Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

АКТУАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАТРИОТИЗМА УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Вербицкая Н.О. 1 Оринина Л.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Проведен системный анализ экономического патриотизма в его отношении к понятиям: воспитательный потенциал, актуализация воспитательного потенциала экономического патриотизма у студентов технического вуза старших курсов с учетом гендерных характеристик и профиля направления подготовки. Выявлены социально-экономические и общественные признаки экономического патриотизма. Рассмотрена специфика воспитательного потенциала экономического патриотизма с точки зрения используемых в структуре воспитательного процесса технического университета педагогических технологий, из которых наиболее значимыми являются модульное обучение, компетентностное обучение, проектное обучение и другие. Таким образом, в рамках данной статьи нами предпринята попытка анализа феномена с точки зрения актуализации его воспитательного потенциала в структуре современных педагогических технологий учебно-воспитательного процесса.
экономический патриотизм
студенты технического университета
актуализация потенциала
воспитательный потенциал
педагогические технологии
1. Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Просвещение, 1999. – С. 123–125.
2. Вербицкая Н.О., Оринина Л.В. Анализ понятия «экономический патриотизм» в современной России: системно-феноменологический подход // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11 (Ч.10). – С. 2248–2252.
3. Даль В.И. Словарь русского языка. В 3 Т. Т. 1. – С. 131–132.
4. Оринина Л.В. Психолингвистический анализ понятия «экономический патриотизм» в современной теории и практике / Современные тенденции в образовании и науке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Ч. 1. – Тамбов: ООО «Юком», 2014. – С. 127–129.
5. Степанов Р.И. Технологический подход к гуманизации образования // Наука и образование. – 2003. – № 3. – С. 23–26.

Формирование экономического патриотизма учащейся молодежи является одной из приоритетных задач современной Программы воспитания в сфере молодежной политики РФ и регламентируется широкой законодательной базой, связанной с обоснованием экономической безопасности и защиты функционирования рынка отечественной продукции в России (ФЗ «О безо пасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ, Распоряжение Правительства РФ от 29 июня 2012 года № 1128 «О реализации планов мероприятий «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», Дорожная карта РФ до 2015 года, Гражданский Кодекс РФ от 18 декабря 2006 года № 230 ФЗ, ФЗ от 15.07.1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах РФ», Налоговый Кодекс РФ (Ч I, II), ФЗ от 8.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», ФЗ от 8.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсаторных мерах при импорте товаров», ФЗ от 26.07.2006 № 135 –ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ от 30 декабря 2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах», ФЗ от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»). Общеизвестным является факт о том, что формирование основных общекультурных и общепрофессиональных компетенций проще всего осуществлять в системе непрерывной образовательной и профессиональной деятельности и эффективнее всего – посредством использования воспитательного потенциала вуза. В нашей статье мы планируем подробно рассмотреть такие системные в отношении понятия экономического патриотизма феномены, как воспитательный потенциал, воспитательный потенциал экономического патриотизма, актуализация воспитательного потенциала экономического патриотизма, современные педагогические технологии, альтернативные педагогические технологии.

Первый аспект поставленного вопроса, который мы планируем рассмотреть, это специфика воспитательного потенциала вуза вообще и воспитательного потенциала экономического патриотизма, в частности. Воспитательным потенциалом, на наш взгляд, можно считать используемые или, что чаще всего, неиспользуемые, скрытые ресурсы воспитательной деятельности в сфере работы с молодежью и предполагающие реализацию основных направлений государственной программы по воспитанию учащейся молодежи посредством планирования и проведения в университете мероприятий культурно-массовой, гражданско-патриотической, художественно-эстетической и психолого-профилактической направленности. Рассмотрим данный аспект более подробно. Основные направления развития современной воспитательной политики в России предусматривают процесс формирования эффективной социокультурной среды университета, основными задачами которой являются:

– создание системы перспективного и текущего планирования воспитательной деятельности и организации социальной работы;

– дальнейшее развитие инфраструктуры социальной защиты и выработка конкретных мер по совершенствованию воспитательной работы;

– обучение преподавателей через систему регулярно проводимых методических семинаров с целью повышения активности участия в воспитательном процессе всего профессорско-преподавательского состава;

– организация системы взаимодействия и координации деятельности государственных органов, структурных подразделений вуза, общественных и профсоюзных организаций и участников образовательного процесса по созданию благоприятной социокультурной среды и осуществлению социальной защиты и поддержки студентов, преподавателей и сотрудников университета;

– развитие системы социального парт нёрства;

– обеспечение органической взаимосвязи учебного процесса с внеучебной воспитательной деятельностью, сферами досуга и отдыха студентов;

– подготовка, организация и проведение различных мероприятий по всем направлениям воспитательной деятельности: гражданскому, патриотическому, нравственному, эстетическому, трудовому, правовому, физическому, социально-психологическому и др.;

– расширение спектра мероприятий по социальной защите участников образовательного процесса;

– организация и ведение работы по выполнению социальных программ и проектов;

– активизация работы института кураторов, совершенствование системы студенческого самоуправления;

– формирование основ корпоративной культуры. Развитие инфраструктуры студенческих клубов;

– реализация воспитательного потенциала учебно-научной работы;

– вовлечение в воспитательный процесс студенческой молодежи деятелей науки и культуры, искусства, политики и права, работников других сфер общественной жизни;

– организация систематических мониторингов состояния социальной и воспитательной работы в вузе;

– участие в формировании и поддержании имиджа университета.

Позиционирование МГТУ как научно-образовательного центра и как центра культуры и просвещения, выполняющего широкие социальные функции.

Для решения задач воспитания в процессе обучения необходимо:

– стимулировать активность студента, сочетая уважение к личности с требовательностью к ней;

– открывать перспективу роста студента, опираться на положительные качества его личности;

– учитывать индивидуальные и возрастные особенности студента;

– добиваться раскрытия социокультурного потенциала данной профессии и приобщения к нему студентов.

Технология реализации программы воспитательной деятельности в вузе включает в себя:

– формирование у студентов гражданской позиции, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, сохранение и преумножение традиций вуза;

– организацию работы кураторов учебных групп, в том числе проведение рабочих совещаний и семинаров, направленных на совершенствование воспитательного процесса;

– организацию научно-исследовательской работы студентов, в том числе по проблемам воспитания;

– информационное обеспечение студентов через наглядные и иные средства информации;

– внедрение в практику воспитательной работы научных достижений, результатов социологических исследований;

– научное обоснование существующих методик, поиск и внедрение новых технологий, форм и методов воспитания.

В вузе социально-воспитательная деятельность ведётся по таким направлениям, как:

– организационное направление;

– дидактическое направление;

– информационно-просветительское направление;

– учебно-методическое, научно-исследовательское направление;

– эколого-валеологическое направление;

– гражданско-правовое и патриотическое направление;

– культурно-досуговое направление;

– традиционно-символическое направление;

– социально-профилактическое и социально-реабилитационное направление.

Данные виды деятельности направлены на формирование мировоззрения, толерантного сознания, системы ценностей, личностного, творческого и профессионального развития студентов, самовыражения в различных сферах жизни, способствующих обеспечению адаптации в социокультурной среде международного сообщества, повышению гражданского самосознания и социальной ответственности. Также в целях создания благоприятных социальных условий для наиболее полной самореализации обучающихся, максимальной удовлетворённости учёбой, в университете ведётся активная работа по оказанию социальной защиты и поддержки участников образовательного процесса, обеспечению социальных гарантий и развитию экономических стимулов.

В вузе созданы условия для формирования компетенций социального взаимодействия, активной жизненной позиции, гражданского самосознания, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера. В соответствии с этим активно работает студенческое самоуправление, старостаты, культорги, студенческий профсоюз, волонтеры, решающие вопросы обучения, организации досуга, творческого самовыражения, вопросы трудоустройства, межвузовского обмена, быта студентов.

Студенты МГТУ активно участвуют в таких проектах, направленных на развитие управленческих навыков студентов, их адаптации к послевузовской среде в рамках Всероссийского форума по вопросам развития студенческого самоуправления: Шествии «3000 шагов к здоровью» в рамках Областного Дня трезвости; Акция «Жизни – Да!»; Всероссийском конкурсе образовательных и социальных проектов «Свой мир мы строим сами»; Молодежном Форуме «Моя инициатива в образовании» в РГПУ им. А.И. Герцена; акции «Молодежная среда как фактор противодействия экстремизму»; Всероссийском конкурсе «Студенческий актив»; Международном лагере-семинаре студенческого актива «Ступени»; Рок-фестивале и др.

Для углубления практической направленности образовательного процесса реализуется программа взаимодействия с работодателями. Большое внимание в вузе уделяется научным исследованиям студентов как основному источнику формирования профессиональных компетенций продвинутого и высокого уровня. Работает студенческое научное общество. Ежегодно на базе вуза проводятся Международные конференции студентов, молодых ученых и аспирантов, олимпиады по специальностям, Всероссийские конкурсы дипломных работ по ряду направлений. Издается сборник тезисов докладов по студенческой конференции. Студенты активно участвуют в конкурсах различного уровня, представляя свои научные и творческие работы.

Рассмотрев специфику воспитательных возможностей в конкретном университете, обратимся к определению ключевых особенностей воспитательного потенциала экономического патриотизма учащейся молодежи в вузах. Итак, под воспитательным потенциалом экономического патриотизма мы будем понимать интегрированную и четко структурированную систему взаимосвязанных психолого-педагогических элементов (технологий, методик, методов и средств), которые имеют ярко выраженный воспитательный характер, вписываются в одно из четырех базовых направлений Программы по воспитанию молодежи РФ, реализуются в рамках образовательного пространства университета и способствуют выработке у студентов более осознанной экономической позиции, особенно по отношению к отечественному рынку, а также экономической культуры и экономической безопасности. Под актуализацией в целом мы склонны понимать усиленное обращение внимания на какой-либо социально-психологический или научно-педагогический феномен, специфические черты которого представляют собой на сегодняшний день особый интерес широких кругов общественности. Актуализация воспитательного потенциала экономического патриотизма представляет собой отбор существенного и представляющего в рамках обозначенной темы ценность психолого-педагогического материала (педагогических технологий), способствующего активизации у студентов технического университета экономической безопасности, повышению уровня экономической культуры и экономической толерантности.

Обратимся к вопросу о целесообразности использования в качестве основного метода актуализации экономического патриотизма у студентов технического университета педагогических технологий. Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие «методика» выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.

Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. Можно выделить наиболее существенные признаки таких технологий:

– технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Так, можно различать технологии процесса передачи знаний и технологии развития личности;

– технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

– технология предусматривает взаимо связанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;

– элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой – гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками;

– органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Применительно к актуализации воспитательного потенциала мы рассматриваем применение следующих педагогических технологий в рамках воспитательного пространства университета:

– технологию модульного обучения, в рамках которого экономический патриотизм студентов рассматривается как поэтапная система взаимосвязанных элементов, реализуемых посредством работы программ студенческого самоуправления;

– технологию компетентностного подхода, в рамках которой студенты технического университета овладевают набором общекультурных и общепрофессиональных компетенций, реализуемых в структуре воспитательного и социокультурного пространства университета;

– технологию проектного подхода, в рамках которого студенты овладевают методом социального и социокультурного проектирования, выступая в роли самостоятельных разработчиков студенческих бизнес-проектов по разработке программ экономического патриотизма, связанных с поддержкой отечественных производителей товаров и услуг.

Обобщая все вышесказанное по данной проблематике, представим феноменологическую структуру воспитательного потенциала экономического патриотизма в следующей содержательно-структурной схеме (рисунок).

verb1.wmf


Библиографическая ссылка

Вербицкая Н.О., Оринина Л.В. АКТУАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАТРИОТИЗМА УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-2. – С. 297-301;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35258 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674