Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ТРАЕКТОРИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Кударинова А.С. 1 Ашимханова Г.С. 1 Тебенова К.С. 1 Садвакасова Н.А. 1 Туганбекова К.М. 1
1 РГП на правах хозяйственного ведения «Карагандинский государственный университет имени академика Е.А. Букетова» Министерство образования и науки Республики Казахстан
В данной публикации рассматривается процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Для успешной коррекции и социализации детей с особыми образовательными потребностями необходимо создавать такие условия, в которых возможна реализация непрерывного инклюзивного образования. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Основными результатами инклюзивного образования являются: повышение толерантности по отношению к людям с ограниченными возможностями, социальная адаптация детей с особыми образовательными потребностями и их психолого-педагогическая и медицинская поддержка, а также коррекция недостатков.
инклюзивное образование
ограниченные возможности
особые образовательные потребности
комплексная поддержка
включение
интеграция
1. Бахарев А.В. Инклюзивное образование: психолого-педагогические проблемы детей с ограниченными возможностями // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11–5. – С. 1143–11461.
2. Кударинова А.С., Матай К. Социально-психологическое сопровождение инклюзивного образования. – С. 141–144 // сб.ст. Инклюзивное образование: опыт развития в регионе. – Караганды: Фирма баспаханасы «PRINT», 2014.
3. Прописные истины никто не отменял / сост. Г.Г. Червякова; под ред. Л.А. Поповой. Алматы, 2007. – 64 с.
4. Тебенова К.С., Кударинова А.С., Г.С. Ашимханова. Инклюзивти билим беру жагдайында психикалык дамуы тежелген балалардын мектепке оқытуга психологиялык дайындыгы // Aktualni vymozenosti vedy-2014: Materialy X mezinarodni vedecko-prakticka conference. – Dil 7. Pedagogika.: Praha. Publishing House «Education and Science» s.r.o-112 stran.
5. Электронное правительство РК//http://egov.kz.

В Республике Казахстан, согласно основополагающим международным документам в области образования, принят принцип равных прав на образование для всех категорий детей. Это закреплено в Конституции РК, Законах РК «Об образовании», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», «О специальных социальных услугах» [1].

Наиболее полно этот принцип отражает инклюзивное образование. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении [2].

В настоящее время в Республике насчитывается 138513 детей с особыми образовательными потребностями. Из них детей школьного возраста – 93740; детей дошкольного возраста – 44773 [3].

Для успешной коррекции и социализации детей с ООП необходимо создать такие условия, в которых возможна реализация непрерывного инклюзивного образования по типу детский сад – школа – учреждения профессионального обучения.

Однако здесь мы сталкиваемся с проблемой: сегодня нет единого определения применительно к процессам, происходящим в детских дошкольных учреждениях.

Наиболее распространенной формулировкой является определение инклюзии в дошкольных учреждениях как процесса создания надлежащей среды для всех детей, что, в свою очередь означает необходимость адаптировать программы воспитания и обучения к потребностям и интересам детей, а не наоборот. Это также подразумевает организацию возможностей для активного участия всех детей – типично развивающихся и детей с ограниченными возможностями – в занятиях, которые имеют место в их общей группе детского сада.

Основными результатами инклюзивного дошкольного воспитания являются: повышение толерантности по отношению к людям с ОВ, социальная адаптация детей с ООП, их ранняя поддержка и коррекция недостатков.

В настоящее время инклюзивным дошкольным образованием охвачены такие категории детей с ООП, как дети с умственной отсталостью, ЗПР, нарушениями слуха и зрения. Но количество детских садов, имеющих инклюзивные группы, очень мало.

Школьное инклюзивное образование имеет гораздо большую правовую и финансовую базу. Согласно Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы планируется к 2020 году увеличить до 70 % долю школ, создавших условия для инклюзивного образования, от их общего количества.

Главными условиями для реализации успешного инклюзивного образования в общеобразовательных школах являются:

1. Принятие всех принципов инклюзивного образования и готовность к его внедрению.

2. Включение детей в общий учебный процесс, а не создание специальных классов.

3. Адаптированный учебный план, адаптированная система выставления оценок, адаптированное преподавание.

4. Признание права детей с ООП на образование всеми участниками учебного процесса (одноклассники, учителя, родители).

5. Всесторонняя комплексная поддержка со стороны всех специалистов (дефектолог, логопед, психолог).

6. Обеспечение специальными техническими средствами детей с ООП.

Третью ступень непрерывного инклюзивного образования составляют профессиональные учреждения образования. В нашей республике распространена практика подготовки детей с ОВЗ в средних специальных образовательных учреждениях. Подготовку кадров из числа лиц с ограниченными возможностями ведут 178 колледжей. Контингент данной категории студентов составляет около 3 тысяч человек [4].

Огромный потенциал в плане реализации реабилитационных возможностей детей с ООП принадлежит высшему образованию. Преимуществами высшего образования для лиц, имеющих проблемы со здоровьем, является широкий выбор профессий и специальностей, высокий уровень профессиональной подготовки и конкурентоспособности выпускников. Кроме всего прочего, учеба в университете расширяет кругозор, развиваются интеллектуальные способности, формируются навыки социальной ориентации и общения. В результате трудовая деятельность в качестве дипломированного специалиста дает возможность людям с ограниченными физическими возможностями самореализовываться в жизни, преодолевать социальную обособленность, интегрироваться в коллектив, в общество.

Успешной интеграции в студенческую среду студентов с ООП способствуют качественные новообразования, приобретенные ими в результате профориентационной работы в период довузовской подготовки: знания по дисциплинам довузовской подготовки, базовые общепедагогические и общепсихологические знания, знания в области психологии труда и профессий, общая ориентировка в мире профессий, владение терминологией, необходимой для освоения профессией, мотивация к учебной деятельности, ценностное отношение к профессиональной деятельности, осознание необходимости в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании, развитые отдельные способности, умения, навыки, необходимые при овладении учебной и трудовой деятельностью и др. [5].

На основе анализа содержания государственного образовательного стандарта подготовки будущих педагогов-дефектологов сформулированы профессиональные ценностные ориентации, лежащие в основе профессиональных компетенций будущих педагогов специального образования, а именно:

– равное отношение к каждому ребенку независимо от его недостатков;

– вера в ребенка как стремление к положительному (продуктивному) результату;

– толерантность и индивидуальный подход ко всем детям;

– личная ответственность к образованию детей с ОВР;

– создание и поддержание коррекционно-образовательной среды для развития ребенка с ОВР;

– творческий подход к организации коррекционно-образовательного пространства;

– адаптация к работе в условиях общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений;

– сотрудничество и диалог с детьми, родителями и родственниками;

– кооперация с коллегами и специалистами разного профиля и уровня;

– эрудированность в вопросах психолого-педагогического консультирования;

– уважение к личности собеседника независимо от состояния здоровья;

– кооперация с коллегами и специалистами разного профиля и уровня;

– достижение объективного результата обследований ребенка;

– развитие профессиональных знаний, умений и навыков;

– стремление к истине (научно-исследовательская деятельность);

– помощь и поддержка детей с ОВР и их семей в процессе социализации;

– открытость в профессиональной деятельности.

Активное их включение в вузовскую жизнь наравне с остальными сверстниками демонстрирует студентам с ООП в процессе общения с одногруппниками их собственный реалистический образ. Сравнивая свои возможности, мотивы и успехи в учебной деятельности с чужими достижениями, они имеют возможность развить самооценку и уверенность в своих силах, убедиться в правильности выбора профессионального пути.

Также кроме обеспечения детей с ООП обязательным образованием необходимо развивать такие направления, как дополнительное образование в виде кружков, курсов, клубов по интересам и т.д.


Библиографическая ссылка

Кударинова А.С., Ашимханова Г.С., Тебенова К.С., Садвакасова Н.А., Туганбекова К.М. ТРАЕКТОРИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 9. – С. 149-151;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35142 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674