Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,969

САЙТ И БЛОГ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА КАК ЭЛЕМЕНТЫ СЕТЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ: СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Кручинина Г.А. 1 Канянина Т.И. 1 Степанова С.Ю. 1
1 ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
В статье рассматривается вопрос о необходимости разработки и использования в учебно-познавательной деятельности студентов вуза новых средств информационных и коммуникационных технологий – сайта и блога преподавателя вуза как элементов сетевых коммуникаций. Основное внимание уделено содержанию образовательного сайта и принципам его функционирования. Указываются разработанные авторами сайт и блог преподавателя психолого-педагогических дисциплин (структура и предметное содержание); различные подходы к принципам построения и предметного наполнения сайта преподавателя вуза (на конкретном примере). Наиболее полно представлена научная работа автора сайта. Список подстраниц: монографии, статьи в журналах, рекомендованных ВАК по педагогике (статьи в журналах Вестников Нижегородского университета им Н.И. Лобачевского, статьи в других журналах); статьи в РИНЦ, сборниках научных статей; материалы научных конференций различного уровня, соединенные в блоки по ряду лет. Представлены результаты экспериментальных исследований по использованию различных средств информационных и коммуникационных технологий в аудиторной и самостоятельной работе студентов.
информационные и коммуникационные технологии
сайт и блог преподавателя вуза
сетевые коммуникации
1. Егорова Н.А. Ведение учебного блога как форма внеаудиторной работы преподавателя // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2011. – № 3 (18). – С. 161–166.
2. Канянина Т.И., Степанова С.Ю., Шевцова Л.А. Сервисы ВЕБ 2.0 как технологическая основа сетевого проекта // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2014. – № 12(44). – С. 125–144.
3. Кручинин И.В., Кручинина Г.А. Взаимодействие участников проектной деятельности в вузе с применением сетевых коммуникаций // Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 6 (2). – С. 290–295.
4. Кручинин М.В., Кручинина Г.А. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов вуза средствами проектной деятельности в условиях информатизации образования: личностно ориентированный подход // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 376.
5. Кручинин М.В., Кручинина Г.А. Сетевое взаимодействие участников проектной деятельности при изучении гуманитарных дисциплин в вузе // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2015 г.). Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. Нижний Новгород, 2015. – С. 156–160.
6. Кручинина Г.А. Педагогическая концепция образовательного сайта / Сучаснi педагогiчнi технологii в сферi освiти. Сбiрка наукових праць. Випуск I. Мелiтополь.: МДПУ, 2001. – С. 122–127.
7. Кручинина Г.А., Кручинин М.В. Учебный проект как форма взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной работы студентов при изучении гуманитарных дисциплин в условиях информатизации образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2014. – № 3 (35). – С. 169–176.
8. Науменко Л.С. Блог учителя в профессионально-педагогической деятельности // Мир науки, культуры и образования. – 2014. – № 5 (48). – С. 61–67.
9. Патаракин Е.Д., Ярмахов Б.Б. Формирование личного учебного пространства в сети электронных коммуникаций // Educational Technology & Society. – 2008. – 11(2). – С. 416–425.
10. Самерханова Э.К., Кручинина Г.А., Акимова И.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в обучении информатике: Учебно-методическое пособие для бакалавров педагогических специальностей по профилю подготовки «Информатика». – Н. Новгород, 2012. – 79 с.

Технологическое совершенствование учебно-познавательной среды вузов занимает важное место среди инновационных направлений развития образовательной системы. Профессионально-педагогическое пространство сети Интернет является необходимым атрибутом педагога 21 века, а умения и навыки по его формированию и использованию следует рассматривать как важные информационные компетенции.

Создание и развитие новых средств информационных и коммуникационных технологий, в том числе средств сетевых коммуникаций создало принципиально новую ситуацию в работе с информацией. Реализуется возможность активизировать не только когнитивную деятельность студентов, но и коммуникативную, порождая дополнительную мотивацию учения, позволяя не только индивидуализировать обучение, но и делать его коллективным. В Федеральных целевых программах «Стратегия развития информационного общества в Российской федерации», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года», Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» акцентируется необходимость внедрения в систему высшего образования современных информационных и коммуникационных технологий, которые способствуют повышению его качества, доступности и конкурентоспособности. Информационные и коммуникационные технологии не могут быть эффективно воплощены в образование в отрыве от осознания и признания их новой роли, потребностей студентов и преподавателей в век высоких технологий [2, 4, 7, 10 и др.].

Основными критериями для оценки сайта преподавателя мы считаем: информационное наполнение (актуальность и качество информационного содержания); возможности для осуществления коммуникации; графическое (визуальное) решение сайта, использование приемлемых цветовых решений; удобство использования (понятная навигация).

Учебные сайт и блог преподавателя вуза являются относительно новыми формами применения информационных и коммуникационных технологий в вузовской практике. Их образовательный потенциал довольно высок. Они могут служить средством доступа к учебно-методической литературе, размещенной как на самих сайте и блоге, так и в электронном виде в сети Интернет, ссылки на которые представлены в данных образовательных документах; для организации сетевого взаимодействия, общения педагогов со студентами и аспирантами, применяться как элемент системы электронного обучения. Мы в данный момент акцентируем внимание на их когнитивной, коммуникативной и интерактивной функциях.

Цель исследования: использование новых форм информационных и коммуникационных технологий в учебной, учебно-методической и научной работе преподавателя вуза.

Все студенты в настоящее время используют различные службы (сервисы) сети Интернет в образовании. При оценке студентами своей работы в различных видах учебно-познавательной деятельности в условиях информатизации образования (подготовке рефератов, презентаций по теме доклада при выступлении на семинаре; коллективной работе по методу проектов; использовании учебников и учебных пособий по психологии и педагогике, представленных в сети Интернет для подготовки к зачетам и экзаменам; тестировании в сети Интернет на соответствующих образовательных порталах и т.п.) они отмечали (усредненные данные студентов различных факультетов): практически 100 % – использование WWW, МS Word; 90 % – MS PowerPoint; 49 % – E-mail; 14 % – скайп; 12 % – социальные сети (В контакте). Только 8 % студентов использовали в учебно-познавательной и творческой деятельности личные блоги. Практически никто не отмечал применение в образовательном процессе блога и сайта преподавателя конкретной учебной дисциплины [3, 5].

Объектом исследования в данной работе являются сайт и блог преподавателя вуза как элементы сетевых коммуникаций. Каждый из них имеет свой диапазон возможностей для реализации учебной, методической и научной деятельности педагога, организации совместной с будущими бакалаврами, магистрами, аспирантами как репродуктивной, так и творческой деятельности. Предмет исследования – содержание и принципы функционирования сайта и блога преподавателя психолого-педагогических дисциплин в вузе.

Нами разработаны сайт и блог преподавателя педагогики и психологии вуза, как элементы сетевых коммуникаций в его профессионально-педагогическом пространстве, связанные друг с другом гиперссылками. Сайт и блог преподавателя психолого-педагогических дисциплин вуза являются своего рода его электронными портфолио.

Основные цели сайта: демонстрировать сложную систему связей между продуктами репродуктивной и творческой деятельности преподавателя вуза; представлять результаты его как научно-методической, так и исследовательской деятельности; совместной, коллективной творческой работы со студентами и их индивидуально-творческой работы под руководством педагога; способствовать развитию компетентности в области использования современных информационных и коммуникационных технологий как у обучаемых, так и у преподавателей [6].

Структура сайта представлена в виде дерева, состоящего из страниц трех уровней. Панель навигации содержит ссылки на страницы первого и второго уровня, а также на блог автора и карту сайта. На панели представлены: пиктограмма – статистика, указывающая число публикаций и ссылок на работы автора в научной электронной библиотеке (eLIBRARY) и используемая как гиперссылка для перехода на страницу публикации автора в электронной библиотеке; гиперссылка на портал вуза, где работает преподаватель; счетчик посещений сайта.

Содержание сайта. Основными страницами сайта являются: «Об авторе сайта», «Учебная работа», «Учебно-методическая работа», «Научная работа», «Информация для аспирантов», «Информация для студентов».

На странице «Об авторе сайта» указаны его научная степень, должность, место работы; данные по кандидатской и докторской диссертациям; охарактеризованы педагогическая и учебно-методическая деятельность; обозначены почетные звания, награды.

На странице «Учебная работа» размещен список подстраниц по отдельным учебным дисциплинам, на которых представлены материалы для студентов, результаты их творческой деятельности; данные о порталах и сайтах педагогической и психологической направленности, об использовании информационных и коммуникационных технологий в образовании. Страница «Учебно-методическая работа» содержит следующие подстраницы: «Учебно-методическая работа автора сайта» – учебные, учебно-методические и методические пособия, практикумы, учебно-методические комплексы; аннотации к ним, часть из которых – в полнотекстовом режиме; «Методические материалы на портале ННГУ им. Н.И. Лобачевского»; «Ссылки на учебные и учебно-методические работы других авторов». При переходе по гиперссылкам на тексты учебных и учебно-методических пособий отмечаем, что электронные адреса сайтов и порталов, указанные в них, активны и позволяют: переходить на соответствующие порталы и сайты; изучать содержание или выполнять указанные в учебном пособии задания; возвращаться к тексту учебного пособия.

Наиболее полно представлена научная работа автора сайта (рисунок).

Список подстраниц: монографии, статьи в журналах, рекомендованных ВАК по педагогике (статьи в журналах Вестников Нижегородского университета, статьи в других журналах); статьи в РИНЦ, сборники научных статей; материалы научных конференций различного уровня, скомпанованные по временным периодам. На подстранице «Монографии» представлены изображения обложек монографий автора, данные для ссылок, аннотации к монографиям. Ряд монографий – в полнотекстовом режиме. На странице «Статьи в журналах, рекомендованных ВАК по педагогике» и ее подстраницах – данные для ссылок на статьи автора и возможность их просмотра, возможность перехода на сайты журналов для скачивания статей, в случае, если они заинтересуют посетителей сайта автора; аннотации и ключевые слова на русском и английском языках.

Ключевые слова работают как гиперссылки и «направляют» на список статей с данным ключевым словом в научную электронную библиотеку «eLIBRARY». На подстранице «Статьи в РИНЦ» обозначены статьи, опубликованные в журналах, включенных в eLIBRARY, но не входящие в список ВАК, часть из которых – в полнотекстовом режиме (переход по гиперссылке). На подстранице «Сборники научных статей» – статьи автора, опубликованные в сборниках научных работ. Подстраница «Материалы научных конференций» имеет список из еще пяти дополнительных подстраниц (научные конференции по временным периодам), в которых указаны публикации автора в сборниках статей, научных трудах, материалах научно-практических, научно-методических конференций различного уровня (международных, всероссийских, межвузовских). В дальнейшем планируется их полнотекстовое размещение.

На странице «Информация для аспирантов» находятся ссылки на подстраницы: «Авторефераты диссертаций, выполненных под руководством автора сайта» (таблица, в которой указаны: названия авторефератов диссертаций (переход по гиперссылкам на полнотекстовый режим для просмотра); цель, объект и предмет исследования; сроки, диссертационный совет и место защиты данной диссертации; представлен автореферат докторской диссертации автора сайта); «Полезные ссылки» (порталы и сайты сети Интернет).

На странице «Информация для студентов» размещены учебники и учебные пособия по учебным дисциплинам «Педагогика», «Общая психология», «Психология и педагогика», имеющиеся в сети Интернет; планы семинарских занятий, к которым в этот промежуток времени происходит подготовка студентов; вопросы к зачету и экзамену по учебным дисциплинам, которые изучаются в данном семестре; тестовые задания (доступ к которым осуществляется по паролю, предоставленному преподавателем).

Навигация предполагает переход на блог автора сайта (как и обратный переход). Как сайт, так и блог предполагают свое развитие и расширение в процессе дальнейшей работы автора. В настоящее время блог автора содержит пять страниц: «Главная страница», «Последние научные публикации», «Методические материалы», «Полезные ссылки», «Вопросы и ответы» которые находятся в стадии наполнения содержанием. Имеются гиперссылки на сайт автора, на публикации автора в электронной библиотеке, несколько ссылок на часто используемые сайты; форма для связи; архив блога; счетчик общего количества просмотров блога.

kruch1.tif

Скриншот страницы «Научная работа» автора сайта

Если сайт преподавателя в большей степени статичен, то блог – динамичен. В нем осуществляются постоянные контакты преподавателя со студентами, аспирантами, с коллегами по работе в вузе и исследователями по проблематике научных исследований автора в нашей стране и за рубежом. Учебно-познавательная деятельность происходит наиболее эффективно, если студенты выполняют под руководством преподавателя различные виды как репродуктивной, а в большей степени творческой деятельности в сети электронных коммуникаций, которые сопровождаются высказыванием своих точек зрения, обсуждением отдельных элементов разрабатываемых электронных педагогических продуктов.

Каковы принципы функционирования сайта? К определению принципов работы сайта, с нашей точки зрения, может быть несколько подходов, поскольку он является многофункциональным. Первый подход связан с организацией учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности студентов, магистрантов и аспирантов. Во-первых, поскольку сайт имеет ярко выраженную учебную направленность, то для его успешного функционирования к материалам, размещаемым на нем, необходимо предъявлять требования научности, доступности, наглядности, учета возрастных и индивидуальных возможностей всех категорий обучаемых. Во-вторых – обеспечение единства учебной и научной деятельности студентов, магистрантов, аспирантов. В-третьих – сближение самостоятельной творческой работы обучаемых и научно-исследовательской работы преподавателя (принцип креативности). Второй подход определяется профессионально-педагогической направленностью сайта и его мобильностью. Поскольку сайтом будут пользоваться не только студенты, магистранты дневного отделения университета, но также и вечернего, заочного, дистанционного (эти подразделения университетов быстро развиваются), аспиранты, то в его работе необходимо применять принцип интерактивности. Как это осуществлять? Необходимо разрабатывать различные варианты реализации интерактивности при работе с сайтом и блогом, находить оптимальные для различных категорий обучаемых (например: организация обсуждений в блоге, использования электронной почты, средств общения в режиме реального времени).

Принципами функционирования сайта и блога преподавателя психолого-педагогических дисциплин вуза являются также (адаптированы положения, высказанные Е.Д. Патаракиным) следующие [9]: открытость и доступность (коллеги по работе обучаемые могут использовать представленные на сайте и в блоге образовательные и научные продукты: в учебной (студенты, магистранты, аспиранты), педагогической (преподаватели кафедр психолого-педагогической проблематики), научно-исследовательской деятельности (аспиранты)); полимедийность (возможность добавлять на сайт и блог не только текстовые документы, но и другие формы цифровых образовательных объектов, на которые опирается его профессионально-педагогическая деятельность); возможность многократного использования электронных продуктов, представленных на сайте и в блоге; персонифицируемость выставленных на сайте и в блоге электронных продуктов учебного назначения и научно-исследовательской деятельности; соответствие электронных учебных продуктов, представленных на сайте преподавателя психолого-педагогических дисциплин вуза и его блоге, Федеральному государственному образовательному стандарту (по соответствующему направлению подготовки) и др.

Имеет место следующий подход к формулированию принципов повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности преподавателя при применении сайта и блога. Принципы: оперативного донесения информации, систематического обновления информации, многогранного освещения информации, информационно-содержательного наполнения, размещения средств для реализации обратной связи, рефлексии результата использования педагогом новых средств организации профессионально-педагогической деятельности [8]. Применение новых форм организации учебно-познавательной деятельности преподавателя вуза предполагает: инициативность и добровольность (отмечается, что попытки руководителей отдельных вузов обязать профессорско-преподавательский состав вести персональные веб-страницы не привели к более успешной организации учебно-познавательной деятельности студентов); направленность на достижение целей и решение задач учебного процесса; соблюдение законодательства и этических норм. Н.А. Егорова отмечает, что данная форма работы эффективна только при наличии желания самого преподавателя этим заниматься, когда ему есть что сказать своим ученикам [1].

Выводы

Сайт и блог преподавателя вуза мы рассматриваем как элементы сетевых коммуникаций. Использование сайта и блога преподавателя вуза является средством формирования у студентов когнитивного и коммуникативного компонентов общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Электронное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, каким по сути и являются сайт и блог преподавателя вуза, способствует повышению качества как аудиторной (при чтении лекций-визуализаций; использования презентаций при чтении докладов студентов на семинарских занятиях, консультациях для студентов и аспирантов и т.п.), так и самостоятельной работы студентов при учете условия их выполнения – личностно-деятельностного, интерактивного общения студентов и преподавателя с использованием новых видов информационных и коммуникационных технологий. Однако, виртуальные коммуникации не могут полностью заменить непосредственное «живое» общение преподавателя со студентами и аспирантами, а расширяют возможности его профессионально-педагогической деятельности.


Библиографическая ссылка

Кручинина Г.А., Канянина Т.И., Степанова С.Ю. САЙТ И БЛОГ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА КАК ЭЛЕМЕНТЫ СЕТЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ: СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 1. – С. 124-128;
URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35506 (дата обращения: 24.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252