Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Горева О.М. 1
1 Тюменский государственный нефтегазовый университет
Обучение в системе дистанционного образования предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки обучаемых, что определяет актуальность решения задач по формированию базового уровня информационной культуры студентов. В университете должны готовить людей, умеющих самостоятельно учиться работать с информацией, совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая новые знания в профессиональной сфере. Гибкость дистанционной формы обучения повышает его качество, предоставляя возможность построения индивидуальной образовательной траектории студенту. В связи с этим автор счел уместным в статье исследовать все новые формы и подходы к дистанционному обучению, что оказывает положительное влияние на модернизацию высшего образования.
система образования
модернизация образования
студенты
дистанционное обучение
информационные технологии
1. Горева О.М., Осипова Л.Б. Дистанционное обучение в вузе: модели и технологии // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/119-14612 (дата обращения: 24.09.2014).
2. Домрачев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высшее образование в России. 1994. – № 3. – С. 10–12.
3. Карпенко М.П. Будущему образованию – технологию будущего // Обозреватель – Observer. – 1999. – № 6. – С. 69–72.
4. Полат Е.С., Моисеева М.В, Петров А.Е. и др. Дистанционное обучение – М.: ВЛАДОС, 1998. – 192 с.
5. Тихонов А.Н., Абрамешин А.Е., Воронина Т.П. и др. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты – М.: Вита-пресс, 1998. – 284 с.

В условиях перехода к информационному обществу возрастает необходимость применения инновационных приемов и методов к организации учебного процесса в системе высшего образования. Развитие информационных технологий позволяет студентам обучаться на значительном расстоянии от основного вуза, что способствовало, в конечном итоге, возникновению дистанционного образования. С возникновением радио- и телекоммуникационных средств стали проводится эксперименты по разработке содержания курсов с их применением. Ограничивающим фактором форм дистанционного образования стал однонаправленный формат доставки информации и одновременно невысокая степень прямого взаимодействия студентов с преподавателем. С появлением Интернета дистанционное обучение приобретает доступность для достижения индивидуальных целей.

В «Концепции развития системы дистанционного образования в России» обозначается высшая ценность развития дистанционного образования – предоставление широким слоям населения в различных территориях равных образовательных возможностей, а также повышение квалификации для отдельных категорий работников. К сожалению, при анализе состояния электронного обучения можно констатировать, что Россия отстает на несколько лет и в части апробации, и масштабного внедрения технологий дистанционного обучения. Нет пока ни одного российского вуза, ведущего образовательный процесс с использованием новых технологий по всем учебным дисциплинам направления. Пока еще не отработаны педагогические сценарии Интернет-обучения. Популярность данной формы обучения можно проследить по динамике роста численности студентов. Рассматривая различные варианты перехода образовательными учреждениями к инновационным технологиям в образовательном процессе можно выделить несколько моделей дистанционного обучения, в частности:

Консультационная модель. Главное ее содержание заключается в регулярном посещении консультационного учебного центра. Студентам предоставляется возможность по составленному расписанию встречаться с преподавателями, посещать лекции, получать от тьютора необходимые рекомендации в плане выполнения самостоятельных работ.

Модель «кейс-технологии». Case-studies – конкретные ситуации, применительно к будущей профессиональной деятельности, разработанные на основе реального фактического материала, который может быть рассмотрен в ходе занятия. Обычно студенты, компактно проживающие на данной территории, получают набор учебных материалов (кейс-комплект). К средствам обучения можно отнести электронные учебники, пособия, аудио- и видеоматериалы, компьютерные программы, тестовые задания. По каждой дисциплине тьютор разъясняет, как работать с учебно-методическими пособиями, проводится проверка тестов. При разборе ситуации студенты учатся оценивать ситуацию и сообразно ей принимать управленческое решение. При использовании данной технологии акцент обучения делается не на репродуктивное овладение знаниями, а на активное самостоятельное осмысление вопросов. Это помогает студентам вырабатывать креативное мышление, нередко пользоваться интуицией, что, безусловно, понадобится в самостоятельной практической деятельности.

Модель корреспонденции. В ее основе лежит организация перманентного обмена учебными материалами, творческими заданиями, самостоятельными практическими работами между студентами и преподавателем для оценивания их выполнения. Чаще всего используются возможности электронной почты.

Модель регулируемого самообучения. Характеристика данной модели предполагает в большей степени выполнения самостоятельной работы студента. Обучение осуществляется с применением структурированного материала, с использованием заданий и вопросов.

Радиотелевизионная модель обучения. Для доставки информации к студенту используются телекоммуникационные средства передачи. На их основе проводятся установочные занятия, итоговый контроль, организуются лекции, консультации.

Модель сетевого обучения. Данная модель часто используется при помощи социальной сети Интернет. Каждый студент получает для санкционированного доступа к учебной информации пароль и логин. Общение с преподавателем в основном ведется через электронную почту. Экзамены могут проводиться с помощью видеоконференцсвязи.

Сущностное толкование понятия «дистанционное обучение» предполагает своеобразную организацию образовательного процесса, основанную, в первую очередь, на самостоятельном обучении студента. Студенты и преподаватели осуществляют диалог при помощи коммуникационных средств. Под дистанционной формой обучения понимается инновационная организация образовательного процесса с элементами самостоятельного обучения студентов на отдаленном расстоянии от учебного заведения. Однако при помощи коммуникационно-информационных технологий они получают возможность устанавливать диалог с преподавателем [3]. Дистанционная форма обучения является частью системы непрерывного профессионального обучения. По этому поводу В.Г. Домрачеев заявляет, что дистанционное обучение представляет «новую ступень заочного обучения с применением информационных технологий, видеотехники, аудиотехники» [2].

Аналогичное определение дает авторский коллектив ученых во главе с Е.С. Полат, «дистанционное обучение – это организованный учебный процесс, предполагающий активный обмен информацией между преподавателями и студентами с использованием современных мультимедийных средств [4]. Другая группа авторов (А.Н. Тихонов, Т.П. Воронина и др.) также акцентирует внимание на организации обучения на расстоянии от учебного заведения [5]. Следовательно, данная форма обучения способствует получению образования, не покидая территории проживания, где нет возможностей для профессиональной подготовки нужного уровня квалификации специалистов. Для успешного функционирования системы ДО необходимо существование следующих базовых подсистем:

учебного заведения как организационной структуры ДО (провайдера ДО);

системы правового обеспечения, в том числе обеспечения легитимности квалификационных свидетельств, выдаваемых учебным заведением при обучении по технологии ДО;

информационное обеспечение – базы данных учебно-справочных материалов;

технических и программных средств обеспечения технологии ДО;

преподавателей (тьюторов);

обучающихся (студентов).

Система дистанционного образования имеет оригинальную организационную структуру, использует своеобразный набор педагогических приемов. Современными информационными технологиями должны овладеть как преподаватели, так и обучающиеся для того, чтобы эффективно использовать их при получении профессионального образования. Информатизация образования становится ключевым элементом в информатизации общества, а электронное обучение способствует формированию единого образовательного пространства. Средства обучения – это система носителей образовательной информации, при помощи которой организуется образовательная деятельность преподавателя и студентов. В эту систему носителей образовательной информации могут быть включены традиционные носители (учебные пособия; конспекты лекций; методические указания по выполнению лабораторных работ, дипломных проектов; слайды; видеофильмы) и компьютерные средства обучения (электронные учебники, виртуальные лабораторные практикумы, компьютерные тренажеры). Следует отметить, что представленный учебный материал обладает своими дидактическими возможностями. При этом преподаватель должен умело ориентироваться в различных средствах обучения, четко формировать комплект учебной информации для выполнения дидактической задачи.

Фрагментарность и психологические особенности контактов преподавателя и студента в условиях дистанционного обучения предполагают несколько иной подход к структурированию учебного материала. Каждая тема должна быть логически завершенной, содержать примерно равное количество новых дидактических единиц, чем обеспечивается равномерность загрузки студента в течение учебного семестра. Подтемы должны быть логически обоснованы и имеют свой заголовок. В педагогической практике широко используются методы логического структурирования учебного материала, позволяющие наглядно представить себе как всю совокупность дидактических единиц, так и их взаимосвязь и иерархию. Один из них – метод графов, он позволяет показать иерархические связи дидактических единиц в теме. Другой метод – опорно-логические схемы, представляющие структуру материала в образносимволически-текстовом виде. Кроме того, что это хороший инструмент проектирования содержания, это еще и эффективное средство визуализации материала. Темы могут блокироваться в модули (разделы), но в силу технологических особенностей дистанционного обучения их должно быть не более 3–8. На рис. 1 продемонстрированы различия традиционной образовательной технологии и технологии дистанционного обучения.

gor1.wmf

Рис. 1. Модель интеграции традиционного очного и дистанционного обучения

Это означает, что изменяется содержание педагогических функций преподавателя и особенности подходов к их подготовке. При организации учебного процесса на основе интеграции традиционного и дистанционного обучения значительную часть информационного материала можно перенести на дистанционные формы организации образовательного процесса, включая способы тестирования, контроля, проведения консультаций. Таким образом, существуют в реальности уникальные возможности сочетания данных форм обучения, которое достаточно перспективно.

В настоящее время дистанционное образование реализуется при использовании широкой поддержки самостоятельной работы студентов электронными образовательными ресурсами на основе информационно-коммуникационных технологий. С целью определения эффективности форм и методов дистанционного обучения, был проведен социологический опрос студентов (30 чел.) и преподавателей-экспертов (15 чел.). Так, число студентов, которые имеют компьютеры на работе и дома в личном пользовании, а также доступ в Интернет, оказалось на удивление небольшим (рис. 2).

gor2а.tif

Рис. 2. Обеспеченность компьютерной техникой, в %

При данном уровне обеспеченностью компьютерами для персонального пользования количество опрошенных, желающих обучаться с использованием Интернет-среды, оказалось не столь значительным (32 %).

На вопрос «Каким средствам обучения вы отдаете предпочтения?» результаты распределились следующим образом (рис. 3).

gor3b.tif

Рис. 3. Предпочтения респондентов в выборе средств обучения, в %

Указанные средства обучения можно успешно использовать при реализации телекоммуникационных технологий дистанционного обучения. Выявлено, что предпочтения респондентов отданы видеолекциям (25 %), тестовым заданиям (20 %) и мультимедиа-лекциям (21 %). Информационно-предметная среда представляет образовательную систему дисциплинарного курса по конкретной специальности с полным набором учебного материала, необходимого и достаточного для решения дидактических задач.

Обучение происходит по ранее составленному графику с использованием гибкого комплекта встроенных функций: форумы, тесты, опросы, анкеты, задания, чаты, практикумы. Преподаватель может получить полную информацию по каждому студенту с диаграммами посещаемости и деталями по каждому модулю, включая информацию об его работе. В данном случае преподаватели делятся на две группы: разработчиков учебных курсов и тьюторов – кураторов, занимающихся подготовкой и наполнением контента, осуществляют контроль за обучением студентов и осуществляют их консультирование.

Использование в системе дистанционного образования широкополосной технологии передачи цифровой информации, позволяющей преподавателям предоставлять, а обучающимся получать высококачественное мультимедийное содержание, в котором легко интегрируются текст, графика, звук и видео, позволяет уже сегодня значительно повысить качество образования. В ходе опроса особый интерес вызвал вопрос: «Ваши предложения по развитию и совершенствованию дистанционного образования?» Ответы распределились следующим образом: для совершенствования дистанционного образования большинство респондентов (45 %) указывают на усиление контроля за качеством подготовки специалистов в дистанционном режиме, повышение престижа ДО (41 %), 24 % – официальное признание документа об образовании, полученного дистанционно.

По мнению экспертов, для совершенствования системы ДО следует усилить практическую составляющую в дистанционном образовании (67 %), сочетать дистанционное образование с очной формой обучения (39 %), а также признание полученного документа об образовании работодателями (36 %) [1].

Дистанционная модель обучения может полностью заменить очную форму обучения и быть самодостаточной для получения качественного образования при условии ее грамотной организации. Возрастает востребованность в получении полноценного образования, не имея возможности посещать учебные заведения или будучи не удовлетворенными качеством образования, предлагаемого региональными образовательными учреждениями. Следует акцентировать внимание на то, что система дистанционного образования, как любая образовательная система имеет преимущества и недостатки.

Технологичность – обучение с использованием современных программных и технических средств делает дистанционное обучение эффективным, позволяет сделать визуальную информацию яркой и динамичной с использованием Интернет. При этом высоко влияние факторов, обусловленное дидактическими свойствами средств информационных технологий:

возможность оперативной передачи информации на большие расстояния, разного объема, любого вида (визуальной, звуковой, текстовой, графической);

хранение информации в памяти компьютера в течение необходимого времени, возможность оперативного её редактирования, обработки, распечатки;

возможность интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи;

возможность доступа к различным источникам информации через систему Интернет;

возможность организации электронных конференций;

возможность диалога с любым партнером, подключенным к сети Интернет.

Доступность и открытость обучения также можно отнести к преимуществам ДО. Дистанционное обучение позволяет современному специалисту учиться на протяжении всей жизни, совмещая его с профессиональной деятельностью. Предоставляет студенту возможность сохранить привычный ритм жизни, выработать индивидуальный график обучения.

Еще одно достоинство дистанционного обучения – это доступ к качественному образованию. Свобода и гибкость этого способа получения образования предполагают новые возможности для выбора курса обучения. Система дистанционного обучения формирует у студента навыки самообразования, делает процесс обучения творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для его самовыражения. Однако, несмотря на положительные моменты в развитии и внедрении дистанционного обучения следует отметить и недостатки данной образовательной системы.

Во-первых, отсутствие прямого очного общения между учащимися и преподавателем. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности обучающегося.

Во-вторых – остается проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Большинство дистанционных программ предполагает очную экзаменационную сессию.

В-третьих, разработка курсов дистанционного обучения – трудоемкий процесс. Одним из путей решения указанной проблемы является создание и использование видео- и аудиофайлов, использование методов постепенного усложнения дистанционных курсов.

Следует признать, что информационные технологии вошли в систему образования серьезно и надолго, способствуют созданию единой информационно-образовательной среды. С развитием Интернета возникает возможность предоставления учебных материалов в электронной форме обучаемому, что приводит, в конечном счете, к постепенному изменению содержания и методов обучения. Очень важно, чтобы ресурсы, созданные в рамках этих технологий, были доступными, обладали гибкостью и трансформируемостью, чтобы удовлетворять запросы обучающихся, на которых рассчитаны.


Библиографическая ссылка

Горева О.М. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-4. – С. 655-659;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35345 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674