Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Чупрова Л.В. 1 Муллина Э.Р. 1 Мишурина О.А. 1 Ершова О.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Статья посвящена решению проблемы развития самостоятельности студентов бакалавриата в условиях современного образовательного процесса. Авторы исследования на основе теоретического и практического материала отмечают, что разработка обозначенной проблемы сложна и многообразна и, несмотря на огромный интерес исследователей к вопросу формирования и развития самостоятельности студентов различных направлений подготовки, на сегодняшний день сохраняется актуальность поиска новых педагогических подходов к решению этой проблемы в условиях современного образования. В статье приводится комплекс педагогических подходов для развития самостоятельности студентов, описываются виды и формы занятий, способствующих приобретению соответствующих качеств. Также отмечается, что развитию самостоятельности будет способствовать вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу под руководством преподавателя и без его участия; а также участие студентов в различных конкурсах, конференциях и научных форумах. Описывается методическое сопровождение самостоятельной работы.
образовательный процесс
самостоятельность как качество личности
самостоятельная работа студентов
конкурентоспособность выпускника
1. Атанов И.В., Капустин И.В., Данилов М.В. Самостоятельная работа студентов – важнейшая составляющая учебного процесса // Вестник АПК Ставрополья. – 2012. – № 1(5).
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.
3. Байков Ф.Я. Ученье и творчество. – Л.: Лениздат, 1979. – 135 с.
4. Беликов В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников. – Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1994. – 156 с.
5. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. – М.: Просвещение, 2009-64с.
6. Ершова О.В., Чупрова Л.В. Активизация учебной деятельности студентов в условиях реализации ФГОС // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2015. – № 1. – С. 65–68.
7. Жарова Л.В. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности.– Л.: ЛГПИ, 2010. – 79 с.
8. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. – М.: Просвещение, 1993. – 206 с.
9. Лебедчук П.В. Развитие самостоятельности как показателя профессиональной компетенции. – Тверь, 2012. – № 2. – С. 123–125.
10. Лемешко Н.Н., Сергиенко Л.Ю. Самостоятельная работа учащихся // Методические рекомендации по математике. – Вып. 10. – М.: Высшая школа, 1988. – С. 63.
11. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (В вопросах и ответах). – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 352 с.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Учпедгиз, 1946. – 703 с.
13. Семашко П.В. Организация самостоятельной работы студентов на старших курсах / П.В. Семашко, А.В. Семашко. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nntu.sci-nnov.ru.
14. Управление качеством самостоятельной работы студента вуза / В.И. Трухачев, Е.В. Хохлова, В.С. Скрипкин, Е.В. Галеев, О.Н. Федиско // Современные проблемы воспитания молодежи: сборник материалов конференции. – Ставрополь, 2011. – С. 14–23.
15. Чупрова Л.В. Организация научно-исследовательской работы студентов в условиях реформирования системы высшего профессионального образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 5–2. – С. 167–170.
16. Чупрова Л.В. Развитие креативности студентов в условиях современного образовательного процесса // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2012. – № 41. – С. 103–106.
17. Чупрова Л.В., Ершова О.В. Учебно-методическое сопровождение самостоятельной работы студентов при изучении химических дисциплин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2015. – № 1. – С. 209–212.
18. Чупрова Л.В., Ершова О.В., Муллина Э.Р., Мишурина О.А. Учебно-методический комплекс как средство активизации самостоятельной работы студентов технического университета // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 12. URL: www.science-education.ru/119-14467 (дата обращения: 23.09.2015).
19. Чупрова Л.В., Мишурина О.А., Муллина Э.Р., Ершова О.В. Разработка и использование современных дидактических средств обучения для активизации самостоятельной работы студентов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. –№ 6 . – С. 907; URL: www.science-education.ru/120-16695 (дата обращения: 25.09.2015).
20. Чупрова Л.В., Муллина Э.Р. Электронные образовательные ресурсы как средство активизации самостоятельной работы студентов технического университета // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2014. – № 3. – С. 214–216.
21. Чупрова Л.В., Муллина Э.Р., Мишурина О.А. Теоретико-методологические основания профессиональной подготовки студентов технического университета // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 4. – С. 153–156.

Социально-экономические изменения, происходящие в стране, привели к кардинальным изменениям в системе высшего профессионального образования. В этих условиях перед высшей школой ставится задача подготовки специалистов, способных самостоятельно и творчески мыслить, уметь видеть возникающие проблемы, находить пути их решения, адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного общества, постоянно пополнять свои знания и использовать их в профессиональной деятельности [16, 21].

Проведенный анализ требований к выпускникам, отраженных в Федеральных государственных стандартах высшего профессионального образования, позволил сделать вывод о том, что самостоятельность для студентов является профессионально значимым качеством личности. Как показали исследования, степень сформированности компонентов самостоятельности у студентов находится на низком уровне. Осознание обучающимися значимости самостоятельности как качества личности в своем профессиональном становлении происходит лишь к 4–5 курсу, что сказывается на качестве профессиональной подготовки студентов, способности ориентироваться и адаптироваться в изменяющихся общественных условиях. Поэтому развитие самостоятельности студентов является одной из основных целей обучения [9, 11].

Разработка проблемы формирования и развития самостоятельности студентов в процессе обучения сложна и многообразна. Различные аспекты рассматриваемой проблемы постоянно находятся в поле внимания ученых и практиков. Например, И.Я. Лернер, В.Я. Ляудис, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова исследовали вопросы активизации самостоятельной познавательной и творческой деятельности личности на методологическом и методическом уровнях; М.С. Каган, А.К. Осницкий изучали психологические основы развития познавательной самостоятельности; В.П. Беспалько, Ю.В. Карякин и др. рассматривали возможности современных технологий в развитии самостоятельности личности; в работах В.А. Балюк, Д.Б. Богоявленской, Е.Ф. Мосина и др.; выделению уровней сформированности данного качества посвящены диссертации Т.Н. Кулагиной, С.И. Марченко, Р.В. Олейник и др.

Анализ психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований по обозначенной проблеме позволил отметить многообразие педагогических приемов, предлагаемых педагогами и психологами для развития самостоятельности, что свидетельствует о сложности данного феномена и возможности разработки новых путей и средств формирования и развития данного качества личности.

Таким образом, несмотря на огромный интерес исследователей к вопросу формирования и развития самостоятельности студентов различных направлений подготовки, на сегодняшний день сохраняется актуальность поиска новых педагогических подходов к решению этой проблемы в условиях современного образования.

Целью данной работы является рассмотрение педагогических подходов, способствующих развитию самостоятельности как профессионально важного качества каждого студента в условиях современного образовательного процесса.

Многие исследователи выделяют самостоятельность как одно из основных свойств творческого мышления и качеств личности [2, 3, 7, 8]. Н.Н. Лемешко, Я.Ю. Сергиенко считают, что в современных условиях учебное заведение должно обеспечивать не только систему общеобразовательных и специальных знаний, умений и навыков обучающихся, но также формировать и развивать у них потребности самостоятельно приобретать знания [10].

С.Л. Рубинштейн утверждал, что подлинная самостоятельность предполагает сознательную мотивированность действий и их особенность. «Неподверженность чужим влияниям и внушениям является не своеволием, а подлинным проявлением самостоятельности воли, поскольку сам человек усматривает объективные основания для того, чтобы поступать так, а не иначе» [12, с. 119].

Ф.Я. Байков считает, что самостоятельность в обучении проявляется в том, что студент:

– активно участвует в осознании и исследовании выдвинутой проблемы;

– умело применяет свои знания, жизненный опыт для установления новых связей и отношений;

– мысленно установив новые связи между предметами и явлениями действительности, стремится первым сформулировать эти связи в виде нового закона;

– выслушав неточную формулировку закона, моментально обнаруживает и устраняет недостатки её;

– сформулировав закон, стремится самостоятельно определить его следствия; открыв новый закон, самостоятельно находит ему практическое приложение;

– при решении задачи предлагает обоснованные способы её решения [3].

Проведённый теоретический анализ сущности и содержания категории «самостоятельность» позволил сделать вывод, что самостоятельность как качество личности понимается в педагогике неоднозначно, нет единого определения категории, но можно выделить перечень качеств, имеющих отношение к профессиональной деятельности, которая характеризуется высоким уровнем самостоятельности. Это такие качества, как:

– инициативность, умение ставить цели, видеть проблемы и задачи, находить способы их решения;

– умение находить решения в изменяющихся или новых условиях;

– умение анализировать, мыслить нешаблонно, осуществлять выбор способа решения проблемы;

– умение критично анализировать и оценивать результаты профессиональной деятельности [1, 13].

Многолетний опыт работы со студентами позволил предположить, что проблема развития самостоятельности как качества личности требует комплексного подхода к её решению на практическом уровне, а именно необходимо:

– формирование опыта самостоятельной учебной и познавательной деятельности;

– развитие умений и навыков самостоятельной работы с современными информационными источниками;

– развитие самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению профессиональных задач;

– разработка методики организации самостоятельной деятельности с элементами творчества студентов;

– управление и самоуправление рассматриваемой деятельностью на разных этапах самостоятельной работы;

– разработку системы планирования и организации самостоятельной деятельности студентов в ходе осуществления курсового и дипломного проектирования [5, 14, 18].

Основными формами организации учебных занятий, способствующих формированию и развитию самостоятельности студентов, являются:

– аудиторная самостоятельная работа студентов, которая выполняется на занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;

– внеаудиторная самостоятельная работа, которая сопровождается методическими рекомендациями и указаниями, разработанными преподавателем, но выполняется без его непосредственного участия [17].

Также считаем, что развитию самостоятельности будет способствовать вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу под руководством преподавателя и без его участия; а также участие студентов в различных конкурсах, конференциях и научных форумах [15].

Организация самостоятельной работы студентов должна соответствовать следующим требованиям:

– дифференцированная и многоуровневая организация самостоятельной работы;

– соблюдение определённого времени, отведенного на выполнение самостоятельного задания;

– инструктирование обучающихся о целях и задачах работы;

– наблюдение за ходом выполнения самостоятельной работы, выполняемой студентом, и оказание ему необходимой помощи при возникновении затруднений;

– проверка и оценивание выполнения самостоятельных работ.

С учётом специфики содержания дисциплины предлагаем студентам на различных этапах обучения различные виды самостоятельной работы:

– репродуктивная, выполняемая на первом курсе обучения – самостоятельное изучение учебной и научной литературы; подготовка тезисов, сообщений по теме; конспектирование; составление таблиц и схем; работа с нормативными документами, используя интернет;

– поисково-аналитическая и практическая, выполняемая на втором и третьем курсе, – аналитическая обработка текста (написание реферата, контент-анализ, составление резюме и др.); поиск литературы и других информационных источников; подготовка аналитических обзоров; моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;

– творческая (научно-исследовательская), характерная для студентов старших курсов, – написание научных статей и докладов, участие в научно-исследовательской работе; участие в разработке проектов, в конференциях, олимпиадах, конкурсах; выполнение курсовых и дипломных работ, творческих заданий и т.д. [6].

Для выполнения самостоятельной работы студенты обеспечиваются: заданиями, раскрывающими цель, содержание, форму отчетности и контроля выполненной работы; методическими указаниями по проведению самостоятельной работы, направленными на повышение ее эффективности; информационными ресурсами, в том числе электронными (УМК, учебниками, учебными пособиями, руководствами, практикумами, обучающими программами, пакетами прикладных программ и др.).

Методическое обеспечение, разрабатываемое преподавателями, может быть представлено как в виде печатных изданий, так и в виде ЭОР [20].

Например, для выполнения курсовой и дипломной работы студентов по направлению подготовки «Технология полиграфического и упаковочного производства» студентам предлагается проработать методические указания, разработанные преподавателями кафедры. В документе рассмотрен порядок выполнения курсовых проектов и работ по дисциплинам: «Процессы и аппараты», «Производство полимерной упаковки», «Основы упаковочного производства». Приведены требования к оформлению пояснительной записки и графического материала, а также примерные темы курсовых проектов и работ.

Работая самостоятельно с предложенными методическими указаниями, студенты приобретают опыт проведения необходимых расчётов, оформления нормативных документов, библиографического списка, а также развивают умения формулировать цели, задачи проекта, анализировать данные и формулировать выводы по проделанной работе.

Темы курсовых и дипломных проектов выбираются в соответствии с программой дисциплины и направлением подготовки бакалавров. Темы могут быть выбраны студентами самостоятельно, если они глубоко изучили технологию производства и представляют пути дальнейшего развития отрасли и должны соответствовать следующим критериям: быть актуальными; отражать реальные задачи и современные тенденции совершенствования и развития производства в исследуемой области; содержать элементы научных исследований и анализа.

Для повышения эффективности организации самостоятельной работы студентов проводится следующая работа: разработка методических пособий, рекомендаций и указаний, направленных на обеспечение самостоятельной работы студентов; формирование фонда учебной и учебно-методической литературы на бумажном и электронном носителях; использование современных информационных технологий [19].

Таким образом, в современных условиях среди особо востребованных качеств личности можно выделить такие, как активность, инициативность, предприимчивость, способность достигать поставленных целей при решении жизненно важных проблем и профессиональных задач. Перечисленные качества успешно формируются при развитии у студентов самостоятельности в результате систематического применения преподавателями вузов комплекса инновационных педагогических подходов.


Библиографическая ссылка

Чупрова Л.В., Муллина Э.Р., Мишурина О.А., Ершова О.В. РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 9. – С. 162-165;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35146 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674