаты модуля и целой программы. Это единое понимание и трактовка образовательных результатов, целей и задач, заданных профессиональным стандартом. Кроме этого, они должны четко представлять модель выпускника, на которого рассчитана образовательная программа. Очевидным умением при этом является умение работать в разных командах преподавателей, включенных в сетевое взаимодействие.

- При проектировании образовательных результатов дисциплин правильно исходить из понимания образовательных результатов модуля. Таким образом образовательные результаты дисциплины рассматриваются как частный элемент образовательных результатов модуля [3].

Выбор преподавателей для реализации программы (модуля) должен осуществляться исходя из целей и задач модуля и дисциплин. Впервые мы планируем не дисциплину «под преподавателя», а «подбираем» преподавателя под необходимые компетенции для осуществления проектирования и реализации образовательного модуля. Важнейшими компетенциями, на наш взгляд, являются следующие:

- способность к использованию форсайт-исследований при анализе рынка труда, потребностей работодателей и запросов студентов на начальном этапе создания новых образовательных программ и модулей;

- способность к анализу передового отечественного и зарубежного опыта в подготовке кадров;

- способность к организации профессиональной деятельности в условиях сетевого взаимодействия;

- способность к реализации деятельностных механизмов для решения профессиональных задач;

- способность к рефлексивной оценке профессиональной деятельности;

- способность к адекватному выбору и использованию инновационных методов и приемов обучения;

- способность к планированию образовательных результатов и их достижению в процессе организации обучения;

- способность к выбору и использованию средств оценивания образовательных результатов обучающихся и др.

- способность к инновационному проектированию структуры и содержания образовательных программ;

- способность к командной работе (проектирование, реализация, промежуточный и итоговый контроль, рефлексия) [1; 5].

В ходе реализации проекта модернизации педагогического образования в рамках государственного заказа в Мининском университете были организованы и проведены курсы повышения квалификации для научно-педагогических работников по программе «Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия». Данная работа проводилась с целью диссеминации опыта проектирования новых образовательных модулей в педагогическом вузе.

Реализация программы курсов повышения квалификации предусматривала различные формы организации обучения:

- учебно-познавательная деятельность слушателей в часы аудиторных занятий;

- учебно-познавательная деятельность слушателей в дистанционном режиме;

- самостоятельная работа.

В рамках реализации программы слушателями были выполнены следующие варианты самостоятельной работы:

1. Написание тезисов по проблеме модернизации педагогического образования на современном этапе.

2. Заполнение листа рефлексивной оценки готовности преподавателя, осуществляющего проектирование и реализацию новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций.

3. Написание аналитического обоснования необходимости реформирования системы подготовки студентов дефектологического профиля в современных условиях.

4. Моделирование дисциплин, событий и мероприятий модуля.

5. Моделирование примеров деятельностного подхода в рамках проектирования образовательного модуля (дисциплины).

6. Подготовка аналитических заключений экспериментальной проверки образовательных результатов студентов с использованием выбранных средств оценивания.

7. Создание презентации к защите ОПОП (модуля, дисциплины).

В ходе обучения на курсах слушателями были выполнены следующие групповые практические работы:

1. Соотнесение профессионального стандарта педагога и ФГОС ВО «Специальное (дефектологическое) образование».

2. Проектирование образовательных результатов образовательной программы – модуля – дисциплины – раздела.

3. Выбор и обоснование средств оценки образовательных результатов (на примере одной дисциплины).

4. Обоснование структуры и содержания образовательной программы (модуля, дисциплины).

5. Выбор и обоснование методов и технологий обучения студентов.

6. Экспериментальная проверка образовательных результатов студентов с использованием выбранных средств оценивания.

Итоговой работой слушателей курсов повышения квалификации по программе является проектирование и защита ОПОП (модуля, дисциплины).

Закономерным шагом выхода из федерального проекта стала модернизация образовательного процесса в вузе. Решение задач погружения НПР вуза в идеологию модернизации педагогического образования осуществлялось в нашем университете через проведение серии научно-методических семинаров и проектирование новых ОПОП. В процессе проектирования новых образовательных программ (модулей) важно ответить на ряд вопросов.

1. Что мы хотим получить? Мы хотим получить модульные ОПОП на основе профессиональных стандартов.

2. Для чего мы это делаем? Необходимо анализировать передовой отечественный и зарубежный опыт в подготовке кадров.

3. Какая стратегия верная? Правильно ориентироваться на образовательные результаты. При этом выявляются дефициты и лишние курсы. Сначала проектируются образовательные результаты ОПОП, затем модуля и дисциплины. Образовательные результаты должны быть понятны преподавателю, студенту и работодателю. Образовательные результаты должны быть хорошо проверяемыми. Следует использовать реальный список средств оценивания [6].

4. С чего нужно начать проектирование ОПОП? Проектирование начинают с образовательных результатов. Образовательные результаты проектируются путем анализа и соотнесения компетенций стандарта ФГОС ВПО (ВО) с трудовыми функциями профессионального стандарта педагога. Для проектирования используется действующий стандарт. Создается полный список образовательных результатов для ОПОП. Сразу необходимо продумать средства оценивания образовательных результатов.

5. Как соотносятся образовательные результаты модуля и дисциплины? Сформулированные образовательные результаты позволяют определить содержание модулей и отдельных дисциплин. Поэтому старый набор дисциплин часто оказывается непригодным. Образовательные результаты отдельных дисциплин «работают» на результаты модуля и ОПОП. Авторы, проектирующие программу (модуль, дисциплину), должны точно определить, что студент достиг (знает и понимает) и что он сможет продемонстрировать (умеет и способен показать).

6. Что такое модуль? Модуль – это завершенный цикл соподчиненных событий и мероприятий, ориентированных на прогнозируемый образовательный результат, предполагающий построение альтернативных образовательных траекторий.

7. В чем заключаются особенности модулей? Количество модулей в ОПОП разработчики определяют самостоятельно исходя из логики образовательных результатов. Модули могут встраиваться в учебный план последовательно, могут «наплывать» друг на друга. Ситуация вариативная и должна хорошо пониматься разработчиками. Каждый модуль должен заканчиваться единой аттестацией, которая максимально позволяет проверить образовательные результаты.

Обязательным элементом модуля является отработка необходимых методов и приемов в условиях специально организованной учебно-лабораторной среды. Предполагается включение в модуль научно-исследовательской работы студентов (особенно актуально для академического бакалавриата). Цели и задачи модуля рассматриваются как намерения преподавателей для достижения планируемых (ожидаемых) результатов студентов в процессе учения.

8. Какова структура модуля? Примерная структура модуля включает в себя: цели и задачи модуля, адресную группу, образовательные результаты, учебную программу модуля, программы дисциплин и практик, составляющих учебную программу модуля, промежуточную и итоговую аттестацию по модулю. В модуль могут быть включены дисциплины, практики, мероприятия, события и научно-исследовательская работа.

9. Чем нужно руководствоваться при выборе методов обучения? Необходимо планировать методы и технологии обучения, применение которых обеспечивает достижение образовательных результатов студентами (выпускниками). Приоритет отдается активным и интерактивным методам. При выборе методов и технологий обучения необходимо исходить из целесообразности и уместности их использования. В аспекте деятельностного подхода, например, хорошо использовать имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения процессов, происходящих в реальной системе [4].

10. Что необходимо учитывать при проектировании практики? Практика может представлять собой отдельный модуль, быть составной частью модуля и др. Практика занимает значительное место в ОПОП. Студенты приобретают метапрофессиональные компетенции, которые позволяют эффективно действовать в новых условиях. Профессионализация подготовки предполагает изменение структуры и содержания практики. Ресурсы программы должны быть перераспределены в пользу увеличения практической части программы. Практика ориентирована на трудовые действия педагога. Образовательные результаты практики работают на образовательные результаты модуля в целом. Проведение занятий на базе учреждений-сетевых партнеров. Могут быть задействованы ресурсы клинической интегрированной практики (главные идеи: «обучение как участие» на протяжении всего процесса обучения студента в вузе; обеспечение эффективного «входа» в профессию) [7].

11. Что выступает важнейшими ориентирами?

- Сетевое взаимодействие вузов-партнеров (обмен интеллектуальными ресурсами как на реальном уровне, так и на уровне ЭОС); вузов и учреждений (организаций), например, для организации клинической практики.

- Наличие мультипрофильной команды преподавателей (разные вузы, разные кафедры и др.), среди которых есть: проектировщики, реализаторы, универсалы (проектировщики-реализаторы).

- Академическая мобильность студентов. Студенты самостоятельно могут выбирать индивидуальную образовательную траекторию (могут выбирать модули, вариативные дисциплины, мероприятия и др., место их получения).

- Рефлексия педагога и обучающихся.

Таким образом, представленный опыт подготовки преподавателей под задачи проектирования модульных образовательных программ внедрен в практику работы НГПУ им. К. Минина и может быть использован вузами, которые решают аналогичные задачи.


Библиографическая ссылка

Каштанова С.Н., Шестакова Е.А. О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2-1. – С. 83-86;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35577 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674